Cruiser Tank Mk.VIII Challenger - Средний (крейсерский) танк (Великобритания)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Cruiser Tank Mk.VIII Challenger (А30)
Так называемый «танк поддержки», предназначавшийся для борьбы с немецкими танками на больших дистанциях и усиления частей, вооруженных танками Mk.VIII Cromwell. По существу, являлся танком-истребителем. Имелось два варианта этой боевой машины.
Серийные модификации:
Mk.VIII Challenger (A30) - 17-фунтовая (76 мм) пушка с длиной ствола 58,4 калибра во вращающейся высокой прямоугольной башне, установленной на удлиненном шасси танка Cromwell. Прототип изготовлен фирмой BRCW в 1942 году. В 1943-1944 годах изготовлено около 200 единиц.
Mk.VIII Avenger (A30) - 17-фунтовая пушка во вращающейся открытой сверху и более просторной башне с развитой нишей и более тонкой, чем у Mk.VIII Challenger броней. Шасси аналогично Mk.VIII Challenger. Прототип изготовлен фирмой BRCW в 1944 году.
Танки «Челленджер» состояли на вооружении практически всех английских танковых частей, вооруженных танками «Кромвель».
Некоторое количество «Челленджеров» входило в состав польских войск и Чехословацкой танковой бригады на Западе. Принимали участие в боях вплоть до конца 2-й мировой войны.
Что касается «Авенджеров», то они поступили в войска уже после окончания боевых действий. В 1946 году они еще состояли на вооружении двух противотанковых дивизионов.

Mk.VIII Challenger

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЕЙСЕРСКОГО ТАНКА Mk.VIII Challenger
БОЕВАЯ МАССА, т: 33,051.
ЭКИПАЖ, чел.: 5.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 8147, ширина - 2908, высота - 2775, клиренс - 406.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка калибра 17 фунтов (76,2 мм), 1 пулемет Browning калибра 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 42 артвыстрела.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб - 64, борт и корма - 32, крыша - 20, днище - 8; башня - 20-101.
ДВИГАТЕЛЬ: Rolls-Royce «Meteor», 12-цилиндровый, V-образный, карбюраторный, жидкостного охлаждения; мощность 600 л.с. (441,6 кВт) при 2550 об/мин; рабочий объем 27 000 см³.
ТРАНСМИССИЯ: двухдисковый главный фрикцион сухого трения, трансмиссия Merritt Brown Z5 (пятискоростная несинхронизированная коробка передач, планетарные механизмы поворота и барабанные тормоза); бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть обрезиненных опорных катков большого диаметра на борт, ведущее колесо заднего расположения (зацепление цевочное), подвеска индивидуальная, на цилиндрических пружинных рессорах; ширина трака гусеничной цепи - 356 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 51,5.
ЗАПАС ХОДА, км: 193.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция № 19.

Бронеколлекция, №4, 1996, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника Великобритании (1939-1945). Часть 1