Vickers - Легкий танк (Финляндия)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Финляндия
Первые бронеавтомобили появились в Финляндии вскоре после провозглашения независимости - 6 декабря 1917 года. Это были немногочисленные боевые машины - либо захваченные финской Белой гвардией, либо поступившие из распущенных частей Русской армии.
К развертыванию полноценных бронетанковых частей в Финляндии приступили двумя годами позже. К 26 августа 1919 года был сформирован и полностью укомплектован французскими танками Renault FТ17 танковый полк. Из 32 поставленных танков 14 вооружили 37-мм пушками, а 18 - 8-мм пулеметами. Эти машины, морально устаревшие уже к началу 30-х годов, состояли на вооружении финской армии вплоть до Зимней войны.
В период с 1923 по 1937 год Финляндия закупила в единичных экземплярах, а также получила для испытаний целый ряд образцов бронетанковой техники: французский колесно-гусеничный танк Saint-Chamond Modele 1921, английскую танкетку Vickers-Carden-Loyd Mk.VI*, легкие танки Vickers-Carden-Loyd Model 1933 и Vickers Mk.E Model B, легкий плавающий танк Vickers-Carden-Loyd Model 1931 и шведский бронеавтомобиль Landsverk 182.
20 июля 1937 года финны заказали в Великобритании 32 танка Vickers Mk.E Model В без вооружения, средств связи и оптических приборов, которые планировалось установить в Финляндии. Из-за запаздывания поставки танков, сложностей, возникших при закупке 33 37-мм пушек Bofors в Швеции, и аннулирования заказа оптики в Германии (успели получить только десять прицелов Zeiss TZF) к концу 1939 года к бою были готовы лишь 10 машин. В качестве альтернативы на 16 из них установили 37-мм пушки Puteaux, демонтированные с танков FT17, вместо которых последние получили пулеметы "максим" и финские Lahti.
Общие потери финнов в Зимней войне (30 ноября 1939 г. - 15 марта 1940 г.) составили 38 танков, в основном - Renault FT17. Пополнение же танкового парка за счет трофейной техники оказалось весьма существенным - с повреждениями различной степени тяжести было захвачено 350 советских танков и бронеавтомобилей. В качестве трофеев Финляндии достались легкие танки Т-26 разных модификаций, включая огнеметные, два средних танка Т-28, легкие плавающие танки Т-37А и Т-38, полубронированные артгягачи "Комсомолец" и бронеавтомобили различных типов (21 единица). В г. Варкаус были созданы Центральные танкоремонтные мастерские, в которых 167 единиц захваченной техники отремонтировали, переделали под финские стандарты и передали в войска.
Поскольку основной боевой машиной финских танковых войск стал Т-26, вооруженный 45-мм пушкой, то для упрощения снабжения боеприпасами, такими же орудиями оснастили оставшиеся в строю "виккерсы", получившие обозначение Т-26Е.
В начале Продолжительной (так финны называют свою часть Второй мировой) войны (25 июня 1941 г. - 4 сентября 1944 г.) финские танковые войска были значительно более боеспособными, чем перед Зимней войной. Трофейная бронетехника позволила сформировать танковый батальон, который принимал участие в наступлении финнов вдоль северного берега Ладожского озера в направлении на Петрозаводск, взятый ими 1 октября 1941 года.
Количество захваченной бронетехники оказалось столь велико, что батальон был развернут в танковую бригаду. Основным танком в ней оставался Т-26. При этом огнеметные варианты ОТ-26, ОТ-130 и ОТ-133, а также двухбашенные Т-26 использовались только для подготовки механиков-водителей. Чтобы увеличить количество боевых машин, в 1942-1943 годах эти танки модернизировали. На них демонтировали все огнеметное оборудование и установили 45-мм танковую пушку. Большинство танков получило курсовой пулемет ДТ в шаровой установке в лобовом листе боевого отделения. Экипаж состоял из 4 человек. Модернизация двухбашенных Т-26 заключалась в демонтаже подбашенного листа вместе с башнями и установке аналогичной детали вместе с башней с не подлежащих восстановлению однобашенных танков.
Первые Т-34, прозванные финнами Sotka, были захвачены осенью 1941 года. Из них и из танков Т-28 сформировали взвод тяжелых танков во 2-м танковом батальоне. В 1942 году взвод пополнился двумя танками КВ-1.
Наряду с пополнением танкового парка за счет трофейных боевых машин продолжалась закупка техники за границей. 25 апреля 1941 года в Швеции были заказаны шесть зенитных самоходных установок Landsverk Anti II. Первую вооружили 40-мм автоматической пушкой Bofors еще в Швеции. Орудия для остальных изготовила финская фирма VTT в г. Юваскиля. К середине мая 1942 года зенитные установки поступили на вооружение бронированной зенитной батареи.
Весной 1942 года на заводе VTT начались работы по переделке трофейных танков БТ-7 в штурмовые орудия. Новая машина получила обозначение BT-42. Ими предполагалось оснастить батальон штурмовых орудий в финской танковой дивизии, формирование которой началось в июне 1942 года. Первая машина поступила в войска 26 февраля 1943 года.
Весной того же года финны обратились к Германии с запросом о поставках немецкой боевой техники для батальона штурмовых орудий. Был получен положительный ответ, и вскоре в Финляндию прибыли 30 самоходных орудий StuG 40 Ausf.G. Первые машины из этой партии поступили на вооружение 2 сентября 1943 года. К июню 1944-го силами батальона самоходные орудия модернизировали: удалили бортовые листы дополнительного бронирования, немецкие пулеметы MG 34 заменили на советские ДТ, запасные катки навесили на борта в районе боевого отделения, над двигателем разместили большой деревянный ящик ЗИП.
В связи с мирными предложениями Советскому Союзу со стороны руководства Финляндии в феврале и марте 1944 года, немецкая военная помощь была отвергнута. В это время в Данциге готовились к отправке в Финляндию семь штурмовых орудий и девять трофейных танков Т-34. Однако после провала переговоров и начала мощного советского наступления Финляндия вновь обратилась к Германии о возобновлении помощи. В июне немцы перебросили в Финляндию 122-ю пехотную дивизию, 303-ю бригаду штурмовых орудий и авиационное соединение. Возобновились и поставки техники. (До объявления перемирия 4 сентября 1944 года, в рамках так называемой "помощи Риббентропа" Финляндия получила 29 штурмовых орудий StuG 40 Ausf.G и 15 танков Pz.IV Ausf.J.)

СОСТОЯНИЕ ФИНСКОГО ТАНКОВОГО ПАРКА В 1941-1944 ГОДАХ
Марка боевой машины - 31.5.1941 - 1.7.1942 - 1.7.1943 - 1.6.1944 - 31.12.1944
Renault FT17 - 4 - 4 - _ - _ - _
Vickers-Carden-Loyd Mk.VI* - 1 - - - - - - - -
Vickers-Carden-Loyd mod. 1933 - 1 - 1 - - - - - -
Landsverk 182 - 1 - - - - - - - -
Vickers Mk.E (T-26E) - 27 - 24 - 22 - 22 - 19
Т-26 обр. 1931 г. - 10 - 12 - 8 - 2 - 1
ОТ-26 - 2 - 2 - 1 - 1 - 1
Т-26 обр. 1933 г. - 20 - 53 - 58 - 63 - 47
ОТ-130 - 4 - 3 - - - - - -
Т-26 обр. 1937/1939 гг. - 4 - 29 - 32 - 36 - 31
ОТ-133 - - - 3 - - - - - -
Т-26Т - - - 1 - 1 - 2 - 2
Д-8 - 1 - 1 - 1 - - - -
ФАИ - _ - _ - 3 - 3 - 3
ФАИ-М, БА-20, БА-20М - 10 - 11 - 18 - 18 - 15
БА-3 - _ - _ - _ - 1 - 1
БА-6 - _ - _ - _ - 10 - 10
БА-10 - 10 - 23 - 24 - 13 - 12
Т-37А - 29 - 21 - - - - - -
Т-38, Т-38М-2 - 13 - 12 - 19 - 19 - 3
Т-38-34 (1) - _ - _ - _ - _ - 9
T-34-KV (2) - _ - _ - _ - _ - 3
Т-20 "Комсомолец" - 56 - 98 - 184 - 182 - 134
Т-28 обр. 1938 г., Т-28Э - 2 - 7 - 7 - 7 - 7
БТ-7 - - - 53 - 23 - 23 - -
BT-42 - _ - _ - 13 - 18 - 10
BT-43 (3) - _ - _ - _ - 1 - 1
Т-34 - _ - 3 - 4 - 4 - 9
Т-34-85 - - - - - - - - - 9
Т-50 - - - 1 - 1 - 1 - 1
КВ-1 - _ - 1 - 2 - 2 - 2
Landsverk Anti II - - - 6 - 6 - 6 - 6
StuG 40 Ausf.G - - - - - - - 30 - 46
StuG 40K - - - - - - - - - 1
Pz.IV Ausf.J - _ - _ - _ - _ - 14
ИСУ-152V (4) - - - - - - - - - 1
Всего - 195 - 369 - 427 - 464 - 398

ПРИМЕЧАНИЯ
1 - ходовой макет танка Т-34, изготовленный с использованием шасси танка Т-38 и предназначенный для подготовки расчетов противотанковой артиллерии.
2 - ходовой макет танка KB.
3 - опытный образец бронетранспортера на базе танка БТ-7.
4 - БРЭМ, переделанная из захваченной финнами ИСУ-152.

В течение июня-июля 1944 года, несмотря на отступление, финские войска сумели захватить несколько единиц советской бронетанковой техники, наиболее ценными из которых были танки Т-34-85. Семь боевых машин этого типа и одну из двух захваченных 25 июня тяжелых самоходок ИСУ-152 финны успели ввести в строй.
Заключение перемирия с СССР привело к боевым действиям уже против немецких частей, находившихся в Финляндии, - так называемой Лапландской кампании. В этой операции принимала участие и финская танковая дивизия, причем вооруженная, главным образом, танками советского производства: Т-26, Т-34 и Т-34-85. После Лапландской кампании, завершившейся разоружением немецких войск, танковую дивизию перебросили в южную Финляндию. 5 декабря 1944 года финская армия перешла на режим мирного времени.
Трофейная советская бронетанковая техника, также как и немецкие танки и САУ, оставалась на вооружении финской армии вплоть до конца 50-х годов. При этом наиболее боеспособные машины находились на хранении, а остальные использовались в качестве учебных и по мере износа списывались. На 31 декабря 1957 года в войсках имелось еще 175 боевых машин всех упомянутых типов.
Танк (panssarivaunu) Vickers
Разработан английской фирмой Vickers-Armstrong Ltd. в 1930 году. Контракт на поставку танков Финляндии был заключен 20 июля 1937 года. От базового английского варианта Mk.E Model В отличался наличием ниши башни под установку радиостанции и формой амбразуры под установку 37-мм пушки Bofors. Изготовлено и поставлено 32 единицы, без вооружения, средств связи и оптических приборов.
Серийные модификации:
37 mm Puteaux - 37-мм французская пушка Puteaux SA 18, демонтированная с танков Renault FT17 и 7,62-мм пулемет Lahti L-33/36. Радиостанция - Marconi SB-4a. Боевая масса - 8,4 т. Экипаж - 3 человека. Изготовлено - 16 единиц.
37 mm Bofors - 37-мм пушка 37 psvk 36 (Bofors) и 7,62-мм пулемет Lahti L-33/36 в башне, 9-мм пистолет-пулемет Suomi в лобовом листе корпуса слева от механика-водителя. Боевая масса - 8,6 т. Экипаж - 4 человека. Изготовлено - 10 единиц.
Т-26Е - 45-мм советская танковая пушка 20К и пулемет ДТ в спаренной установке в башне.
Накануне Зимней войны танками "Виккерс" были вооружены 3-я и 4-я роты финского танкового батальона. Боевые машины 4-й роты 26 февраля 1940 года приняли участие в первом для финской армии танковом бою под Хонканиеми (Лебедевкой). Финские "виккерсы" столкнулись здесь с "виккерсами" советскими - танками Т-26 из 112-го танкового батальона 35-й легкотанковой бригады. В этом бою финны потеряли семь машин. Восьмой танк был сильно поврежден, эвакуирован в тыл, но не восстанавливался. Советская сторона потерь не имела.
Еще одна стычка с нашими танками произошла 29 февраля, когда средний танк Т-28 обстрелял два "виккерса", в результате чего один из финских танков сгорел вместе с экипажем.
К началу Продолжительной войны "виккерсы" (уже в варианте Т-26Е с 45-мм пушкой) были сведены в 3-ю танковую роту, которая одной из первых начала боевые действия против Красной Армии 25 июня 1941 года. Боевые машины этого типа, как, впрочем, и трофейные советские Т-26, достаточно эффективно использовались финнами для непосредственной поддержки пехоты.
К лету 1944 года по десять Т-26Е состояло на вооружении 1-го и 2-го батальонов танковой бригады, входившей в состав финской танковой дивизии.
Некоторое количество Т-26Е эксплуатировалось и после окончания войны. На 31 декабря 1958 года в финской армии еще числилось 7 танков этого типа.

Т-26Е

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Т-26Е
БОЕВАЯ МАССА, т: 8,6.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 4560, ширина - 2284, высота - 2273, клиренс - 381.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка 20К обр. 1934 г. калибра 45 мм, 1 пулемет ДТ обр. 1929 г. калибра 7,62 мм, 1 пистолет-пулемет Suomi калибра 9 мм.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел ТОП обр. 1930 г., перископический панорамный прицел ПТ-1 обр. 1932 г.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб, борт корпуса - 5...13, корма - 8, крыша - 5, башня - 13.
ДВИГАТЕЛЬ: Armstrong Siddeley, 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, воздушного охлаждения; мощность - 80 л.с. (58,9 кВт).
ТРАНСМИССИЯ: однодисковый главный фрикцион сухого трения, карданный вал, пятискоростная коробка передач, бортовые фрикционы, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: восемь сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, сблокированных попарно в четыре балансирные тележки, подвешенные на листовых четвертьэллиптических рессорах, четыре поддерживающих катка, направляющее колесо с натяжным механизмом, ведущее колесо переднего расположения (зацепление - цевочное); в каждой гусенице 108 траков шириной 258 мм, шаг трака - 90 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 30.
ЗАПАС ХОДА, км: 120.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 35; ширина рва, м - 1,85; высота стенки, м - 0,76; глубина брода, м - 0,9.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 71-ТК-З.

Бронеколлекция, №5, 1999, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника стран Европы (1939-1945)