R-1 - Легкий танк (Румыния)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Румыния
Свои первые танки румынская армия получила из Франции в 20-е годы. Это были 76 Renault FT17 (48 пушечных и 28 пулеметных), которые составляли основу румынского танкового парка вплоть до середины 30-х годов. Впоследствии эти машины использовались лишь в учебных и полицейских целях.
В конце 1935 года румынская военная делегация прибыла в Чехословакию для приобретения бронетанковой техники. 14 августа 1936 года был подписан договор, по которому в Румынию было поставлено 35 малых танков CKD-Praga AH-IVR и 126 легких танков Skoda S-lla (LT vz.35). В Румынии эти боевые машины носили обозначение R-1 и R-2 соответственно.
В конце 30-х годов во Франции была приобретена лицензия на выпуск 300 танкеток Renault UE, получивших в Румынии название Malaxa. Сборка производилась на одноименном заводе в Бухаресте, в основном из румынских комплектующих. Только двигатель и коробка передач поставлялись из Франции. После капитуляции последней поступление двигателей прекратилось, и в марте 1941 года, после выпуска 126 машин, их производство завершилось. Танкетки использовались в качестве тягачей для 47-мм противотанковых пушек. Всего же к моменту нападения на СССР в румынской армии числилось 178 танкеток, как собственного производства, так и переданных румынам немцами после победы над Францией, а также несколько интернированных польских ТК и TKS.
В 1939 году во Франции закупили 41 танк R35. Из них сформировали 2-й танковый полк (1-й был вооружен танками R-2). В сентябре 1939 года к ним добавились 34 польских R35, интернированных в Румынии.
В том же году, но еще до начала Второй мировой войны, после оккупации немцами Чехии и распада Чехословакии румынам достались 2 бронеавтомобиля Skoda OA vz.27 и 12 машин Tatra OA vz.30 (по другим данным 3 и 9), которые распределили между штабами корпусов для разведки и связи.
23 ноября 1940 года Румыния присоединилась к военно-политическому блоку стран "Оси" и 22 июня 1941 года вместе с Германией напала на СССР. 1-я бронетанковая дивизия "Великая Румыния" 3 июля 1941 года форсировала Прут, в ее задачу входило нанесение удара в направлении Одессы. За четыре дня боев потери составили 47 R-2, а к 15 августа в дивизии осталось только 20 боеспособных машин. Потребовалось несколько месяцев, чтобы вернуть в строй поврежденные машины, но 25 танков были потеряны безвозвратно.
Летом 1942 года немцы передали румынам 26 танков 35(t). Полностью укомплектованная 1-я бронетанковая дивизия (109 танков R-2) вернулась на фронт 29 августа 1942 года. Два месяца спустя дивизия получила 11 Pz.IIIN и 11 Pz.IVG. Впрочем, это не спасло ее от полного разгрома в ходе начавшегося контрнаступления советских войск под Сталинградом. Потери были огромны: 81 танк R-2 (27 подбито в бою, 24 вышли из строя по техническим причинам, 30 бросили из-за нехватки топлива), 10 Pz.IIIN и 10 Pz.IVG. Оставшиеся 40 единиц R-2, как не имеющие боевой ценности, перевели в резерв.
В 1943 году начались поставки бронетанковой техники из Германии - 50 легких танков 38(t), 31 средний Pz.IV и четыре штурмовых орудия StuG 40. В 1944 году к ним добавились 100 Pz.IV и 114 StuG 40.
Одновременно с закупкой боевой техники румыны приступили к модернизации старых образцов, главным образом с целью усиления их огневой мощи. При этом активно использовалось трофейное советское вооружение. К июню 1944 года 34 советских танка Т-60 и 21 танк R-2 были переделаны в самоходные пушки ТАСАМ (Tun Anticar cu Afet Mobil), оснащенные советскими 76-мм пушками. В 1943-1944 годах 30 танков Renault R35 французского производства перевооружили советскими 45-мм танковыми пушками, и они получили наименование R35/45.

R-2

Следует заметить, что в течение первых лет войны румынская армия захватила большое количество советской бронетехники. На 1 ноября 1942 года в румынских войсках числились 1 КВ-1, 33 Т-26, 3 Т-38, 2 Т-34, 1 Т-40, 2 Т-27, 2 Т-28, 30 Т-60, 32 БТ-7, 19 Т-37, 36 тягачей "Комсомолец", 14 тракторов, забронированных в осажденной Одессе, и 103 бронеавтомобиля. В 1943 году к ним добавился еще 41 танк, в том числе четыре M3с, пять M3л и пять "Валентайнов". Трофейная техника использовалась румынами до тех пор, пока окончательно не выходила из строя или не погибала.
Поставки немецкой техники и активная модернизация трофейных машин позволили провести реорганизацию бронетанковых частей и соединений для усиления их боевой мощи. Так, 5-я и 8-я кавалерийские дивизии были полностью моторизованы путем передачи им дополнительных моторизованных подразделений из состава 1-й и 7-й кавалерийских дивизий. 1-ю бронетанковую дивизию "Великая Румыния" почти полностью оснастили материальной частью немецкого производства. Появившись на фронте летом 1944 года, дивизия имела в своем составе 90 Pz.IVH, 16 ТАСАМ Т-60, а также восемь итальянских бронеавтомобилей АВ-41 и пять бронетранспортеров Sd.Kfz.250 для дивизионной разведроты. Один из батальонов был полностью оснащен полугусеничными бронетранспортерами - 40 Sd.Kfz.250 и 27 Sd.Kfz.251.
После перехода Румынии на сторону антигитлеровской коалиции, в соответствии с мирным договором, 26 октября 1944 года 1-я бронетанковая и 5-я кавалерийская дивизии были расформированы. В дальнейшем румынские танковые войска участвовали в боевых действиях против немцев более мелкими частями и подразделениями. В феврале 1945 года на фронт отправился 2-й танковый полк, имевший весьма пестрый состав материальной части: восемь Pz.IVH, восемь Pz.38(t), пять R-2, 40 R35 и R35/45, 13 StuG III и 12 ТАСАМ R-2. Полк поступил в оперативное подчинение командиру 27-й советской танковой бригады и вместе с ней участвовал в боях в Западной Словакии. Так, 3-4 апреля 1945 года румынские танкисты поддерживали 141-ю стрелковую дивизию Красной Армии во время взятия Братиславы. Несмотря на передачу румынам Красной Армией некоторого количества трофейных немецких танков и штурмовых орудий, число боевых машин в полку быстро уменьшалось, и вскоре его переформировали в роту. Последние бои румынская танковая рота провела 7-9 мая 1945 года южнее Брно.

R35/45

ТАСАМ Т-60

Разведывательный танк (Carul de Recunoastere) R-1

R-1

Малый танк, по существу танкетка с вращающейся башней, разработанный чехословацкой фирмой CKD-Praga. Вариант для Румынии имел заводское обозначение AH-IVR. Контракт на поставку подписан 14 августа 1936 года. В 1937-1938 годах поставлено 35 единиц.
Серийная модификация:
- корпус и башня: клепаной конструкции. Вооружение состояло из тяжелого и легкого пулеметов калибра 7,92 мм, установленных в башне и корпусе. Огонь из пулемета, установленного в корпусе, вел механик-водитель. Командирский танк оснащался башенкой, размещенной на крыше башни.
Танки R-1 предназначались для вооружения кавалерийских частей, куда они начали поступать в 1939 году. Организационно каждая из шести румынских кавалерийских бригад (в марте 1942 года преобразованы в дивизии) включала моторизованный кавалерийский полк, в разведывательном эскадроне которого имелось четыре R-1. Остальные машины находились либо в учебном центре кавалерии в г. Сибиу, либо придавались штабам соединений для разведки и связи.
Танки R-1 принимали активное участие в боевых действиях на Восточном фронте: в Бессарабии, под Одессой, на Украине, в Крыму, на Кубани и под Сталинградом. Последние R-1 были подбиты или захвачены частями Красной Армии в 1944 году.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА R-1
БОЕВАЯ МАССА, т: 4,2.
ЭКИПАЖ, чел.: 2.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 3200, ширина - 1815, высота - 1685, клиренс - 320.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемет ZB vz.35 калибра 7,92 мм, 1 пулемет ZB vz.30 калибра 7,92 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 3700 патронов.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 10, борт, корма - 8, крыша - 6, днище - 5, башня - 12.
ДВИГАТЕЛЬ: Praga GOH, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность - 65 л.с. (47,8 кВт); рабочий объем - 3912 см³.
ТРАНСМИССИЯ: полуавтоматическая планетарная пятискоростная коробка передач Praga-Wilson R1H.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре опорных обрезиненных катка на борт, сблокированных в две балансирные тележки, подвешенные на листовых полуэллиптических рессорах, один поддерживающий каток, направляющее колесо, ведущее колесо переднего расположения.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 45.
ЗАПАС ХОДА, км: 170.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 40; ширина рва, м - 1,5; высота стенки, м - 0,3; глубина брода, м - 0,8.

Бронеколлекция, №5, 1999, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника стран Европы (1939-1945)