L3 - Танкетка (Италия) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
L3 (CV3/33, CV3/35, CV3/38)
Carro Veloce
Разработана фирмой Fiat-Ansaldo на базе английской танкетки Carden-Loyd Mk.VI (Carro
Veloce 29). С 1933 по 1944 год несколькими сериями в различных модификациях
произведено 1400 танкеток.
Серийные модификации:
CV3/33 - корпус: клепаной конструкции, с рациональными углами наклона. Танкетки
первых выпусков имели ходовую часть, где последняя пара опорных катков
соединялась рамой с направляющим колесом. У машин второй серии с направляющим
колесом соединялся только один опорный каток. Вооружение: 6,5-мм пулемет Fiat 14
(1 серия), 8-мм пулемет Fiat 35 (2 серия).
CV3/35 - спаренные пулеметы Fiat 35 (CVЗ/35 I) или Breda 38 (CV3/35 II). У
модификации CV3/35 II по сравнению с CV3/33 усилили подвеску, а также уменьшили
отверстия смотровых щелей и выхлопных труб.
CV3/38 - модификация образца 1938 года. Изменена конструкция подвески и
установлено новое вооружение: пулемет Breda калибра 13,2 мм (для итальянской
армии), пулемет Madsen калибра 13,2 мм (для бразильской армии), пушка Solothurn
калибра 20 мм (противотанковые танкетки).
CV3/35 (CVЗ/38) LF - огнеметный вариант с запасом огнесмеси в бронированном
прицепе. Боевая масса - 4,7 т. Габариты, мм: 5670x1500x1300. Вооружение: огнемет
и пулемет Fiat 35 (Breda 38). Боекомплект: 500 л огнесмеси и 1820 патронов.
CV3/35
CV3/33 (1 серия)
Кроме вышеперечисленных модификаций небольшими сериями выпускались
радиофицированные танки CV3/35 R, танкетки БРЭМ, зенитные танкетки, вооруженные
8-мм пулеметами Breda 38, способные стрелять по самолетам.
В начальный период Второй Мировой войны танкетки L3 (общее наименование для
всего семейства) составляли основу бронетанкового парка итальянской армии. Всего
из них было сформировано 26 батальонов и 3 группы эскадронов.
В нападении на южные районы Франции участвовало три таких батальона. В Греции и
Югославии воевала 131-я танковая дивизия «Чентауро», в которую входили 7-й, 8-й,
31-й, 32-й батальоны.
С началом боевых действий в Северной Африке Commando Carri Armati della Libia
имело в своем составе четыре батальона L3. В Абиссинии и Сомали (итальянская
Восточная Африка) Commando Truppe Africa Orientale включало также четыре
батальона танкеток. Еще несколько батальонов имелось в составе полковых групп,
специальной танковой бригады и 132-й и танковой дивизии «Ариэте».
В ходе боевых действий выяснилось, что, несмотря на маневренность и
быстроходность, танкетки семейства L3 не могли противостоять пушечным машинам
противника. Поэтому с начала 1941 года танкетки L3 постепенно заменялись в
боевых частях танками М13/40 и L6/40 и использовались, главным образом, против
партизан.
После капитуляции Италии часть машин досталась югославским партизанам, часть
хорватским войскам («Черная легия») и германскому вермахту, который использовал
их для антипартизанских операций в Югославии. Более того, по заказу германских
властей в 1944 году собрали еще 17 танкеток L3. Этими машинами оснащались
танковые группы RSI (Итальянской фашистской республики Сало) «Леончелло» и «Леонесса».
В 30-х годах значительное количество танкеток было поставлено по экспорту: в
Афганистан, Албанию (6 штук), Австрию, Боливию, Бразилию, Болгарию, Венгрию,
Испанию, Ирак и Китай.
CV3/33 (2 серия)
CV3/38
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКЕТКИ CV3/35
БОЕВАЯ МАССА, т: 3,5.
ЭКИПАЖ, чел.: 2.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 3150, ширина - 1500, высота - 1300, клиренс -
190.
ВООРУЖЕНИЕ: 2 пулемета Fiat 35 или Breda 38 калибра 8 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 2170 патронов для Fiat 35 или 1896 патронов для Breda 38.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб - 15, борт - 9, корма - 9.
ДВИГАТЕЛЬ: Fiat CV3, 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного
охлаждения; мощность - 43 л.с. при 2600 об/мин; рабочий объем - 2746 см³.
ТРАНСМИССИЯ: карданный вал, главный фрикцион, пятискоростная коробка передач,
дифференциал.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: семь опорных обрезиненных катков на борт, четыре сблокированы в
две тележки, остальные закреплены индивидуально, вместо поддерживающих роликов -
направляющий желоб, ведущее колесо переднего расположения.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 42.
ЗАПАС ХОДА, км: 150.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 45; высота стенки, м - 0,65;
ширина рва, м - 1,45; глубина брода, м - 0,7.
Бронеколлекция, №4, 1998, М. В. Коломиец, И. Б. Мощанский - Бронетанковая техника Франции и Италии (1939-1945)