Nimród - Зенитная самоходная установка (Венгрия) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Самоходная установка «Нимрод»
В 1938 году шведская фирма Landsverk по венгерскому заказу разработала легкую
противотанковую САУ L62 Anti на базе танка L60B. Годом позже самоходка прибыла в
Венгрию, где планировалось развернуть ее серийное производство. Войсковые
испытания L62 проходили в августе-сентябре 1939 года. Шасси САУ было аналогичным
шасси легкого танка L60B, но длиннее на один опорный каток. Вооружение - 40-мм
автоматическая зенитная пушка Bofors с длиной ствола 60 калибров, которая
устанавливалась в открытой сверху сварной башне большого размера, вращавшейся на
360°. Двигатель Bussing-NAG L8V/36TR мощностью 155 л.с. разгонял самоходку
массой 10 т до максимальной скорости 50 км/ч. Комиссия, проводившая испытания,
предложила увеличить объем башни с тем, чтобы разместить в ней еще одного члена
экипажа, установить телескопический прицел для стрельбы по танкам, а также
внести ряд других мелких изменений. 10 марта 1940 года Институт военной техники
рекомендовал к серийному производству САУ, получившую обозначение 40М «Нимрод» -
по имени легендарного прародителя мадьяр и гуннов.
46-я илл.
Самоходная установка «Нимрод»
47-я илл.
Самоходная установка «Нимрод» на огневой позиции
В венгерском варианте САУ базировалась на удлиненном шасси легкого танка «Толди»,
на котором монтировалась открытая сверху вращающаяся башня с вооружением. В
башне размещались пять членов экипажа: командир, установщик прицела, два
наводчика и заряжающий. 40-мм автоматическая пушка Bofors, выпускавшаяся на
заводе MAVAG по лицензии под маркой 36М, была смонтирована на тумбе в
центральной части корпуса. Угол возвышения ствола орудия составлял +85°,
склонения 4°. В боекомплект, полностью размещенный в башне, входило 160
артвыстрелов с бронебойными, осколочно-фугасными и осветительными снарядами.
Выстрелы объединялись в обоймы, по четыре патрона в каждой.
48-я илл.
Nimrod
49-я илл.
Компоновка САУ «Нимрод»: 1 - 40-мм автоматическая пушка 36М; 2 - станок пушки; 3
- обойма 40-мм выстрелов; 4 - радиостанция; 5 - башня; 6 - радиатор; 7 -
двигатель; 8 - выхлопная труба; 9 - глушители; 10 - карданный вал; 11 - сиденье
механика-водителя; 12 - коробка передач; 13 - фара; 14 - рулевое колесо
50-я илл.
Легкий танк «Толди IIА» и САУ «Нимрод» перед одним из павильонов
Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. 1986
год
В остальном, за исключением более длинного шасси, «Нимрод» не отличалась от
танка «Толди». Толщина броневых листов колебалась в пределах 6-13 мм. Ходовая
часть, применительно к одному борту, состояла из шести опорных катков, а
направляющее колесо было поднято с грунта. На машинах первой серии
устанавливались немецкие двигатели Bussing-NAG, а на второй - лицензионные Ganz
VIII венгерского производства. Боевая масса «Нимрода» составляла 10,5 т.
Максимальная скорость - 50 км/ч, запас хода - 250 км. Радиостанциями R/5a
оснащались лишь машины командиров батарей, хотя место под их размещение имелось
на всех самоходках.
В 1941-1944 годах фирмой MAVAG было изготовлено 135 единиц (46 машин первой
серии и 89 - второй).
В войска «нимроды» начали поступать в феврале 1942 года. Поскольку эти САУ
считались противотанковыми, они составили основу 51-го батальона истребителей
танков 1-й танковой дивизии, которая входила в состав 2-й венгерской армии,
прибывшей на Восточный фронт летом 1942 года. Из 19 «нимродов» (3 роты по 6 САУ
плюс машина командира батальона) после разгрома венгерской армии в январе 1943
года уцелело только три машины.
В качестве противотанкового средства «нимроды» большого успеха не имели -
бороться с советскими Т-34 и КВ они не могли. Поэтому их и использовали в
качестве средства ПВО сухопутных войск, причем весьма эффективно. При стрельбе
две самоходки располагались на дистанции 60 м друг от друга, между ними - пост
управления с дальномером и вычислительным прибором.
51-я илл.
В отличие от танка «Толди», на САУ «Нимрод» колпак механика-водителя отодвигался
целиком
52-я илл.
САУ «Нимрод» в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в
Кубинке. На кормовом листе корпуса хорошо видны оба глушителя
В составе 2-й танковой дивизии во время боев с Красной Армией в Галиции в апреле
1944 года насчитывалось 37 ЗСУ этого типа, из них 17 машин - в 52-м батальоне
истребителей танков. Кроме того, пять рот по четыре машины составили ПВО
дивизии. В сентябре, когда бои шли уже на территории Венгрии, в составе 1-й и
2-й танковых и 1-й кавалерийской дивизий находилось 82 «нимрода» - по 39 в обеих
танковых и четыре в кавалерийской. На 7 декабря 1944 года 2-я танковая дивизия
имела в строю еще 26 ЗСУ этого типа. В немецком контрударе у озера Балатон 18-19
марта 1945 года принимали участие 10 «нимродов». К 22 марта все они были
потеряны. Несколько таких самоходок сражались в окруженном Будапеште.
На базе «Нимрода» в 1943 году был создан опытный образец бронетранспортера
«Лехел» (Lehel), предназначенный для перевозки 10 пехотинцев. По другим данным,
в бронетранспортер переделали опытный экземпляр самоходной установки L62 Anti. В
том же году на базе «Нимрода» из неброневой стали изготовили две саперных
машины. Кроме того, планировалось также переделать 10 САУ в транспортеры для
перевозки раненых.
В настоящее время сохранилось два экземпляра ЗСУ «Нимрод»: один - в военном
музее в Будапеште, другой (№ Н094) - в Военно-историческом музее бронетанкового
вооружения и техники в Кубинке.
53-я илл.
Lehel
54-я илл.
Первый серийный «Нимрод» во время испытаний в 1941 году. На борта башни и крышу
МТО нанесены опознавательные знаки, использовавшиеся в венгерской армии того
периода
55-я илл.
Батарея «нимродов» на огневой позиции. 1-я кавалерийская дивизия, Галиция, лето
1944 года. После 1942 года венгерские боевые машины получили четырехзначные
тактические номера, которые обычно наносились на кормовую стенку башни
Бронеколлекция, №3, 2005, М. Б. Барятинский - Танки Хонведшега