Universal Carrier MG - Бронетранспортер (Австралия)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Бронетранспортёр Universal Carrier MG
Бронетранспортёр Universal Carrier («Универсал Карриер») оказался самой распространённой гусеничной машиной Второй мировой войны. С 1937 по 1945 г. их выпустили более 90 000 единиц.
Английский «Универсал» Mk I (Mk II / Mk III) являлся основным серийным вариантом, разработанным фирмой Vickers-Armstrong в начале 1930-х гг. на базе артиллерийского тягача с подвеской лёгкого танка «Виккерс». Он имел открытый сверху корпус прямоугольной формы. Бензиновый автомобильный двигатель находился в кормовой части и был небольшой мощности - всего 60 л.с.

Австралийский бронетранспортёр «Универсал Карриер» LP 1 со сварным корпусом

«Карриер 2-фнт. Тэнк Атак» с 2-фунтовой пушкой, установленной на платформе. Верхняя часть рубки срезана

Бронетранспортёр вооружался пулемётом «Брен», иногда противотанковым ружьём, предусматривалась и установка зенитного пулемёта.
Австралийский Universal Carrier MG, или LP 1 был очень схож с английским прототипом. Отличался лишь улучшенной конструкцией вентилятора охлаждения двигателя и дополнительными ящиками ЗИП на корме.
Но главным его достоинством являлся сварной корпус из австралийской броневой стали АВР 3.
Всего выпустили 160 машин этого типа. Первоначально все они использовались в учебных целях. Однако из-за нехватки бронетехники на Ближнем Востоке туда были направлены 50 БТР. Они участвовали в боевых действиях в 1941-1942 гг.

«Карриер 3-дм. Мортер» с 3-дм миномётом в корпусе. 1940 г.

Огнемётный «Универсал Карриер». Музей танковых войск в Латруне, Израиль

В 1940 г. собрали опытный образец с 2-фунтовой (40-мм) противотанковой пушкой, для чего верхнюю часть рубки пришлось срезать. На машину поставили гидравлический подъёмник для приведения пушки в боевое положение.
Затем БТР переделали в самоходный 3-дюймовый (76-мм) миномёт; усилили капот двигателя, что дало возможность вести огонь непосредственно с машины.
Установка такого вооружения привела к разработке шасси бронетранспортёра специально под пушку и миномёт. Эта модификация австралийского «Карриера» широко известна под индексом LP 2.
В варианте «под пушку» - «Карриер 2-фнт. Тэнк Атак» - несколько удлинили шасси, перенесли двигатель вперёд ближе к левому борту. В корме образовалась просторная платформа, на которую и установили 2-фунтовку.
Модификация «под миномёт» - «Карриер 3-дм. Мортер» - получила такое же удлинённое шасси, но в корме имела защищённое отделение для расчёта. Смонтировали и поворотное устройство, позволявшее вести круговую наводку при стрельбе. Однако миномёт можно было снимать с машины и открывать огонь и с земли.
Всего австралийских «Карриер» выпустили 5500 единиц. В основном они шли на экспорт.
На службе в армии Австралии БТР «Карриер» сохранялись до 1955 г.

«Универсал Карриер» LP 2 с удлинённым шасси

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕТРАНСПОРТЁРА «CARRIER 2-фнт. ТЭНК АТАК» LP 2
МАССА, кг: 5085.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 4300, ширина - 2000, высота - 1880.
ВООРУЖЕНИЕ: 2-фунтовое (40-мм) противотанковое орудие, 7,7-мм пулемёт Bren.
БОЕЗАПАС: 80 выстрелов в 10 кассетах на щите орудия.
ДВИГАТЕЛЬ: 8-цилиндровый Ford GAU, V-образный, карбюраторный, жидкостного охлаждения; мощность - 60 л.с.
МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, км/ч: 34.

Бронеколлекция, №2, 2010, В. ?. Шпаковский - Бронетехника армии Австралии