LVT-1 - Бронетранспортер, плавающий (США) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
ДЕСАНТНЫЕ АМФИБИИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ. «Аллигаторы» США
- плавающие танки и бронетранспортеры / Семен Федосеев : Яуза : Эксмо, 2014. -
(Серия «Война и мы. Танковая коллекция»)
Плавающий транспортер LVT-1 «Аллигатор»
Машина имела корытообразный корпус, ширина которого равнялась почти половине
длины. Корпус делился на три отделения. Отделение управления имело вид рубки,
максимально смещенной вперед, возвышавшейся над водой и снабженной крышей. В ней
размещались командир машины, механик-водитель и помощник механика-водителя. В
лобовом листе рубки имелись три смотровых окна, еще по одному окну (лючку) - в
вертикальных бортах, что в целом давало экипажу неплохой обзор. Механик-водитель
располагался на сиденье перед большим центральным окном с откидываемой вверх
стекольной рамой, управление машиной осуществлял с помощью рычагов, как на
танке, его рабочее место оборудовалось приборной доской. На машинах первых серий
лобовые окна были разнесены, позже их сблизили.
24) Торжественный «выезд» плавающего транспортера «Аллигатор», построенного по
заказу ВМФ США. Лэйкланд, Флорида, лето 1941 г. Надпись «плавающий танк Роблинга»
- рекламный ход компании FMC.
25) Транспортер LVT-1 «Аллигатор» на плаву. Окна рубки сняты.
Непосредственно за отделением управления располагалось открытое сверху десантное
отделение (оно же - грузовое), вмещавшее 20 солдат в полной экипировке или около
2-2,3 т груза (4500-5000 фунтов). В кормовой части находилось закрытое
моторно-трансмиссионное отделение. В нем устанавливался 6-цилиндровый рядный
карбюраторный двигатель «Геркулес» WXLC-3, развивавший мощность 146 л.с. при
частоте вращения коленвала 2900 об./мин. По бокам от двигателя располагались
топливные баки общей вместимостью 303 л (80 галлонов), что обеспечивало запас
хода до 121 км (75 миль) по суше или до 80,5 км (50 миль) по воде. Двигатель
соединялся с трехскоростной коробкой передач «Спайсер» AR.
К бортам корпуса крепились пустотелые сварные понтоны, повышавшие плавучесть и
остойчивость машины. Тонкостенные борта корпуса и понтоны усиливались уголками.
Каждый понтон разделялся внутри на пять секций, и при пробитии одной из них
машина сохраняла запас плавучести и остойчивость. Понтоны служили каркасом для
монтажа деталей и агрегатов ходовой части. Ведущее колесо с 37 зубьями ставилось
на оси в корпусе вблизи кормы, а направляющее колесо - в переднем верхнем углу
понтона. Узел крепления направляющего колеса имел гидравлический механизм
регулировки натяжения гусеницы. Гусеничная цепь включала 79 звеньев. Длина
опорной поверхности гусеницы - 3,56 м.
Ширина гусеницы - 260 мм. На звенья диагонально крепились высокие штампованные
грунтозацепы, служившие на плаву лопатками-гребками. Поворот на плаву, как и на
суше, осуществлялся торможением гусеницы одного борта.
26) Испытания плавающего транспортера.
27) Транспортер LVT-1 «Аллигатор» в ходе испытания во Флориде.
Сварной корпус собирался из листов мягкой (неброневой) стали разной толщины,
поскольку LVT-1 рассматривался не как боевая («штурмовая») машина морского
десанта, а только как транспортер, позволяющий быстро доставить солдат или грузы
с корабля непосредственно на берег. Однако в ожидании противодействия противника
десанту, машину решили вооружить для подавления огня с берега и самообороны от
ближней атаки. Вооружение включало один 12,7-мм пулемет М2НВ и один 7,62-мм
М1919 либо два пулемета М1919. Пулеметы монтировались на установках, двигавшихся
по рельсовой направляющей по периметру десантного отделения - такие установки
широко использовались на американских машинах. Позднее и такого вооружения
оказалось недостаточно, и по требованию экипажей плавающих транспортеров на них
монтировали дополнительные пулеметы.
28) Испытания плавающего транспортера LVT-1 и легкого танка «Мармон-Хэррингтон»
в районе Морских казарм на Нью Ривер, округ Онслоу, 1941 г.
29) Транспортер LVT-1 на тихоокеанском острове.
30) Плавающий транспортер LVT-1 с пулеметными установками.
С началом поставок машин LVT-1 в августе 1941 года в составе морской пехоты
начали формировать специальные подразделения плавающих транспортеров. К тому
времени ВМФ и Корпус морской пехоты сочли контракт на 200 LVT-1 уже
недостаточным. Количество заказываемых «Аллигаторов» увеличивалось с осознанием
потребности в них. Армия (сухопутные войска) США «Аллигаторами» поначалу не
интересовалась. Если Морская пехота готовилась вместе с ВМФ к действиям на
островах Тихого океана, то Армию больше занимали плавающие машины для
преодоления водных препятствий на сухопутных театрах и, прежде всего, в Европе с
ее развитой сетью дорог и большим количеством рек, озер и водохранилищ. Поэтому
куда больше внимания она уделила проекту плавающего грузового автомобиля -
будущего DUKW. Но с широким привлечением сухопутных войск к действиям на
Тихоокеанском ТВД, заказы на машины LVT в нарастающих количествах пошли и от
них. К производству машин LVT подключили еще завод FMC в Риверсайд и Сан-Хосе
(шт. Калифорния), вновь построенный завод FMC в Лэйкланд (шт. Флорида),
автомобильную компанию «Грэхэм-Пэйдж Моторз Корп.» (эта детройтская компания
свернула было производство, но снова открылась как раз за счет военных заказов),
известного производителя железнодорожного подвижного состава «Сент-Луис Кар
Компани» (Сент-Луис, шт. Миссури). В результате до прекращения производства в
1943 г. изготовили 1 225 плавающих машин этой модели. Из них 540 поставили
Корпусу морской пехоты, 485 - Армии (где эти машины на этапе опытов обозначали
как «плавающий трактор Т33»), а остальные - Великобритании по программе
ленд-лиза.
31) Транспортер LVT-1 прокладывает дорогу через сырые джунгли.
32) Поздний вариант транспортера LVT-1 на о. Нью Джорджиа (Соломоновы острова).
Обратим внимание на стеклоочиститель рубки.
Занятно, что первый LVT-1, показанный летом 1941 г. в Лэйкланд, нес на борту
броский плакат - «ROEBLING AMPFIIBIAN TANK», т. е. «плавающий танк Роблинга» -
хотя на самом деле был небронированным плавающим гусеничным
транспортером[7][Впрочем, в США термин «танк» применяли к различным гусеничным
машинам, не обязательно «боевым».]. Плавающим танкам в рамках этого семейства
еще предстояло появиться.
Хотя военные приняли машину и ожидали от нее многого, уже на ранней стадии
эксплуатации стал очевиден ряд проблем. Использование гусеницы на основе
роликовой цепи оказалось не лучшим решением - поперечное усилие при повороте
легко выводило цепь из продольного канала бортового понтона. Гусеница такой
конструкции быстро выходила из строя на грунте, морская вода и прибрежный песок
ускоряли коррозию - особенно в шарнирах. Недостаточно прочным и живучим оказался
и двигатель. Поэтому еще до окончания поставок первых партий LVT-1 была заказана
разработка машины для его последующей замены. Машины первых партий, как это
часто бывает, и в целом не обладали достаточной надежностью, к тому же
требовалось время для их освоения личным составом. Неудивительно, что
эксплуатировавшим их морским пехотинцам приходилось проводить едва ли не
ежедневные ремонты.
Некоторые машины LVT-1 переделывались в специальные. К примеру, в кормовой части
машины могла монтироваться поворотная крановая стрела - по крайней мере одна
такая машина использовалась в качестве ремонтно-эвакуационной на базе в
Прескью-Айл (шт. Мэн). Впоследствии мы увидим неизменный интерес военных
заказчиков не только к транспортным и боевым, но и к специальным плавающим
машинам.
Тактико-технические характеристики плавающего транспортера LVT-1 «Аллигатор»