40M Turan - Средний танк (Венгрия)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Средний танк (kozepes harckocsi) 40M Turan
Средний танк, представлявший собой несколько видоизмененный вариант чехословацкого опытного танка S-2c (T-21) фирмы Skoda. В ходе подготовки к серийному производству на нем были установлены венгерские пушка и двигатель, усилено бронирование, заменены приборы наблюдения и средства связи. Самый массовый венгерский танк. В 1941-1944 годах фирмами Manfred Weiss, Magyar Vagon, MAVAG и Ganz изготовлено 424 единицы.
Серийные модификации:
40М Turan I - первый и наиболее многочисленный вариант. По конструкции и компоновке в наибольшей степени подобен чешскому прототипу. Изготовлено - 285 единиц.
41М Turan II - 75-мм пушка 41М с длиной ствола 25 калибров (боекомплект - 56 выстрелов). Изменена форма башни и командирской башенки. Боевая масса - 19,2 т. Скорость - 43 км/ч. Запас хода - 150 км. Изготовлено - 139 единиц.
В войска „тураны“ начали поступать в мае 1942 года, когда первые 12 танков прибыли в танковую школу в Эстергоме. На 30 октября 1943 года Хонведшег располагал 242 танками этого типа. Полнее всех был укомплектован 3-й танковый полк 2-й танковой дивизии, имевший 120 машин. В 1-м танковом полку 1-й танковой дивизии насчитывался 61 „Туран I“, 56 танков этого типа находилось в составе 1-й кавалерийской дивизии. Кроме того, два „турана“ имелось в 1-й роте самоходных орудий и три машины использовались в качестве учебных.
„Туран II“ стали поступать в войска в мае 1943 года, а в марте 1944-го в венгерской армии насчитывалось 107 танков „Туран II“.
В апреле 2-я танковая дивизия была отправлена на фронт, имея в своем составе 120 „Туран I“ и 55 „Туран II“. Боевое крещение венгерские средние танки приняли 17 апреля 1944 года, когда дивизия контратаковала наступавшие советские части под Коломыей. Танковая атака на труднопроходимой лесистой и гористой местности не увенчалась успехом. К 26 апреля продвижение венгерских войск было остановлено. При этом потери составили 30 танков. В сентябре дивизия участвовала в боях у Торды, понесла большие потери, и ее вывели в тыл.
1-я кавалерийская дивизия летом 1944 года принимала участие в тяжелых боях в восточной Польше. Потеряв все свои танки, она была в сентябре выведена в Венгрию.
С сентября 1944 года 124 „турана“ 1-й танковой дивизии воевали в Трансильвании. 30 октября начались бои за Будапешт, длившиеся 4 месяца. 2-я танковая дивизия оказалась в окружении в самом городе, а 1-я танковая и 1-я кавалерийская дивизии сражались к северу от него. В жестоких боях у озера Балатон в марте-апреле 1945 года венгерские танковые войска перестали существовать. Тогда же были уничтожены или захвачены Красной Армией и последние „тураны“.
На базе этой машины выпускались самоходно-артиллерийские установки и командирские танки.

40М Turan I

41М Turan II

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА 40М Turan I
БОЕВАЯ МАССА, т: 18,2.
ЭКИПАЖ, чел.: 5.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 5550, ширина - 2440, высота - 2390, клиренс - 380.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка 41М калибра 40 мм, 2 пулемета 34/40АМ калибра 8 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 101 выстрел, 3000 патронов.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 50...60, борт и корма - 25, крыша и днище - 8...25, башня - 50...60.
ДВИГАТЕЛЬ: Manfred Weiss Z, 8-цилиндровый, карбюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения; мощность - 265 л.с. (195 кВт) при 2200 об/мин; рабочий объем - 14 886 см³.
ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения, планетарная шестискоростная (3+3) коробка передач, планетарный механизм поворота, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: восемь сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, сблокированных попарно в две балансирные тележки, каждая из которых подвешивалась на двух листовых полуэллиптических рессорах, упорный каток, пять поддерживающих катков, ведущее колесо заднего расположения; в каждой гусенице 107 траков шириной 420 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 47.
ЗАПАС ХОДА, км: 165.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 45; ширина рва, м - 2,2; высота стенки, м - 0,8; глубина брода, м - 0,9.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция R/5a.

Бронеколлекция, №5, 1999, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника стран Европы (1939-1945)