Cruiser Tank Mk.VIII Centaur - Средний (крейсерский) танк (Великобритания)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Cruiser Tank Mk.VIII Centaur (A27L)
В 1941 году было принято решение о разработке, наряду с танком А27, оснащенным дефицитным в то время двигателем Meteor, так называемого промежуточного варианта с производившимся в больших количествах мотором Liberty. Последний мог применяться в комплексе с новой трансмиссией Merritt Brown, которая пришла на смену старой планетарной трансмиссии типа Wilson, использовавшейся на английских танках еще во время 1-й мировой войны.
Проект танка разработала фирма English Electric, и он получил название A27L (L - Liberty). Вариант с двигателем Meteor обозначался индексом А27М.
В производстве Mk.VIII Centaur участвовало несколько фирм: Leyland, LMS, Harland, Fowler, English Electric и Nuffield. Всего с августа 1942 года по февраль 1944 года было выпущено 3134 Mk.VIII Centaur всех модификаций (включая и ЗСУ). Таким образом, этот танк, менее знаменитый, чем Mk.VIII Cromwell, стал самым массовым «тяжелым крейсером» английской армии во 2-й мировой войне.
Серийные модификации:
Mk.VIII Centaur Mk.I - первый вариант танка, вооруженный 6-фунтовой пушкой.
Mk.VIII Centaur Mk.III - 75-мм пушка Mk.V или Mk.VA. Значительная часть машин этой модификации была получена путем переделки из Mk.VIII Centaur Mk.I.
Mk.VIII Centaur Mk.IV - танк поддержки, вооруженный 95-мм гаубицей. Гаубица стреляла осколочно-фугасными и дымовыми снарядами. Начальная скорость - 328 м/с. Боекомплект - 51 выстрел. Боевая масса танка - 28,874 т.
С конца 1943 года, когда удалось развернуть производство двигателей Meteor и 75-мм пушек, началось массовое переоборудование «Сенторов» до стандарта «Кромвеля». Отличить эти танки друг от друга можно было только по незначительным деталям. Например, разным был механизм натяжения гусениц.
«Сенторы», в которых не были заменены двигатели, переоборудовались в машины артиллерийских наблюдателей, БРЭМ, бульдозеры, а также в бронетранспортеры Centaur Kangaroo («Сентор Кенгуру»).
В своем оригинальном виде «сенторы» в боевых действиях не участвовали. Исключение составляют только танки RMASG (Royal Marine Armoured Support Group - «Танковая группа поддержки Королевской морской пехоты»). Вошедшие в нее около 100 танков «Сентор Mk.IV» поддерживали действия британской морской пехоты при высадке в Нормандии в июне 1944 года.

Mk.VIII Centaur Mk.I

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЕЙСЕРСКОГО ТАНКА Mk.VIII Centaur
БОЕВАЯ МАССА, т: 28,738.
ЭКИПАЖ, чел.: 5.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 6352, ширина - 2895, высота - 2444, клиренс - 406.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Mk.V или Mk.VA калибра 6 фунтов, 2 пулемета ВЕБА калибра 7,92 мм, 1 зенитный пулемет Bren калибра 7,7 мм, 1 дымовой гранатомет калибра 50,5 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 75 артвыстрелов, 4950 патронов к пулеметам ВЕБА, 600 патронов к пулемету Bren, 30 дымовых гранат.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел № 39 Mk.I.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб - 64, борт и корма - 32, крыша - 14, днище - 6,5, башня - 20-76.
ДВИГАТЕЛЬ: Liberty Mk.V, 12-цилиндровый, V-образный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощность 395 л.с. (290 кВт); рабочий объем 27 040 см³.
ТРАНСМИССИЯ: двухдисковый главный фрикцион сухого трения, трансмиссия Merritt Brown Z5 (пятискоростиая несинхрониэированная коробка передач, планетарные механизмы поворота и колодочные тормоза), бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять обрезиненных опорных катков большого диаметра на борт, ведущее колесо заднего расположения (зацепление цевочное), подвеска индивидуальная на цилиндрических пружинных рессорах (1, 2, 4 и 5-й опорные катки имели гидравлические амортизаторы двухстороннего действия); в каждой гусенице 125 траков шириной 356 мм, шаг трака - 100 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 43.
ЗАПАС ХОДА, км: 265.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ; угол подъема, град. - 24, высота стенки, м - 0,9, ширина рва, м - 2,3, глубина брода, м - 0,9-1,2.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция № 19.

Бронеколлекция, №4, 1996, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника Великобритании (1939-1945). Часть 1