R-1 - Легкий танк (Румыния) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Румыния
Свои первые танки румынская армия получила из Франции в 20-е годы. Это были 76
Renault FT17 (48 пушечных и 28 пулеметных), которые составляли основу румынского
танкового парка вплоть до середины 30-х годов. Впоследствии эти машины
использовались лишь в учебных и полицейских целях.
В конце 1935 года румынская военная делегация прибыла в Чехословакию для
приобретения бронетанковой техники. 14 августа 1936 года был подписан договор,
по которому в Румынию было поставлено 35 малых танков CKD-Praga AH-IVR и 126
легких танков Skoda S-lla (LT vz.35). В Румынии эти боевые машины носили
обозначение R-1 и R-2 соответственно.
В конце 30-х годов во Франции была приобретена лицензия на выпуск 300 танкеток
Renault UE, получивших в Румынии название Malaxa. Сборка производилась на
одноименном заводе в Бухаресте, в основном из румынских комплектующих. Только
двигатель и коробка передач поставлялись из Франции. После капитуляции последней
поступление двигателей прекратилось, и в марте 1941 года, после выпуска 126
машин, их производство завершилось. Танкетки использовались в качестве тягачей
для 47-мм противотанковых пушек. Всего же к моменту нападения на СССР в
румынской армии числилось 178 танкеток, как собственного производства, так и
переданных румынам немцами после победы над Францией, а также несколько
интернированных польских ТК и TKS.
В 1939 году во Франции закупили 41 танк R35. Из них сформировали 2-й танковый
полк (1-й был вооружен танками R-2). В сентябре 1939 года к ним добавились 34
польских R35, интернированных в Румынии.
В том же году, но еще до начала Второй мировой войны, после оккупации немцами
Чехии и распада Чехословакии румынам достались 2 бронеавтомобиля Skoda OA vz.27
и 12 машин Tatra OA vz.30 (по другим данным 3 и 9), которые распределили между
штабами корпусов для разведки и связи.
23 ноября 1940 года Румыния присоединилась к военно-политическому блоку стран
"Оси" и 22 июня 1941 года вместе с Германией напала на СССР. 1-я бронетанковая
дивизия "Великая Румыния" 3 июля 1941 года форсировала Прут, в ее задачу входило
нанесение удара в направлении Одессы. За четыре дня боев потери составили 47
R-2, а к 15 августа в дивизии осталось только 20 боеспособных машин.
Потребовалось несколько месяцев, чтобы вернуть в строй поврежденные машины, но
25 танков были потеряны безвозвратно.
Летом 1942 года немцы передали румынам 26 танков 35(t). Полностью
укомплектованная 1-я бронетанковая дивизия (109 танков R-2) вернулась на фронт
29 августа 1942 года. Два месяца спустя дивизия получила 11 Pz.IIIN и 11 Pz.IVG.
Впрочем, это не спасло ее от полного разгрома в ходе начавшегося
контрнаступления советских войск под Сталинградом. Потери были огромны: 81 танк
R-2 (27 подбито в бою, 24 вышли из строя по техническим причинам, 30 бросили
из-за нехватки топлива), 10 Pz.IIIN и 10 Pz.IVG. Оставшиеся 40 единиц R-2, как
не имеющие боевой ценности, перевели в резерв.
В 1943 году начались поставки бронетанковой техники из Германии - 50 легких
танков 38(t), 31 средний Pz.IV и четыре штурмовых орудия StuG 40. В 1944 году к
ним добавились 100 Pz.IV и 114 StuG 40.
Одновременно с закупкой боевой техники румыны приступили к модернизации старых
образцов, главным образом с целью усиления их огневой мощи. При этом активно
использовалось трофейное советское вооружение. К июню 1944 года 34 советских
танка Т-60 и 21 танк R-2 были переделаны в самоходные пушки ТАСАМ (Tun Anticar
cu Afet Mobil), оснащенные советскими 76-мм пушками. В 1943-1944 годах 30 танков
Renault R35 французского производства перевооружили советскими 45-мм танковыми
пушками, и они получили наименование R35/45.
R-2
Следует заметить, что в течение первых лет войны румынская армия захватила
большое количество советской бронетехники. На 1 ноября 1942 года в румынских
войсках числились 1 КВ-1, 33 Т-26, 3 Т-38, 2 Т-34, 1 Т-40, 2 Т-27, 2 Т-28, 30
Т-60, 32 БТ-7, 19 Т-37, 36 тягачей "Комсомолец", 14 тракторов, забронированных в
осажденной Одессе, и 103 бронеавтомобиля. В 1943 году к ним добавился еще 41
танк, в том числе четыре M3с, пять M3л и пять "Валентайнов". Трофейная техника
использовалась румынами до тех пор, пока окончательно не выходила из строя или
не погибала.
Поставки немецкой техники и активная модернизация трофейных машин позволили
провести реорганизацию бронетанковых частей и соединений для усиления их боевой
мощи. Так, 5-я и 8-я кавалерийские дивизии были полностью моторизованы путем
передачи им дополнительных моторизованных подразделений из состава 1-й и 7-й
кавалерийских дивизий. 1-ю бронетанковую дивизию "Великая Румыния" почти
полностью оснастили материальной частью немецкого производства. Появившись на
фронте летом 1944 года, дивизия имела в своем составе 90 Pz.IVH, 16 ТАСАМ Т-60,
а также восемь итальянских бронеавтомобилей АВ-41 и пять бронетранспортеров
Sd.Kfz.250 для дивизионной разведроты. Один из батальонов был полностью оснащен
полугусеничными бронетранспортерами - 40 Sd.Kfz.250 и 27 Sd.Kfz.251.
После перехода Румынии на сторону антигитлеровской коалиции, в соответствии с
мирным договором, 26 октября 1944 года 1-я бронетанковая и 5-я кавалерийская
дивизии были расформированы. В дальнейшем румынские танковые войска участвовали
в боевых действиях против немцев более мелкими частями и подразделениями. В
феврале 1945 года на фронт отправился 2-й танковый полк, имевший весьма пестрый
состав материальной части: восемь Pz.IVH, восемь Pz.38(t), пять R-2, 40 R35 и
R35/45, 13 StuG III и 12 ТАСАМ R-2. Полк поступил в оперативное подчинение
командиру 27-й советской танковой бригады и вместе с ней участвовал в боях в
Западной Словакии. Так, 3-4 апреля 1945 года румынские танкисты поддерживали
141-ю стрелковую дивизию Красной Армии во время взятия Братиславы. Несмотря на
передачу румынам Красной Армией некоторого количества трофейных немецких танков
и штурмовых орудий, число боевых машин в полку быстро уменьшалось, и вскоре его
переформировали в роту. Последние бои румынская танковая рота провела 7-9 мая
1945 года южнее Брно.
R35/45
ТАСАМ Т-60
Разведывательный танк (Carul de Recunoastere) R-1
R-1
Малый танк, по существу танкетка с вращающейся башней, разработанный
чехословацкой фирмой CKD-Praga. Вариант для Румынии имел заводское обозначение
AH-IVR. Контракт на поставку подписан 14 августа 1936 года. В 1937-1938 годах
поставлено 35 единиц.
Серийная модификация:
- корпус и башня: клепаной конструкции. Вооружение состояло из тяжелого и
легкого пулеметов калибра 7,92 мм, установленных в башне и корпусе. Огонь из
пулемета, установленного в корпусе, вел механик-водитель. Командирский танк
оснащался башенкой, размещенной на крыше башни.
Танки R-1 предназначались для вооружения кавалерийских частей, куда они начали
поступать в 1939 году. Организационно каждая из шести румынских кавалерийских
бригад (в марте 1942 года преобразованы в дивизии) включала моторизованный
кавалерийский полк, в разведывательном эскадроне которого имелось четыре R-1.
Остальные машины находились либо в учебном центре кавалерии в г. Сибиу, либо
придавались штабам соединений для разведки и связи.
Танки R-1 принимали активное участие в боевых действиях на Восточном фронте: в
Бессарабии, под Одессой, на Украине, в Крыму, на Кубани и под Сталинградом.
Последние R-1 были подбиты или захвачены частями Красной Армии в 1944 году.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА R-1
БОЕВАЯ МАССА, т: 4,2.
ЭКИПАЖ, чел.: 2.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 3200, ширина - 1815, высота - 1685, клиренс -
320.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемет ZB vz.35 калибра 7,92 мм, 1 пулемет ZB vz.30 калибра 7,92
мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 3700 патронов.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 10, борт, корма - 8, крыша - 6, днище - 5, башня
- 12.
ДВИГАТЕЛЬ: Praga GOH, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного
охлаждения; мощность - 65 л.с. (47,8 кВт); рабочий объем - 3912 см³.
ТРАНСМИССИЯ: полуавтоматическая планетарная пятискоростная коробка передач
Praga-Wilson R1H.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре опорных обрезиненных катка на борт, сблокированных в две
балансирные тележки, подвешенные на листовых полуэллиптических рессорах, один
поддерживающий каток, направляющее колесо, ведущее колесо переднего
расположения.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 45.
ЗАПАС ХОДА, км: 170.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 40; ширина рва, м - 1,5;
высота стенки, м - 0,3; глубина брода, м - 0,8.
Бронеколлекция, №5, 1999, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника стран Европы (1939-1945)