Nahuel D.L. 43 - Середній танк (Аргентина) 1944 | |
Изображение, аргентинского среднего танка Nahuel D.L. 43 (базовой модификации, 1944 г.) + 2 основные характеристики.
|
«Науэль» - танк «для бедных»
25 ноября 2015
Автор: Вячеслав Шпаковский
Военное обозрение
Могло ли в середине прошлого века экономически не очень развитое государство, и
находящееся под санкциями, создать свой собственный танк? На первый взгляд вроде
бы нет, однако если мы обратимся к истории, то окажется, что ничего невозможного
в этом нет. Более того, сама модель, получившаяся в результате «национальных
усилий», могла быть вполне на уровне своего времени. Ну, а примером такого вот
конструирования «по необходимости» вполне может стать аргентинский танк DL-43 «Науэль»
(«Ягуар») - первый танк, спроектированный и построенный в Аргентине в те годы,
когда в Европе и в Азии полыхала война и страна лишилась возможности получать
оружие от своих более сильных экономических партнеров. Почему? Причина вот в
чем: все поставки оружия Аргентине с началом Мировой войны были прекращены из-за
наложенного на нее эмбарго, связанного с ее прогерманской политикой. Казалось бы
ничего страшного. Но положение осложнялось тем, что соседняя Бразилия поступила
как раз напротив: то есть поддержала страны антигитлеровской коалиции, за что
получила военную помощь от англо-американских союзников в размере...230 танков.
И она вполне могла использовать их не столько против Гитлера, сколько в своих
собственных, так сказать «региональных интересах».
Свой национальный танк военный инженер, подполковник аргентинской армии Альфредо
Аквилис Баиси, который в то время был директором военного завода Arsenal Esteban
de Luca, начал конструировать в 1943 году. Интересно, что родился он в семье
итальянских эмигрантов и также как и его отец избрал для себя карьеру военного,
которая у него сложилась весьма удачно. На поприще службы Альфредо Баиси
исполнял обязанности и помощника военного атташе в США, и представлял свою
страну в Межамериканском совете обороны, и также трудился на посту директора
военного завода, одновременно занимая кресло первого заместителя министра
промышленности и торговли в правительстве. Ко всему этому он был еще и членом
группы офицеров, которые в 1943 году провели в стране «пронунсиаменто» - силовой
государственный переворот, отстранили от власти президента Рамона Кастильо, и
сами заняли место правящей верхушки. Поэтому собственный танк, причем не
какой-нибудь, а хороший, требовался им позарез. Поэтому кроме танка Баиси
разработал еще и бронированную боевую машину с пулеметом на базе
сельскохозяйственного трактора под названием «Витнчука» (кровососущее местное
насекомое), а еще полевую форму и танкистский шлем. Из-за ряда трений с
правительством он ушел в отставку, покинул свои армейские посты, но продолжал
заниматься исследованиями и публиковал статьи в различных научных журналах, а
умер в возрасте 73 лет в 1975 году.
То есть человек имел достаточное для этого образование и инженерный опыт, а
кроме того хорошо разбирался в технологиях производства аргентинских заводов, и
хорошо представлял возможности своей национальной промышленности. В конструкцию
не вносилось ничего лишнего, ничего такого, что невозможно было бы аргентинцам в
то время «достать» и поставить на свои отечественные танки. К тому же следовало
учитывать и возможность войны с Бразилией, и разные иные трудности, которые не
должны были помешать выпускать новые танки в массовых количествах.
Интересно, каким образом танк получил свое название. Конечно, Баиси знал о том,
что немцы дают своим танкам звериные имена и, видимо, решил последовать их
примеру. Вот почему первый аргентинский танк, обозначенный как D.L. 43. получил
название «Науэль». Слово это, переведенное с языка индейцев (то есть не
придерешься - национальный колорит!) народности араукана означало «Ягуар»,
причем среди них существовала легенда о «тигре без зубов», и что интересно -
именно так в это время называли и саму Аргентину. Понятно, что собственного
опыта в таком сложном деле конструктору явно не хватало, и «Ягуар» совершенно
явно оказался похож (и во многом!) на танк М4 «Шерман». Но, с другой стороны,
именно поэтому и проектирование, и разработка танка шли довольно быстро, а его
деревянный макет в натуральном размере был изготовлен спустя всего 45 дней,
начиная с получения заказа на танк, а первая машина вышла с завода всего лишь
спустя два месяца. Ну, а первый экземпляр, имевший номер «C 252», в частном
порядке продемонстрировали тогдашним руководителям страны: президенту генералу
Эдельмиро Фаррелу, военно-морскому министру Альберто Теисаре и военному министру
Хуану Доминго Перону, после чего они тут же дали «добро» на его серийное
производство.
Производство нового танка развернули в 1943 году на предприятии «Arsenal Esteban
de Luca» в Буэнос-Айресе. При этом к нему было подключено более 80 военных и
гражданских заводов Аргентины. Так, предприятия военно-воздушных сил собирали
для него двигатели, заводы военного ведомства плавили сталь, Министерство
общественных работ отвечало за шасси, катки обрабатывали в локомотивном депо
Буэнос-Айреса. Башню делали по фотографиям танков «Сомуа» и Т-34,
пятиступенчатую (4 передачи вперед, 1 назад) коробку передач сконструировала и
монтировала авторемонтная компания «Педро Мерлини», а электротехникой занимались
специалисты армейского управления связи. Правда из-за слабости аргентинской
промышленности и недостатка запасных частей, часть которых производилась за
пределами страны, в 1943 - 1944 годах было выпущено всего 16 (есть данные, что
12) танков «Ягуар». Ну, а сразу же после войны эмбарго на поставку Аргентине
военной техники было снято и необходимость в собственном танке сразу же отпала.
Было ясно, что страны антигитлеровской коалиции постараются избавиться от
излишков военной техники и сделают это очень скоро.
Компоновка среднего танка «Ягуар» была классической. Мотор и трансмиссия
находись в кормовой части танка, боевое отделение в середине, а место водителя
впереди. Вооружения размещалось в закрытой башне, напоминающей шляпку гриба.
Конструкцию ходовой части позаимствовали у танка М3, и она имела шесть
обрезиненных опорных катков на борт, соединенных попарно в тележки, и по пять
катков, поддерживающих гусеницы. Передние колеса танка, как и у М3, было
ведущими, гусеница состояла из 76 траков. V-образный бензиновый мотор
FMA-Lorraine-Dietrich 12EB с жидкостным охлаждением имел 12 цилиндров и обладал
мощностью в 500 л.с. (365 кВт). Это обеспечивало танку скорость в 40 км/ч на
шоссе - то есть он обладал вполне приличной оперативно-тактической подвижностью.
Что касается двигателя, то в 30-х годы аргентинцы ставили его на лицензионный
французский истребитель «Девуатин» D 21, ну а потом было решено постановить его
и на этот новый танк. Охлаждал двигатель радиатор в кормовой части танка. Запас
топлива равнялся 700 л, а максимальный запас хода - 250 км.
Корпус сварной, что было вполне современно, и собирался из листов катанной
броневой стали, расположенных с рациональными углами наклона. А вот делать броню
для танка было не из чего, и по некоторым сведениям ее приходилось выделывать из
переплавленной брони от старых кораблей, так как металл соответствующего
качества в стране просто отсутствовал. Толщина её варьировалась от 25 до 80 мм,
причем наиболее толстым был именно передний броневой лист танка, где его толщина
составляла 80 мм, а его угол наклона составлял 65°. Для сравнения следует
указать, что лобовая броня американского танка «Шерман» M4A1 составляла 51 мм, а
танка Т-34 - 45 мм. При этом нижний передний броневой лист имел толщину 50 мм -
то есть вполне прилично, а его бортовые броневые листы, установленные под углом,
толщину 55 мм. Дно непонятно почему было на удивление толстым - 20 мм. Литая
башня из хромоникелевой стали имела полусферическую обтекаемую форму.
Фронтальная часть башни имела толщину в 80 мм, бортовая по 65 мм, корма 50 мм, а
крыша 25 мм (по другим данным 20 мм). На бортах башни были сделаны две смотровые
щели, которые закрывались толстыми пуленепробиваемыми стеклами. На танке (вот уж
поистине очень современное решение, хотя и не вполне оправданное в данном
конкретном случае!) был установлен специальный вспомогательный двигатель для
поворота башни на 360°. Понятно, что если он выходил из строя, то ее можно было
повернуть и вручную, но тогда она поворачивалась очень медленно.
Вооружался танк 75-мм орудием Круппа L/30 образца 1909 года, которым в то время
была вооружена аргентинская армия, хотя спроектировали его еще до Первой Мировой
войны. Максимальная дальность выстрела у него составляла 7700 м, начальная
скорость осколочного-фугасного снаряда 510 м/с, начальная скорость бронебойного
снаряда - 500 м/с, ну а скорострельность орудия равнялась примерно 20 выстрелам
в минуту, что опять-таки являлось очень хорошим показателем.
Боекомплект, находившийся в танке, состоял из 80 снарядов, находившихся в
контейнерах по периметру погона башни, куда также можно было потом укладывать
стреляные гильзы. Танк имел зенитный «Браунинг» М2 калибра 12,7-мм (боезапас в
500 патронов) и пулеметы «Мадсена» образца 1926 года калибра 7,62-мм в переднем
верхнем листе корпуса (один из них слева и два в центре), при этом на разных
танках их количество могло различаться, от 1 до 3 единицы. Боезапас для них
составлял 3100 патронов.
Интересно, что радиостанция и ТПУ на танке были немецкие: фирмы «Телефункен».
Смотровые приборы водителя и стрелка-радиста находились на передних люках
корпуса, а командирский перископ на крыше башни с видоискателем с трехкратным
увеличением и с возможностью вращать его в разные стороны. Башня была
оборудована вентилятором, отсасывающим из нее пороховые газы.
Экипаж танка насчитывал пять человек: командир, механик-водитель, наводчик,
заряжающий и стрелок-радист. Механик-водитель и стрелок-радист сидели рядом, за
лобовым бронелистом. Командир, наводчик и заряжающий, как и положено, помещались
в башне. По некоторым данным, при модернизации танка были сняты два пулемета из
трех, находившихся в лобовой части корпуса, а экипаж танка уменьшили до четырех
человек. Ну, а вес танка составлял 34 тонн (по другим данным 36,1 - то есть на
уровне модернизированного Т-34/85). Танк обладал максимальным углом подъема в
30° и запасом хода в 250 км.
Воевать этому танку не довелось, но две машины показали общественности уже 4
июня 1944 года на выставке достижения аргентинской промышленности. Танки открыли
ее выстрелами из орудий, при этом они были покрашены в оливково-коричневый цвет,
на бортах башни нарисованы круглые сине-белые кокарды цветов аргентинского
флага, а на передней части борта красовалась надпись D.L.43, и следом прыгающий
ягуар.
9 июля 1944 года 10 танков участвовали в традиционном праздничном военном параде
в честь дня независимости на улице Аренида дель Либертадор в Буэнос-Айресе.
Колонну танков на головной машине возглавлял их создатель подполковник А. Баиси.
С тех пор эти боевые машины регулярно показывали народу на парадах, посвященных
дню независимости Аргентины, в частности 9 июля 1945 года и 9 июля 1948 года, то
есть использовались как самые настоящие «PR-танки», демонстрировавшие
возможности национальной промышленности Аргентины!
Испытания показали, что, новый танк надежностью не отличается, а главное - слабо
вооружен. Поэтому в 1947 году по предложению директора школы механизированных
войск Хосе Мария Эпифанио Соса Молина его частично модернизировали. При этом его
пушку заменили более сильным 75-мм орудием фирмы «Бофорс»75/34 M1935, стрелявшим
бронебойными и также осколочно-фугасными снарядами. Первый, весом в 6,8 кг,
обладал начальной скоростью в 595 м/с, второй - 7,2 кг и имел скорость 625 м/с.
При этом бронебойный снаряд на дистанции в 500 м имел бронепробиваемость, равную
62 мм. То есть этот танк вряд ли смог бы бороться с германскими танками периода
войны, но с «местными», так сказать, мог сражаться вполне успешно.
С вооружения «Ягуар» сняли в 1948 году и заменили танками «Шерман». Однако даже
после этого они продолжали находиться в арсеналах в качестве источника для
запчастей, а также использовали в качестве мишеней на учебных стрельбах. В 1950
году в войсках оставалось 13 таких танков. Две машины в 1953 году вроде бы
подарили Парагваю во время визита в эту страну президента Аргентины Хуана
Перрона. Ну, а последний танк DL-43 списали лишь в 1962 году. Но ни одного танка
«Ягуар» до наших дней, к сожалению, в целости так и не дошло! Так что хотя все
идеи, заложенные в этот танк, и были вторичны, они подобно кубикам из детского
конструктора оказались сложены настолько хорошо, что в итоге у его создателей
получился очень даже неплохой танк!
Аргентинский средний танк Nahuel D.L. 43 НА параде В городе (предположительно) Буэнос-Айрес. НА башне - Альфредо Баиси.