Light Tank Mk.VII Tetrarch - Легкий танк (Великобритания) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Light Tank Mk.VII Tetrarch (А17)
Легкий разведывательный танк более известный как авиадесантный. Разрабатывался в
порядке частной инициативы фирмой Vickers и предназначался для замены легкого
танка Mk.VI.
В 1941-1942 годах фирмой Metro было изготовлено 177 единиц.
Серийные модификации:
Mk.VII Tetrarch Mk.I - основная серийная модель. 2-фунтовая пушка и пулемет в
двухместной башне. Гидропневматическая подвеска, гусеничный движитель со всеми
управляемыми колесами.
Mk.VII Tetrarch Mk.ICS - 3-дюймовая гаубица вместо штатной пушки.
Зимой 1941 года первым новые танки получил 9-й Уланский полк (9th Lancers),
который использовал их в качестве учебных.
Один танк отправили в 8-ю армию в Северную Африку для испытаний в пустыне,
однако система охлаждения двигателя оказалась малопригодной для жаркого климата.
Несколько танков «Тетрарх» принимало участие в операции Ironclad - вторжение 5
мая 1942 года на остров Мадагаскар, который контролировался прогерманским
режимом Виши. Танки входили в состав эскадрона специального назначения «В» 29-й
индийской бригады. Французы быстро сдались, и «Тетрархам» не пришлось
участвовать в серьезных боях.
К созданию воздушно-десантных войск в Великобритании приступили под впечатлением
успешных действий германских парашютистов в Норвегии и Голландии. Для
использования в качестве авиадесантного танка был избран «Тетрарх». Для его
перевозки создали 16-тонный планер «Гамилькар», имевший откидную носовую часть и
аппарель. Экипажи находились внутри танков, и после посадки боевые машины сразу
покидали планеры. «Гамилькары» обычно буксировались бомбардировщиками
«Галифакс».
Самый крупный боевой эпизод в судьбе «Тетрархов» относится к дню «Д» - дню
высадки союзников в Нормандии 6 июня 1944 года. Они входили в состав 6-го
разведывательного авиадесантного полка 6-й воздушно-десантной дивизии. Во время
полета над Ла-Маншем носовая часть одного из планеров раскрылась и танк вместе с
экипажем упал в воду. 8 танков были включены во вторую волну десанта и должны
были атаковать мост через реку Орн. Большинство танков после приземления
запутались своими гусеницами в парашютах и не участвовали в бою. Еще 8 танков
были высажены с моря. Вскоре почти все танки «Тетрарх» в 6-й воздушно-десантной
дивизии были заменены «Кромвелями».
Последний раз в ходе второй мировой войны «Тетрархи», совместно с американскими
М22 «Локаст», использовались при форсировании Рейна 24 марта 1945 года.
20 «Тетрархов» было поставлено Советскому Союзу по программе ленд-лиза в 1942
году.
«Тетрарх» состоял на вооружении английской армии до конца 40-х годов и
использовался в учебных целях.
Mk.VII Tetrarch Mk.I
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА Mk.VII Tetrarch Mk.I
БОЕВАЯ МАССА, т: 7,62.
ЭКИПАЖ, чел.: 3.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 4627, ширина - 2390, высота - 2110, клиренс -
356.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Mk.IX калибра 2 фунта (40 мм), могла оснащаться насадкой
Littlejohh, увеличивавшей скорость бронебойного снаряда до 1200 м/с; 1 пулемет
BESA калибра 7,92 мм, 2 дымовых гранатомета калибра 101,6 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 50 выстрелов, 2025 патронов, 8 дымовых гранат.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб - 16, борт - 14, корма - 10, крыша - 7; башня - 4-16.
ДВИГАТЕЛЬ: Meadows МАТ, 12-цилиндровый, горизонтально-оппозитный, карбюраторный;
мощность 165 л.с. (121 кВт) при 2700 об/мин; рабочий объем 8860 см³.
ТРАНСМИССИЯ: пятискоростная коробка передач Meadows Туре 30, дифференциал,
бортовые редукторы.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: 4 опорных катка большого диаметра на борт, задний опорный каток
выполнял функции ведущего колеса и не имел резинового бандажа; в каждой гусенице
99 траков шириной 241 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 64.
ЗАПАС ХОДА, км: 224.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 35, высота стенки, м - 0,51,
ширина рва, м - 1,52, глубина брода, м - 0,9.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция № 19.