LVT-3 - Бронетранспортер, плавающий (США) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
ДЕСАНТНЫЕ АМФИБИИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ. «Аллигаторы» США
- плавающие танки и бронетранспортеры / Семен Федосеев : Яуза : Эксмо, 2014. -
(Серия «Война и мы. Танковая коллекция»)
Плавающий транспортер LVT-3 «Бушмастер»
Выше указывалось, что еще до начала поставок LVT-1 Управление кораблестроения
ВМФ США привлекло компанию «Борг-Уорнер» к разработке усовершенствованного
варианта плавающего транспортера. Точнее, Управление кораблестроения обратилось
за помощью в разработке проекта к «Морзе Клэйм» - подразделению «Борг-Уорнер».
Ознакомившись с машиной Роблинга «Аллигатор» в работе, специалисты «Борг-Уорнер»
решили, что устранить свойственные ей недостатки можно, только создав на ее
основе новую модель. И в августе 1942 года - через полгода после начала
проектирования - была построена «Модель А». В ней оригинальная схема
«Аллигатора» сочеталась с рядом собственных решений. Сохранив общую схему
ходовой части Роблинга, инженеры «Борг-Уорнер» убрали ролики с гусениц и
установили по нижней грани бортовых понтонов по 11 опорных катков на борт с
жесткой подвеской (катки снабдили спаренными шинами из синтетического каучука),
увеличили направляющие и ведущие колеса. Гусеница по-прежнему служила водоходным
движителем и выполнялась на основе шарнирной цепи, но тут за образец взяли цепь
Морзе[10][Зубчатая цепь, часто применяемая в промышленности для передачи больших
усилий.]. В силовом блоке использовали автоматическую трансмиссию. Чтобы
увеличить жесткость корпуса без увеличения массы машины, внешние детали корпуса
изготовили из гофрированной стали. При собственной массе 7,7 т «Модель А» могла
перевозить груз до 2,3 т. Длина машины составила 7,3 м, ширина - 3,35 м, высота
- 2,7 м. Скорость «Модели А» на суше достигала 27 км/ч, на плаву - 13 км/ч.
Интересным решением была возможность быстрой переделки машины из грузового или
десантного транспортера в боевую амфибию установкой крыши десантного отделения
(подбашенного листа) с погоном башни и башни от легкого танка М3 «Стюарт» с
37-мм пушкой и 7,62-мм пулеметом.
Опытный плавающий транспортер «Модель А» компании «Борг-Уорнер», 1942 г.
Предложенная Бенджамином Свеннесом («Борг-Уорнер») улучшенная схема охлаждения
двигателя плавающего транспортера, установленного в бортовом спонсоне. Из
американского патента 1947 г.
При всех оригинальных решениях «Модель А» компании «Борг-Уорнер» уступила новой
машине компании FMC, воплощенной в серийном транспортере LVT-2 - и из-за жесткой
подвески ходовой части, и по грузоподъемности. LVT-2 и пошел в серийное
производство. Идею же установки на транспортер башни легкого танка использовали
для плавающего танка LVT(A)-1 той же FMC.
Но «Борг-Уорнер» не сдалась и занялась существенной переделкой своей «Модели А»
в соответствии с требованиями военных. Работы над новым плавающим транспортером
вел на фирме Бенджамин А. Свеннес. «Модель В» (упоминается также как Т11 -
видимо, «армейское» обозначение), представленная в апреле 1943 года, стала
существенным шагом вперед по сравнению с предыдущими конструкциями LVT. Наиболее
оригинальным решением, определившим ее успех, стало использование силовой
установки и трансмиссии легкого танка М5 «Стюарт». По ходу разработки на машине
устранили большие фальшборты, перекрывавшие ведущие колеса и способствовавшие
скапливанию грязи и песка. Летом 1943 года прототип доставили для испытаний на
базу 1-й дивизии морской пехоты в Кэмп Пендлтон (Калифорния). Результаты
испытаний вполне удовлетворили представителей ВМФ и Морской пехоты. Среди
изменений, которые они потребовали, был отказ от стальной брони корпуса.
Заказчики оценили машину, прежде всего, как удачный транспортер и отдали
предпочтение грузоподъемности. Предполагалось, что при необходимости используют
накладные бронелисты из отдельно поставлявшихся комплектов бронирования. После
внесения ряда изменений в подвеску появилась «Модель D», которую и приняли на
вооружение под обозначением LVT-3 (Landing Vehicle Tracked, Mark 3). Машина
получила также прозвище «Бушмастер» (Bushmaster).
Внешне LVT-3 легко отличить от LVT-2 и LVT-4 по смещенной к носовой части рубке
отделения управления и скругленному «носу» корпуса, на который на болтах
крепилась пластина, предотвращавшая зарывание носом на плаву. Отделение
управления было сдвинуто максимально вперед. Приподнятое положение рубки и три
ее окна (как на LVT-1) обеспечивали механику-водителю лучший обзор.
Легкий танк М5, как известно, оснащался двумя 8-цилиндровыми V-образными
автомобильными двигателями «Кадиллак» серии 42 жидкостного охлаждения, с углом
развала цилиндров 90°. Каждый двигатель развивал мощность 110 л.с. при 3400 об./
мин и соединялся со стандартной автоматической гидромеханической трансмиссией
«Гидраматик». В LVT-3 двигатели установили в увеличенных бортовых спонсонах -
понтонах ближе к корме (мы уже видели, что похожую схему компоновки
рассматривала и FMC). Впереди каждого двигателя внутри спонсона монтировались
гидромуфта (сцепление) и планетарная четырехскоростная коробка передач, от
которой вращение передавалось карданными валами на единый механизм поворота
(двойной дифференциал), установленный в средней части корпуса позади отделения
управления, от него такими же карданными валами вращение передавалось на
одноступенчатые бортовые редукторы, приводившие во вращение ведущие колеса.
Конструкторы Б. Свеннес и Л. Шелтон разработали крепление сборки
двигатель-коробка передач, позволявшее при необходимости ремонта отсоединить
сборку и выдвинуть внутрь грузового отделения. Радиатор устанавливался перед
двигателем и обдувался вентилятором. Автоматическая трансмиссия обеспечивала 4
скорости вперед и 1 назад, плавно изменяла крутящий момент на гусенице при
выходе машины из воды, не требуя выбора передачи вручную - одна из наиболее
трудных задач, встающих перед механиком-водителем машины-амфибии. При повороте
автоматически ускорение движения гусеницы одного борта сопровождалось
подтормаживанием гусеницы другого борта, что делало управление машиной проще и
требовало меньше усилий. Механик-водитель имел единые органы управления для
обоих силовых блоков. Топливные баки размещались в кормовой части спонсонов.
Решетки-жалюзи воздухозаборников и выхлопной системы выполнили в коробчатых
надгусеничных полках.
Схема откидной кормовой аппарели плавающего транспортера «Борг-Уорнер». Из
патента Б. Свеннеса 1947 г.
Схема компоновки плавающего транспортера LVT-3: 1 - отделение управления
(рубка), 2 - десантное отделение, 3 - ведущее колесо, 4 - гусеница, 5 -
карданный вал, 6 - коробка передач, 7 - сцепление, 8 - двигатель, 9 - откидная
аппарель.
Одинарные опорные катки имели индивидуальную торсионную подвеску на качающихся
рычагах - балансирах. Гусеница цевочного зацепления была уже, чем у LVT-2,
съемные лопатки-грунтозацепы также были W-образные. Подвеска и ведущее колесо
незначительно отличались от LVT-2. Гусеница удерживалась от поперечного смещения
двумя продольными гребнями, достаточно высокими, чтобы гусеница не спадала из-за
провисания на плаву. Резиновые втулки шарниров гусеничной цепи уменьшали ее
износ.
Выбранная компоновка позволила, во-первых, увеличить длину десантного отделения,
не увеличивая длину машины, во-вторых, установить откидную кормовую аппарель,
дававшую те же преимущества, что и на LVT-4. Аппарель управлялась ручной
лебедкой, установленной в отделении управления, имела внутреннюю ребристую
дорожку. Кроме того расположение агрегатов силовой установки ближе к корме
смещало назад центр масс и обеспечивало машине на плаву дифферент на корму в
нагруженном и негруженом состоянии. Машина оказалась даже чуть короче, чем
LVT-2, при этом допустимая длина груза увеличилась примерно на 1,25 м. Полезная
площадь грузового отделения LVT-3 составила 11,6 м2 - сравним с 6,05 м2 у LVT-1
и 7,75 м2 у «Модели А». LVT-3 имел несколько меньшую скорость хода, чем LVT-4,
но запас хода был тот же при меньшем расходе топлива. В целом LVT-3 оказался
более удобен в эксплуатации, чем LVT с двигателем «Континенталь».
Вооружение транспортера обычно включало один 12,7-мм пулемет М2НВ и два 7,62-мм
М1919А4 на трех шкворневых установках - одна за отделением управления и две у
бортовых спонсонов. Установки могли снабжаться бронещитами. В марте 1945 года на
Абердинском полигоне испытывался бронированный вариант LVT-3 со спаренной
установкой 12,7-мм пулеметов М2НВ за отделением управления с возможностью
стрельбы по наземным и воздушным целям, но о боевом применении транспортеров с
такой установкой неизвестно.
Патент, полученный Б. Свеннесом в 1948 г. (заявка подана в 1943 г.),
соответствует опытной «Модели А», предлагавшейся компанией «Борг-Уорнер». Видно
устройство узла подвески опорного катка с резиновым упругим элементом.
Вид сверху раннего варианта плавающего транспортера LVT-3 позволяет увидеть
значительно большее, чем у предшественников, десантное отделение, а также
компоновку отделения управления.
Патент Б. Свеннеса («Борг-Уорнер») на размещение топливных баков плавающего
транспортера.
Первые машины имели скобы над понтонами, но со временем их устранили. Кроме
обычных передних фар LVT-3 мог оснащаться поворотным прожектором над рубкой. Для
откачки попавшей в корпус воды имелись две помпы - по одной в каждом спонсоне.
На корпус LVT-3, как и на LVT-4, могли крепиться бронелисты, хотя при этом его
грузоподъемность уменьшалась с 3,6 всего до 1,3 т - почти втрое. В отделении
управления LVT-3 в специальном деревянном ящике держали пропитанную ветошь,
деревянные пробки и другой материал, чтобы быстро заткнуть пробоину на плаву.
Также на борту имелись ящик с ЗИП, сигнальные лампы, бачок с питьевой водой.
Схема размещения двигателей и основных агрегатов трансмиссии LVT-3.
Плавающий бронетранспортер LVT-3(C) в роли машины снабжения островов в районе
Уэйлс Филд, Аляска. Обратим внимание на надувную спасательную лодку на крыше.
Ранний вариант плавающего транспортера LVT-3. Это был первый из плавающих
транспортеров серии LVT, снабженный подобием волноотбойного щита.
Заказ, выданный компании «Борг-Уорнер», предполагал начало серийного
производства с весны 1944 года и поставку за этот год 1 800 LVT-3 вместе с
комплектами ЗИП для их обслуживания и ремонта. Но организация серийного
производства вместе с необходимостью подготовки экипажей (управление LVT-3
отличалось от LVT-2 и -4) и обслуживающего персонала задержали поставки. К
производству привлекли заводы компаний «Грэхэм-Пэйдж» и «Ингерсолл».
Загрузка джипа «Виллис» в десантное (грузовое) отделение плавающего транспортера
LVT-3. Хорошо видны тросы откидной аппарели и ее ребристый настил.
Плавающий транспортер LVT-3 с комплектом частичного (локального) бронирования на
Абердинском полигоне. США, 1945 г.
Схема управления плавающим транспортером типа LVT-3 с помощью одного рычага,
предложенная Милтоном Андерсоном в 1944 г. (патент США 1948 г.).
Первые LVT-3 поступили в войска к весне 1945 года - позже транспортеров LVT-4
компании FMC - и впервые были использованы при высадке на Окинаву в апреле 1945
года. Всего в течение 1944 и 1945 годов было построено 2964 (по другим данным -
2962) машины LVT-3 «Бушмастер», все они переданы Морской пехоте. В отличие от
LVT-1 и LVT-2, признанных устаревшими по окончании Второй мировой войны, LVT-3
продолжили службу и после войны.
В частности, в 1947 г. Опытная инженерная станция ВМФ переоборудовала два LVT-3
для использования в арктических условиях. Машины получили полностью закрытое
обитаемое отделение, усиленную ходовую часть. Уширенная гусеница уменьшила
удельное давление на грунт с 0,6 кг/см2 (как у штатного LVT-3) до 0,43 кг/см2.
Тактико-технические характеристики плавающего транспортера LVT-3