38M Toldi - Легкий танк (Венгрия) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Бронетанковая техника стран-союзников Германии
Венгрия
В самом популярном в 30-е годы танковом справочнике Ф. Хейгля, дважды
издававшемся в СССР в серии «Библиотека командира», Венгрии были отведены четыре
эмоциональные строки: «Трианонский договор запрещает Венгрии обладание
бронированными боевыми машинами. Однако в сердце каждого венгерца против этого
договора звучит протест: „Нет! Нет! Никогда!“
Из этой весьма своеобразной для справочного издания информации можно было
сделать вывод, что с условиями договора венгры не согласны.
Трианонским мирным договором, подписанным 4 июня 1920 года,
державы-победительницы в Первой мировой войне ограничили численность вооруженных
сил Венгрии (государства, возникшего, как известно, после распада в 1918 году
Австро-Венгерской империи) до 35 тыс. человек, запретив при этом иметь авиацию,
танки и тяжелую артиллерию. Исключение сделали для 12 бронеавтомобилей,
предназначенных для полицейской службы.
Попытки обойти ограничения договора предпринимались Венгрией неоднократно и
небезуспешно. В 1920 году тайно были приобретены 14 немецких легких танков LK-II.
Контрольная комиссия Антанты узнала об этом, но обнаружить танки не смогла.
Разобрав машины на части, венгры тщательно их спрятали. В 1928 году пять танков
собрали и ввели в состав 1-й танковой роты.
Следует отметить, что Англия, стремясь противопоставить Венгрию странам Малой
Антанты - Румынии, Чехословакии и Югославии, смотрела на нарушения Трианонского
договора сквозь пальцы. В результате в 1931 году венгры приобрели пять
итальянских танков FIAT 3000В, спустя год - английскую танкетку Carden-Loyd
Mk.VI, а в 1937-м -немецкий легкий танк Pz.IA.
В августе 1935 года в Италии была закуплена первая крупная партия боевых машин:
25 танкеток CV3/33, получивших венгерское обозначение 35М; в 1936 году - 125
танкеток CV3/35 (37М). Венгры установили на них свои 8-мм пулеметы образца
34/37М, выпускавшиеся по чешской лицензии фирмой Gebauer. Командирские машины
оборудовали квадратной командирской башенкой. Впоследствии танкетки воевали в
Югославии, а в 1941 году 65 машин участвовало в боевых действиях на
советско-германском фронте.
В 1938 году правительство Венгрии приняло план модернизации и развития
вооруженных сил. В частности, большое место отводилось мероприятиям по созданию
бронетанковых войск. Основной трудностью на этом пути стало отсутствие танков,
хотя венгерская промышленность была в состоянии выпускать современные боевые
машины. Для ускорения процесса пошли по пути приобретения лицензий.
В марте 1938 года шведской фирме Landsverk AB в г.Ландскрона заказали один
экземпляр танка Landsverk L60B. По прибытии в Венгрию он подвергся сравнительным
испытаниям вместе с немецким Pz.IA. Шведская машина продемонстрировала
несравненно лучшие боевые и технические характеристики. Ее и решили взять как
образец для легкого танка венгерского производства, получившего название 38М
Toldi.
Что касается средних танков, то тут дело обстояло несколько сложнее. Собственные
конструкции (танки Штраусслера V-3 и V-4) были еще далеки от завершения, а
попытки приобретения боевых машин за границей (танка LAGO фирмы Landsverk,
итальянского М11/39 и немецкого Pz.IV) закончились неудачей.
В начале 1940 года венгерские специалисты заинтересовались опытным средним
танком S-2c (Т-21) чехословацкой фирмы Skoda. Последний представлял собой
развитие известного легкого танка той же фирмы S-2a (LT-35), с которым венгры
смогли познакомиться в марте 1939 года, когда вместе с немецкими частями
оккупировали Чехословакию. В пользу Т-21 высказались специалисты Института
военной техники, по их мнению, это был лучший средний танк из всех реально
доступных. Немцев эта машина совершенно не интересовала, и они не возражали
против передачи ее венграм. После испытаний 7 августа 1940 года стороны
подписали лицензионный контракт. 3 сентября танк приняли на вооружение
венгерской армии под названием 40М Turan.
Попытки создать тяжелый танк собственной конструкции Tas („Тош“), вооруженный
немецкой 75-мм пушкой KwK 42, оказались безуспешными.
В 1943 году на базе танка Turan была разработана и серийно выпускалась штурмовая
САУ Zrinyi, созданная по образцу немецких штурмовых орудий.
Лицензию на производство еще одной САУ - зенитной самоходки Anti на базе танка
L60B - приобрели у шведов. Она выпускалась в Венгрии под названием Nimrod и
базировалась на шасси легкого танка Toldi.
В 1932 году была предпринята первая попытка создать венгерский бронеавтомобиль.
Тогда и впоследствии, вплоть до 1937 года, эта работа велась под руководством
талантливого инженера Н. Штраусслера. К 1940 году в Венгрии разработали и
запустили в серию бронеавтомобиль 39М Csaba.
В 1943 году был завершен проект тяжелого бронеавтомобиля по типу немецкого
четырехосного БА Puma, но приступить к его производству уже не успели.
Венгрия объявила войну Советскому Союзу 27 июня 1941 года. К этому моменту почти
вся венгерская бронетанковая техника находилась в составе так называемого
„подвижного корпуса“ (Gyorshadtest). В него входили 1-я и 2-я моторизованные
бригады с 9-м и 11-м танковыми батальонами соответственно и 1-я кавалерийская
бригада с 11-м бронекавалерийским батальоном. Танковые батальоны состояли из
трех танковых рот по 18 машин в каждой. Бронекавалерийский батальон имел две
смешанные роты с танкетками CV3/35 и легкими танками Toldi. Всего „подвижной
корпус“ насчитывал в первой линии 81 танк Toldi. С осени 1943 года одна из рот
танковых батальонов вооружалась самоходками Nimrod.
В 1943 году на базе моторизованных бригад были развернуты 1-я и 2-я танковые
дивизии. Каждая дивизия включала в себя танковый полк трехбатальонного состава
(39 средних танков в батальоне), мотопехотную бригаду, артиллерийский полк и
другие подразделения поддержки и обеспечения.
Tas
В состав сформированной тогда же 1-й кавалерийской дивизии входил
бронекавалерийский батальон с 56 танками Toldi.
В октябре 1943 года началось формирование батальонов штурмовых орудий.
На вооружении венгерской армии в значительных количествах состояла и иностранная
бронетанковая техника, поступавшая из Германии. При этом венгры получали как
боевые машины немецкого производства, так и трофейные танки, захваченные
вермахтом. Следует подчеркнуть, что поскольку Венгрия оказалась самым надежным и
боеспособным союзником Германии, то и получала она самую современную немецкую
бронетанковую технику, что видно из приводимой таблицы.
Тип танка - 1939 - 1940 - 1941 - 1942 - 1943 - 1944 - 1945
Pz.IB - _ - _ - _ - 8 - _ - _ - _
Pz.Bf.Wg. - _ - _ - _ - 6 - _ - _ - _
Pz.IIF - _ - _ - _ - 00 - _ - _ - _
Marder II - _ - _ - _ - 5 - _ - _ - _
Pz.38(t) - _ - _ - _ - 108 - _ - _ - _
Pz.IIIM - _ - _ - _ - 10 - _ - 10-12 - _
Pz.IVF1 - _ - _ - _ - 22 - _ - _ - _
Pz.IVF2 - _ - _ - _ - 10 - _ - _ - _
StuG III Pz.IVH - _ - _ - _ - 10 - _ - 42 - 30
Pz.VI - _ - _ - _ - _ - _ - 12 - _
Pz.V - _ - _ - _ - _ - _ - 5-10 - _
StuG IIIG - _ - _ - _ - _ - _ - 50 - _
Hetzer - 2 - _ - _ - _ - _ - 75 - 75
LT-35 - _ - _ - _ - _ - _ - _ - _
TKS/TK-3 - 15 - 20 - _ - _ - _ - _ - _ - _
R-35 - 3 - _ - _ - _ - _ - _ - _
H-35 - _ - _ - _ - 15 - _ - _ - _
S-35 - _ - _ - _ - 2 - _ - _ - _
Легкий танк (konnyu harckocsi) 38M Toldi
Первый крупносерийный танк венгерской армии. Представляет собой частично
переработанный шведский легкий танк Landsverk L60B, на производство которого в
1938 году была приобретена лицензия. Выпускался фирмами Ganz и MAVAG с 1939 по
1943 год. Изготовлено - 199 единиц.
Серийные модификации:
38М Toldi I - базовый вариант. Корпус танка и ходовая часть существенных
изменений, по сравнению со шведским прототипом, не претерпели. Незначительным
изменениям подверглась башня: в частности, люки в бортах, смотровые щели, а
также маска пушки и пулемета. Боевая масса - 8,5 т. Экипаж - 3 человека.
Вооружение: 20-мм противотанковое ружье 36М и 8-мм пулемет 34/37М. Изготовлено -
80 единиц.
38М Toldi II - дополнительная бронезащита лобовой части корпуса и по периметру
башни. Изготовлено - 110 единиц.
38М Toldi IIа - 40-мм пушка 42М с длиной ствола 45 калибров и спаренный 8-мм
пулемет 34/40АМ. Толщина брони маски - 35 мм. Масса танка - 9,35 т. Скорость -
47 км/ч. Запас хода - 190 км. Боекомплект - 55 выстрелов и 3200 патронов.
Переделано из Toldi II, 80 единиц.
43М Toldi III - лучший вариант танка с увеличенной до 20 мм лобовой броней
корпуса и башни. Маска пушки и рубка механика-водителя защищались 35-мм броней.
Уширенная корма башни позволила увеличить боекомплект пушки до 87 выстрелов.
Изготовлено - 9 единиц.
Танки „Толди“ поступали на вооружение 1-й и 2-й моторизованных и 1-й
кавалерийской бригад. Эти соединения приняли участие в боевых действиях против
Югославии в апреле 1941 года, а спустя два месяца в составе так называемого
„подвижного корпуса“ - против СССР. Первоначально в их составе насчитывался 81
танк „Толди“, затем прибыли еще 14. С боями корпус прошел около 1000 км до реки
Донец, и в ноябре 1941 года вернулся на родину. Из 95 „Толди“, участвовавших в
боях, 62 машины подвергались ремонту и восстановлению, причем только 25 из них -
по причине боевых повреждений, а остальные - из-за поломок в трансмиссии. Вообще
же эксплуатация танка показала, что механическая надежность его невысока, а
вооружение слишком слабо (противотанковое ружье на дистанции 300 м пробивало
только 14-мм броневую плиту, расположенную под углом 30° к вертикали). В
результате танк мог использоваться лишь в качестве разведывательной и связной
машины. В 1942 году на Восточный фронт попало всего 19 „Толди“. К февралю 1943
года во время разгрома венгерской армии почти все они были уничтожены.
С 1943 года „Толди“ всех модификаций в большинстве своем находились в составе
1-й и 2-й танковых и 1-й кавалерийской дивизий и принимали участие в боевых
действиях на территории СССР, Польши и Венгрии. На 6 июня 1944 года венгерская
армия располагала еще 66 танками „Толди I“ и 63 „Толди II“ и „Толди IIа“. В ходе
кампании 1944-1945 годов они оказались потеряны.
38М Toldi I
38М Toldi IIа
43М Toldi III
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Toldi I
БОЕВАЯ МАССА, т: 8,5.
ЭКИПАЖ, чел.: 3.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 4750, ширина - 2140, высота - 1872, клиренс -
350.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 противотанковое ружье 36М калибра 20 мм, 1 пулемет 34/37М калибра
8 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 208 патронов к ружью, 2400 патронов к пулемету.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб, борт и корма корпуса - 13, крыша и днище - 6, башня - 13.
ДВИГАТЕЛЬ: Bussing-NAG L8V/36TR, 8-цилиндровый, карбюраторный, V-образный;
мощность - 155 л.с. (114 кВт); рабочий объем - 7913 см³.
ТРАНСМИССИЯ: главный фрикцион сухого трения, планетарная пятискоростная коробка
передач, блокируемый дифференциал, бортовые фрикционы.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре сдвоенных обрезиненных опорных катка на борт, два
поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения; подвеска
-индивидуальная торсионная.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 40; высота стенки, м - 0,6;
ширина рва, м - 1,75; глубина брода, м - 0,7.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция R/5.
Бронеколлекция, №5, 1999, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника стран Европы (1939-1945)