BT-42 - Самоходная артиллерийская установка (Финляндия) 1942 | |
Допомога проекту
WebMoney E558684278515 WebMoney R339002842822 WebMoney Z368823732896 |
Боевая массА BT-42 - 14 тонн (15 тонн). Габаритные размеры BT-42: ДлинА BT-42 ПО корпусу - 5660 мм ШиринА BT-42 ПО корпусу - 2230 мм (2290 мм) ВысотА BT-42 - 2670 мм (2690 мм) Історія створення BT-42 ВО время Второй Мировой Войны, самоходные артиллерийские установки НА базе танков, создавались НЕ только странами-лидерами танкостроения (Великобритания / Германия / СССР / США) НО И государствами С неразвитым ВПК. В 1942 г. В Финляндии НА базе украинского, легкого танкА НА колесно-гусеничном движителе БТ-7, созданА САУ BT-42*. *Статус BT-42 - 1-я финская самоходная артиллерийская установкА / 1-й финский серийный образец бронетехиники / единственный финский серийный образец бронетехники (1918 г. (ГОД обретения Финляндией независмости) - 1945 г.). Данные САУ были построены НА базе танков, которые были, захвачены ФИНСКИМИ ВОЙСКАМИ В ходе, наступления В Карелии (осень 1941 г.). ТОГДА финнами, было захвачено - примерно 20 украинских легких танков БТ-7 В исправном состоянии. Известен факт - финская армия, активно применялА трофейную бронетехнику (разумеется - советскую), танки типА БТ-7 - использовались - ограничено. ПО мнению финских военачальников - легкие танки БТ-7 - уже НЕ отвечали требованиям современной войны. НО списание (отправкА НА металлолом) ДЛЯ Финляндии - расточительство. Весной 1942 г. стартует В ходе реализации, программы ПО переделке легких танков (БТ-7) В САУ - разработкА САУ НА базе БТ-7. Данные САУ получили, обозначение BT-42. В сентябре 1942 г. первые САУ BT-42 - были готовы... В сентябре 1942 г. 1-й экземпляр САУ BT-42, поступил НА испытания. Испытания - завершились неудачей (место проведения - танковая бригадА). Новую САУ отправили НА предприятие VTT (г. ЮВАСКИЛА / SUOMI) ДЛЯ устранения, просчетов конструкции... ВСКОРЕ данный экземпляр, которому присвоили, номер R-702, был принят В качестве эталонА ДЛЯ последующих серийных САУ BT-42. БронекорпусА трофейных легких танков БТ-7 проходили, полный КАП.ремонт В танковом центре финской армии НА предприятии Lokomo Limited. Сущность КАП.ремонтА - разборкА(+последующая сборкА) бронекорпусА / ремонт(+регулировкА) силового агрегатА / ремонт(+регулировкА) трансмиссии + устранение пробоин (если они были) В бронекорпусе... После КАП.ремонтА проводились - короткие ходовые испытания. После чего, шасси, передавались - ДЛЯ дальнейшего перевооружения. Далее НА предприятии VTT производились - модификация башни / установкА В башню, артиллерийского орудия... (монтаж - нового дульного тормозА / увеличение - давления В тормозе откатА) Далее В танковом центре финской армии, расположенном В городе Варкаус, производилась - окончательная сборкА BT-42. 26 февраля 1943 г. НА вооружение финской армии, поступил, 1-й серийный образец САУ ВТ-42. ПО мнению, финских военных, процесс изготовления, первых финских САУ - шел медленно И НА него, затрачено, много СИЛ (ремонт БТ-7 / производство ВТ-42 - НЕ позволяли, использовать - фабричные корпусА - ДЛЯ других работ). Первоначально, планировалось - САУ BT-42 направят В 1-й батальон штурмовых орудий ПРИ 1-й танковой дивизии* - ДО поступления STUG 3 AUSF G. САУ BT-42 оставались В составе 1-го батальонА штурмовых орудий ПРИ 1-й танковой дивизии - И после началА поступления STUG 3 AUSF G. *единственная танковая дивизия финской армии... Распределение САУ BT-42: 2 единицы САУ BT-42 при штабе 1-го батальонА штурмовых орудий ПРИ 1-й танковой дивизии / 15 единиц САУ BT-42 - В 3-х ротах 1-го батальонА штурмовых орудий ПРИ 1-й танковой дивизии. В декабре 1943 г. 17 САУ BT-42 свели В отдельный броневзвод А через несколько месяцев, данный отдельный броневзвод - переименован В отдельную танковую роту. НА этот момент времени В ЕЕ составе - 14 САУ BT-42 А еще 3 САУ BT-42 - находились В ремонте... В процессе эксплуатации САУ BT-42 - быстро стало ясно ЧТО эффективно ИХ можно применять - только против - небронированных целей и легкобронированных целей... 17-21 июня 1944 г. (ОборонА ВыборгА) финские САУ BT-42 показали, слабую эффективность - Пример - САУ BT-42 удалось - попасть ПО советскому среднему танку Т-34-85 - одинадцать раз (ПО другим данным - восемнадцать раз)... Т-34-85 ТАК И НЕ потерял подвижности... ПричинА - морально устаревшие, британские гаубицы Ordnance Q. F. 114 mm Mk2 ОбразцА 1918 г. ПРИ обороне городА Выборг, финская армия, потерялА - 8 САУ BT-42 ИЗ 18 САУ BT-42... Кроме 8 САУ BT-42 финская армия В этом бою - 25 легких танков Т-26 ИЗ 87 легких танков Т-26 А также ТРЕТЬ артиллерийских тягачей Т-20 Комсомолец... В это время НА вооружении финской армии, имелись - уже устаревшие танки, периодА Зимней Войны (1939-1940 гг.) - легкие танки Т-26 + средние танки Т-28... НА 1 января 1945 г. В строю, финской армии, находились - 10 единиц САУ BT-42 (финские источники). ДО 1950 г. данные САУ эксплуатировались В качестве учебных машин В финской армии. Сегодня (15 февраля 2020 г.) один экземпляр САУ BT-42 находится В эксопозиции, танкового музея В городе ПАРОЛА SUOMI. ПРИ штурме городА ВЫБОРГ В ходе Выборгской Наступательной Операции (10 июня 1944 г. - 20 июня 1944 г.) РККА захватили ОДНУ САУ BT-42 (В исправном состоянии), которая былА отправленА НА Ленинградский Артиллерийский Полигон ДЛЯ проведения испытаний... Дальнейшая судьбА данной САУ BT-42 - НЕ известнА... Скорей всего ЕЕ отправили НА переплавку... Бронетанковая техникА Финской армии В период 1918-1945 гг. Легкие танки: Vickers Mk E* / БТ-7** / Т-26** / Т-37А** / Т-38** / Т-50** / Т-70** Средние танки: PzKpfw IV*** / Т-28** / Т-34** Тяжелые танки: КВ-1** САУ: StuG III*** / StuG IV*** / БТ-42 Бронеавтомобили: Sisu / БА-6** / БА-10** / БА-20** / ФАИ** Бронетранспортеры (+ специальные машины): БА-10Н / БТ-43 / Комсомолец** * британское производство / ** советское производство / *** немецкое производство Виробництво BT-42 ГОДЫ производствА BT-42 - 1942-1943 гг. Производено - 18 САУ BT-42. МетодикА производствА САУ BT-42: 1-й этап - Капитальный ремонт, бронекорпусов, легких танков БТ-7 НА предприятии Lokomo Limited. 2-й этап - производство башни BT-42 НА предприятии VTT. 3-й этап - СборкА САУ BT-42 В танковом центре финской армии В городе ВАРКАУС. Возможно В качестве базы ДЛЯ 1-й единицы BT-42 выступил, украинский легкий танк БТ-5 также НА колесно-гусеничном движителе. Конструкція BT-42 Изменения конструкции BT-42 относительно БТ-7 - башня / НА BT-42 отсутствовали, передния крылья... Броньовий корпус BT-42 Бронирование BT-42 - ОТ 10 мм ДО 20 мм... Экипаж - 4 человекА (3 человекА). Башта BT-42 Британская 114-мм гаубицА Ordnance Q. F. 114 mm Mk2 обладалА - достаточно большими габаритными размерами, казенной части ЧТО НЕ давало, возможности - размещения, орудия В стандартной башне БТ-7. ОТ размещения В корпусе (неподвижно) - решено, отказаться. В следствии, выше указаных, обстоятельств - спроектированА новая башня НА базе стандартной башни БТ-7. Данная башня - увеличенных размеров / А орудие - С новым дульным тормозом. Боевое отделение - увеличено - вверх и назад... ...кормовая нишА сваривалась ИЗ плоских бронелистов. В корме башни, размещенА - 2-створчатая дверцА. Овальный люк (демонтирован С башни (конической формы) легкого танкА БТ-7) устанавливался - НА крыше башни. Озброєння BT-42 Вооружение BT-42 - 114-мм гаубицА H18 (Ordnance Q. F. 114 mm Mk2* ОбразцА 1918 г.) С NEW дульным тормозом. Боекомплект BT-42 - 22 выстрелА (ОФС). Заряжание BT-42 - раздельное. Ведение огня BT-42 - только С местА. Дальность стрельбы BT-42 - 3 км (ОФС). *В неустановленные годы, Финская армия, приобрелА В Великобритании - 24 114-мм гаубицы Ordnance Q. F. 114 mm Mk2 В 1939-1940 гг. партия (количество - неустановлено), поступилА В Финляндию ИЗ Испании... Засоби спостереження і зв'язку BT-42 РадиоСтанция НА САУ BT-42 - НЕ устанавливалась... Двигун BT-42 Силовая установкА BT-42 - V-образный 12-цилиндровый бензиновый карбюраторный двигатель М-17Т, мощностью - 400 л. с. Максимальная скорость BT-42 - 50 км/ч (по шоссе). ПО другим данным - 53 км/ч (по пересеченной местности) / 73 км/ч (по шоссе). Запас ходА BT-42 - 350 км (по шоссе). ПО другим данным - 375 км (по пересеченной местности) / 460 км (по шоссе). Трансмісія BT-42 ОТ БТ-7 Ходова частина BT-42 Дорожный просвет (клиренс) BT-42 - 350 мм. Бойове застосування BT-42 Вторая Мировая ВойнА (1939-1945 гг.) Оцінка бойової машини BT-42 Эффективность боевого применения - низкая В виду следующих АСПЕКТОВ НЕДОСТАТКИ САУ BT-42 - быстрое утомление экипажА В боевом отделении (заряжающий / наводчик) - малая дальность прямого выстрелА - ненадежность силового агрегатА - ненадежность ходовой части (большая нагрузкА ОТ башни) / Поломки Х.Ч. были частыми... - неудачное расположение боекомплектА - низкая скорострельность (В частности В боевой обстановке) - раздельное заряжание гаубицы - тесное боевое отделение (большие габариты гаубицы) - устаревшее артиллерийское орудие ``Финскими военными САУ BT-42 рассматривались КАК временный вариант - ДО поступления, немецких САУ. НО после ИХ поступление, финские САУ BT-42 - продолжали, находиться НА службе.`` Модифікації BT-42 BT-42 Базовый BT-42 Модернизированный |
Единственный сохранившийся экземпляр САУ BT-42 / находится В танковом музее В городе ПАРОЛА SUOMI
Штурмовое орудие (rynnakkotykia) BT-42
Штурмовое орудие, а скорее - штурмовой танк, созданный, по-видимому, наподобие
немецких и советских боевых машин аналогичного назначения. Разработан фирмой VTT
(Valtion Tykkitehdas - Государственный артиллерийский завод) в 1942 году с
использованием базы советского легкого танка БТ-7 и английской 114-мм гаубицы. В
1943 году заводом VTT изготовлено 18 единиц.
Серийная модификация:
- в сильно переделанной и увеличенной по размерам башне БТ-7 в выступающей
вперед маск-установке смонтирована 4,5-дюймовая (114-мм) английская гаубица,
снабженная дульным тормозом финской разработки. Корпус танка, силовая установка,
трансмиссия и ходовая часть - изменениям не подвергались.
Танки БТ-7 перед переделкой проходили ремонт на заводе фирмы Lokomo Oy. Серийное
производство башен и окончательная сборка боевых машин производились на заводе
VTT.
Первый BT-42 был передан танковой бригаде для испытаний в начале сентября 1942
года и в конце месяца возвращен на завод для устранения недостатков. Последнее
штурмовое орудие выпустили поздней осенью 1943 года.
BT-42 по своей конструкци нельзя отнести к удаче его создателей, в основном
из-за устарелости примененной артсистемы, тесноты боевого отделения, а также
недостаточной мощности механизмов поворота башни и вертикальной наводки,
заимствованных у БТ-7.
Эти машины поступили на вооружение батальона штурмовых орудий танковой бригады.
После получения немецких штурмовых орудий StuG 40 из BT-42 сформировали
отдельную штурмовую роту. На вооружении финской армии эти машины состояли до
1950 года.
BT-42
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШТУРМОВОГО ОРУДИЯ BT-42
БОЕВАЯ МАССА, т: 15.
ЭКИПАЖ, чел.: 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 5660, ширина - 2290, высота - 2695, клиренс -
400.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 гаубица 114 Н18 (Q.F. Mk.II) калибра 114 мм.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб - 22, борт и корма - 13, крыша - 10, днище - 6, башня -
15.
ДВИГАТЕЛЬ: М-17Т, 12-цилиндровый, карбюраторный, V-образный, жидкостного
охлаждения; мощность 400 л.с. (294,5 кВт) при 1650 об/мин; рабочий объем - 46
920 см³.
ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения, коробка передач,
бортовые фрикционы, ленточные тормоза, бортовые передачи, редукторы (гитары)
привода колесного хода.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре опорных обрезиненных катка на борт, направляющее колесо,
ведущее колесо заднего расположения (зацепление - гребневое); на колесном ходу -
ведущий задний опорный каток, управляемый - передний; подвеска опорных катков -
индивидуальная, на цилиндрических спиральных рессорах; в каждой гусенице 70
траков шириной 260 мм, шаг трака - 167 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: на гусеницах - 53; на колесах - 73.
ЗАПАС ХОДА, км: на гусеницах - 375; на колесах - 460.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 42; ширина рва, м - 2,5;
высота стенки, м - 0,75; глубина брода, м - 1,2.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 71-ТК-З.
Бронеколлекция, №5, 1999, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника стран Европы (1939-1945)