LVT(A)-2 - Бронетранспортер, плавающий (США) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
ДЕСАНТНЫЕ АМФИБИИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ. «Аллигаторы» США
- плавающие танки и бронетранспортеры / Семен Федосеев : Яуза : Эксмо, 2014. -
(Серия «Война и мы. Танковая коллекция»)
Плавающий бронетранспортер LVT(A)-2
Еще при подготовке высадки на Тараву в конце 1943 года в войсках производили
кустарное частичное бронирование транспортеров LVT-1 и LVT-2, крепя болтами на
рубку управления бронелисты толщиной 6,35 мм или листы котельного железа
толщиной 9,5 мм. После больших потерь на Тараве Армия США потребовала ускорить
создание бронированного плавающего транспортера, работы над которым велись еще с
1942 года. Предполагалось, что машина будет действовать в составе передового
(«штурмового») эшелона десанта вместе с плавающими танками, причем не только
доставит личный состав и грузы на обороняемый противником берег, но и позволит
десантникам перед спешиванием продвинуться в глубь территории и тем самым
быстрее и с меньшими потерями расширить захваченные плацдармы.
57) Плавающий бронетранспортер LVT(A)-2 без вооружения.
Поскольку в это же время велись работы над небронированным LVT-2 и плавающим
танком LVT(A)-1, элементы бронирования LVT(A)-1 ввели в конструкцию LVT-2. Так
появился плавающий бронетранспортер LVT(A)-2 (Landing Vehicle, Tracked (Armored),
Mark 2). Точнее, бронировались только верхняя часть корпуса и борта понтонов
машины. Здесь при изготовлении корпуса вместо мягкой стали ставили листы катаной
стальной брони толщиной 12,7 мм (0,5 дюйма) в носовой части корпуса и 6,35 мм
(0,25 дюйма) на бортах рубки, в кормовой части и на бортах понтонов.
Внешне LVT(A)-2 походил на небронированный прототип (и даже нес одинаковое с ним
прозвище «Водяной буйвол»), хотя имел ряд характерных отличий - прежде всего в
рубке. В лобовом бронелисте рубки оставили один смотровой люк перед местом
механика-водителя, прикрываемый откидной бронекрышкой, а в крыше рубки выполнили
два люка с откидными крышками, в которых смонтировали поворотные перископические
смотровые приборы.
58) Установка плавающих транспортеров LVT-2 на палубе десантного корабля.
59) Плавающий бронетранспортер LVT(A)-2 с 12,7-мм пулеметом М2НВ и 7,62-мм
М191А4 на подвижных установках М35.
Смотровые люки в бортах рубки исчезли. Бронелистом прикрыли и крышу моторного
отделения. Главным внутренним отличием, опять же связанным с повышением
защищенности, стали самозатягивающиеся топливные баки. На машинах поздних
выпусков решетка радиатора силового отделения прикрывалась кожухами для лучшей
защиты двигателя от заливания водой. Бронирование увеличило общую массу машины
чуть более, чем на тонну, и примерно на 20 % - до 2,25 т - уменьшило
грузоподъемность. Видимо, чтобы как-то скомпенсировать увеличение собственной
массы машины, на изготовление небронированных частей корпуса шла сталь
уменьшенной толщины. Десантное (грузовое) отделение оставляли открытым сверху, в
нем могли разместиться 18 полностью экипированных солдат. Состав и установка
вооружения остались теми же, что и на LVT-2.
Организацию серийного производства LVT(A)-2 начали в 1943 г., и оно продолжалось
в течение 1944 года. Всего построено 450 машин, из них 250 передали Корпусу
морской пехоты, 200 - Армии США, которая отдала явное предпочтение
бронированному варианту транспортера. Правда, после испытания бронированного
варианта LVT-2 в Танковой школе в Форт-Нокс, члены комиссии бронетанковых войск
заявили, что «…в представленном виде эта машина не пригодна для боевых условий».
То же самое, кстати, Комитет по транспортным средствам и танкам говорил об
«Аллигаторе» Роблинга в 1938 году - «танкисты» не хотели признавать машину с
неудовлетворительными, с их точки зрения, защитой и ходовой частью. При том, что
к моменту выдачи их заключения по LVT-2 и Армия, и Морская пехота США уже
применяли эти машины. Армия дала этой машине собственное обозначение «плавающий
трактор Т35», но, в конце концов, повсеместно использовалось «флотское»
обозначение LVT(A)-2.
Иногда бронирование LVT(A)-2 усиливали дополнительно уже в войсках - например,
на Иводзиме в феврале 1945 года действовали LVT(A)-2 Морской пехоты с
дополнительными бронелистами на бортовых понтонах.
60) Плавающий бронетранспортер LVT(A)-2, вооруженный 12,7-мм пулеметами М2НВ и
7,62-мм М1919А4. Бронетранспортер несет «армейские» обозначения.
«Обычный» LVT-2 также получил бронирование. После высадки на Тараве вместе с
новыми транспортерами в войска начали направлять наборы бронелистов, которые уже
на месте наваривали на корпуса машин, предназначенных для передового эшелона
десанта. Комплект включал листы стальной брони толщиной 12,7 и 6,35 мм - первые
наваривались на рубку и носовую часть корпуса, вторые - на борта понтонов. А с
марта 1944 г. для защиты вновь произведенных LVT-2 машины хотя бы в лобовой
части бронировали уже на заводе. До прекращения производства LVT-2 в таком
варианте выполнили около 1000 машин. В их обозначении, однако, индекса «(А)» не
появилось. Так что количество применявшихся частично бронированных плавающих
транспортеров значительно превышало количество бронетранспортеров заводского
изготовления, но установить точные цифры вряд ли возможно, как иногда трудно
внешне отличить «штатные» LVT(A)-2 от LVT-2, бронированных в войсках.
На базе LVT(A)-2 была изготовлена ремонтноэвакуационная машина, оснащенная
неподвижной бронированной надстройкой, А-образной крановой стрелой (в носовой
части корпуса), лебедкой. Машина могла сохранять пулеметное вооружение. Эта
машина получила обозначение LVT(A)-2(R) «Ретривер»[8][Retriever означает не
только породу охотничьей собаки, но и подъемный кран-штабелер, и эвакуационный
тягач.].
Тактико-технические характеристики плавающего бронетранспортера LVT(A)-2