Toldi - Легкий танк (Венгрия) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
М. Барятинский
Танки Хонведшега
1-я илл.
Венгерское танкостроение в довоенный период
В самом популярном в 1930-е годы танковом справочнике Ф.Хейгля, дважды
издававшемся в СССР в серии «Библиотека командира», бронетанковым силам Венгрии
были отведены всего четыре эмоциональные строки: «Трианонский договор запрещает
Венгрии обладание бронированными боевыми машинами. Однако в сердце каждого
венгерца против этого договора звучит протест: «Нет! Нет! Никогда!» Из этой
весьма своеобразной для справочного издания информации можно было сделать вывод,
что с условиями договора венгры, по меньшей мере, не согласны.
Ничего удивительного в этом не было, поскольку с бронированными боевыми машинами
венгерские военные смогли познакомиться еще в годы Первой мировой войны и по
достоинству оценить возможности этого нового вида боевой техники. После распада
Австро-Венгерской империи молодому венгерскому государству досталась часть ее
бронетехники, в том числе и незначительное количество бронеавтомобилей марок
Romfell и Junovitz Р.А. образца 1915 г. и 1916 г. соответственно. Оба броневика
имели массу около 5 т и вооружение из 8-мм пулеметов Schwarzlose. У первого
единственный пулемет размещался во вращающейся башне, у второго три пулемета
могли располагаться на станках у шести амбразур броневого безбашенного корпуса.
Эти машины, а также изготовленный в 1919 году тяжелый броневик Bussing-Fross
использовались венгерской Красной армией в боях с румынскими и чехословацкими
войсками в период существования Венгерской советской республики с 21 марта по 1
августа 1919 года. После ее падения страна была объявлена регентством (т.е.
королевством без короля - Прим. автора). Регентом провозгласили адмирала бывшего
австро-венгерского флота Миклоша Хорти, который находился у власти вплоть до
1945 года.
2-я илл.
Romfell
3-я илл.
Junovitz Р.А.
4-я илл.
Bussing-Fross
Мирным договором, подписанным 4 июня 1920 года в Трианонском дворце Версаля и в
первую очередь решавшим территориальные вопросы, державы-победительницы в Первой
мировой войне ограничили численность вооруженных сил Венгрии до 35 тыс. человек,
запретив при этом иметь авиацию, танки и тяжелую артиллерию. Исключение сделали
для 12 бронеавтомобилей, предназначенных для полицейской службы. Первыми
полицейскими броневиками стали 12 машин Raba V.R., изготовленные в Венгрии в
1925 году. Эти 7-тонные броневики оснащались 35-сильными двигателями,
позволявшими развивать скорость до 35 км/ч. Корпуса и башни изготавливались с
помощью клепки. Один 8-мм пулемет Schwarzlose устанавливался в башне, другой - в
одной из двух амбразур в бортах корпуса. На рубеже 1930-х годов выявилась
необходимость заменить эти машины чем-то более современным. Как возможные
варианты рассматривались чехословацкие броневики Praga II и специально
разработанные под потенциальный венгерский заказ итальянские FIAT 2F.
Предпочтение было, однако, отдано английским образцам: 8-тонному трехосному
Crossley и 5-тонному двухосному Vickers. Оба бронеавтомобиля приняли на
вооружение под обозначением 29М.
Точное количество закупленных машин, к сожалению, не фигурирует даже в
венгерских источниках, но, по-видимому, «виккерсов» было не более восьми единиц.
Машины защищались броней толщиной 5-7 мм и вооружались 8-мм пулеметами 7/12М
Schwarzlose.
Что касается танков, то попытки обойти ограничения Трианонского договора
предпринимались Венгрией неоднократно и небезуспешно. В 1920 году тайно были
приобретены 14 немецких легких танков LK II. Контрольная комиссия Антанты узнала
об этом, но обнаружить танки не смогла. Разобрав машины на части, венгры
тщательно их спрятали. В 1928 году пять из них собрали и ввели в состав 1-й
танковой роты.
5-я илл.
Танкетка 35М без вооружения. 1935 год
Следует отметить, что Англия, стремясь противопоставить Венгрию странам Малой
Антанты - Румынии, Чехословакии и Югославии, смотрела на нарушения Трианонского
договора сквозь пальцы. В результате в 1931 году венгры приобрели пять
итальянских танков FIAT 3000В, спустя год - английскую танкетку Carden-Loyd
Mk.VI, а в 1937-м - немецкий легкий танк Pz.IA.
В августе 1935 года в Италии была закуплена первая крупная партия боевых машин:
25 танкеток CV 3/33, получивших венгерское обозначение 35М; в 1936-м - 125
танкеток CV 3/35 (37М). Венгры установили на них свои 8-мм пулеметы образца
34/37М, выпускавшиеся по чешской лицензии фирмой Gebauer. Командирские машины
оборудовали квадратной командирской башенкой. Поступление танкеток позволило
сформировать семь рот по 18 боевых машин в каждой. Эти подразделения включили в
состав 1-й и 2-й кавалерийских и 2-й механизированной бригад. Впоследствии
танкетки воевали в Югославии, а в 1941 году 65 машин участвовало в боевых
действиях на советско-германском фронте. После снятия их с вооружения венгерской
армии несколько танкеток в 1942 году передали армии Хорватии, в составе которой
они участвовали в противопартизанских операциях.
В 1938 году правительство Венгрии приняло план модернизации и развития
вооруженных сил, официально именовавшихся «Хонведшег» (Honvedseg). В частности,
большое место отводилось мероприятиям по созданию бронетанковых войск. Основной
трудностью на этом пути стало отсутствие самих танков, хотя венгерская
промышленность была в состоянии выпускать современные боевые машины. Для
ускорения процесса пошли по пути приобретения лицензий и образцов-прототипов за
границей. Так, сотрудничество со шведской фирмой Landsverk АВ привело к созданию
в 1938 году легкого танка 38М Toldi.
6-я илл.
Танкетки 37М из состава 1-й кавалерийской бригады. 1939 год
Что касается средних танков, то тут дело обстояло несколько сложнее. Собственные
конструкции (танки Штраусслера V-3 и V-4) были еще далеки от завершения, а
попытки приобретения боевых машин за границей (танка LAGO фирмы Landsverk,
итальянского М11/39 и немецкого Pz.IV) закончились неудачей. Наибольший интерес
из перечисленных машин представляют танки Николауса Штраусслера - известного
конструктора, венгра по происхождению, проживавшего в Великобритании. Под его
руководством на заводе Manfred Weiss в сотрудничестве с английской фирмой Alvis
были изготовлены опытные образцы универсальных средних танков V-3 и V-4.
Универсальными эти машины считались потому, что имели колесно-гусеничный
движитель и могли плавать. V-3 представлял собой по сути бронированное
безбашенное шасси, созданное в основном для отработки конструкции ходовой части.
В противоположность ему V-4 был уже полноценным танком, с башней и вооружением.
Броневые листы соединялись с помощью сварки, их максимальная толщина достигала
26 мм. Карбюраторный 4-цилиндровый двигатель Manfred Weiss мощностью 180 л.с.
разгонял 10-тонную боевую машину до 32 км/ч при движении на гусеницах и 46 км/ч
на колесах. На плаву танк мог передвигаться со скоростью 8 км/ч. Вооружение V-4
состояло из 40-мм пушки 37М и спаренной установки 8-мм пулеметов 34А в корпусе.
Экипаж танка включал три человека. Параллельно для Англии разрабатывался вариант
такого танка, оснащенный 160-сильным двигателем Alvis. В 1940 году было
построено как минимум два опытных образца танка V-4, причем второй - с усиленным
вооружением (появилась вторая спаренная установка пулеметов 37М в башне) и
экипажем из четырех человек. Масса машины возросла до 12 т. Однако до серийного
производства этих образцов дело не дошло, так как к тому времени венгерский
генеральный штаб обратил внимание на средний танк Т-21 фирмы Jlkoda, который и
приняли на вооружение под названием 40М Turan. В 1943 году на его базе была
разработана и серийно выпускалась штурмовая САУ Zrinyi, созданная по образцу
немецких штурмовых орудий.
Попытки создать тяжелый танк собственной конструкции Tas («Тош»), вооруженный
немецкой 75-мм пушкой KwK 42, оказались безуспешными.
7-я илл.
Straussler V-4
Лицензию на производство еще одной САУ - зенитной самоходки Anti на базе танка
L60B - приобрели у шведов.
Она выпускалась в Венгрии под названием Nimrod и базировалась на шасси легкого
танка Toldi.
В 1932 году была предпринята первая попытка создать венгерский бронеавтомобиль.
Тогда и впоследствии, вплоть до 1937 года, эта работа велась под руководством
инженера Н.Штраусслера. К 1940 году в Венгрии разработали и запустили в серию
бронеавтомобиль 39М Csaba.
В 1943 году был завершен проект тяжелого бронеавтомобиля по типу немецкого
четырехосного БА Puma, но приступить к его производству уже не успели.
Венгрия объявила войну Советскому Союзу 27 июня 1941 года. К этому моменту почти
вся венгерская бронетанковая техника находилась в составе так называемого
«подвижного корпуса» (Gyorshadtest). В него входили 1-я и 2-я моторизованные
бригады с 9-м и 11-м танковыми батальонами соответственно и 1-я кавалерийская
бригада с 11-м бронекавалерийским батальоном. Танковые батальоны состояли из
трех танковых рот по 18 машин в каждой. Бронекавалерийский батальон имел две
смешанные роты с танкетками CV 3/35 и легкими танками Toldi. Всего «подвижной
корпус» насчитывал в первой линии 81 танк Toldi.
С осени 1943 года одна из рот танковых батальонов вооружалась самоходками Nimrod.
В 1943 году на базе моторизованных бригад были развернуты 1-я и 2-я танковые
дивизии. Каждая из них включала в себя танковый полк трехбатальонного состава
(39 средних танков в каждом), мотопехотную бригаду, артиллерийский полк и другие
подразделения поддержки и обеспечения. В состав сформированной тогда же 1-й
кавалерийской дивизии входил бронекавалерийский батальон с 56 танками Toldi.
Танки, САУ и бронеавтомобили венгерской конструкции
Легкий танк «Толди»
8-я илл.
Легкие танки «Толди I» с еще не установленным вооружением. 1941 год
Как уже упоминалось, в 1938 году правительство Венгрии приняло план модернизации
и развития вооруженных сил. В рамках этого плана в марте 1938 года шведской
фирме Landsverk АВ в г.Ландскрона был заказан один экземпляр танка Landsverk
L60B. После доставки в Венгрию он подвергся сравнительным испытаниям вместе с
немецким Pz.lA. Шведский танк продемонстрировал несравненно лучшие боевые и
технические характеристики. Его и решили взять как образец для танка венгерского
производства, получившего название 38М Toldi («Толди») - в честь прославленного
воина Миклоша Толди, жившего в XIV веке и отличавшегося громадным ростом и
необычайной физической силой.
Комиссия, проводившая испытания, рекомендовала внести ряд изменений в
конструкцию машины. С целью изучения возможности внесения этих изменений
венгерский Институт военной техники послал в Ландскрону своего специалиста
Ш.Бартоломейдеса. Шведы согласились на модернизацию, за исключением системы
рулевого управления машиной и стопора башни. В результате корпус танка и ходовая
часть с индивидуальной торсионной подвеской существенных изменений, по сравнению
со шведским прототипом, практически не претерпели. Незначительным переделкам
подверглась башня, в частности, люки в бортах, смотровые щели, а также маска
пушки и пулемета.
9-я илл.
Компоновка танка «Толди I»: 1 - 20-мм самозарядное ружье 36М; 2 - 8-мм пулемет
34/37М; 3 - перископический прицел; 4 - кронштейн крепления зенитного пулемета;
5 - жалюзи; 6 - радиатор; 1 - двигатель; 8 - вентилятор; 9 - выхлопная труба; 10
- сиденье стрелка; 11 - карданный вал; 12 - сиденье механика-водителя; 13 -
коробка передач; 14 - рулевое колесо; 15 - фара
Лоб, корма и борта корпуса и башни защищались 13-мм броней, крыша и днище -
6-мм, а маска - 20-мм.
Карбюраторный двигатель Bussing-NAG L8V/36TR мощностью 155 л.с., сообщавший
танку максимальную скорость 50 км/ч, поставлялся из Германии, также как и
приборы наблюдения и прицеливания. При емкости топливных баков 253 л запас хода
по шоссе составлял 220 км. Трансмиссия «Толди» состояла из главного фрикциона
сухого трения, планетарной пятискоростной коробки передач, блокируемого
дифференциала и бортовых фрикционов.
В отличие от шведского прототипа, вооруженного 20-мм автоматической пушкой
«Мадсен», в башне «Толди» установили 20-мм самозарядное противотанковое ружье
швейцарской фирмы Solothum, производившееся в Венгрии по лицензии под
обозначением 36М. Питание ружья осуществлялось из магазина на пять патронов.
Практическая скорострельность равнялась 15-20 выстр./мин. С ружьем был спарен
8-мм пулемет 34/37М. Боекомплект - 208 патронов к ружью и 2400 - к пулемету.
Кроме того, на крыше башни имелся кронштейн для установки зенитного пулемета.
Экипаж машины включал трех человек. Командир размещался в башне справа, и в его
распоряжении имелась командирская башенка с люком и семью смотровыми щелями с
триплексами. Стрелок сидел слева и мог вести наблюдение через перископический
прицел. Механик-водитель располагался в носовой части корпуса слева в некоем
подобии броневой рубки с люком, закрываемым сдвижной крышкой.
Масса танка достигала 8,5 т, а среднее удельное давление на грунт составляло
0,62 кг/см2. Танк оснащался радиостанцией R/5.
10-я илл.
Toldi I
11-я илл.
Башня танка «Толди I». Хорошо виден броневой колпак над магазином пулемета,
прикрепленный к крыше башни болтами
12-я илл.
Командирская башенка. На переднем плане - бронеколпак перископического прицела
Первый заказ на 80 машин «Толди I», поделенный поровну между фирмами Ganz и
MAVAG, был выдан в феврале 1939 года. Весной 1941 года последовал заказ на 200
танков 38М «Толди II» с дополнительной 20-мм броней лобовой части корпуса и по
периметру башни. Завод Ganz изготовил 68, a MAVAG - 42 «Толди II». В итоге было
выпущено только 110 танков этой модификации. Первые четыре «Толди II» поступили
в войска в мае 1941 года, а последние - летом 1942-го.
Танки «Толди» поступали на вооружение 1-й и 2-й моторизованных и 2-й
кавалерийской бригад. Эти бригады приняли участие в боевых действиях против
Югославии в апреле 1941 года, а спустя два месяца в составе так называемого
«подвижного корпуса» - против СССР. Первоначально в них насчитывался 81 «Толди»,
а затем прибыли еще 14. С боями корпус прошел около 1000 км до р.Донец, и в
ноябре 1941 года вернулся на родину. Из 95 «Толди», участвовавших в боях, 62
машины подвергались ремонту и восстановлению, причем только 25 по причине боевых
повреждений, а остальные из-за поломок в трансмиссии. Вообще же боевая
эксплуатация танка показала, что механическая надежность его невысока, а
вооружение слишком слабо (ружье Solothurn на дистанции 300 м пробивало только
14-мм броневую плиту, расположенную под углом 30° к вертикали). В результате
танк мог использоваться лишь в качестве разведывательной и связной машины. В
1942 году только 19 «Толди» попали на Восточный фронт, а в феврале 1943 года во
время разгрома венгерской армии почти всех их уничтожили.
13-я илл.
Командирская башенка с открытым люком и поднятыми заслонками смотровых щелей
14-я илл.
Опытный образец легкого танка «Толди IIА». Обращает на себя внимание отсутствие
броневого кожуха спаренного пулемета 34/40AM, имевшегося на серийных танках
Стремясь повысить боеспособность танка, венгры перевооружили 80 «Толди II» 40-мм
пушкой 42М с длиной ствола 45 калибров и дульным тормозом. С орудием был спарен
модернизированный 8-мм пулемет 34/40АМ, часть ствола которого, выступавшая за
пределы маски, прикрывалась броневым кожухом. Толщина брони маски достигала 35
мм. Масса танка возросла до 9,35 т, скорость снизилась до 47 км/ч, а запас хода
- до 190 км. Боекомплект пушки состоял из 55 снарядов, а пулемета - из 3200
патронов. На кормовую стенку башни по образцу немецких танков навешивался ящик
для перевозки снаряжения. Эта машина получила обозначение 38М «Толди IIА». В
опытном порядке «Толди IIА» оборудовался навесными 5-мм броневыми экранами,
защищавшими борта корпуса и башни. Боевой вес при этом возрос до 9,85 т.
Радиостанцию R-5 заменили на модернизированную R/5a.
Была предпринята попытка создания на шасси «Толди» легкой противотанковой САУ,
аналогичной немецкой установке «Мардер». Вместо башни в средней части корпуса в
открытой сверху и сзади легкобронированной рубке установили немецкую 75-мм
противотанковую пушку Рак 40. В специальных ящиках, закрепленных на крыше
моторного отделения, размещался боекомплект. Эта боевая машина так и не вышла из
опытной стадии.
В конце 1942 года фирма Ganz предложила новый вариант - 43М «Толди III» с
увеличенной до 20 мм лобовой броней корпуса и башни. Маска пушки и рубка
механика-водителя защищались 35-мм броней. Уширенная корма башни позволила
увеличить боекомплект пушки до 87 выстрелов.
15-я илл.
Серийный «Толди IIА». На снимке пропечатались обозначенные на негативе
(вероятнее всего - фотостекле) цифры толщин лобовых броневых листов корпуса,
рубки механика-водителя и маски спаренной установки
16-я илл.
Toldi IIА с броневыми экранами
17-я илл.
Противотанковая САУ на шасси Toldi
Заказ на этот, самый лучший, вариант «Толди» был выдан, но в 1943 году смогли
изготовить всего три танка, а в 1944 году, по неподтвержденным данным, - еще
девять. Основные усилия венгерской промышленности в тот период сосредоточились
на выпуске среднего танка «Туран», более мощного, но в целом не менее
устаревшего, чем «Толди».
С 1943 года «Толди» всех модификаций в большинстве своем находились в составе
1-й и 2-й танковых и 1-й кавалерийской дивизий и принимали участие в боевых
действиях на территории СССР, Польши и Венгрии. На 6 июня 1944 года Хонведшег
располагал еще 66 танками «Толди I» и 63 «Толди II» и «IIА». В ходе кампании
1944-1945 годов все они были потеряны.
До настоящего времени сохранились только две машины этого типа - «Толди I» и
«Толди IIА» (регистрационный номер Н460). Оба они находятся в экспозиции
Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в подмосковной
Кубинке.
18-я илл.
Toldi IIА
19-я илл.
Toldi III
20-я илл.
Легкий танк «Толди I» из состава 2-й танковой дивизии переправляется через реку.
Польша, 1944 год
Бронеколлекция, №3, 2005, М. Б. Барятинский - Танки Хонведшега
Трофейные венгерские танки в Красной армии
С трофейной венгерской техникой советские танкисты смогли познакомиться зимой
1943 года при разгроме 2-й венгерской армии. Это были несколько подбитых легких
танков «Толди». В больших же количествах и практически в полном ассортименте
венгерские боевые машины были захвачены частями Красной Армии только в 1944-1945
годах.
Так, в августе 1944-го в районе г.Станислав (ныне г.Ивано-Франковск) части 18-й
армии 4-го Украинского фронта разгромили 2-ю венгерскую танковую дивизию.
Готовясь к предстоящим боям в Карпатах, командование армии решило использовать
доставшиеся трофеи и сформировало Отдельный армейский батальон трофейных танков.
Он состоял из трех танковых рот (по три взвода в каждой). Боевые машины,
использовавшиеся в этом подразделении, были только венгерского производства:
восемь танков «Туран», два «Толди», три САУ «Зриньи» и две ЗСУ «Нимрод». На 1
ноября 1944 года здесь числились все те же 15 машин. Небезынтересно привести
выдержки из «Доклада об использовании трофейных танков в условиях горно-лесистой
местности», содержащие информацию об устройстве и особенностях эксплуатации
венгерских боевых машин, а также оценку их боевых качеств:
63-я илл.
Легкий танк «Толди IIА» на НИБТПолигоне в Кубинке. 1945 год
64-я илл.
Красноармейцы готовят к буксировке трофейным немецким тягачом трофейный же
венгерский танк «Толди IIА». 1944 год
«Туран» I и II относятся к типу средних танков с двигателем в 260 л.с., в работе
бесперебоен. Для нормальной работы в движении необходим прогрев двигателя на
месте 15-20 минут в холодный период. 40-мм и 75-мм пушки аналогичны по
устройству и безотказны в работе, с большой точностью стрельбы. Пулеметы по
устройству сложны, но работают хорошо. Имелись случаи задержек в работе
вследствие неполной освоенности экипажами. Ходовая часть по типу Т-26,
вынослива. Управление при поворотах рычагами, торможение сжатым воздухом,
коробка перемены передач пневматическая, переключается сжатым воздухом. Для
замены КПП необходимо ее вытаскивать вместе с мотором, что усложняет ремонт.
Управление танком в движении легкое, но большой радиус поворота снижает
маневренность.
«Толди» I и II относятся к типу легких с двигателем «Ганс» 155 л.с. Вооружены
20-мм или 40-мм пушками и одним пулеметом. Танки быстроходны, легко управляемы.
Поворот осуществляется рулевым колесом по типу танков БТ (при снятых гусеницах).
СУ «Зриньи» имеет на вооружении 105-мм гаубицу. Боевое отделение закрытое, по
габаритам - малое. Машина быстроходная, чем обеспечивается малая уязвимость в
бою.
«Нимрод» имеет 40-мм пятизарядную автоматическую пушку. СУ имеет очень хорошие
боевые качества, используется для борьбы с танками и зенитными целями.
Трофейные танки по боевым качествам наиболее пригодны для сопровождения пехоты,
для борьбы с танками малоэффективны. По своему техническому состоянию и
габаритам в горах и по узким дорогам имеют хорошую проходимость.
Броня трофейных танков легко пробивается орудиями всех калибров. От 37-мм ПТО
разрушение производится незначительное и танки подлежат восстановлению, а в
остальных случаях попадания снарядов средних и больших калибров производят
значительные разрушения, вплоть до полного выхода танка из строя. От попадания
снаряда-ракеты из метательного аппарата (видимо, речь идет о «фауст-патронах» -
Прим. авт.) и других кумулятивных снарядов танки загораются».
65-я илл.
Венгерские танки (в основном «тураны»), захваченные бойцами майора Перфилова.
2-й Украинский фронт, 1945 год
66-я илл.
«Нимрод» и «Зриньи» (на заднем плане) на выставке трофейной техники в ЦПКиО им.
Горького в Москве, 1947 год
Батальон вступил в бой 15 сентября 1944 года. Из-за ограниченной проходимости
горных дорог танки использовались «группами по три-четыре машины как подвижное
огневое средство в боевых порядках пехоты». Из-за отсутствия обходных путей
танки двигались колонной с дистанцией между машинами 50-200 м, подставляя борта
фланговому огню. В отдельных случаях они использовались практически без
пехотного прикрытия, имея до 10 человек десанта на пять-семь танков. Например, в
районе ст. Оса, действуя без пехотной поддержки и не имея возможности обойти
противника с флангов, танкисты два раза ходили в атаку, потеряв два танка
подбитыми и один сгоревшим, но задачу выполнить не смогли. Только после
прохождения горных перевалов и выхода в Закарпатье танки получили возможность
для маневра.
13 ноября 1944 года батальон в составе 13 машин был передан 5-й гвардейской
танковой бригаде, о чем говорится в рапорте ее командира: «Во исполнение приказа
командующего БТ и МВ 18-й армии принят батальон трофейных танков,
сосредоточенный: на южной окраине Нижней Нэмецке - три танка и тылы батальона,
четыре танка в Ужгороде (три не заводятся и один требует среднего ремонта) и
шесть танков находятся в бою за Тарновце». К сожалению, данных о марках танков
нет. Известно только, что 14 ноября в бою участвовало пять «туранов» и два «зриньи»,
а 20 ноября - три «турана» и один «Толди».
По состоянию на 1 января 1945 года в бригаде еще имелись три «турана», один «Толди»
и одна САУ «Зриньи». Но вся эта техника требовала ремонта.
67-я илл.
Бронеавтомобиль Csaba. 1940 год
68-я илл.
Легкий танк Toldi I. 1-я танковая дивизия, район Дона, декабрь 1942 года
69-я илл.
Легкий танк Toldi I. 2-я танковая дивизия, Польша, лето 1944 года
70-я илл.
Средний танк Turan I в зимней окраске. 2-я танковая дивизия, Будапешт, зима 1945
года. Регистрационный номер и тактический значок на лобовом листе корпуса
71-я илл.
Средний танк Turan II. Австрия, апрель 1945 года. Эмблема подразделения на
лобовом листе корпуса
72-я илл.
Штурмовое орудие Zriny II. 2-я батарея 1-го батальона штурмовой артиллерии,
Галиция, 1944 год
73-я илл.
Самоходная установка Nimrod. 1941 год
74-я илл.
Легкий танк Pz.38 (t). 1-я танковая дивизия, Эстергом, 1942 год
75-я илл.
Средний танк Pz.IV(F1). 30-й танковый полк, Эстергом, 1942 год
Бронеколлекция, №3, 2005, М. Б. Барятинский - Танки Хонведшега