Cruiser Tank Mk.IV - Легкий (крейсерский) танк (Великобритания)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Cruiser Tank Mk.IV (А13 Mk.II)
Дальнейшее развитие крейсерского танка Mk.III (А13). Разработан фирмой Nuffield (по другим данным Morris Motors) в 1938 году. Серийное производство осуществлялось с декабря 1938 по конец 1939 года фирмами Nuffield, English Electric, LMS и Leyland. Изготовлено - 655 единиц.
Серийные модификации:
Mk.IV - как внешне, так и по внутреннему устройству почти идентичен танку А13. Башня новой формы - за счет применения наклонных бортовых листов дополнительной брони. Бронезащита была усилена, но внутренний объем башни не изменился. Силовая установка также аналогична А13 - американский авиадвигатель Liberty периода 1-й мировой войны, задросселированный до мощности 340 л.с. Вооружение - 2-фунтовая пушка и пулемет Vickers с водяным охлаждением. Экипаж - 4 человека.
Mk.IVА - вместо пулемета Vickers установлен 7,92-мм пулемет BESA с воздушным охлаждением.
Mk.IVCS - танк поддержки пехоты, вооруженный 94-мм гаубицей.

Mk.IV

Танки серии Mk.IV составляли основу парка английских танковых соединений накануне и в начале 2-й мировой войны. Они приняли участие в боях во Франции в 1940 году в составе 1-й танковой дивизии. В рядах 7-й танковой дивизии воевали в Северной Африке вплоть до 1942 года, когда были окончательно сняты с вооружения.
Mk.IV оказался значительно более боеспособной машиной, чем его предшественники, однако его эксплуатационная надежность также оставляла желать лучшего.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЕЙСЕРСКОГО ТАНКА Mk.IVA
БОЕВАЯ МАССА, т: 14,987.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 6020, ширина - 2540, высота - 2591.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка калибра 2 фунта, 1 пулемет BESA калибра 7,92 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 87 выстрелов, 3750 патронов.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: 6-38.
ДВИГАТЕЛЬ: Nuffield Liberty, 12-цилиндровый, V-образный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощность 340 л.с. (250 кВт).
ТРАНСМИССИЯ: планетарные коробка передач и бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре обрезиненных опорных катка большого диаметра на борт, ведущее колесо заднего расположения (зацепление цевочное); подвеска индивидуальная, на цилиндрических пружинных рессорах; ширина трака гусеничной цепи - 257 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 48.
ЗАПАС ХОДА, км: 149.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 30, высота стенки, м - 0,61, ширина рва, м - 2,29.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция № 9 или № 19.

Бронеколлекция, №4, 1996, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника Великобритании (1939-1945). Часть 1