LVT-4 - Бронетранспортер, плавающий (США) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
ДЕСАНТНЫЕ АМФИБИИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ. «Аллигаторы» США
- плавающие танки и бронетранспортеры / Семен Федосеев : Яуза : Эксмо, 2014. -
(Серия «Война и мы. Танковая коллекция»)
Плавающий транспортер LVT-4
Главный недостаток, изначально заложенный в конструкции и LVT-1, и LVT-2,
заключался в кормовом расположении моторного отделения, из-за чего личный состав
и грузы загружались в машину и разгружались через борта десантного отделения. В
десантном варианте это увеличивало время посадки и высадки, в грузовом -
ограничивало номенклатуру перевозимых грузов, тяжелые и габаритные грузы
приходилось загружать и выгружать с помощью крановой стрелы, импровизированных
пандусов и т. п. Удачным выходом из положения было перемещение моторного
отделения вперед и установка в корме откидной аппарели, которая позволила бы
загружать грузы прямо с грунта, закатывать в транспортер орудия, прицепы и т.
п., ускорила бы разгрузку и высадку десанта. Результатом такой перекомпоновки
стал опытный плавающий транспортер СТ-3, принятый на вооружение под обозначением
LVT-4 (Landing Vehicle Tracked, Mark 4; о машине, «перехватившей» третий номер,
но поступившей на вооружение позднее, будет сказано далее). Откидная аппарель в
целом завершила облик плавающего транспортера LVT.
Схема плавающего транспортера с размещением в бортовых спонсонах двух
двигателей, работающих на одну коробку передач. Из британского патента компании
«Фуд Мэшинери Корпорэйшн» 1945 г. (заявка подана в 1943 г.).
Плавающий танк LVT(A)-1 с башней от легкого М24.
LVT-4 создали на основе LVT-2, но с расположением моторного отделения
непосредственно за отделением управления. Стоит отметить, что в связи с
введением кормовой аппарели FMC предлагала и другие варианты компоновки: с
размещением в бортовых понтонах двух двигателей, работающих на одну коробку
передач, установленную в носовой части корпуса; с размещением двигателя и
трансмиссии между полом грузового отделения и днищем (это должно было не только
высвободить полезную длину машины, но и понизить ее центр масс), с тем же
размещением силовой установки и трансмиссии и со смещением закрытой рубки
управления к правому борту (что позволило бы размещать в корпусе длинномерные
грузы). Но столь радикальные изменения приняты не были, тем более что они
требовали выбора других двигателей.
Одна из схем, предложенных «Фуд Мэшинери Корпорэйшн» для плавающего транспортера
с увеличенным десантным отделением и откидной кормовой аппарелью - размещение
двигателя и агрегатов трансмиссии под полом десантного отделения. Из
американского патента Дж. Хайта от 1946 г. (заявка подана в 1943 г.).
Транспортер LVT-4 на плаву.
В крыше нового моторного отделения выполнили решетки-жалюзи. Десантное отделение
сместилось назад, его заднюю стенку сменила откидная аппарель, управляемая
ручной лебедкой. Аппарель представляла собой раму, сваренную из труб и обшитую
стальными листами. Разумеется, пришлось принимать меры для герметизации стыков
корпуса и аппарели. В результате аппарель с лебедкой прибавили машине более чем
тонну собственной массы. Зато машина могла нести в своем более просторном (за
счет устранения карданного вала) десантном отделении на 1135 кг (2500 фунтов)
больше груза, а возможная длина груза увеличилась на 0,6 м (около 2 футов). В
новой модели сохранились элементы конструкции корпуса, двигатель, агрегаты
трансмиссии, подвеска, гусеницы LVT-2. Органы управления механика-водителя
несколько улучшили.
При грузоподъемности до 4,0 т транспортер мог перевозить до 30 полностью
экипированных бойцов, а также легкие машины (например, джип «Виллис») или
полевые орудия. В десантном отделении можно было, например, разместить 105-мм
гаубицу М2А1 со снятыми колесами. С использованием специальной рампы гаубица в
собранном виде могла размещаться на корпусе сверху, опираясь разведенными
станинами на борта (ниже ее размещали боекомплект в ящиках) - для снятия с
транспортера достаточно было отцепить фиксирующие ее на корпусе растяжки и
скатить орудие назад. Хотя в реальных условиях этот прием не использовали - тем
более что при таком подъеме центра масс машина просто теряла остойчивость на
плаву.
Плавающий транспортер LVT-4 с частично откинутой кормовой аппарелью.
Плавающий транспортер LVT-4 Армии США движется вдоль реки. Обратим внимание на
коробчатые бронещиты установок 12,7-мм пулеметов.
Для облегчения загрузки машин и орудий с внутренней стороны аппарели имелись
ребристые дорожки. Рубка отделения управления имела два смотровых окна в лобовом
листе и смотровые лючки в скулах. По сравнению с LVT-2 стали выше борта машины,
что не только увеличило вместимость десантного отделения, но улучшило
остойчивость на плаву. LVT-4, как и LVT-2, снабжался помпами (насосами) для
откачки попавшей в корпус воды.
Появление откидной аппарели заставило изменить установку вооружения.
Непосредственно за задней стенкой моторного отделения смонтировали две
шкворневые установки 12,7-мм пулеметов М2НВ, у бортов десантного отделения -
установки 7,62-мм пулеметов М1919А4. Пулеметы могли устанавливаться с
бронещитами или без них. Вообще многие считали, что на небронированных
транспортерах бронещиты пулеметов играют скорее психологическую роль. Тем не
менее, войска старались использовать их, часто изготавливая щиты на месте.
Отсюда - разнообразие размеров и форм бронещитов, встречавшихся на машинах LVT.
Так, на пулеметных установках многих LVT-4 и LVT(A)-2 в последний год войны
можно увидеть щиты в форме полуконуса, изготовлявшиеся на ремонтных базах ВМФ.
Вид сзади на транспортер LVT-4 с откинутой аппарелью. Хорошо видны настил
аппарели, тросы управления ею, люки-лазы отделения управления.
Загрузка 105-мм гаубицы М101 (М2А1) в собранном виде на транспортер LVT-4 с
помощью рампы.
Размещение грузов снабжения в десантном (грузовом) отделении транспортера LVT-4.
Хорошо видны пулеметные установки.
Первый заказ на LVT-4, также именовавшиеся «Водяной буйвол», был размещен в
ноябре 1943 года. В войска они стал поступать в 1944 году. Более тяжелый и более
прочный, чем предшествующие модели, транспортер лучше преодолевал препятствия
при высадке, и в целом LVT-4 приобрел хорошую репутацию в войсках.
С транспортерами могли поставляться комплекты бронелистов, которые ставили на
машины в войсках по необходимости. Бронирование разработала комиссия
бронетанковых войск в Форт-Нокс. Поскольку броня должна была, прежде всего,
защитить транспортер при подходе к берегу, ограничились бронированием верхней,
надводной части отделения управления - листы толщиной 12,7 мм крепили на лобовую
часть, толщиной 6,35 мм - на борта и крышу рубки. Такую модификацию обозначили
LVT-4 (Armored Cab), т. е. «с бронированной рубкой». В лобовом листе
бронированной рубки перед местом механика-водителя выполнялся люк, крышку
которого можно было открыть для лучшего обзора (подобно LVT(A)-2), скулы были
сплошные. В крышках верхних люков рубки монтировались поворотные перископические
приборы наблюдения. Поначалу головки этих приборов прикрывались плексигласовыми
колпаками, но позже колпаки убрали. Масса LVT-4 (Armored Cab) возросла до 16,5
т, скорость хода на суше уменьшилась до 24 км/ч, на плаву - до 11 км/ч.
По заказам Армии и Морской пехоты выполнили модификацию LVT-4 с бронированием,
аналогичным LVT(A)-2. Она получила обозначение LVT(A)-3 - такое изменение
нумерации было связано с тем, что обозначение LVT(A)-4 к тому времени уже
получил плавающий танк с 75-мм гаубицей. Однако в серийное производство LVT(A)-3
не пошла.
Плавающий бронетранспортер LVT-4 (Armored Cab), вооруженный двумя 12,7-мм
пулеметами М2НВ и тремя 7,62-мм М1919А4 (на шкворневых установках и в шаровой
лобовой установке). Отметим, что носовая трубчатая балка использовалась для
слива воды водооткачивающим насосом.
Проекции плавающего бронетранспортера LVT-4 (Armored Cab) с бронещитами
пулеметных установок.
Позднее в бронерубке перед местом помощника механика-водителя установили пулемет
М1919А4 в шаровой опоре, а на машинах последних серий бронерубка имела установку
лобового пулемета и щели со смотровыми блоками для механика-водителя и его
помощника вместо смотрового люка механика-водителя. Кроме того, на машинах
последних серий не было перископического прибора механика-водителя.
LVT-4 выпускался компаниями FMC, «Грэхэм-Пэйдж Моторз», «Сент-Луис Кар Компани».
Всего выпущено 8351 (по другим данным - 8348) LVT-4 пятью производственными
сериями, что составило чуть менее половины всех выпущенных машин LVT, то есть
эта модель стала в семействе LVT наиболее многочисленной. Более 6000 LVT-4
получила Армия США, 1760 - Корпус морской пехоты, еще 500 передали по ленд-лизу
союзникам в ходе Второй мировой войны. После войны Армия передала свои LVT-4
Корпусу морской пехоты, также США передавали эти машины своим союзникам по
различным соглашениям.
Облегченная модификация плавающего транспортера LVT-4 1945 г. с использованием
тонких стальных листов и заменой ряда стальных деталей алюминиевыми. Хорошо
видны также изменения в конструкции гусениц, решетка радиатора над двигателем.
Плавающий транспортер LVT-4 с приспособлением для укладки гибкого дорожного
покрытия.
Загрузка 105-мм гаубицы М101 (М2А1) в десантное (грузовое) отделение плавающего
бронетранспортера LVT-4 (Armored Cab). Для размещения гаубицы пришлось снять ее
колеса.
LVT-4 впервые применили в июне-июле 1944 года при высадке на островах Сайпан и
Тиниан. В 1944-1945 гг. их использовали как на Тихоокеанском ТВД, так и в Италии
и Северо-Западной Европе. На суше морские пехотинцы использовали свои
транспортеры не только для перевозки грузов, но в качестве импровизированных
самоходных минометов - расчеты 60-мм и 81-мм минометов вели огонь прямо с пола
грузового отделения. В войсках иногда усиливали пол грузового отделения, что
позволяло вести огонь также из 107-мм минометов и даже из 105-мм полевой гаубицы
М2 - на уменьшенном заряде, разумеется.
Любопытным «инженерным» вариантом бронированного транспортера LVT-4 был опытный
мостоукладчик. На рампу, смонтированную над корпусом, укладывался колейный мост.
После подхода к препятствию мост с помощью лебедки и блока скатывался с рампы и
укладывался впереди машины. Речь явно шла о работе машины уже после продвижения
десанта от берега в глубь суши.
В 1945 г. американцы разработали облегченную модификацию LVT-4, лишенную
вооружения, с использованием более тонких металлических пластин и заменой части
стальных элементов конструкции алюминиевыми. Несколько видоизменен W-образный
профиль гребков гусениц, чтобы сделать их прочнее. Эта модификация создавалась
только в качестве грузовой и могла нести на 2 тонны больше груза, нежели
стандартный LVT-4. Данных о ее применении не встречается.
Тактико-технические характеристики плавающего транспортера LVT-4