T.13 - Самоходная артиллерийская установка (Бельгия)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Бельгия
К созданию бельгийских броневых сил приступили вскоре после начала Первой мировой войны. Весной 1915 года в Париже из бельгийских волонтеров была сформирована отдельная броневая часть - Corps des Autos-Canons-Mitrailleuses. Предназначенный для боевых действий на Западе корпус, а точнее отряд или дивизион, вскоре отбыл на русский фронт, где война носила более маневренный характер. В России дивизион, включавший 6 пушечных, 4 пулеметных и 3 командирских бронеавтомобиля, находился вплоть до января 1918 года, после чего вынужден был эвакуироваться.
Танковый полк сформировали в Бельгии уже после окончания войны - в 1919 году. В его состав вошли 75 легких танков Renault FT17, которые эксплуатировались армией до середины 30-х годов. В 1934 году полк расформировали, а материальную часть передали в жандармерию. Помимо танков на вооружении бельгийской армии в этот период состояли легкие бронеавтомобили Minerva.
В 30-е годы в Бельгии, не без влияния последствий экономического кризиса, существенно откорректировали военную доктрину, придав ей сугубо оборонительный характер. Приоритет отдавался противотанковой артиллерии, которую оснастили наиболее мощными в то время в Европе 47-мм пушками французского производства. Для их буксировки был развернут лицензионный выпуск легких гусеничных тягачей Tracteur chenille Vickers-Carden-Loyd Utility (английский тягач Vickers Utility В).
В кавалерийских дивизиях средством буксировки противотанковых орудий стал полноприводной легкобронированный тягач Ford/Marmon-Harrington. Эта машина собиралась в Антверпене на шасси однотонного автомобиля Ford 81Y с использованием переднего приводного моста фирмы Marmon-Harrington. Бронекорпуса изготавливала фирма Ragheno в Мехелене. Всего изготовлено - 68 тягачей.
В предвоенные годы бельгийская армия была единственной, имевшей на вооружении самоходно-артиллерийские установки. Эти легкие боевые машины Canon automoteur Т.13, оснащенные противотанковыми 47-мм пушками, выпускались в Бельгии на шасси английских артиллерийских тягачей.
В Англии же в 1934 году были закуплены легкие танки Vickers Model 1934, получившие в Бельгии обозначение Т.15.
Накануне Второй мировой войны на вооружение бельгийской кавалерии поступили легкие французские танки Renault AMC 35. Контракт был заключен на поставку 12 боевых машин, но поставить успели, по-видимому, только 8. В отличие от наиболее распространенных французских, бельгийские машины оснащались не 13,2-мм пулеметом, а 47-мм пушкой SA 35 в башне АРХ-2. Из этих танков, обозначавшихся в Бельгии как ACG1, сформировали бронеэскадрон поддержки кавалерии (Escadron d'Blindees).
Всего же к 10 мая 1940 года - началу боевых действий на Западном фронте - бельгийская армия имела на вооружении более 200 танков и самоходно-артиллерийских установок.
После поражения Бельгии в 1940 году ее воинские части, воевавшие в последующие годы Второй мировой войны в составе английской армии, оснащались британской и американской бронетанковой техникой.

Tracteur chenille Vickers-Carden-Loyd Utility

Ford/Marmon-Harrington

Самоходная артиллерийская установка (Canon automoteur) T.13
Легкая противотанковая самоходно-артиллерийская установка. Разработана фирмами Familleureux и Miesse на базе английского артиллерийского тягача Light Dragon. В 1936-1939 годах изготовлено около 160 единиц.
Серийные модификации:
Т.13 Туре I - экспортное шасси тягача Light Dragon Mk.IIb. Клепаный открытый сверху бронекорпус. В средней части корпуса смонтирована полубашенная установка с 47-мм пушкой стволом назад. Изготовлено - 58 единиц.
Т.13 Туре II - шасси тягача Light Dragon Mk.IIc. Изменен корпус + введены поддерживающие катки и ленивец. Полубашенная установка расположена стволом вперед. Боевая масса - 5 т. Габариты: 3650x1870x2050 мм. Изготовлено - около 100 единиц.
Самоходные установки Т.13 состояли на вооружении противотанковых подразделений шести кадровых и шести резервных пехотных дивизий, по двенадцать боевых машин в каждой. Кроме того, ими были оснащены несколько отдельных мотоциклетных рот. Больше всего самоходок имела элитная 1-я дивизия арденнских стрелков (1е Division des Chasseurs Ardennais) - 48 машин.
В боях с немецкими войсками эти САУ применялись в основном не для борьбы с танками, а для поддержки пехоты. Из-за слабого бронирования все они были быстро потеряны.

Т.13 Type I

Т.13 Type II

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ Т.13 Туре I
БОЕВАЯ МАССА, т: 4,5.
ЭКИПАЖ, чел.: 3.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 3650, ширина - 1780, высота - 2140.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка FRC калибра 47 мм, 1 пулемет FN калибра 7,65 мм.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: 9...13.
ДВИГАТЕЛЬ: Meadows, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный; мощность - 51 л.с. (39,7 кВт).
ТРАНСМИССИЯ: четырехскоростная коробка передач.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре опорных обрезиненных катка на борт, сблокированных попарно в две балансирные тележки, подвешенные на плоских четвертьэллиптических рессорах, ведущее колесо переднего расположения.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 40.

Бронеколлекция, №5, 1999, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника стран Европы (1939-1945)