vz.33 - Танкетка (Словакия) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Словакия
Словацкое государство образовалось в 1939 году после оккупации немцами Чехии и
создания ими на этой территории протектората Чехии и Моравии. В распоряжении
вновь созданной словацкой армии оказалась бронетанковая техника тех частей
чехословацкой армии, которые дислоцировались на территории Словакии. В том
числе, например, 52 легких танка LT vz.35 из состава 3-й "быстрой" (легкой
механизированной) дивизии, по образцу которой словаки планировали сформировать
собственное мобильное соединение, танкетки vz.33, бронеавтомобили vz.27 и vz.30.
Для пополнения бронетанковых частей немцы передали Словакии 32 танка 38(t) и 21
LT-40.
Боевое крещение словацкие танковые войска получили во время Польской кампании, в
ходе которой была задействована одна рота из 13 LT vz.35.
В операции "Барбаросса" участвовал словацкий армейский корпус. В его составе
имелась так называемая "быстрая группа", развернутая 8 июля 1941 года в "быструю
бригаду". Словацкие войска вместе с немецкой армией воевали на Украине, в Крыму,
дошли до Северного Кавказа, где и были разбиты. Справедливости ради следует
сказать, что словаки были не самыми преданными союзниками Германии. Известны
факты перехода с оружием в руках на сторону Красной Армии не только отдельных
солдат, но и целых подразделений. В июле 1943 года словацкие танковые части,
сведенные к тому времени в "быструю дивизию", были возвращены на родину.
Для восполнения больших потерь материальной части немцы передали словакам 37
танков Pz.38(t), 7 Pz.lll Ausf.N, 16 Pz.ll Ausf.F и 18 противотанковых САУ
Marder(Sd.Kfz.138).
Боевые машины всех перечисленных типов принимали участие в начавшемся в августе
1944 года Словацком национальном восстании. В боях с немцами участвовало до 30
легких танков, 12 "мардеров" и несколько Pz.lll Ausf.N. Большая часть остальных
боевых машин была захвачена немцами в самом начале восстания или находилась в
технически неисправном состоянии. Последние пять танков повстанцы потеряли в
октябре 1944 года.
Танкетка (Tancik) vz.33
Разработана на базе английской танкетки Carden-Loyd Mk.VI, лицензия на
производство которой была приобретена Чехословакией в 1930 году. Принята на
вооружение в 1933 году. С января по октябрь 1934 года фирма CKD изготовила 70
танкеток. В 1939 году на вооружение словацкой армии поступило 30 единиц.
Серийная модификация:
- клепаный закрытый сверху корпус коробчатой формы. В средней части корпуса,
вдоль его продольной оси размещался двигатель. По обеим сторонам от него
располагались места механика-водителя и стрелка, для посадки и высадки которых в
крыше корпуса имелись откидные крышки. Один пулемет ZB vz.26 был смонтирован
напротив места стрелка, другой - в правой части лобового листа корпуса.
vz.33
В 1934-1936 годах танкетки интенсивно использовались для подготовки танкистов.
Они состояли на вооружении трех танковых полков чехословацкой армии: в 1-м - 24
машины, во 2-м - 16, в 3-м - 30. К 1938 году, по мере поступления в войска
танков LT vz.34 и LT vz.35 "танчики" выводились из первой линии танковых частей
и передавались в пехотные соединения.
После оккупации Чехии в марте 1939 года 40 танкеток попало в руки немцев:
большую их часть пустили на переплавку, а несколько машин использовали в
качестве учебных. 30 "танчиков", доставшихся словакам, были отремонтированы и
введены в строй. Они применялись для вспомогательных целей. Последний раз эти
машины побывали в бою во время Словацкого национального восстания.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКЕТКИ vz.33
БОЕВАЯ МАССА, т: 2,3.
ЭКИПАЖ, чел.: 2.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 2700, ширина - 1750, высота - 1450.
ВООРУЖЕНИЕ: 2 пулемета ZB vz.26 калибра 7,92 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 2600 патронов.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб - 12, борт - 8, крыша - 6, днище - 4.
ДВИГАТЕЛЬ: Praga АН, 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного
охлаждения; мощность - 30 л.с. (22,2 кВт); рабочий объем - 1950 см³.
ТРАНСМИССИЯ: четырехскоростная (4+1) коробка передач, дифференциал.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре обрезиненных опорных катка на борт, сблокированных попарно
в две тележки, установленные на продольной балке, поддерживающей брус, ведущее
колесо переднего расположения, направляющее колесо; подвеска - рессорная; в
каждой гусенице 130 траков шириной 170 мм, шаг трака - 90 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 35.
ЗАПАС ХОДА, км: 100.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 45; ширина рва, м - 1,2;
высота стенки, м - 0,5; глубина брода, м - 0,4.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: нет.
Бронеколлекция, №5, 1999, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника стран Европы (1939-1945)