Cruiser Tank Mk.IV - Легкий (крейсерский) танк (Великобритания) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Cruiser Tank Mk.IV (А13 Mk.II)
Дальнейшее развитие крейсерского танка Mk.III (А13). Разработан фирмой Nuffield
(по другим данным Morris Motors) в 1938 году. Серийное производство
осуществлялось с декабря 1938 по конец 1939 года фирмами Nuffield, English
Electric, LMS и Leyland. Изготовлено - 655 единиц.
Серийные модификации:
Mk.IV - как внешне, так и по внутреннему устройству почти идентичен танку А13.
Башня новой формы - за счет применения наклонных бортовых листов дополнительной
брони. Бронезащита была усилена, но внутренний объем башни не изменился. Силовая
установка также аналогична А13 - американский авиадвигатель Liberty периода 1-й
мировой войны, задросселированный до мощности 340 л.с. Вооружение - 2-фунтовая
пушка и пулемет Vickers с водяным охлаждением. Экипаж - 4 человека.
Mk.IVА - вместо пулемета Vickers установлен 7,92-мм пулемет BESA с воздушным
охлаждением.
Mk.IVCS - танк поддержки пехоты, вооруженный 94-мм гаубицей.
Mk.IV
Танки серии Mk.IV составляли основу парка английских танковых соединений
накануне и в начале 2-й мировой войны. Они приняли участие в боях во Франции в
1940 году в составе 1-й танковой дивизии. В рядах 7-й танковой дивизии воевали в
Северной Африке вплоть до 1942 года, когда были окончательно сняты с вооружения.
Mk.IV оказался значительно более боеспособной машиной, чем его предшественники,
однако его эксплуатационная надежность также оставляла желать лучшего.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЕЙСЕРСКОГО ТАНКА Mk.IVA
БОЕВАЯ МАССА, т: 14,987.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 6020, ширина - 2540, высота - 2591.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка калибра 2 фунта, 1 пулемет BESA калибра 7,92 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 87 выстрелов, 3750 патронов.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: 6-38.
ДВИГАТЕЛЬ: Nuffield Liberty, 12-цилиндровый, V-образный, карбюраторный,
жидкостного охлаждения, мощность 340 л.с. (250 кВт).
ТРАНСМИССИЯ: планетарные коробка передач и бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре обрезиненных опорных катка большого диаметра на борт,
ведущее колесо заднего расположения (зацепление цевочное); подвеска
индивидуальная, на цилиндрических пружинных рессорах; ширина трака гусеничной
цепи - 257 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 48.
ЗАПАС ХОДА, км: 149.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 30, высота стенки, м - 0,61,
ширина рва, м - 2,29.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция № 9 или № 19.
Бронеколлекция, №4, 1996, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника Великобритании (1939-1945). Часть 1