Mk III Valentine - Средний (пехотный) танк (Великобритания)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Пехотный танк Mk III Valentine

61-е фото
Пехотный танк Mk III Valentine

К началу войны одним из основных разработчиков бронетанковой техники в Англии была фирма Vickers-Armstrong Ltd. Здесь создавались крейсерские танки Mk I, Mk II, пехотный танк «Матильда» Mk I. Поэтому именно этой фирме в апреле 1939 г. военное ведомство выдало заказ на новую машину - пехотную, однако с использованием наиболее удачных конструкционных решений, применённых на всех танках предыдущих типов. Это понятно: обстановка в Европе накалялась и требовалось принятие быстрых решений.

Имея уже заранее изготовленные опытные образцы, Vickers в июне 1940 г. начала серийное производство Mk III «Валентайн». Вскоре к ней подключились Metropolitan-Cammell Carriage & Wagon Со. Ltd. и Birmingham Railway Carriage & Wagon Co. Ltd, а также канадская Canadian Pacific Railway. За период 1940-1944 гг. эти фирмы выпустили 8275 танков одиннадцати модификаций.

Советский Союз по поставкам ленд-лиза получил 3332 английских и канадских машины. Первые танки стали поступать уже осенью 1941 года. По отчётам приёмных комиссий ГБТУ Красной Армии, доставки распределились следующим образом: 1941 год - 216, 1942-й - 959, 1943-й - 1776, 1944-й - 381 единица (основные модификации: Mk II, Mk III, Mk IV, Mk V, Mk VII, Mk IX, Mk X). Наибольше количество переданных танков составляли Mk IV и Mk VII, а в конце войны ещё и Mk IX.

Канадские машины имели индексы Mk VI и Mk VII.

62-е фото
Mk III

«Валентайн» - это танк классической компоновки с отделением управления впереди и размещённой в корме силовой установкой. Экипаж состоял из трёх человек: механик-водитель, занимавший место в передней части корпуса, командир и наводчик, находившиеся в двухместной башне; командир выполнял ещё и обязанности заряжающего. На Mk III и Mk V ставилась трёхместная башня - экипаж дополнили отдельным заряжающим.

Корпус танка собирался с помощью болтов, заклёпок и шпонок из катаных броневых плит и листов. В отличие от клёпаных корпусов других машин, сборка которых велась на каркасах, детали «Валентайнов» соединялись непосредственно друг с другом. Хотя это и избавляло от дополнительного веса каркаса, но требовало особо тщательной обработки деталей, чтобы обеспечить их плотную стыковку друг с другом. На канадских модификациях лобовая часть корпуса и крыша силового отделения выполнялись литыми. Постепенно в процессе производства внедрялась сварка. С 1942 г. таким образом стали соединять листы днища, с 1943-го - лобовую часть. Наконец, в 1944 г. выпустили партию танков с полностью сварным и корпусом, и башней.

На Mk I были установлены карбюраторные двигатели АЕС А189 мощностью 135 л.с. На Mk II, Mk III, Mk VIII их заменили дизельными британскими четырёхтактными АЕС А190 мощностью 131 л.с., а на Mk IV - Mk VII и Mk IX - Mk XI - дизельными американскими двухтактными GMC 6-71 6004 мощностью 130 л.с., причём на последних выпусках двигатели форсировали до 175 л.с.

На танках применялись трансмиссии двух типов. У машин с двигателями АЕС - однодисковые главные фрикционы J-151 и механические пятиступенчатые коробки передач Meadows type 22; у танков с GMC - главные фрикционы модели М-6004 и синхронизированные коробки передач Spicer synchromech.

Ходовую часть «валентайны» практически без изменений наследовали у крейсерских танков Mk I и Mk II.

63-е фото
Танки Valentine в бою

64-е фото
Атакуют танки Valentine 5-й гв. танковой бригады. Северо-Кавказский фронт, ноябрь 1942 г.

65-е фото
Танк Valentine сходит с понтона на берег Норвегии. Май 1945 г.

66-е фото
Танки Valentine 6-й танковой армии на улицах румынского города Ботошаны. Осень 1944 г.

На вооружении модификаций Mk I - Mk VII находилась 40-мм противотанковая пушка OQF 2 pdr. Mk IX с длиной ствола 52 калибра. Она размещалась на цапфах в спаренной с пулемётом установке.

На танки Mk VIII - Mk IX ставилась 57-мм противотанковая пушка OQF 6 pdr. Mk III или Mk V, на Mk X - пушка Mk V. Друг от друга они отличались длиной ствола: 43 или 50 калибров. Вертикальная наводка осуществлялась винтовым механизмом. На правом борту танков монтировались два дымовых 101,6-мм гранатомёта.

Спаренными 7,92-мм пулемётами Besa вооружались модификации Mk IV - Mk VI и Mk X; боекомплект - 3150 патронов. На канадских Mk VII их заменили на 7,62-мм пулемёты Browning М1919А4 с 3500 патронами. Mk VIII и Mk IX спаренного пулемёта не имели.

Все, без исключения, танки оборудовались радиостанциями № 11 с радиусом действия 10 км на ходу или № 19 - с дальностью действия на ходу 15 км.

Танки «валентайн» начали поступать в английские соединения осенью 1940 г. В составе 8-й танковой дивизии и 1-й армейской танковой бригады они впервые приняли участие в боевых действиях в Северной Африке. На Тихоокеанском театре военных действий с октября 1942 г. такими машинами был вооружен 146-й полк Королевского танкового корпуса, сражавшийся в Бирме с японскими войсками.

В частях РККА первые «Валентайны» появились в ноябре 1941 г. в 136-м отдельном танковом батальоне, действовавшем на Можайском направлении. На Западном фронте к 1 января 1942 г. они входили в состав 146-й (четыре Mk III), 23-й (пять Mk III) танковых бригад, 112-й танковой дивизии (шесть Mk III). На Северо-Западном фронте в 171-м отдельном танковом батальоне 4-й ударной армии находилось 12 машин Mk II и 9 Mk III.

В 1942 г. количество таких танков в наших частях значительно увеличилось. Особенно на Северном Кавказе, вблизи Иранского канала поставок. Так, в 5-й гв. тбр в сентябре этого года имелось 40 Mk III, в 139-м тп 68-й мбр - 18 Mk VII.

Танки «валентайн» использовались практически на всех фронтах, успешно действовали в составе многих соединений. Например, в 5-й гвардейской танковой армии, участвовавшей в операции «Багратион» Белорусского фронта, было 39 Mk IX, в 3-м кавалерийском корпусе - 30 Mk III. В Курской битве в составе 201-й тбр участвовал 31 Mk III. В Висло-Одерской операции в 1-м мехкорпусе 2-й гв. ТА действовали Mk IX. На Дальнем Востоке при наступлении наших войск в Маньчжурии также использовались «валентайны». Например, в 267-м тп на тот период насчитывалась 41 машина Mk III и Mk IX, в конно-механизированной группе 2-го Дальневосточного фронта - 40 Mk IV.

Тактико-технические характеристики танка Mk III VALENTINE IV
Масса, кг: 16 500.
Экипаж, чел.: 3.
Габаритные размеры, мм: длина - 5410, ширина - 2630, высота - 2270, клиренс - 410.
Вооружение: одна 40-мм противотанковая пушка OQF 2 pdr. Mk IX, один спаренный 7,92-мм пулемёт Besa, 50,8-мм дымовой гранатомёт.
Боекомплект: 62 снаряда, 3150 патронов калибра 7,92-мм, 18 дымовых мин.
Бронирование, мм: лобовая броня - 60, лоб башни - 65, борта и корма - 60, днище - 20.
Двигатель: дизельный двухтактный GMC 6-71 6004, мощность 130 л.с.
Трансмиссия: главные фрикционы М-6004, синхронизированные коробки передач Spicer synchromech, планетарные бортовые передачи.
Ходовая часть: шесть опорных катков на борт, сблокированных в две тележки, телескопические гидравлические амортизаторы, ведущее колесо заднее.
Скорость, км/ч: 24.
Запас хода, км: 176.

Бронеколлекция, №3, 2009, В. ?. Таланов - Бронетехника ленд-лиза