Light Tank Mk.VI - Легкий танк (Великобритания) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Бронетанковая техника Великобритании (1939-1945)
Первый в мире танк был построен и испытан в Великобритании (распространенная в
нашей стране версия о русском происхождении танка современными исследованиями
опровергается). К их строительству англичане приступили еще в годы 1-й мировой
войны, а к ее концу имели многочисленные и организационно оформленные танковые
войска - Royal Armoured Corps (RAC) - Королевский танковый корпус.
В последующие же 20 лет английское танкостроение находилось почти на «точке
замерзания». Причин тому было несколько. Прежде всего в Англии затянулась
дискуссия о роли и месте танков в современной войне. Неопределенность по этому
вопросу у военных тормозила разработку соответствующих тактико-технических
требований и выдачу заказов промышленности. Сыграла свою роль и географическая
особенность государства - нападать англичане ни на кого не собирались, а
реального противника в Европе у них долгое время не было.
Такое положение привело к тому, что за этот период времени в Англии построили
всего несколько сот танков, конструкцию которых трудно назвать новаторской.
Наиболее же интересные идеи их создателей либо воплотились в опытные и
экспериментальные образцы, оставшиеся невостребованными, либо просто не нашли
применения у себя на родине.
Эмблема Королевского танкового корпуса.
Окончание споров в СССР и Германии о роли танков и последовавшее вслед за этим
массовое развертывание танковых войск в этих странах заставило британских
военных выйти из состояния спячки. Начиная примерно с 1934-1935 года разработка
бронетанковой техники в Великобритании резко активизировалась.
К этому времени в основном определились и взгляды военного руководства на
тактическое применение танков. В соответствии с ними в Англии танки разделили на
три класса: легкие, пехотные и крейсерские. Причем позже других сформировалась
концепция именно крейсерских танков. На первых порах их функции должны были
выполнять легкие боевые машины - скоростные и маневренные. Именно они поступали
на вооружение кавалерийских полков британской армии (в Великобритании, как и во
многих других странах, танковые части создавались на основе кавалерийских, с
сохранением названий, символики и даже парадной формы одежды). Главной же
задачей пехотных танков стала непосредственная поддержка пехоты на поле боя. Эти
машины имели ограниченную скорость и мощное бронирование. Порой доходило до
абсурда: коробка передач пехотного танка «Матильда I», например, имела всего
одну скорость - считалось, что этого вполне хватает.
В 1936 году англичане считали достаточным вооружать танки только пулеметами.
Здравый смысл, правда, вскоре восторжествовал, и сначала на крейсерских, а затем
и на пехотных машинах появилась 2-фунтовая пушка. Ее возможности, впрочем, были
весьма ограничены - в боекомплекте отсутствовали осколочно-фугасные снаряды.
Катастрофа в Дюнкерке заставила англичан несколько пересмотреть свои взгляды. На
легкие танки теперь возлагались только разведывательные функции, да и то их в
ходе войны постепенно передавали бронеавтомобилям. Роль пехотных танков,
единственно неплохо зарекомендовавших себя в боях на континенте, практически не
изменилась, а усилия по их совершенствованию сводились к увеличению мощи
вооружения и броневой защиты.
Разворачивавшиеся боевые действия в Северной Африке с использованием большого
числа машин с обеих сторон выявили огромную потребность армии в надежном и
полноценном танке для самостоятельных бронетанковых соединений. Ни один из
состоявших тогда на вооружении британской армии крейсерских танков в полной мере
этим требованиям не отвечал. Англичанам долго не удавалось добиться их
достаточной надежности. Остается лишь удивляться, что страна, строившая
прекрасные корабли, самолеты и автомобили, в течение ряда лет не могла достичь
правильной эксплуатационной надежности танковых двигателей й элементов ходовой
части. Решить эти вопросы англичане смогли только в 1944 году. К этому времени
существенно снизились значение пехотных танков и их удельный вес в танковых
частях. Крейсерский же танк все больше приобретал черты универсального. Вскоре
после завершения 2-й мировой войны англичане отказались от деления танков на
классы по назначению.
Для 40-х годов нельзя признать прогрессивными конструкцию и технологию сборки
английских танков. Корпуса и башни (если последние не выполнялись цельнолитыми)
собирались при помощи болтов на каркасах или бескаркасным методом («Валентайн»).
Сварка применялась крайне ограниченно. Броневые листы, как правило,
располагались вертикально, без каких-либо углов наклона. Ни по броневой защите,
ни по огневой мощи танки Великобритании, особенно во второй половине войны, не
могли конкурировать с немецкими.
Отставали от реальных потребностей и темпы танкового производства накануне и во
время 2-й мировой войны. Например, к декабрю 1938 года промышленность должна
была поставить армии более 600 крейсерских и около 370 пехотных танков. Однако
первых выпустили всего 30, а вторых - 60. Год спустя в армию поступило только
314 танков всех типов. В результате Англия вступила в войну, имея немногим более
600 танков, из которых более половины - легкие. Всего же за годы войны произвели
25 116 танков, около 4000 САУ и ЗСУ. Причем значительная часть последних была
изготовлена с использованием шасси устаревших и снятых с вооружения машин.
Говоря о производстве танков в Соединенном Королевстве, следует учитывать, что
значительная часть выпущенных в военный период боевых машин на фронт так и не
попала и использовалась в учебных целях.
Около 30 000 танков и САУ в годы 2-й мировой войны поступило в Beликобританию из
США по программе ленд-лиза. При этом доля американских боевых машин в частях
Королевского танкового корпуса и Королевской артиллерии постоянно увеличивалась,
а к окончанию боевых действий американских танков насчитывалось больше, чем
английских.
В канун войны британские танковые войска не имели дивизионной организации. Их
представляли только отдельные полки и бригады. Танковые части Британских
экспедиционных сил (BEF - British Expeditionary Forces), прибывшие во Францию в
сентябре 1939 года, были сведены в две легкие разведывательные бригады (1st and
2nd Light Recce Armoured Brigade). Кроме них, на материк доставили 1-ю армейскую
танковую бригаду (1st Army Tank Brigade), оснащенную пехотными танками. Примерно
в это же время на территории Великобритании сформировали 1-ю танковую дивизию
(1st Armoured Division). В феврале 1940 года в Египте на базе частей так
называемой Мобильной дивизии (Mobile Division) была создана провоевавшая в
дальнейшем всю Африканскую кампанию прославленная 7-я танковая дивизия (7th
Armoured Division); ее танкисты получили прозвище Desert Rats - «пустынные
крысы».
На Дальнем Востоке Королевский танковый корпус в 1941 году представляли только
два танковых полка - 7-й гусарский (7th Hussars) и 2-й Королевский (2nd RTR).
Дислоцированные в Сингапуре, они после захвата его японцами были переброшены в
Бирму. Туда же впоследствии прибыли из метрополии еще два танковых полка. Кроме
английских, в боевых действиях в Юго-Восточной Азии принимали участие
австралийские и индийские танковые части.
Эмблема Королевских танковых полков.
В ходе войны темп формирования бронетанковых соединений и частей несколько
увеличился. К осени 1941 года сформировали 5 танковых дивизий и 5 отдельных
танковых бригад. Высшим соединением являлась дивизия, состоявшая из двух бригад
по три танковых полка в каждой, а также двух мотоциклетно-стрелковых батальонов,
артиллерийского и смешанного зенитно-противотанкового полков. Всего в ней
насчитывалось около 300 танков. Опыт боевых действий в Северной Африке показал,
что такая структура громоздка и трудноуправляема. Крайне незначительное
количество пехоты и малое число артиллерийских орудий также существенно снижали
боевые возможности этих соединений. Поэтому во втором полугодии 1942-го дивизии
реорганизовали. По новой организации дивизия состояла из одной танковой бригады
(три танковых полка по 72 танка в каждом и I мотопехотный батальон),
мотопехотной бригады, двух артиллерийских полков Королевской конной артиллерии (Royal
Horse Artillery) или Королевской полевой артиллерии (Royal Field Artillery) -
всего 96 орудий; полка противотанковой артиллерии (Anti-Tank Regiment) - 48
орудий, подразделений обеспечения и обслуживания. Всего в дивизии было около 18
000 человек и 344 танка.
В отдельную танковую бригаду, предназначавшуюся для совместных действий с
пехотными дивизиями, входили три танковых полка четырехэскадронного состава с
260 танками.
Таким образом, основу бронетанковых войск армии Великобритании во 2-й мировой
войне составляли танковые бригады и танковые дивизии. Причем бригады
существовали двух типов: танковые (Armoured Brigade) и армейские танковые (Army
Tank Brigade). Последние предназначались для взаимодействия с пехотными
соединениями и оснащались пехотными танками.
Всего за годы 2-й мировой войны в Великобритании сформировали II танковых
дивизий и 30 бригад. Более крупные танковые соединения отсутствовали, хотя в
отдельных случаях армейские корпуса и состояли из танковых дивизий, как это
имело место у Эль-Аламейна и Кана (1942-1944 гг.). В этих случаях в 10-м и 8-м
армейских корпусах насчитывалось по три танковые дивизии.
В большинстве же случаев при прорыве подготовленной обороны танковые дивизии
находились во втором эшелоне корпуса и вводились в бой для завершения прорыва
главной полосы обороны противника.
Английское командование стремилось к централизованному использованию своих
танковых соединений. Дивизия, как правило, действовала по двум направлениям в
полосе 4-8 км. При наличии слабого сопротивления противника она могла наступать
по 3-4 направлениям в полосе до 12 и более километров. Оперативная плотность в
ряде случаев доходила до 100 и более боевых машин на 1 км. Следует подчеркнуть,
что авиация, взаимодействие с которой было прекрасно налажено, активно
поддерживала действия танковых частей.
В морских десантных операциях танковые части использовались для усиления
пехотных дивизий первого и второго эшелонов. Так, например, во время высадки в
Нормандии каждая пехотная дивизия первого эшелона усиливалась двумя танковыми
полками.
В ходе 2-й мировой войны английские танковые соединения вели и оборонительные
боевые действия. В этом случае танковые дивизии находились во втором эшелоне и
использовались для нанесения контрударов и контратак. Иногда танковые соединения
самостоятельно обороняли важные рубежи. При этом в их первых эшелонах находились
мотопехотные части, усиленные танками и САУ.
В целом наступательные действия английских танковых соединений и частей
характеризовались методичностью, стремлением к фронтальному наступлению,
отсутствием маневра. В обороне они наносили контратаки и контрудары, а в
отдельных случаях использовались для самостоятельного удержания важных рубежей и
районов. По мере приобретения боевого опыта взаимодействие танковых частей с
другими родами войск, в первую очередь с пехотой и авиацией, становилось все
более четким и отлаженным.
Большое значение в Великобритании придавалось обучению личного состава танковых
войск. Как следствие уровень боевой подготовки английских танкистов был очень
высоким, не уступал немецкому и значительно превосходил итальянский.
Сравнительно невысокими были и людские потери.
В ходе войны английские танковые войска приобрели богатый опыт боевых действий в
пустыне, а также участия в десантных операциях. Опыт же боевых действий в
условиях центрально-европейского театра военных действий был явно недостаточным.
Легкие танки
Light Tank Mk.VI
Завершающая модель целой серии легких бронированных машин, начавших свое
развитие в 1929 году с танка Mk.I. В 1936 году был создан вариант Mk.VI - самый
большой и тяжелый из всех машин семейства. В том же году приступили к его
серийному производству на заводах фирм Vickers, Vulcan Foundry, Ruston and
Hornsby и North British Locomotive Company. Причем на трех последних эта работа
рассматривалась как подготовка к развертыванию производства более сложных
образцов бронетанковой техники. В общей сложности было выпущено свыше 1300
машин.
Серийные модификации:
Mk.VI - первый вариант, боевой массой около 5 т. Экипаж 3 человека. Двигатель -
Meadows ESTL был установлен спереди справа, боевое отделение - сзади. В кормовой
части башни располагалась радиостанция. Командирская башенка имела
цилиндрическую форму. Вооружение состояло из двух пулеметов Vickers калибра 7,7
и 12,7 мм. В ходовой части четыре опорных катка и один поддерживающий. Подвеска
- на рессорах Хортсмана. Изготовлена - 81 единица.
Mk.VIA - командирская башенка шестигранной формы, незначительные изменения в
ходовой части. Изготовлено - 115 единиц.
Mk.VIB - командирская башенка цилиндрической формы как у Mk.VI. Одиночный
бронеколпак над жалюзи воздухопритока к двигателю в носовой части корпуса, в
отличие от двух, устанавливавшихся ранее. Изготовлено - 960 единиц.
Mk.VIC - пулеметы BESA калибра 7,92 и 15 мм с воздушным охлаждением.
Командирская башенка отсутствовала. Изготовлено - 129 единиц.
Mk.VIB
Легкие танки Mk.VI использовались в качестве разведывательных в составе
Британских экспедиционных сил в Европе в 1940 году, воевали в Северной Африке.
Несколько боевых машин этого типа находилось на Мальте. В башне Mk.VI, рядом с
двумя пулеметами, двум членам экипажа было слишком тесно. Слабая броня и
недостаточное вооружение не позволили этим легким машинам успешно противостоять
немецким танкам.
60 Mk.VIA и 43 Mk.VIB были изготовлены для индийской армии. Эти танки, так
называемого индийского образца (IP - Indian Pattern), не имели командирских
башенок. 24 машины предполагалось отправить в Австралию, но в итоге они
оказались в Канаде. Впрочем, несколько Mk.VIA все-таки попало в Австралию. 13
машин получила Турция, 70 - Египет и, наконец, 1 - Ирак, в 1939 году, незадолго
до начала второй мировой войны.
Танки Mk.VI использовались в частях британской армии вплоть до замены их более
мощными американскими машинами М3 «Генерал Стюарт».
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Mk.VIB
БОЕВАЯ МАССА, т: 5,283.
ЭКИПАЖ, чел.: 3.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 3990, ширина - 2057, высота - 2230.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемет Vickers калибра 7,7 мм и 1 пулемет Vickers калибра 12,7
мм, 2 дымовых гранатомета калибра 101,6 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 2900 патронов.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: 4-14.
ДВИГАТЕЛЬ: Meadows ESTB 6-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения;
мощность 88 л.с. (64,8 кВт) при 2800 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: планетарная коробка передач.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре опорных обрезиненных катка на борт, один поддерживающий
каток, ведущее колесо переднего расположения, роль направляющего колеса играл
последний опорный каток; опорные катки сблокированы попарно в две тележки,
подвешенные на пружинных рессорах; ширина трака - 241 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 56.
ЗАПАС ХОДА, км: 208.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 32, высота стенки, м - 0,61,
ширина рва, м - 1,52.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция № 7.
Бронеколлекция, №4, 1996, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника Великобритании (1939-1945). Часть 1