Stuart - Легкий танк (Великобритания) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Американские танки и САУ в английской армии
Поражение английских войск на Европейском континенте и потеря ими почти 2/3
своих танков заставили британцев обратиться за помощью к заокеанскому союзнику.
Восполнить потери за счет собственного производства у англичан не было
возможности.
В конце июня 1940 года Англия для решения этого вопроса направила в США
специальную миссию. Первоначально планировалось развернуть производство
английских танков на американских заводах, однако такой вариант не вызвал у
американцев никакого энтузиазма. Речь могла идти только о закупках американских
боевых машин. Этому способствовало принятие 11 марта 1941 года закона о
ленд-лизе, действие которого в тот же день было распространено на
Великобританию.
Англичан в первую очередь интересовали средние танки, но их серийное
производство еще не было развернуто, поэтому единственным танком, который они
реально могли получить, стал легкий М3.
Поставки этого танка, получившего в Великобритании название Stuart, начались
весной 1941 года и продолжались до конца войны, причем поставлялись почти все
модификации от М3 до М5А1. Средние танки М3 (Grant и Lee) начали поступать в
английские войска в 1942 году и активно применялись в Северной Африке. Самым же
массовым американским (и не только американским) танком в английской армии стал
М4 Sherman.
Следует отметить, что все американские танки оснащались английскими
радиостанциями, ящиками для ЗИП и снаряжения английского образца, дымовыми
гранатометами. Танки, воевавшие в Северной Африке, кроме того, оборудовались
крыльями специальной формы, уменьшавшими облако песчаной пыли от гусениц танка.
Естественно, совершенно иной, чем в армии США, была их окраска и маркировка.
В качестве примера более серьезных переделок можно привести только Grant I
(средний М3 с литой башней английской конструкции) и Sherman Firefly (так
назывались «Шерманы» разных модификаций, перевооруженные английской 17-фунтовой
пушкой).
В конце войны англичане получили небольшое число новых американских легких
танков М24 Chaffee и легких авиадесантных танков М22 Locust.
Что касается САУ, то в Великобританию было поставлено некоторое количество
105-мм самоходных гаубиц М7 Priest. Наиболее же массовой американской самоходкой
в английской армии стала 76-мм самоходная противотанковая пушка М10 Wolverine.
Перевооружив часть этих машин своей, значительно более мощной, чем американская,
17-фунтовой пушкой, британцы получили истребитель танков Achilles.
Роль и значение заокеанской бронетанковой техники в оснащении танковых частей
английской армии очень велики. Достаточно сказать, что в октябре - ноябре 1942
года в английских войсках, принимавших участиё в сражении под Эль-Аламейном,
насчитывался 251 «Шерман», 165 «Грантов», 76 «Стюартов», 250 «Крусейдеров» и 186
«Валентайнов». Таким образом, американские танки составляли более половины. К
моменту высадки в Нормандии это соотношение изменилось еще больше в пользу
американских танков и САУ, которые летом 1944 года составляли абсолютное
большинство в танковых дивизиях и бригадах Королевского танкового корпуса.
Light Tank Stuart
В серийном производстве и на вооружении армии США с 1940 года. Поставки в
Великобританию начались в 1941 году. За время 2-й мировой войны поставлено 6889
танков различных модификаций от М3 до М5А1.
Stuart I
Stuart Recce
Обозначения модификаций танков серии МЗ/М5 в английской армии:
Stuart I - М3.
Stuart II - М3 с дизелем. Поставлено - 1829 единиц (обеих модификаций).
Stuart III - МЗА1.
Stuart IV - МЗА1 с дизелем. Поставлено - 1594 единицы (обеих модификаций).
Stuart V - МЗАЗ. Поставлено - 2045 единиц.
Stuart VI - М5 и М5А1. Поставлена - 1421 единица.
Первые 84 танка М3, полученные англичанами, прибыли в Северную Африку весной
1941 года. Ими укомплектовали 8-й гусарский полк (Kings Royal Irish Hussars) 4-й
танковой бригады, входившей в состав 7-й танковой дивизии. Американскими танками
заменили устаревшие английские крейсерские машины А9, А10 и А13. Причем «Стюарт»
не уступал последним по подвижности, вооружению и броневой защите и значительно
превосходил их по надежности и простоте эксплуатации.
Боевое крещение «Стюарты» получили в ноябре 1941 года в сражении у Сиди-Резег. К
этому моменту новыми танками укомплектовали все три полка 4-й танковой бригады.
Эти полюбившиеся английским экипажам танки участвовали в боевых действиях до
конца Африканской кампании, причем первоначально они использовались как
крейсерские. С учетом специфики театра «Стюарты» оборудовали дополнительными
наружными топливными баками, большими ящиками для амуниции и снаряжения.
Вплоть до конца 1944 года они были единственными легкими танками в составе
разведывательных полков английских танковых дивизий, воевавших на Европейском
континенте. Широко и успешно эти машины использовались англичанами в Бирме
против японцев.
Для целей разведки большая высота «Стюарта» была явно не подходящей, поэтому
англичане часто снимали с танков башни и вместо них устанавливали пулеметы. Эти
машины назывались Stuart Recce. В безбашенном варианте «Стюарты» часто
применялись и в качестве командирских машин, бронетранспортеров и артиллерийских
тягачей. Последние прослужили в английской армии до середины 50-х годов.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Stuart I
БОЕВАЯ МАССА, т: 12,428.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 4531, ширина - 2235, высота - 2515, клиренс -
420.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка М5 или Мб калибра 37 мм, 5 пулеметов М1919А4 калибра 7,62
мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 103 выстрела, 8270 патронов.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел М5А1.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 45, корма - 25, крыша и днище - 10, башня -
38-13.
ДВИГАТЕЛЬ: Continental W670-9A, 7-цилиндровый, звездообразный, карбюраторный,
воздушного охлаждения; мощность 250 л.с. (184 кВт) при 2400 об/мин, рабочий
объем 68 824 см³.
ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения, карданный вал,
пятискоростная коробка передач с синхронизатором, дифференциал, бортовые
передачи; тормоза ленточные.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре обрезиненных опорных катка на борт, сблокированных попарно
в две тележки, два поддерживающих катка, направляющее колесо, ведущее колесо
переднего расположения с двумя съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное);
каждая тележка подвешена на двух вертикальных буферных пружинах; в каждой
гусенице 66 траков шириной 194 мм, шаг трака - 140 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 48.
ЗАПАС ХОДА, км: 113.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 35, высота стенки, м - 0,61,
ширина рва, м - 1,83, глубина брода, м - 0,91.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция № 19.
Бронеколлекция, №4, 1996, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника Великобритании (1939-1945). Часть 1