Cruiser Tank Mk.VIII Cromwell - Средний (крейсерский) танк (Великобритания) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Cruiser Tank Mk.VIII Cromwell (A27M)
Один из наиболее известных танков 2-й мировой войны. Разрабатывался фирмой BRCW
с 1941 года. В 1942-м прошел обширную программу испытаний. Из-за трудностей с
двигателями Meteor, описанными выше, первые танки Mk.VIII Cromwell покинули
заводские цехи только во второй половине 1943 года. Генеральным подрядчиком по
его производству была фирма Leyland. Однако к его выпуску привлекались и другие
фирмы - Metro, BRCW и Fowler. Танк находился в серийном производстве с 1943 по
1945 год. За это время выпустили 1070 единиц.
Как уже упоминалось, значительно большее количество машин этого типа получили
путем установки двигателя Meteor в танках Mk.VIII Centaur (A27L). Следует
подчеркнуть, что и сами «кромвели» постоянно модернизировались за счет установки
нового вооружения и дополнительной броневой защиты. Так что в своем оригинальном
виде до конца войны дошли считанные единицы.
Серийные модификации:
Mk.VIII Cromwell Mk.I - первый вариант, вооруженный 6-фунтовой пушкой. Боевая
масса 27,966 т. Экипаж 5 человек. Макс, скорость 64 км/ч. Бронирование - 8-76
мм.
Mk.VIII Cromwell Mk.III - Mk.VIII Centaur Mk.I с двигателем Meteor.
Mk.VIII Cromwell Mk.IV - Mk.VIII Centaur Mk.I с двигателем Meteor и 75-мм пушкой
и Mk.VIII Cromwell III с 75-мм пушкой.
Mk.VIII Cromwell Mk.V - Mk.VIII Cromwell Mk.I с 75-мм пушкой.
Mk.VIII Cromwell Mk.V W - модификация, имевшая сварной корпус (W - welded -
сварной). Лобовая броня корпуса и башни доведена до 101 мм.
Mk.VIII Cromwell Mk.VI - Mk.VIII Centaur Mk.IV с двигателем Meteor, Mk.VIII
Cromwell Mk.III и Mk.VIII Cromwell Mk.V с 95-мм гаубицей.
Mk.VIII Cromwell Mk.VII - Mk.VIII Cromwell Mk.III, Mk.VIII Cromwell Mk.IV и
Mk.VIII Cromwell Mk.V с увеличенной толщиной брони корпуса и башни (лоб - 101,
борт корпуса - 35, борт башни-75 мм). Масса танка возросла до 29 т. Усилена
подвеска, введены сплошные резиновые бандажи опорных катков. Гусеница шириной
394 мм. За счет изменения передаточного отношения КП максимальная скорость
снизилась до 51 км/ч.
Mk.VIII Cromwell Mk.VIII - Mk.VIII Cromwell Mk.VI с увеличенной до 101 мм
лобовой броней, Mk.VIII Cromwell Mk.I с увеличенной толщиной брони и 95-мм
гаубицей.
Mk.VIII Cromwell Mk.I
Mk.VIII Cromwell Mk.IV
Mk.VIII Cromwell Mk.VI
Помимо линейных модификаций, на базе танка «Кромвель» построили значительное
количество специальных машин: командирских и командно-штабных, передовых
артиллерийских наблюдателей, БРЭМ и инженерных.
Осенью 1943 года танки «Кромвель» начали поступать в войска, прежде всего в те
части, которые должны были участвовать во вторжении на Европейский континент
(операция «Owerlord», начатая в июне 1944 года).
В первом эшелоне английских войск, принимавших участие в высадке в Нормандии,
было три танковые дивизии. Больше всего «кромвелей» имелось в составе 7-й
танковой дивизии «Desert Rats» («Пустынные крысы»). В 22-ю танковую бригаду
входили три полка: 1-й и 5-й королевские танковые полки, 4-й полк йоменов
графства Лондон (County of London Yeomanry). В них в общей сложности
насчитывалось 130 танков «Кромвель Mk.III» и «Кромвель Mk.IV» и 15 «Кромвель
Mk.VI». Этими машинами укомплектовали и разведывательный полк дивизии - 8-й
королевский ирландский гусарский полк (The Kings Royal Irish Hussars).
В Гвардейской и 11-й танковых дивизиях «кромвели» имелись только в
разведывательных частях: 2-м батальоне Уэльской гвардии (Welsh Guards) и 2-м
полку Нортхемптонширских йоменов (Northamptonshire Yeomanry).
Кроме этих частей, они состояли на вооружении штабных эскадронов в дивизиях и
бригадах. Наконец, вскоре после высадки в Нормандии в разведывательном полку 6-й
воздушно-десантной дивизии легкие танки «Тетрарх» заменили 12 «Кромвелями».
В составе этих и некоторых других частей английской армии «Кромвели» участвовали
в боевых действиях в Европе вплоть до конца войны. На других театрах они
практически не применялись.
Помимо английской армии, этими машинами были укомплектованы некоторые танковые
части Польских вооруженных сил на Западе, в основном 1-го польского армейского
корпуса. Первым получил их 10-й полк конных стрелков 1-й польской танковой
дивизии. Всего же с 1943 по 1947 год в польские танковые части на Западе
поступило 250 - 300 танков «Сентор»/«Кромвель».
190 танков «Кромвель Mk.IV» и «Кромвель Mk.VI» вошли в состав Чехословацкой
танковой бригады, также воевавшей на Западе. После окончания 2-й мировой войны
эти танки состояли на вооружении чехословацкой армии вплоть до начала 50-х
годов.
Что касается самой Великобритании, то небольшое количество танков «Кромвель»
участвовало в войне в Корее. В 1953 году их передали из кадровых армейских
частей в территориальные войска. В начале 50-х годов около 200 машин
модернизировали - установили новую башню с 83,8-мм пушкой. Эти танки получили
обозначение FV 4101 и название Charioteer («Чариотер»), Они состояли на
вооружении британской армии вплоть до 1956 года. Потом их передали в
территориальные войска и начали продавать другим странам. 50 танков закупила
Иордания, причем некоторые из них впоследствии попали в воинские подразделения
Организации освобождения Палестины, где использовались до 1976 года. 10 таких
танков захватила Армия обороны Израиля, 56 танков «Чариотер» было поставлено
Австрии, и в 1958 году 35 танков закупила Финляндия.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЕЙСЕРСКОГО ТАНКА Mk.VIII Cromwell Mk.IV
БОЕВАЯ МАССА, т: 27,9.
ЭКИПАЖ, чел.: 5.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 6420, ширина - 3050, высота - 2500, клиренс -
406.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Mk.V или Mk.VA калибра 75 мм, 2 пулемета ВЕБА калибра 7,92
мм, 1 зенитный пулемет Bren калибра 7,7 мм (перевозился внутри танка), 1 дымовой
гранатомет калибра 50,5 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 64 артвыстрела, 4950 патронов к пулеметам ВЕБА, 600 патронов к
пулемету Bren, 30 дымовых гранат.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопические прицелы № 50x3L Mk.I или 2 AFV Sight Gear
75 mm для пушки, № 50x1,9 Mk.I для курсового пулемета.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб - 64, борт и корма - 32, крыша - 20, днище - 8; башня -
20-76.
ДВИГАТЕЛЬ: Rolls-Royce «Meteor», 12-цилиндровый, V-образный, карбюраторный,
жидкостного охлаждения, мощность 600 л.с. (441,6 кВт) при 2550 об/мин, рабочий
объем 27 000 см³.
ТРАНСМИССИЯ: двухдисковый главный фрикцион сухого трения, трансмиссия
Merritt-Brown Z5 (пятискоростная несинхронизированная коробка передач,
планетарные механизмы поворота и колодочные тормоза); бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять обрезиненных опорных катков большого диаметра на борт,
ведущее колесо заднего расположения (зацепление цевочное), подвеска
индивидуальная, на цилиндрических пружинных рессорах (1, 2, 4 и 5-й опорные
катки имели гидравлические амортизаторы двустороннего действия); в каждой
гусенице 125 траков шириной 356 мм, шаг трака - 100 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 64.
ЗАПАС ХОДА, км: 280.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 24, высота стенки, м - 0,9,
ширина рва, м - 2,3, глубина брода, м - 0,9-1,2.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция № 19.
Бронеколлекция, №4, 1996, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника Великобритании (1939-1945). Часть 1