Strv m/37 - Легкий танк (Швеция)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Бронетанковая техника нейтральных государств

Швеция
Первый шведский танк Stridsvagn (Strv) m/21 был изготовлен в 1921 году. Работы по его созданию возглавлял немецкий инженер Йозеф Фольмер, "отец" кайзеровских танков периода Первой мировой войны - A7V, LK-I и LK-II. Последний из них и послужил прототипом для первой шведской гусеничной бронированной машины. 10 танков Strv m/21, получивших после модернизации в конце 20-х годов индекс Strv m/29, долгое время составляли костяк бронетанковых сил Швеции. Впрочем, сил, как таковых, не было. В результате принятой в 1925 году программы сокращения расходов на оборону никаких новых разработок не велось и армии приходилось довольствоваться несколькими устаревшими бронеавтомобилями в составе кавалерийских соединений и упомянутыми танками в составе пехотных соединений.
В начале 30-х годов, не без участия германского капитала, была образована фирма Landsverk AB, с которой связан целый этап как в шведском, так и в мировом танкостроении. Эта фирма создала целый ряд оригинальных образцов гусеничных и колесно-гусеничных боевых машин. Первыми были гусеничные L-5 и L-10 (несколько таких танков шведы приняли на вооружение под обозначением Strv m/31), за ними последовали колесно-гусеничные танки L-30 и L-80, легкие танки L-100 и L-60. Последний послужил прототипом для венгерского танка Toldi, а затем его запустили в серию и в самой Швеции. В это же время шведы приобрели лицензии на производство танкетки AH-IV-Sv и легкого танка TNH-Sv чехословацкой конструкции.
После начала Второй мировой войны шведы в основном сосредоточились на модернизации легкого танка L-60 (Strv m/38 - Strv m/40) и создании среднего танка Strv m/42. Кроме того, в 1939-1942 годах были разработаны бронеавтомобиль m/39 Lynx и бронетранспортер m/42.
Таким образом, в течение Второй мировой войны на вооружение шведской армии поступили все виды бронетанковой техники. При создании боевых машин максимально учитывался опыт воюющих стран Европы, однако вполне закономерного отставания шведскому танкостроению избежать не удалось. Вместе с тем, все без исключения шведские танки отличались исключительной надежностью и отработанностью конструкции, что позволяло эксплуатировать их по 15-20 лет.
Танкетка Strv m/37
Разработана чехословацкой фирмой CKD-Praga под обозначением AH-IV-Sv. Лицензия на производство приобретена Швецией 12 июля 1937 года. В 1938 году фирма А.В. Oskarshamm Shipyard изготовила 48 единиц.
Серийная модификация:
- корпус и башня клепаной конструкции. Вооружение состояло из двух спаренных пулеметов калибра 8 мм, установленных в башне. Все танкетки оснащались командирской башенкой и радиостанцией.
Танкетки Strv m/37 поступили на вооружение танковых батальонов двух королевских пехотных полков (Skaraborg и Soedermanland). На начало Второй мировой войны танкетка Strv m/37 была самой массовой боевой машиной шведской армии. В качестве учебных танкетки эксплуатировались в Швеции до конца 50-х годов.

Strv m/37

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКЕТКИ Strv m/37
БОЕВАЯ МАССА, т: 4,68.
ЭКИПАЖ, чел.: 2.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 3400, ширина - 1850, высота - 1955, клиренс - 350.
ВООРУЖЕНИЕ: 2 пулемета Karlskrona KsP m/39 калибра 8 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 3960 патронов.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: 4...15.
ДВИГАТЕЛЬ: Volvo FC, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность - 85 л.с. (62,8 кВт) при 2850 об/мин; рабочий объем - 4390 см³.
ТРАНСМИССИЯ: полуавтоматическая планетарная пятискоростная коробка передач Praga-Wilson СР.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре опорных обрезиненных катка на борт, сблокированных в две балансирные тележки, подвешенные на листовых полуэллиптических рессорах, один поддерживающий каток, направляющее колесо, ведущее колесо переднего расположения.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 58.
ЗАПАС ХОДА, км: 170.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 45; ширина рва, м - 1,6; высота стенки, м - 0,6; глубина брода, м - 0,9.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Telefunken.

Бронеколлекция, №5, 1999, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника стран Европы (1939-1945)