BT-42 - Самоходная артиллерийская установка (Финляндия) 1942
Допомога проекту
WebMoney E558684278515
WebMoney R339002842822
WebMoney Z368823732896
Боевая массА BT-42 - 14 тонн (15 тонн).
Габаритные размеры BT-42:
ДлинА BT-42 ПО корпусу - 5660 мм
ШиринА BT-42 ПО корпусу - 2230 мм (2290 мм)
ВысотА BT-42 - 2670 мм (2690 мм)

Історія створення BT-42
ВО время Второй Мировой Войны, самоходные артиллерийские установки НА базе танков, создавались НЕ только странами-лидерами танкостроения (Великобритания / Германия / СССР / США) НО И государствами С неразвитым ВПК.
В 1942 г. В Финляндии НА базе украинского, легкого танкА НА колесно-гусеничном движителе БТ-7, созданА САУ BT-42*.
*Статус BT-42 - 1-я финская самоходная артиллерийская установкА / 1-й финский серийный образец бронетехиники / единственный финский серийный образец бронетехники (1918 г. (ГОД обретения Финляндией независмости) - 1945 г.).
Данные САУ были построены НА базе танков, которые были, захвачены ФИНСКИМИ ВОЙСКАМИ В ходе, наступления В Карелии (осень 1941 г.).
ТОГДА финнами, было захвачено - примерно 20 украинских легких танков БТ-7 В исправном состоянии.
Известен факт - финская армия, активно применялА трофейную бронетехнику (разумеется - советскую), танки типА БТ-7 - использовались - ограничено.
ПО мнению финских военачальников - легкие танки БТ-7 - уже НЕ отвечали требованиям современной войны. НО списание (отправкА НА металлолом) ДЛЯ Финляндии - расточительство.
Весной 1942 г. стартует В ходе реализации, программы ПО переделке легких танков (БТ-7) В САУ - разработкА САУ НА базе БТ-7. Данные САУ получили, обозначение BT-42.
В сентябре 1942 г. первые САУ BT-42 - были готовы...
В сентябре 1942 г. 1-й экземпляр САУ BT-42, поступил НА испытания. Испытания - завершились неудачей (место проведения - танковая бригадА).
Новую САУ отправили НА предприятие VTT (г. ЮВАСКИЛА / SUOMI) ДЛЯ устранения, просчетов конструкции...
ВСКОРЕ данный экземпляр, которому присвоили, номер R-702, был принят В качестве эталонА ДЛЯ последующих серийных САУ BT-42.
БронекорпусА трофейных легких танков БТ-7 проходили, полный КАП.ремонт В танковом центре финской армии НА предприятии Lokomo Limited. Сущность КАП.ремонтА - разборкА(+последующая сборкА) бронекорпусА / ремонт(+регулировкА) силового агрегатА / ремонт(+регулировкА) трансмиссии + устранение пробоин (если они были) В бронекорпусе...
После КАП.ремонтА проводились - короткие ходовые испытания. После чего, шасси, передавались - ДЛЯ дальнейшего перевооружения.
Далее НА предприятии VTT производились - модификация башни / установкА В башню, артиллерийского орудия... (монтаж - нового дульного тормозА / увеличение - давления В тормозе откатА)
Далее В танковом центре финской армии, расположенном В городе Варкаус, производилась - окончательная сборкА BT-42.
26 февраля 1943 г. НА вооружение финской армии, поступил, 1-й серийный образец САУ ВТ-42.
ПО мнению, финских военных, процесс изготовления, первых финских САУ - шел медленно И НА него, затрачено, много СИЛ (ремонт БТ-7 / производство ВТ-42 - НЕ позволяли, использовать - фабричные корпусА - ДЛЯ других работ).
Первоначально, планировалось - САУ BT-42 направят В 1-й батальон штурмовых орудий ПРИ 1-й танковой дивизии* - ДО поступления STUG 3 AUSF G. САУ BT-42 оставались В составе 1-го батальонА штурмовых орудий ПРИ 1-й танковой дивизии - И после началА поступления STUG 3 AUSF G.
*единственная танковая дивизия финской армии...
Распределение САУ BT-42: 2 единицы САУ BT-42 при штабе 1-го батальонА штурмовых орудий ПРИ 1-й танковой дивизии / 15 единиц САУ BT-42 - В 3-х ротах 1-го батальонА штурмовых орудий ПРИ 1-й танковой дивизии.
В декабре 1943 г. 17 САУ BT-42 свели В отдельный броневзвод А через несколько месяцев, данный отдельный броневзвод - переименован В отдельную танковую роту. НА этот момент времени В ЕЕ составе - 14 САУ BT-42 А еще 3 САУ BT-42 - находились В ремонте...
В процессе эксплуатации САУ BT-42 - быстро стало ясно ЧТО эффективно ИХ можно применять - только против - небронированных целей и легкобронированных целей...
17-21 июня 1944 г. (ОборонА ВыборгА) финские САУ BT-42 показали, слабую эффективность - Пример - САУ BT-42 удалось - попасть ПО советскому среднему танку Т-34-85 - одинадцать раз (ПО другим данным - восемнадцать раз)... Т-34-85 ТАК И НЕ потерял подвижности... ПричинА - морально устаревшие, британские гаубицы Ordnance Q. F. 114 mm Mk2 ОбразцА 1918 г.
ПРИ обороне городА Выборг, финская армия, потерялА - 8 САУ BT-42 ИЗ 18 САУ BT-42...
Кроме 8 САУ BT-42 финская армия В этом бою - 25 легких танков Т-26 ИЗ 87 легких танков Т-26 А также ТРЕТЬ артиллерийских тягачей Т-20 Комсомолец...
В это время НА вооружении финской армии, имелись - уже устаревшие танки, периодА Зимней Войны (1939-1940 гг.) - легкие танки Т-26 + средние танки Т-28...
НА 1 января 1945 г. В строю, финской армии, находились - 10 единиц САУ BT-42 (финские источники).
ДО 1950 г. данные САУ эксплуатировались В качестве учебных машин В финской армии.
Сегодня (15 февраля 2020 г.) один экземпляр САУ BT-42 находится В эксопозиции, танкового музея В городе ПАРОЛА SUOMI.
ПРИ штурме городА ВЫБОРГ В ходе Выборгской Наступательной Операции (10 июня 1944 г. - 20 июня 1944 г.) РККА захватили ОДНУ САУ BT-42 (В исправном состоянии), которая былА отправленА НА Ленинградский Артиллерийский Полигон ДЛЯ проведения испытаний... Дальнейшая судьбА данной САУ BT-42 - НЕ известнА... Скорей всего ЕЕ отправили НА переплавку...
Бронетанковая техникА Финской армии В период 1918-1945 гг.
Легкие танки: Vickers Mk E* / БТ-7** / Т-26** / Т-37А** / Т-38** / Т-50** / Т-70**
Средние танки: PzKpfw IV*** / Т-28** / Т-34**
Тяжелые танки: КВ-1**
САУ: StuG III*** / StuG IV*** / БТ-42
Бронеавтомобили: Sisu / БА-6** / БА-10** / БА-20** / ФАИ**
Бронетранспортеры (+ специальные машины): БА-10Н / БТ-43 / Комсомолец**
* британское производство / ** советское производство / *** немецкое производство

Виробництво BT-42
ГОДЫ производствА BT-42 - 1942-1943 гг. Производено - 18 САУ BT-42.
МетодикА производствА САУ BT-42:
1-й этап - Капитальный ремонт, бронекорпусов, легких танков БТ-7 НА предприятии Lokomo Limited.
2-й этап - производство башни BT-42 НА предприятии VTT.
3-й этап - СборкА САУ BT-42 В танковом центре финской армии В городе ВАРКАУС.
Возможно В качестве базы ДЛЯ 1-й единицы BT-42 выступил, украинский легкий танк БТ-5 также НА колесно-гусеничном движителе.

Конструкція BT-42
Изменения конструкции BT-42 относительно БТ-7 - башня / НА BT-42 отсутствовали, передния крылья...

Броньовий корпус BT-42
Бронирование BT-42 - ОТ 10 мм ДО 20 мм...
Экипаж - 4 человекА (3 человекА).

Башта BT-42
Британская 114-мм гаубицА Ordnance Q. F. 114 mm Mk2 обладалА - достаточно большими габаритными размерами, казенной части ЧТО НЕ давало, возможности - размещения, орудия В стандартной башне БТ-7. ОТ размещения В корпусе (неподвижно) - решено, отказаться.
В следствии, выше указаных, обстоятельств - спроектированА новая башня НА базе стандартной башни БТ-7. Данная башня - увеличенных размеров / А орудие - С новым дульным тормозом.
Боевое отделение - увеличено - вверх и назад... ...кормовая нишА сваривалась ИЗ плоских бронелистов. В корме башни, размещенА - 2-створчатая дверцА.
Овальный люк (демонтирован С башни (конической формы) легкого танкА БТ-7) устанавливался - НА крыше башни.

Озброєння BT-42
Вооружение BT-42 - 114-мм гаубицА H18 (Ordnance Q. F. 114 mm Mk2* ОбразцА 1918 г.) С NEW дульным тормозом. Боекомплект BT-42 - 22 выстрелА (ОФС).
Заряжание BT-42 - раздельное.
Ведение огня BT-42 - только С местА.
Дальность стрельбы BT-42 - 3 км (ОФС).
*В неустановленные годы, Финская армия, приобрелА В Великобритании - 24 114-мм гаубицы Ordnance Q. F. 114 mm Mk2
В 1939-1940 гг. партия (количество - неустановлено), поступилА В Финляндию ИЗ Испании...

Засоби спостереження і зв'язку BT-42
РадиоСтанция НА САУ BT-42 - НЕ устанавливалась...

Двигун BT-42
Силовая установкА BT-42 - V-образный 12-цилиндровый бензиновый карбюраторный двигатель М-17Т, мощностью - 400 л. с.
Максимальная скорость BT-42 - 50 км/ч (по шоссе). ПО другим данным - 53 км/ч (по пересеченной местности) / 73 км/ч (по шоссе).
Запас ходА BT-42 - 350 км (по шоссе). ПО другим данным - 375 км (по пересеченной местности) / 460 км (по шоссе).

Трансмісія BT-42
ОТ БТ-7

Ходова частина BT-42
Дорожный просвет (клиренс) BT-42 - 350 мм.

Бойове застосування BT-42
Вторая Мировая ВойнА (1939-1945 гг.)

Оцінка бойової машини BT-42
Эффективность боевого применения - низкая В виду следующих АСПЕКТОВ
НЕДОСТАТКИ САУ BT-42
- быстрое утомление экипажА В боевом отделении (заряжающий / наводчик)
- малая дальность прямого выстрелА
- ненадежность силового агрегатА
- ненадежность ходовой части (большая нагрузкА ОТ башни) / Поломки Х.Ч. были частыми...
- неудачное расположение боекомплектА
- низкая скорострельность (В частности В боевой обстановке)
- раздельное заряжание гаубицы
- тесное боевое отделение (большие габариты гаубицы)
- устаревшее артиллерийское орудие
``Финскими военными САУ BT-42 рассматривались КАК временный вариант - ДО поступления, немецких САУ. НО после ИХ поступление, финские САУ BT-42 - продолжали, находиться НА службе.``

Модифікації BT-42
BT-42 Базовый
BT-42 Модернизированный

Единственный сохранившийся экземпляр САУ BT-42 / находится В танковом музее В городе ПАРОЛА SUOMI

 

Штурмовое орудие (rynnakkotykia) BT-42
Штурмовое орудие, а скорее - штурмовой танк, созданный, по-видимому, наподобие немецких и советских боевых машин аналогичного назначения. Разработан фирмой VTT (Valtion Tykkitehdas - Государственный артиллерийский завод) в 1942 году с использованием базы советского легкого танка БТ-7 и английской 114-мм гаубицы. В 1943 году заводом VTT изготовлено 18 единиц.
Серийная модификация:
- в сильно переделанной и увеличенной по размерам башне БТ-7 в выступающей вперед маск-установке смонтирована 4,5-дюймовая (114-мм) английская гаубица, снабженная дульным тормозом финской разработки. Корпус танка, силовая установка, трансмиссия и ходовая часть - изменениям не подвергались.
Танки БТ-7 перед переделкой проходили ремонт на заводе фирмы Lokomo Oy. Серийное производство башен и окончательная сборка боевых машин производились на заводе VTT.
Первый BT-42 был передан танковой бригаде для испытаний в начале сентября 1942 года и в конце месяца возвращен на завод для устранения недостатков. Последнее штурмовое орудие выпустили поздней осенью 1943 года.
BT-42 по своей конструкци нельзя отнести к удаче его создателей, в основном из-за устарелости примененной артсистемы, тесноты боевого отделения, а также недостаточной мощности механизмов поворота башни и вертикальной наводки, заимствованных у БТ-7.
Эти машины поступили на вооружение батальона штурмовых орудий танковой бригады. После получения немецких штурмовых орудий StuG 40 из BT-42 сформировали отдельную штурмовую роту. На вооружении финской армии эти машины состояли до 1950 года.

BT-42

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШТУРМОВОГО ОРУДИЯ BT-42
БОЕВАЯ МАССА, т: 15.
ЭКИПАЖ, чел.: 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 5660, ширина - 2290, высота - 2695, клиренс - 400.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 гаубица 114 Н18 (Q.F. Mk.II) калибра 114 мм.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб - 22, борт и корма - 13, крыша - 10, днище - 6, башня - 15.
ДВИГАТЕЛЬ: М-17Т, 12-цилиндровый, карбюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения; мощность 400 л.с. (294,5 кВт) при 1650 об/мин; рабочий объем - 46 920 см³.
ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения, коробка передач, бортовые фрикционы, ленточные тормоза, бортовые передачи, редукторы (гитары) привода колесного хода.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре опорных обрезиненных катка на борт, направляющее колесо, ведущее колесо заднего расположения (зацепление - гребневое); на колесном ходу - ведущий задний опорный каток, управляемый - передний; подвеска опорных катков - индивидуальная, на цилиндрических спиральных рессорах; в каждой гусенице 70 траков шириной 260 мм, шаг трака - 167 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: на гусеницах - 53; на колесах - 73.
ЗАПАС ХОДА, км: на гусеницах - 375; на колесах - 460.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 42; ширина рва, м - 2,5; высота стенки, м - 0,75; глубина брода, м - 1,2.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 71-ТК-З.

Бронеколлекция, №5, 1999, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника стран Европы (1939-1945)