Cruiser Tank Mk.I Comet - Средний (крейсерский) танк (Великобритания) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Cruiser Tank Mk.I Comet (А34)
Дальнейшее развитие крейсерского танка Mk.VIII Cromwell с использованием
значительного числа (до 40%) его узлов и агрегатов. Лучший и сильнейший
английский танк периода 2-й мировой войны, принимавший участие в боевых
действиях. Производился фирмой Leyland с сентября 1944 года.
Серийная модификация:
- корпус и башня полностью сварные. Лобовой лист корпуса - такой же, как у
Mk.VIII Cromwell. Башня по размерам больше с развитой кормовой нишей. Пушка с
начальной скоростью бронебойного снаряда 787 м/с представляла собой укороченный
вариант 17-фунтового орудия. Обе пушки имели одинаковые снаряды, но гильзы
нового орудия были короче и имели больший диаметр. Чтобы проще было различать
снаряды обоих орудий, укороченная пушка именовалась 77-мм, хотя фактически имела
калибр 76,2 мм. Ходовая часть танка в основном заимствована у Mk.VIII Cromwell.
Первые серийные танки поступили в войска в декабре 1944 года. В составе 11-й
танковой дивизии «кометы» приняли участие в отражении германского наступления в
Арденнах в январе 1945 года. Освоение танка в войсках облегчалось его
конструктивной близостью «Кромвелю». По своим боевым характеристикам «Комета»
уступала немецкой «Пантере», но превосходила Pz.IV.
В начале 1945 года 11-я танковая дивизия была единственным соединением
английской армии, полностью вооруженным этими машинами. Другие части получили
новые танки позже, многие уже после окончания боевых действий в Европе. В начале
1949 года «Кометы» были полностью заменены в войсках танками «Центурион», однако
в танковых частях, дислоцированных в Западном Берлине и Гонконге, они
эксплуатировались вплоть до 1958 года.
«Кометы» поставлялись в Бирму, Ирландию, ЮАР и Финляндию. Так, на вооружении
финской армии с 1960 по 1970 год состояла 41 единица.
Mk.I Comet
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЕЙСЕРСКОГО ТАНКА Mk.I Comet
БОЕВАЯ МАССА, т: 35,775.
ЭКИПАЖ, чел : 5.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 7652, ширина - 3048, высота - 2680, клиренс -
457.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Mk.II калибра 77 мм, 2 пулемета BESA калибра 7,92 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 61 артвыстрел, 5175 патронов.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопические прицелы № 50x3L Mk.I или 2 AFV Sight Gear
75 mm для пушки; № 50x1,9 Mk.I для курсового пулемета.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 76, борт - 43, корма - 25,4; башня: лоб - 102,
борт - 63,5.
ДВИГАТЕЛЬ: Rolls-Royce «Meteor», 12-цилиндровый, V-образный, карбюраторный,
жидкостного охлаждения; мощность 600 л.с. (441,6 кВт) при 2550 об/мин; рабочий
объем 27 000 см³.
ТРАНСМИССИЯ: двухдисковый главный фрикцион сухого трения, трансмиссия Merritt
Brown Z5 (пятискоростная несинхронизированная коробка передач, планетарные
механизмы поворота и колодочные тормоза); бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять обрезиненных опорных катков большого диаметра на борт,
четыре обрезиненных поддерживающих катка, ведущее колесо заднего расположения
(зацепление цевочное), подвеска индивидуальная, на цилиндрических пружинных
рессорах (1, 2, 4 и 5-й опорные катки имели гидравлические амортизаторы
двухстороннего действия); в каждой гусенице 114 траков шириной 394 мм, шаг трака
- 112 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 47.
ЗАПАС ХОДА, км: 198.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 24, высота стенки, м - 0,92,
ширина рва, м - 2,3, глубина брода, м - 1,1.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция № 19.
Бронеколлекция, №4, 1996, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника Великобритании (1939-1945). Часть 1