Бронетанковая техникА японской империи | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Перечень БТТ Японской Империи (73) |
БРОНЕТАНКОВАЯ ТЕХНИКА ЯПОНСКОЙ ИМПЕРИИ
История ведёт отсчёт второй мировой войны по «европейским» событиям - с 1
сентября 1939 года. Но Япония начала «свою» вторую мировую в Азии несколько
раньше, в июле 1937-го, широкомасштабной агрессией против Китая. Все дальнейшие
её действия в континентальной Азии и на островах Тихого океана вплоть до
перехода в 1943 году к стратегической обороне были связаны единой целью создания
«сферы сопроцветания Великой Восточной Азии». Боевые действия разворачивались с
большим размахом, на разнообразной местности, в самых различных климатических
условиях. И повсюду японцы в той или иной степени использовали свою
бронетанковую технику (БТТ).
Работы по созданию танковых сил японское военное руководство начало на рубеже
1920-х годов с изучения опыта стран, широко применявших танки в первую мировую
войну. В 1917-1923 годах закупались и испытывались английские танки Mk IV, Mk А
«Уиппет», французские «Рено» FT-18 и М21 «Шенильет». Первая танковая группа была
сформирована в апреле 1925 года из танков «Уиппет» и «Рено». В 1927-1930 годах
испытывались английские танки «Виккерс» Mk C, «Виккерс» 6-тонный и танкетка «Карден-Лойд»
Mk VI, французский лёгкий танк «Рено» NC-27. Закупленные во Франции «Рено» FT-18
(«Ко-Гата») и NC-27 («Оцу») оставались в строю вплоть до 1940 года - часть «Оцу»
даже оснастили японскими дизельными двигателями.
От использования исключительно зарубежных образцов к развитию собственного
танкостроения Япония перешла в конце 20-х годов. В 20-30-е годы было разработано
16 образцов танков, серийно же производились только семь из них. Производством
бронетанковой техники занимался ряд фирм - «Токио Гасу Дэнки» (впоследствии -
«Токио Дзидоша» и «Хино Дзидоша»), «Исикавадзима Дзидоша Сейсакусио» (с 1933
года входила в компанию «Дзидоша Косио»), концерн «Мицубиси», ставший ведущим
производителем БТТ (за 1931-1945 годы произвёл 3850 танков из общего числа
6600), «Кобэ Сейкошо», «Ниигата Теккошо», а также арсеналы в Нагоя, Осаке,
Сагами, Кокура. Производство развивалось медленно: в 1931-1935 годах японская
армия получила 574 танка. Боевые действия против Китая в 1937 году Япония
начала, имея в Маньчжурии всего 400 боевых машин. К середине 1939 года было
изготовлено 2020 танков, в войсках же имелось всего 720. Для сравнения -
Германия в сентябре 1939 года располагала 3195 танками, а к июню 1941 года -
5639; СССР к июню 1941 года - около 22 600. Развитие производства танков в
Японии можно проследить по годам: 1939 г. - 462, 1940 г. - 1023, 1941 г. - 1024;
самый высокий уровень годового производства был достигнут в 1942-м - 1191. Всего
за 1941-1945 годы в Японии выпустили около 3600 танков. В Германии за один
только 1942 год - 6200, а в СССР - 24 446 танков.
Так что танковый парк японской армии всегда был немногочисленным - к концу 1943
года он составлял немногим более 2000 единиц. Даже самое крупное объединение -
Квантунская армия, насчитывавшая в это время 1 млн. человек, имела лишь 550-600
танков и бронемашин. К августу 1945 года эта группировка располагала 1150
танками. Танкостроение явно не относилось к числу приоритетных отраслей
экономики: гораздо больше средств и усилий вкладывалось в военное судо-,
авиастроение, а также в производство стрелкового оружия и средств ПВО. Такая
ориентация военной промышленности объяснялась планами ведения войны прежде всего
в районах Тихого океана и в специфических условиях Дальнего Востока.
Недостаточно было развито в Японии авто- и моторостроение. При постоянном
дефиците ресурсов это сильно ограничивало возможности танковой промышленности
Японии, что проявилось не только в количестве построенных машин, но и в их
качественных характеристиках. К концу войны интерес японского руководства к
танкостроению ещё более снизился. Так, принятая 25 января 1945 года «Программа
чрезвычайных мер, необходимых для достижения победы» приоритет в производстве
вооружений отдавала строительству самолётов. Заметим, что в середине 30-х годов
японское военное руководство считало достаточным при численности армии в 2,3
млн. человек иметь до 2150 лёгких и 3855 средних танков. Численность вооружённых
сил во время войны была доведена до 7,2 млн. человек, а вот желаемого уровня
танкового производства достичь так и не удалось.
Японские уставы и наставления рассматривали танки в основном как средство
сопровождения пехоты в бою и ближней разведки. В наставлении по подготовке
танковых частей, изданном в конце 1935 года, указывалось, что «основное
назначение танков - бой в тесном взаимодействии с пехотой». Поэтому
самостоятельных крупных соединений не создавалось. К 1937 году было сформировано
два отдельных танковых полка, две механизированные бригады и 21 бронеотряд в
составе пехотных и охранных дивизий. К началу следующего года в японской армии
имелось уже четыре танковых полка и четыре механизированные бригады. К моменту
развёртывания в конце 1941 года широкомасштабных действий на тихоокеанском
театре в японской армии имелось 18 отдельных танковых полков. Только с
признанием за танками самостоятельных задач приступили к созданию танковых
дивизий. В 1941 году смешанную механизированную бригаду в составе Квантунской
группировки в Маньчжурии реорганизовали в 1-ю и 2-ю танковые группы (дивизии) -
до 400 лёгких и средних танков в каждой. По штату дивизия включала: две танковые
бригады по два полка (по пять рот в полку), мотопехотный полк, разведывательные,
артиллерийские, противотанковые, транспортные подразделения. Тогда же в десяти
пехотных дивизиях появились танковые роты по 9 машин, подобные роты ввели также
в 1-й и 4-й специальные морские десантные отряды. Танковые отряды появились и в
усиленных пехотных дивизиях типа «А» и «А1»: дивизия типа «А» имела 7, типа «А1»
- 81 танк. Подобные дивизии входили в состав Квантунской армии. Отдельные
танковые роты (как правило, по 4 танка) находились в резерве главного
командования. Танковые части придавались армиям при подготовке наступления. Так,
14-я японская армия (впоследствии - 14-й фронт), выделенная для захвата
Филиппин, включала два танковых полка (4-й и 7-й), 15-я армия, нацеленная на
Таиланд и Бирму, - три полка (1-й, 2-й и 14-й). 25-я армия в Малайе получила
1-й, 6-й и 14-й полки. В конце 1942 года в Маньчжурии была сформирована 3-я
танковая дивизия, а осенью 1944 года в самой Японии - 4-я. Впрочем, дивизии
(группы) были скорее административной, нежели тактической единицей и в полном
составе применялись крайне редко: 2-я на Филиппинах в конце 1944-го - начале
1945 года, 3-я - во время наступления в Китае весной 1944 года. Оно и понятно,
на большинстве театров сами природные условия мало способствовали массированному
применению танков и бронемашин. К августу 1945 года в армии имелось 4 танковые
дивизии и 6 танковых бригад. Интересно отметить, что в июле 1942 года при
подготовке к боевым действиям против СССР в рамках Квантунской армии была
сформирована 1-я танковая армия (1-я и 2-я танковые дивизии), никак, впрочем,
себя не проявившая. Состав конкретных частей и соединений не был однородным и
зависел от наличия материальной части, времени формирования и дислокации.
Отдельная танковая бригада в Маньчжурии включала два танковых полка, пехотный
батальон, артиллерийский дивизион, инженерный и ремонтный батальоны. Каждая рота
имела 10 лёгких или средних танков и 6-8 грузовых автомашин. Танковая дивизия в
Маньчжурии с 1944 года включала одну бригаду и имела по штату 127 лёгких (из них
40 - «резервных») и 249 средних танков. В частях, действовавших на островах, доля
лёгких танков оказывалась больше. В Малайе воевали смешанные танковые роты по 10
средних и два лёгких танка в каждой.
Основными задачами танков в бою считалась борьба с огневыми точками противника и
его полевой артиллерией, не подавленными в ходе артподготовки, а также
проделывание проходов пехоте в заграждениях. Предполагалась организация
взаимодействия на поле боя с полевой артиллерией и авиацией. Танковые
подразделения могли посылаться в так называемые «ближние рейды» за передний край
обороны противника на глубину не более 600 м. При этом, нарушив его систему
обороны, танки должны были возвращаться к своей пехоте и поддерживать её атаку.
Первый эшелон боевого порядка, как правило, составляли малые танки, ведущие
своего рода боевую разведку и вскрывающие систему огня противника. За ними
следовали лёгкие и средние танки с пехотой. Такая схема более соответствовала
условиям поля боя 20-х годов.
Наиболее манёвренным видом действий были «глубокие рейды» танковых подразделений
вместе с кавалерией, моторизованной пехотой и сапёрами на автомашинах, полевой
артиллерией. Например, при высылке разведотрядов в них (согласно полевому уставу
1938 года) включали 1-2 взвода танков или бронеавтомобилей вместе с 1-2
эскадронами конницы и мотопехотой. Разведотряды действовали на глубину до 25-30
км и дробились на дозоры в составе отделения пехоты или конницы и 1-2 танков или
бронемашин. На марше танки могли придаваться авангарду с задачей уничтожения
противника, препятствующего продвижению, или захвата важных рубежей. При этом
они должны были передвигаться «скачками» впереди авангарда или по параллельной
дороге. В сторожевом охранении 1-2 танка могли выделять в состав поста.
В обороне их использовали для проведения частных контратак или ведения огня из
засады. В качестве неподвижных огневых точек нередко использовали устаревшие
машины типа «Оцу» (NC-27). Борьба с танками противника допускалась только в
случае крайней необходимости. Правда, к концу войны японские наставления уже
рассматривали танки как наиболее эффективное сухопутное противотанковое
средство.
Уставы и тактические руководства японской армии в целом составлялись в духе
манёвренности и внезапности, заимствуя ряд положений из немецких уставов.
Ограниченный круг задач танков, казалось бы, противоречил общим требованиям и
соответствовал скорее «позиционным» формам. Однако тактические взгляды японского
командования были тесно связаны с небольшим количеством и невысокими в целом
характеристиками имевшейся БТТ.
Против легко вооружённого противника, не обладающего достаточным количеством
противотанковых средств, японская тактика вполне себя оправдывала, как это было
в Китае, Бирме, Малайе, Голландской Индии, где танки добивались успеха одни или
в сопровождении пехоты. Но уже в боях на р. Халхин-Гол большой урон японской БТТ
нанесли 45-мм танковые и противотанковые советские пушки. Кстати, и собственные
противотанковые средства японцев оказались эффективнее своих же танков. Наши
войска отмечали медлительность последних в бою. Не менее серьёзный урон несли
японские танкисты и в боях на островах с американскими войсками в 1943-1945
годах. В боях с Советской Армией в августе - сентябре 1945-го японские танки
фактически себя не проявили и были захвачены в основном в парках. Исправные
трофейные машины передали Народно-освободительной армии Китая: в Пекин НОАК
торжественно вступала на японских танках. С другой стороны, 543 японских танка
не без помощи американцев получила гоминьдановская армия Чан Кайши.
Танковые войска Японии имели достаточно обученный младший состав
механиков-водителей, артиллеристов, радистов, подготовка которых занимала два
года. Офицеры же набирались из числа общевойсковых и проходили обучение в
офицерской танковой школе переподготовки в течение всего 3-6 месяцев и даже в
танке не расставались с офицерским мечом.
ОБОЗНАЧЕНИЯ ЯПОНСКОЙ БТТ
Числовые обозначения образцам вооружения и боевой техники в Японии с 1930 года
давались в соответствии с летосчислением «от основания Империи» («кигэнсэцу»,
660 г. до н. э.). До 1940 года обозначения были полными или по последним двум
цифрам: так, образцу 1934 года соответствовало обозначение «Тип 2594», «2594»
или «94»; 1940 года - «Тип 100» (далее будет приводиться как полное обозначение
моделей, так и сокращённое, двузначное). С 1941 года использовалась только
последняя цифра: «Тип 1» соответствовал модели 1941 года, «Тип 2» - 1942 года и
т. д. Поэтому в тексте встречаются одни и те же «цифровые» обозначения разных
танков и их элементов (скажем, 47-мм пушка «Тип 100» и дизель «Тип 100», 37-мм и
47-мм пушки «Тип 1»). Кроме того, машина получала название, составленное из
обозначения типа и «счётного» иероглифа - например, «Чи-Ха» и «Чи-Хе», «Хо-Ро» и
«Хо-Ни». Числительное соответствовало обычно не порядку принятия на вооружение,
а номеру разработки. Впрочем, это правило иногда нарушалось: так, «Ха-Го»
состояло из «счётного» иероглифа «три» и слова «модель», а «Ка-Ми» составлялось
из слова «плавающий» и первого слога названия фирмы «Мицубиси». Иногда
бронемашины получали имена собственные по названиям фирм или арсеналов - «Сумида»,
«Осака». Ряд японских танков и бронемашин - в основном опытных - обозначаются в
литературе (включая японскую) латинскими аббревиатурами, которые также
используются в данном издании.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯПОНСКОЙ БТТ
Разработка БТТ и её элементов в Японии была подчинена строгой системе. Если
рассматривать только номенклатуру БТТ, созданной в 30-40-е годы, можно увидеть,
что она в целом отвечала требованиям времени и составляла вполне
сбалансированную систему бронетанкового вооружения:
1) малые танки и бронеавтомобили в качестве машин боевой разведки и охранения,
2) лёгкие и средние танки в качестве боевых машин,
3) тяжёлые танки усиления,
4) самоходные противотанковые пушки,
5) самоходные орудия поддержки, а также «артиллерийские» танки в качестве
«штурмовых» САУ,
6) самоходные зенитные установки на танковом шасси,
7) бронетранспортёры для пехоты,
8) бронетягачи высокой проходимости,
9) плавающие танки и бронетранспортёры,
10) специальные машины - командирские, передовых наблюдателей, химические,
инженерные и инженерно-штурмовые танки, мостовые танки, БРЭМ, самоходные краны.
Однако ограниченные возможности производства, его неравномерность и
недостаточный технический уровень не позволили использовать достоинства этой
системы. «Массово» производились, по сути, только несколько - менее десятка -
моделей малых, лёгких и средних танков. Небольшой выпуск колёсных и
полугусеничных бронемашин можно объяснить как расчётом на труднопроходимую
местность, так и сравнительно слабым развитием автостроения, что лишало такие
машины их главного достоинства - дешевизны и быстроты производства.
Японские танки в целом отличались малым весом, лёгким бронированием,
удовлетворительной подвижностью. Шасси танков стремились приспособить к условиям
местности, на которой им предстояло действовать. Удельное давление на грунт для
большинства танков находилось в пределах 0,7-0,8 кг/см2, что обеспечивало
неплохую проходимость. В то же время танки имели недостаточную огневую мощь,
примитивные приборы наблюдения, были плохо оснащены средствами связи. Собирались
танки на каркасе, сварка заменила клёпаные соединения только в начале 40-х
годов. Внутренний объём машин максимально «ужимался» в расчёте на низкорослость
экипажей. Танки имели множество лючков, облегчавших обслуживание и ремонт
агрегатов, но ослаблявших бронелисты.
Положительной чертой было создание и широкое использование двухтактных дизельных
двигателей, позволивших сгладить остроту такой проблемы, как постоянная нехватка
бензина. Дизели семейства «Тип 100» 6-, 8- и 12-цилиндровые имели единые размеры
цилиндро-поршневой группы.
Интересно также применение на танках разных классов одинаковой схемы подвески,
одних компоновочных решений, одинаковой конструкции командирской башенки и т. п.
Это облегчало освоение машин экипажами, ремонт и, до некоторой степени,
производство.
Японцы среди первых приняли установку на боевых машинах курсовых пулемётов, а
вот для пулемётов в башне упорно предпочитали независимую установку спаренной.
Неплохой конструкцией отличалась 47-мм танковая пушка «Тип 1».
Несомненной удачей японского танкостроения периода второй мировой войны явились
плавающие танки.
Серийные САУ выполнялись на готовом танковом шасси, орудие и экипаж
удовлетворительно защищались только спереди. Как и в Германии, в Японии с
середины войны заметен резкий рост интереса к самоходным противотанковым пушкам,
однако произведено их в отличие от Германии было очень немного. Так, из всех
танковых шасси, произведённых «Мицубиси», только полсотни были построены для САУ.
В заключение несколько слов о внешнем виде японских танков и бронемашин. Окраска
их была весьма разнообразна и зависела в основном от места службы. Скажем, в
Китае и Маньчжурии использовалась деформирующая четырёхцветная окраска - хаки,
коричневый, жёлтый, чёрный. Нередки были две волнистые жёлтые черты,
пересекающие машину от носа к корме и от борта к борту. С 1941 года на островах
Тихого океана преобладала пятнистая окраска из цветов «выжженной травы»,
зелёного, коричневого, реже - чёрного. Ходовая часть окрашивалась в цвет
«выжженной травы» охрой, придававшей ей к тому же дополнительную
антикоррозионную стойкость.
Из употреблявшихся эмблем упомянем практически обязательный флаг, рисовавшийся
на борту башни или нижнем лобовом листе. У «армейских» танков это был обычно
государственный флаг Японии с круглым восходящим солнцем, а на верхнем лобовом
листе, как правило, крепилась выштампованная пятиконечная звезда - армейская
эмблема. Небольшие звёзды вместе с номером рисовались также трафаретом на
кормовом листе корпуса слева. Танки военно-морских десантных отрядов несли на
себе изображение флага с красным солнцем с 16 лучами и выштампованный якорь.
Танки имели свои номера. Четырёхзначные составлялись из двух частей: первые две
цифры - тип танка (скажем, «95» или «89»), последние - порядковый номер. С
ростом производства их сменили трёхзначные - порядковые - номера. В эмблемах и
тактических обозначениях частей популярны были такие традиционные символы, как
цветок сакуры, бамбуковый лист, стилизованная хризантема, «солнечные» и «лунные»
символы.
В надписях и обозначениях рот не было строгой регламентации. Для удобства
опознавания их эмблемы делали самым выделяющимся элементом окраски. Танки
командиров рот могли помечаться простыми знаками вроде окружности на борту,
прямой или прерывистой полосой на башне. На многих фотографиях встречаются танки
с надписями (разумеется, иероглифами) типа «Патриотизм» или «Великая Азия». На
башнях танков и бронемашин выводили также иероглифы из названий рот (часто - по
именам японских рек, гор) или катаканы - сокращённых имён их командиров. Надписи
наносились белым или голубым цветом.
Производство танков и САУ В Японии
1931 - 12 единиц / 1932 - 21 единиц / 1933 - 112 единиц / 1934 - 161 единиц /
1935 - 403 единиц / 1936 - 360 единиц / 1937 - 325 единиц / 1938 - 287 единиц /
1939 - 462 единиц / 1940 - 1023 единиц / 1941 - 1024 единиц / 1942 - 1191 единиц
/ 1943 - 790 единиц / 1944 - 401 единиц / 1945 - 142 единиц = 6614 танков и САУ
ПРОТИВОТАНКОВЫЕ САМОХОДНЫЕ УСТАНОВКИ (ОПЫТНЫЕ)
На шасси малого танка «94» была разработана самоходная 47-мм противотанковая
пушка - орудие крепилось в кормовой части «стволом назад» и прикрывалось
бронещитом.
Интерес к противотанковым САУ возрос к концу войны. В 1945 году на шасси «Ха-Го»
была создана, но не пошла в серию 47-мм самоходная противотанковая пушка «Тип 5»
(«Хо-Ру»). Пушка крепилась в наклонном лобовом листе открытой сзади рубки.
Начальная скорость 1,7-кг снаряда составляла 820 м/с. В том же году на шасси,
аналогичном «Ха-То», построили опытную самоходную 75-мм пушку «Ha-То» с задним
расположением боевого отделения и средним - отделения управления. В открытой
сверху и сзади кормовой рубке устанавливалась пушка «Тип 2», аналогичная пушке
танка «Чи-То». Другой вариант «Ha-То» предполагал закрытую рубку.
В опытном порядке на шасси среднего «Чи-Ри» была разработана 40-тонная полностью
бронированная противотанковая САУ («истребитель танков») «Хо-Ри» с задним
расположением боевого отделения (рубки) со 105-мм пушкой и передним - отделения
управления. В лобовом листе корпуса, как и в танке, крепилась 37-мм пушка.
Толщина брони - 30 мм, экипаж - 6 человек, скорость по шоссе - до 40 км/ч.
ХИМИЧЕСКИЕ МАШИНЫ
На базе лёгких и средних танков в Японии создавались огнемётные танки,
вооружённые двумя-тремя огнемётами и двумя пулемётами. Часть этих танков
оснащалась плужными тралами, что превращало их в средство для штурма позиций,
прикрытых минными полями.
На базе закупленных в Англии танкеток «Карден-Лойд» Mk VI и собственных малых
танков выпускались «химические» машины дымопуска.
РАДИОУПРАВЛЯЕМЫЕ БРОНЕМАШИНЫ
Интересным экспериментом стало создание в предвоенные годы телеуправляемых
танкеток для разведки и преодоления минных полей и доставки подрывных зарядов к
фортификационным сооружениям. Работы в этом направлении велись в 30-е годы во
многих странах, включая СССР и Германию. Япония же начала их одной из первых:
ещё в 1929 году проходила испытания «телетанкетка», упоминаемая как «Нагаяма»,
на гусеничном шасси малого коммерческого трактора «Фордзон».
Управление «телетанкеткой» - ручное, с передачей команд по радиоканалу. На базе
танка «Те-Ке» была построена радиофицированная машина для управления этими
танкетками на поле боя. Однако до серийных образцов дело не дошло.
Бронеколлекция, №3, 1995, С. Л. Федосеев - Бронетанковая техника Японии.
1939-1945 гг.