Turán - Средний танк (Венгрия) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Средний танк «Туран»
21-я илл.
Средний танк Т-21
В начале 1940 года венгерские специалисты заинтересовались опытным средним
танком Š2с (Т-21) чехословацкой фирмы Škoda. Последний представлял собой
развитие известного легкого танка той же фирмы Š2а (LT-35), с которым венгры
смогли познакомиться в марте 1939 года. В пользу Т-21 высказались специалисты
Института военной техники, они сочли его лучшим средним танком .из всех реально
доступных. Немцев эта машина совершенно не привлекала, и они не возражали против
передачи ее венграм. 3 июня 1940 года Т-21 был отправлен в Будапешт, а 10 июня
прибыл на Центральный испытательный полигон Хонведшега в Хаймашкери. После
испытаний, в ходе которых Т-21 прошел без поломок 800 км, 7 августа 1940 года
стороны подписали лицензионный контракт. 3 сентября машину приняли на вооружение
венгерской армии под названием «Туран» (Turan). Туран - мифологическая прародина
мадьяр, находившаяся в Средней Азии, откуда в VI веке они начали свое
переселение в Европу. Вскоре танк получил армейский индекс 40М.
22-я илл.
Средний танк Т-21 во дворе завода Škoda. На машине установлено чехословацкое
вооружение: 47-мм пушка vz.38 и два 7,92-мм пулемета ZB vz.37. Крыша МТО
демонтирована
В ходе подготовки к серийному производству первоначальная чешская конструкция
подверглась некоторой модернизации и изменениям. Были установлены венгерские
пушка и двигатель, усилено бронирование, заменены приборы наблюдения и средства
связи. Эта работа проводилась под руководством конструктора фирмы Manfred Weiss
инженера Яноша Корбуля. Первый заказ на 230 боевых машин, выданный министерством
обороны 19 сентября 1940 года, поделили между четырьмя фирмами: Manfred Weiss
(70 единиц), Magyar Vagon (70), MAVAG (40) и Ganz (50). Впрочем, от выдачи
заказа до его реального выполнения было еще далеко. Началу производства мешало
отсутствие полного комплекта технической документации, так как последние чертежи
с фирмы Škoda были получены только в марте 1941 года. Затянулось и выполнение
чертежей по модернизации. В результате первый прототип «Турана», изготовленный
из неброневой стали,покинул заводской цех лишь 8 июля. В войска же новые танки
начали поступать лишь в мае 1942 года. Всего было выпущено 285 танков 40М «Туран
40», в отечественной литературе они иногда обозначаются как «Туран I».
Компоновка и конструкция корпуса и башни, собиравшихся с помощью клепки на
каркасе из уголков, в основном соответствовали чешскому прототипу. Толщина
катаных броневых листов лобовой части корпуса и башни составляла 50-60 мм,
бортов и кормы - 25 мм, крыши и днища - 8-25 мм.
40-мм орудие 41М 40/51 было разработано фирмой MAVAG на основе 37-мм пушки 37М,
предназначавшейся для танка V-4, противотанковой пушки того же калибра и «шкодовской»
37-мм пушки А7. Один 8-мм пулемет 34/40АМ Gebauer устанавливался в башне в
шаровой установке, другой - в лобовом листе корпуса слева вместе с оптическим
прицелом, защищенным, как и стволы обоих пулеметов, массивным броневым кожухом.
Боекомплект пушки включал 101 выстрел, а пулеметов - 3000 патронов.
23-я илл.
Turan I
24-я илл.
25-я илл.
Танк оснащался шестью перископическими приборами наблюдения и смотровой щелью с
триплексом в лобовом листе корпуса напротив места механика-водителя. Рядом с
местом стрелка-радиста устанавливалась радиостанция R/5a.
8-цилиндровый карбюраторный V-образный двигатель Manfred Weiss-Z мощностью 265
л.с. при 2200 об/мин позволял танку массой 18,2 т разгоняться до максимальной
скорости 47 км/ч. Емкость топливных баков - 265 л, запас хода - 165 км.
Трансмиссия «Турана» состояла из многодискового главного фрикциона сухого
трения, планетарной 6-скоростной коробки передач, планетарного механизма
поворота и бортовых передач. Управление агрегатами трансмиссии осуществлялось с
помощью пневматического сервопривода. Предусматривался и дублирующий
механический привод.
Следует отметить, что, имея удельную мощность 14,5 л.с./т, «Туран» обладал
неплохой подвижностью и маневренностью. Они обеспечивались, помимо всего
прочего, удобными и не требующими больших физических усилий органами управления.
26-я илл.
Средний танк «Туран I» во время переправы. 2-я танковая дивизия. Польша, 1944
год
27-я илл.
Turan I с броневыми экранами
Ходовая часть была в целом подобна ходовой части легкого чехословацкого танка
LT-35 и применительно к одному борту состояла из восьми обрезиненных сдвоенных
опорных катков малого диаметра, сблокированных попарно и собранных в две
тележки, каждая из которых подвешивалась на двух полуэллиптических листовых
рессорах. Между передней тележкой и направляющим колесом, имевшим зубчатый
венец, устанавливался один сдвоенный каток, облегчавший танку преодоление
вертикальных препятствий. Ведущее колесо располагалось сзади. Верхняя ветвь
гусеницы опиралась на пять сдвоенных обрезиненных поддерживающих катков.
Конструкция ходовой части обеспечивала танку мягкий ход без сильных вертикальных
колебаний и раскачиваний.
Кроме линейного танка, был одновременно разработан и командирский вариант «Туран
РК», предназначенный для командиров рот, батальонов и полков. На этой машине
имелась не только штатная радиостанция R/5a, но и радиостанция R/4T, антенна
которой крепилась на кормовом листе башни.
В мае 1941 года, то есть еще до поступления новых танков в войска, венгерский
генеральный штаб поставил вопрос о модернизации «Турана» с целью изменения его
вооружения, судя по всему, под впечатлением от немецкого танка Pz.IV. На машине,
получившей обозначение 41М «Туран 75» («Туран II»), установили 75-мм пушку 41М с
длиной ствола 25 калибров и горизонтальным клиновым затвором. Башню пришлось
переделать, увеличив ее высоту на 45 мм и изменив форму и размеры неподвижной
командирской башенки. Боекомплект сократился до 52 артвыстрелов. Остальные узлы
и агрегаты танка изменениям не подверглись. Масса машины возросла до 19,2 т,
немного снизились скорость и запас хода. В мае 1942 года «Туран II» приняли на
вооружение, в 1943-м запустили в серийное производство; до июня 1944-го было
выпущено 139 единиц.
Продольный разрез
28-я илл.
Компоновка танка «Туран I»: 1 - установка курсового пулемета и оптического
прицела: 2 - приборы наблюдения: 3 - топливный бак; 4 - двигатель; 5 - коробка
передач; 6 - механизм поворота; 7 - рычаг механического (дублирующего) привода
механизма поворота; 8 - рычаг переключения передач; 9 - пневмоцилиндр системы
управления танком; 10 - рычаг привода механизма поворота с пневмоусилителем; 11
- амбразура пулемета; 12 - смотровой люк механика-водителя; 13 - педаль
акселератора; 14 - педаль тормоза; 15 - педаль главного фрикциона; 16 - механизм
поворота башни; 17 - амбразура пушки
Поперечный разрез
29-я илл.
30-я илл.
«Туран I» из состава 2-й танковой дивизии. Восточный фронт, апрель 1944 года
31-я илл.
Командирский «Туран II». Характерным внешним отличием этой машины от линейного
танка было наличие трех радиоантенн на башне. Из вооружения сохранен лишь
курсовой пулемет; башенный пулемет и пушка отсутствуют (вместо орудия
установлена его деревянная имитация)
Наряду с линейными танками выпускались и командирские машины 43М «Туран II».
Вооружение их состояло только из одного 8-мм пулемета в лобовом листе корпуса.
Башенный пулемет и пушка отсутствовали, причем вместо последней устанавливалась
деревянная имитация. В башне размещались три радиостанции - R/4T, R/5a и
немецкая FuG 16.
Поскольку короткоствольная пушка не годилась для борьбы с танками, Институту
военной техники поручили проработать вопрос о вооружении «Турана»
длинноствольной 75-мм пушкой 43М. Параллельно планировалось увеличить толщину
лобовой брони корпуса до 80 мм. Масса при этом должна была вырасти до 23 т.
В декабре 1943 года был изготовлен образец танка 44М «Туран III», но серийный
выпуск развернуть не удалось из-за отсутствия достаточного количества орудий.
В 1944 году на «тураны», по примеру немецких танков Pz.III и Pz.IV, стали
навешивать экраны, предохранявшие от кумулятивных снарядов. Комплект таких
экранов для «Турана» весил 635 кг.
Как уже упоминалось, в войска «тураны» начали поступать в мае 1942 года, когда
первые 12 машин прибыли в танковую школу в Эстергоме. На 30 октября 1943 года
Хонведшег располагал 242 танками этого типа. Полнее всех был укомплектован 3-й
танковый полк 2-й танковой дивизии - в нем насчитывалось 120 машин, а в 1-м
танковом полку 1-й танковой дивизии - 61 «Туран 40», еще 56 единиц находилось в
составе 1-й кавалерийской дивизии. Кроме того, два «турана» имелось в 1-й роте
самоходных орудий и три использовались в качестве учебных.
Танки «Туран 75» стали поступать в венгерские войска в мае 1943 года; к концу
августа их было уже 49, а к марту 1944-го - 107.
В апреле того же года 2-я танковая дивизия была отправлена на фронт, имея в
своем составе 120 «Туран 40» и 55 «Туран 75». Боевое крещение венгерские средние
танки приняли 17 апреля, когда дивизия контратаковала наступавшие советские
части под Коломыей. Танковая атака на труднопроходимой лесистой и гористой
местности не увенчалась успехом. К 26 апреля продвижение венгерских войск было
остановлено. При этом потери составили 30 танков. В августе-сентябре дивизия
участвовала в боях у Станислава (ныне Ивано-Франковск), понесла большие потери,
и ее вывели в тыл.
32-я илл.
Массивная бронемаска противооткатных устройств 75-мм пушки
33-я илл.
Автономная установка курсового пулемета, ствол которого закрыт броневым кожухом.
Хорошо видны пулестойкие головки болтов. На бортах башни этого танка, помимо
экранов, размещены траки гусениц
34-я илл.
Броневые кожухи прицела и курсового пулемета
1-я кавалерийская дивизия летом 1944 года принимала участие в тяжелых боях в
восточной Польше, отступая к Варшаве. Потеряв все свои танки, она была в
сентябре выведена в Венгрию.
С сентября 1944 года 124 «турана» 1-й танковой дивизии воевали в Трансильвании.
В декабре бои шли уже в Венгрии, близ Дебрецена и Ньиредьхазы. Кроме 1-й, в них
участвовали и обе другие упомянутые дивизии. 30 октября начались бои за
Будапешт, длившиеся четыре месяца. 2-я танковая дивизия оказалась в окружении в
самом городе, а 1-я танковая и 1-я кавалерийская дивизии сражались к северу от
столицы. В результате жестоких боев у озера Балатон в марте-апреле 1945 года
венгерские танковые войска прекратили свое существование. Тогда же были
уничтожены или захвачены Красной Армией и последние «тураны».
Как уже говорилось, венгерский средний танк создавался на основе чехословацкой
конструкции середины 1930-х годов. Не затянись так подготовка к его серийному
производству и успей его выпуск к 1941 году - «Туран» мог бы стать грозным
противником для советских БТ и Т-26. Но в апреле 1944-го эта угловатая клепаная
машина была уже полным анахронизмом. Следует отметить, что венгры перенимали
немецкий опыт с существенным опозданием: «Туран II» получил короткоствольную
75-мм пушку по аналогии с Pz.IV. в то время, когда немецкие танки уже
перевооружались длинноствольными орудиями.
В 1942 году, опять-таки с учетом немецкого опыта, венгры решили создать свое
штурмовое орудие. Единственной подходящей базой для него был «Туран», ширину
корпуса которого увеличили на 450 мм. В 75-мм лобовом листе низкопрофильной
клепаной броневой рубки в рамке установили переделанную 105-мм пехотную гаубицу
40М фирмы MAVAG с длиной ствола 20,5 калибра.
35-я илл.
«Туран II» с сетчатыми экранами, изготовленными по образцу немецких «типа Тома»
36-я илл.
Боец Красной Армии осматривает трофейный танк «Туран II», оборудованный
сетчатыми экранами. 1944 год
37-я илл.
38-я илл.
Эшелон с танками «Туран I» и«Туран II», попавший под удар советской авиации и
захваченный частями 2-го Украинского фронта. 1944 год
39-я илл.
Опытный образец танка 44М «Туран III» с длинноствольной 75-мм пушкой
40-я илл.
Самоходное орудие «Зриньи II» в экспозиции Военно-исторического музея
бронетанкового вооружения и техники в Кубинке
Горизонтальные углы наведения гаубицы - 11° (угол возвышения - +25°).
Боекомплект САУ состоял из 52 выстрелов раздельного заряжания. Пулемета машина
не имела. Двигатель, трансмиссия и ходовая часть остались такими же, как у
базового танка. Боевая масса составляла 21,6 т. Экипаж состоял из четырех
человек. Эту наиболее удачную венгерскую бронированную боевую машину периода
Второй мировой войны, получившую обозначение 40/43М «Зриньи 105» («Зриньи II»),
названную в честь национального героя Венгрии Миклоша Зриньи, приняли на
вооружение в январе 1943 года и выпустили в незначительном количестве - всего 66
единиц.
Предпринималась попытка создать и противотанковую САУ 44М «Зриньи 75»,
вооруженную 75-мм пушкой 43М, такой же, как у танка «Туран III». Опытный образец
построили в феврале 1944 года, на базе прототипа «Турана». Однако дальше
изготовления четырех серийных экземпляров дело не пошло.
С 1 октября 1943 года в венгерской армии начали формироваться батальоны
штурмовой артиллерии по 30 САУ в каждом, на вооружение которых наряду с боевыми
машинами немецкого производства стали поступать и штурмовые орудия «Зриньи». К
1945 году все оставшиеся САУ этого типа находились в составе 20-го Эгерского и
24-го Кошицкого батальонов.
41-я илл.
Zrinyi II
42-я илл.
Вооруженная 105-мм гаубицей САУ «Зриньи» была мощным штурмовым орудием
43-я илл.
Батарея самоходных орудий «Зриньи II» во время тактических занятий. 1943 год
44-я илл.
Zrinyi I
Последние части, вооруженные этими самоходками, капитулировали на территории
Чехословакии.
«Зриньи» являлись типичными штурмовыми орудиями. Они успешно сопровождали
атакующую пехоту огнем и маневром, но бороться с советскими танками в 1944 году
уже не могли. В подобной ситуации немцы перевооружили свои StuG III
длинноствольными пушками, превратив их в истребители танков. Венграм же с их
более отсталой экономикой такое мероприятие оказалось не по силам.
До наших дней сохранилось только две боевые машины из семейства венгерских
средних танков. «Туран 75» (номер 2Н423) и «Зриньи 105» (номер ЗН022) можно
увидеть в экспозиции музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке под
Москвой.
Бронеколлекция, №3, 2005, М. Б. Барятинский - Танки Хонведшега