Mk VII Tetrarch - Легкий танк (Великобритания) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Лёгкие танки
Лёгкий танк Mk VII Tetrarch
50-е фото
Лёгкий разведывательный и авиадесантный танк Mk VII Tetrarch
Знаменитые манёвры Киевского военного округа, состоявшиеся летом 1935 г.,
убедительно продемонстрировали возросшее значение манёвренных танковых частей в
современной войне. Действие наших быстроходных танков БТ произвели сильнейшее
впечатление на зарубежных военных специалистов. Присутствовавший на учениях
английский генерал Дж. Мартел немедленно потребовал от своего военного ведомства
скорейшего вооружения британской армии подобной техникой.
Принятый на вооружение летом 1938 г. лёгкий разведывательный Light Cruiser Mark
VII Tetrarch стал машиной, способной быстро перемещаться по полю боя и
«развивать успех, достигнутый усилиями пехоты и танками её непосредственной
поддержки». Высокая скорость позволяла ему быть и разведывательным танком, вести
разведку боем.
«Тетрарх» имел классическую компоновку, прямоугольный корпус с вертикальными
бортами. Его особенностью явилось автомобильное рулевое управление. Радиус
поворота танка зависел от угла поворота руля. При необходимости осуществлялись и
более резкие «танковые» повороты с подтормаживанием гусениц.
Вооружение «Тетрарха» по требованиям довоенного времени было весьма
существенным: скорострельная автоматическая пушка QFSA калибра 40 мм и спаренный
с ней 7,62-мм пулемёт Besa. По обеим сторонам башни устанавливалось по два
дымовых гранатомёта.
51-е фото
Mk VII
52-е фото
Генерал Б. Монтгомери осматривает размещение танка Tetrarch в планере Hamilcar.
Английская база Балфорд, Йоркшир, апрель 1944 г.
53-е фото
Высадка союзников в Нормандии. Планер Hamilcar с танком Tetrarch на буксире
бомбардировщика Halifax. Небо над Ла-Маншем, 6 июня 1944 г.
Экипаж машины - 3 человека: командир, водитель-механик и наводчик, причём
обязанности заряжающего приходилось выполнять командиру.
Первые образцы танка фирма Metropolitan-Cammel Carriage & Wagon Со. Ltd в
Бирмингеме выпустила в ноябре 1940 года. К началу 1942 г. было изготовлено 177
машин. Однако в Англии воздушно-десантные войска тогда только начали создаваться
и средств доставки танков по воздуху ещё не имели. Поэтому в основном Mk VII
использовались в английской армии в качестве учебных. Рассматривался вопрос о
посылке «тетрархов» в Северную Африку - в Восьмую Армию, вместо тяжёлых
крейсерских танков. Одна машина была даже направлена на Ближний Восток для
«пробного» несения службы в условиях запылённости и высоких температур. Но
оказалось, что двигатель Meadows непригоден ни для пустыни, ни для тропиков
из-за неудовлетворительной воздушной системы охлаждения. Кроме того, танк
необычайно трудно управлялся на песчаном грунте.
И всё же 5 мая 1942 г. двенадцать машин приняли участие в операции «Броненосец»
при захвате английским десантом французского острова Мадагаскар. Их доставили на
берег десантными судами.
«Тетрархи» ограниченно использовались и в авиадесантных операциях.
6 июня 1944 г., в день D высадки союзных войск в Нормандии, восемь танков были
доставлены планерами «Гамилькар», которые буксировались бомбардировщиками
«Галифакс», посадочным способом в район реки Орн. 24 марта 1945 г. несколько
машин вместе с американскими лёгкими М22 Locust высадили на вражеском берегу
Рейна, обеспечив тем самым удачное форсирование реки.
В Советский Союз по ленд-лизу летом 1942 г. доставили 20 «тетрархов» через Иран
(по другим документам - они были переданы из состава английских войск в Иране).
В ноябре их отправили в учебный лагерь в Сумгаит, а затем в 151-ю танковую
бригаду, которая в основном занималась охраной коммуникационных путей доставки
грузов в нашу страну по «азиатскому» маршруту. 5 января 1943 г. бригада была
переброшена в Туапсе и влилась в 47-ю армию. В марте танки в составе 563-го отб,
приданного 3-му стрелковому корпусу, вели бои в районе Шапсукского моста в
качестве неподвижных боевых точек.
В сентябре 1943 г. оставшиеся два «Тетрарха» передали в 5-ю гвардейскую тбр.
Однако один подбили в бою 29 сентября, другой сгорел 1 октября от прямого
попадания снаряда при артналёте.
Тактико-технические характеристики танка Mk VII TETRARCH
Масса, кг: 7500.
Экипаж, чел.: 3.
Габаритные размеры, мм: длина - 4310, ширина - 2310, высота - 2120, клиренс -
250.
Вооружение: одна скорострельная автоматическая 40-мм пушка QFSA, один 7,92-мм
пулемёт Besa.
Боекомплект: 50 снарядов, 2025 патронов 7,92 мм калибра, 8 дымовых гранат.
Бронирование, мм: лобовая броня - 14, лоб башни - 16, борта и корма - 14.
Двигатель: 12-цилиндровый Meadows МАТ мощностью 165 л.с., карбюраторный
воздушного охлаждения.
Ходовая часть: четыре управляемых катка на борт, задние - ведущие и поворотные,
управление - по типу автомобильного, гусеница - гибкая, ширина - 241 мм.
Скорость, км/ч: 64.
Запас хода, км: по шоссе - 225.
Преодолеваемые препятствия, м: ширина рва - 1,5, глубина брода - 0,9, угол
подъёма, град. - 35.
Бронеколлекция, №3, 2009, В. ?. Таланов - Бронетехника ленд-лиза