Mk I Universal Carrier - Бронетранспортер (Великобритания) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Ленд-лизовские поставки Англии и Канады
Бронетранспортёр Mk I Universal Carrier
44-е фото
45-е фото
Разведподразделение на БТР Carrier проводит рекогносцировку местности. Курская
дуга, июль 1943 г.
Бронетранспортёр «Универсал Карриер» («Универсальный перевозчик») являлся самой
распространенной гусеничной машиной Второй мировой войны. Их было изготовлено с
1937 по 1945 г. более 90 000 единиц. В Англии выпускались различные его
модификации: «Скаут Карриер» - разведывательный вариант, «Брен Карриер» -
пехотный, «Кавалери Карриер» - для механизированных частей, «Армоуред Карриер» -
для передовых артиллерийских наблюдателей и пр.
По лицензиям бронетранспортёры производились в Канаде - «Универсал» Mk I* (COIUC),
а также четырёхкатковый «Виндсор Карриер» Mk I (всего 34 000 единиц), в
Австралии - «МГ Карриер» LP № 1, № 2, № 2А (5500 единиц), «Универсал Карриер
Т16» - американский вариант (14 000 единиц), Новой Зеландии (1300 единиц).
Английский «Универсал» Mk I (Mk II, Mk III) - основной серийный вариант -
разработан фирмой Vickers-Armstrong в 1930-х гг. на базе артиллерийского тягача
с подвеской лёгкого танка «Виккерс». Он имел открытый сверху сварной корпус
прямоугольной формы. Бензиновый двигатель автомобильного типа с V-образным
расположением цилиндров был небольшой мощности - всего 60 л.с. и находился в
кормовой части.
Бронетранспортёр вооружался пулемётом Bren, иногда противотанковым 13,97-мм
ружьём Boys, предусматривалась и установка зенитного пулемёта.
Канадский «Универсал» с 1941 по 1945 г. производился фирмами Ford Motors и
Dominion Bridge Со. Ни по внешнему виду, ни по конструкции корпуса он не
отличался от основной английской машины, лишь оснащался более сильным двигателем
Ford V-8 мощностью 85 л.с.
46-е фото
В разведке Mk I «Универсал Карриер». Юго-Западный фронт, июль 1942 г.
47-е фото
Экипажи бронетранспортёров «Карриер» в ожидании атаки. Белоруссия, февраль 1944
г.
48-е фото
БТР Carrier с противотанковым ружьём
Американский бронетранспортёр Т16 выпускался по заказу английского военного
ведомства. Он имел ходовую часть с четырьмя опорными катками. На нём стоял самый
мощный, по сравнению с остальными «универсалами», двигатель Ford GAU-T16 100
л.с.
Эти бронетранспортёры различных модификаций использовались в английских,
канадских, австралийских, новозеландских, индийских войсках на всех театрах
военных действий с 1939 по 1945 г. Поступали они и на вооружение частей
«Свободной Франции», Китая, Польши, Чехословакии.
В период сражения за Францию в 1939-1940 гг. в состав только английских сил в
Европе входило семь механизированных кавалерийских полков, в каждом из которых
находилось по 44 «универсала». Имелись они и в танковых частях. В 1944 г. при
высадке союзных войск в Нормандии, а также в ходе дальнейших боевых действий эти
машины использовались для перевозки личного состава пехотных подразделений и
тяжёлых пулемётов в пулемётных взводах и ротах управления, применяли их в
качестве тягачей 57-мм противотанковых пушек. Некоторые машины переоборудовались
в зенитные и даже огнемётные установки.
В послевоенные годы «универсалы» долгое время оставались на армейской службе.
Так, в Англии и Канаде они состояли на вооружении ещё в середине 1950-х гг.
В Советский Союз по ленд-лизу было передано 2008 бронетранспортёров английского
и канадского производства.
Поставки первых английских «универсалов» начались в октябре 1941-го. Однако в
войска они попали лишь в 1942 г.: задержка была вызвана временем на подготовку
экипажей. Для этого в Урюпинске на базе 20-го танкового полка создали
специальный учебный центр. Командиры и техники проходили обучение в
бронетанковом училище в Саратове.
В 1942 г. в Красной Армии формировались новые крупные соединения - танковые и
механизированные корпуса и танковые армии. Сюда и распределялись ленд-лизовские
«Универсал Карриер». Поступали они в разведывательные и мотоциклетные батальоны.
Так, в 19-м танковом корпусе 4-го Украинского фронта в апреле 1944 года
находилось 10 таких машин, в 4-м гв. тк в августе 1943 года их было 16 единиц.
49-е фото
Транспортёры Universal Carrier показали себя маневренными, хорошо управляемыми
машинами
В это же время только в одном 91-м отдельном мотоциклетном батальоне имелось 10
«универсалов». В некоторых случаях они придавались (по несколько единиц) даже
отдельным тяжёлым танковым полкам прорыва, особенно тем, в составе которых были
тяжёлые, также английские, танки Mk IV «Черчилль».
В войсках «универсалы» считались весьма надёжными, отличались хорошей
маневренностью, управляемостью, не боялись холодов. Особенно эффективно
действовали на них в условиях бездорожья разведгруппы. Использовались они и в
качестве связных и санитарных машин. На некоторые бронетранспортёры
устанавливалось советское вооружение: противотанковые ружья, крупнокалиберные
пулемёты ДШК, пулемёты ДТ.
Тактико-технические характеристики бронетранспортёра Mk I UNIVERSAL CARRIER
Масса, кг: 3700.
Экипаж, чел.: 4-5.
Габаритные размеры, мм: длина - 3657, ширина - 2057, высота - 1588, клиренс -
203.
Бронирование, мм: лобовая броня - 11, борт и корма - 7.
Вооружение: одно противотанковое 13,97-мм ружьё Boys, один 7,7-мм пулемёт Bren.
Боекомплект: 80 патронов калибра 13,97 мм, 900 - калибра 7,7 мм.
Двигатель: Ford GAU, 8-цилиндровый карбюраторный V-образный жидкостного
охлаждения мощностью 60 л.с.
Трансмиссия: однодисковый главный фрикцион, четырёхскоростная коробка передач,
дифференциал.
Ходовая часть: три обрезиненных опорных катка на борт, поддерживающий каток,
ведущее колесо - заднее, ширина гусеницы - 241 мм.
Скорость, км/ч: 40.
Запас хода, км: 180.
Преодолеваемые препятствия, м: ширина рва - 1,6, высота стенки - 0,5, глубина
брода - 0,6, угол подъёма, град. - 28.
Бронеколлекция, №3, 2009, В. ?. Таланов - Бронетехника ленд-лиза