T.13 - Самоходная артиллерийская установка (Бельгия) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Бельгия
К созданию бельгийских броневых сил приступили вскоре после начала Первой
мировой войны. Весной 1915 года в Париже из бельгийских волонтеров была
сформирована отдельная броневая часть - Corps des Autos-Canons-Mitrailleuses.
Предназначенный для боевых действий на Западе корпус, а точнее отряд или
дивизион, вскоре отбыл на русский фронт, где война носила более маневренный
характер. В России дивизион, включавший 6 пушечных, 4 пулеметных и 3
командирских бронеавтомобиля, находился вплоть до января 1918 года, после чего
вынужден был эвакуироваться.
Танковый полк сформировали в Бельгии уже после окончания войны - в 1919 году. В
его состав вошли 75 легких танков Renault FT17, которые эксплуатировались армией
до середины 30-х годов. В 1934 году полк расформировали, а материальную часть
передали в жандармерию. Помимо танков на вооружении бельгийской армии в этот
период состояли легкие бронеавтомобили Minerva.
В 30-е годы в Бельгии, не без влияния последствий экономического кризиса,
существенно откорректировали военную доктрину, придав ей сугубо оборонительный
характер. Приоритет отдавался противотанковой артиллерии, которую оснастили
наиболее мощными в то время в Европе 47-мм пушками французского производства.
Для их буксировки был развернут лицензионный выпуск легких гусеничных тягачей
Tracteur chenille Vickers-Carden-Loyd Utility (английский тягач Vickers Utility
В).
В кавалерийских дивизиях средством буксировки противотанковых орудий стал
полноприводной легкобронированный тягач Ford/Marmon-Harrington. Эта машина
собиралась в Антверпене на шасси однотонного автомобиля Ford 81Y с
использованием переднего приводного моста фирмы Marmon-Harrington. Бронекорпуса
изготавливала фирма Ragheno в Мехелене. Всего изготовлено - 68 тягачей.
В предвоенные годы бельгийская армия была единственной, имевшей на вооружении
самоходно-артиллерийские установки. Эти легкие боевые машины Canon automoteur
Т.13, оснащенные противотанковыми 47-мм пушками, выпускались в Бельгии на шасси
английских артиллерийских тягачей.
В Англии же в 1934 году были закуплены легкие танки Vickers Model 1934,
получившие в Бельгии обозначение Т.15.
Накануне Второй мировой войны на вооружение бельгийской кавалерии поступили
легкие французские танки Renault AMC 35. Контракт был заключен на поставку 12
боевых машин, но поставить успели, по-видимому, только 8. В отличие от наиболее
распространенных французских, бельгийские машины оснащались не 13,2-мм
пулеметом, а 47-мм пушкой SA 35 в башне АРХ-2. Из этих танков, обозначавшихся в
Бельгии как ACG1, сформировали бронеэскадрон поддержки кавалерии (Escadron
d'Blindees).
Всего же к 10 мая 1940 года - началу боевых действий на Западном фронте -
бельгийская армия имела на вооружении более 200 танков и
самоходно-артиллерийских установок.
После поражения Бельгии в 1940 году ее воинские части, воевавшие в последующие
годы Второй мировой войны в составе английской армии, оснащались британской и
американской бронетанковой техникой.
Tracteur chenille Vickers-Carden-Loyd Utility
Ford/Marmon-Harrington
Самоходная артиллерийская установка (Canon automoteur) T.13
Легкая противотанковая самоходно-артиллерийская установка. Разработана фирмами
Familleureux и Miesse на базе английского артиллерийского тягача Light Dragon. В
1936-1939 годах изготовлено около 160 единиц.
Серийные модификации:
Т.13 Туре I - экспортное шасси тягача Light Dragon Mk.IIb. Клепаный открытый
сверху бронекорпус. В средней части корпуса смонтирована полубашенная установка
с 47-мм пушкой стволом назад. Изготовлено - 58 единиц.
Т.13 Туре II - шасси тягача Light Dragon Mk.IIc. Изменен корпус + введены
поддерживающие катки и ленивец. Полубашенная установка расположена стволом
вперед. Боевая масса - 5 т. Габариты: 3650x1870x2050 мм. Изготовлено - около 100
единиц.
Самоходные установки Т.13 состояли на вооружении противотанковых подразделений
шести кадровых и шести резервных пехотных дивизий, по двенадцать боевых машин в
каждой. Кроме того, ими были оснащены несколько отдельных мотоциклетных рот.
Больше всего самоходок имела элитная 1-я дивизия арденнских стрелков (1е
Division des Chasseurs Ardennais) - 48 машин.
В боях с немецкими войсками эти САУ применялись в основном не для борьбы с
танками, а для поддержки пехоты. Из-за слабого бронирования все они были быстро
потеряны.
Т.13 Type I
Т.13 Type II
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ Т.13 Туре I
БОЕВАЯ МАССА, т: 4,5.
ЭКИПАЖ, чел.: 3.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 3650, ширина - 1780, высота - 2140.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка FRC калибра 47 мм, 1 пулемет FN калибра 7,65 мм.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: 9...13.
ДВИГАТЕЛЬ: Meadows, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный; мощность - 51 л.с.
(39,7 кВт).
ТРАНСМИССИЯ: четырехскоростная коробка передач.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре опорных обрезиненных катка на борт, сблокированных попарно
в две балансирные тележки, подвешенные на плоских четвертьэллиптических
рессорах, ведущее колесо переднего расположения.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 40.
Бронеколлекция, №5, 1999, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника стран Европы (1939-1945)