M29 - Бронетранспортер (США) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
ДЕСАНТНЫЕ АМФИБИИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ. «Аллигаторы» США
- плавающие танки и бронетранспортеры / Семен Федосеев : Яуза : Эксмо, 2014. -
(Серия «Война и мы. Танковая коллекция»)
Легкие гусеничные транспортеры М29 и М29С «Визель»
Легкие транспортеры «Визель» тем более интересны для нашей темы, что нередко они
применялись вместе с машинами LVT.
В отличие от LVT этот легкий транспортер появился в прямой связи с военными
потребностями Второй мировой войны. Первоначальные успехи Японии на Тихом океане
заставили американцев всерьез беспокоиться за безопасность Аляски и в начале
1942 года озаботиться созданием вездеходной машины, которая обеспечила бы
войскам мобильность на труднопроходимых ландшафтах этого региона. В это же время
интерес к такой машине проявили и британцы, предполагавшие использовать легкие
снегоболотоходы в ходе планируемых рейдов групп специального назначения против
германских войск в Норвегии. Энергичный британский журналист и изобретатель
Джеффри Пайк убеждал различных представителей командования использовать для
этого гусеничные «мотосани». 17 мая 1942 г. состоялось совещание с участием
представителей американского Объединенного комитета начальников штабов,
британского Генерального штаба и фирмы «Студебекер», на котором выработали
тактико-технические требования к новой машине.
Легкий не плавающий транспортер (снегоболотоход) М28. Фото из прессы 1940-х
годов.
Схема компоновки легкого плавающего транспортера М29С «Визель». Показана
установка рулей в рабочем и поднятом (для движения по суше) положении.
Легкий транспортер М29 «Визель» на раскисшей дороге в Европе.
Опытная машина (упоминается под индексом Т15) была готова уже через 38 дней и
прошла испытания. Тревога американцев за Аляску усилилась с захватом японцами
Алеутских островов в июне 1942 года. Едва появившейся машине поспешили присвоить
официальное обозначение М28 и имя «Визель» (Weasel, «ласка»).
Машина имела коробчатый корпус с передним расположением двигателя, закрытую
кабину, отдельное грузовое отделение, гусеничную ходовую часть с блокированной
подвеской, включавшей на один борт четыре опорных катка небольшого диаметра,
подвешенных к корпусу на полуэллиптических листовых пружинах.
Испытания показали возможность уверенного движения по болотистой местности и
придания машине плавучести. Однако представители военного министерства выдвинули
ряд требований: увеличение живучести агрегатов, уменьшение потерь мощности в
движителе, улучшение охлаждения, увеличение грузового отделения,
совершенствование подвески, увеличение площади опорной поверхности гусеницы и
улучшение ее сцепления с грунтом, возможность преодолевать крутые подъемы. В
результате появилась усовершенствованная опытная модель Т24, принятая под
обозначением М29 «Визель» и пошедшая в серийное производство в июне 1943 года.
Вскоре появилась плавающая модификация М29С, поначалу названная «Арк», но в
результате сохранившая все то же имя «Визель».
М29С «Визель» преодолевает глубокую грязь. Обратим внимание на поднятые рули и
волноотбойный щит.
Американский легкий транспортер М29 «Визель» в Германии.
Простая конструкция и использование автомобильных агрегатов позволили фирме «Студебекер»
выпустить до июля 1945 г., по одним данным, чуть менее 15 000 машин «Визель», по
другим - 15 124 (включая модель М28). В основном это были машины модификации
М29С. Так, за 1944 г. построено 4201 машина М29С, за 1945-й - 6446.
М29 имела коробчатый открытый сверху корпус с широкими над-гусеничными нишами.
Двигатель устанавливался в передней части корпуса. Место водителя размещалось
впереди слева. Сзади размещались три солдата в полной экипировке на отдельных
сиденьях либо укладывался груз. Машина имела откидывающееся вперед лобовое
стекло (со стеклоочистителем перед местом водителя) и съемный брезентовый тент
на скобах.
Карбюраторный 6-цилиндровый двигатель, взятый от популярного малолитражного
автомобиля «Студебекер Чэмпион», развивал мощность 65 л.с. при частоте вращения
коленвала 3600 об./мин. Механическая трансмиссия «Уорнер» T84J обеспечивала 3
скорости хода вперед, 1 назад, механизмом поворота служил дифференциал. Вращение
от двигателя передавалось на коробку передач через карданный вал, проходящий по
оси корпуса.
Ходовая часть М29 включала 8 сдвоенных обрезиненных опорных катков,
сблокированных попарно на качающихся балансирах, каждая тележка подвешивалась на
поперечном рычаге и листовой рессоре. Верхняя ветвь гусеницы проходила по двум
поддерживающим роликам и имела наклон вперед. Ведущее колесо - заднего
расположения, приподнято над грунтом больше, чем направляющее. Гусеница -
бесшарнирная, ленточная, гребневого зацепления, с развитыми грунтозацепами на
стальных «башмаках»-поперечинах. На машинах первых серий гусеница имела ширину
380 мм, но после машины с серийным номером 2103 (т. е. где-то с февраля 1944
года) ставились гусеницы шириной 508 мм. При длине опорной поверхности 1,98 м
это обеспечивало удельное давление на грунт всего 0,15 кг/см2 при узком траке и
0,134 кг/см2 при широком - даже при полной загрузке - т. е. много меньше, чем
удельное давление стопы пехотинца. Машины вполне отвечали требованиям
снегоболотоходов. Радиус поворота составлял 3,7 м.
Комплект обеспечения плавучести для М29С «Визель» напоминал японский плавающий
танк «Ка-ми» - в носовой и кормовой части корпуса крепились съемные жесткие
понтоны, повышавшие запас плавучести машины, ее остойчивость и придававшие
корпусу обводы по типу корабельных (выше мы видели, что еще в 1924 г. подобную
схему, правда, в более сложном варианте, предлагал советский изобретатель Н.С.
Ветчинкин). Движение на плаву осуществлялось за счет перемотки гусениц, причем
верхняя ветвь гусеницы закрывалась гидродинамическим кожухом. Для управления на
плаву в корме монтировались два подъемных руля (подъем рулей выполнялся для
облегчения выхода на берег и движения по суше). Впереди имелся подъемный
волноотбойный щиток.
Рекламная листовка фирмы «Студебекер» от 1944 г. с изображением М29С «Визель» в
действии.
Выгрузка легких плавающих транспортеров М29С «Визель» («краб») 1-го иностранного
кавалерийского амфибийного полка с десантного корабля. Вьетнам, 1950 г. Обратим
внимание на поднятые рули и откинутые вверх фартуки гусениц.
Легкий плавающий транспортер М29С «Визель» мог перевозиться в кузове обычного
трехосного грузовика. Здесь показана выгрузка транспортера 1-го иностранного
кавалерийского амфибийного полка. Вьетнам. 1951 г.
Легкий плавающий транспортер М29С «Визель» с огнеметной аппаратурой «Уосп» Mk II.
Легкий транспортер Т24 из состава 10-й горной дивизии США буксирует сани с
автомобильными запчастями.
Управление движением на суше водитель осуществлял с помощью рычагов, на плаву -
с помощью румпеля, связанного с рулями. Управление рычагами было настолько
просто, что водитель мог осуществлять его с помощью пары тросов, двигаясь позади
машины (что соответствовало идее Дж. Пайка «мотобуксира для лыжника», но было не
слишком практично).
Британцы от планов использования вездехода в Норвегии скоро отказались. Да и на
Аляске «Визель» решал вполне мирные задачи. Зато в ходе боевых действий
1944-1945 годов в Европе и на островах Тихого океана их активно использовали для
подвоза боеприпасов и других грузов снабжения по труднопроходимой местности.
Впервые в заметном количестве «Визели» появляются на Иводзиме в феврале 1945
года. Небольшие подвижные вездеходы грузоподъемностью 700-900 кг, проходившие
даже по болоту, заслужили признание войск. Их использовали также в качестве
тягачей полевых орудий и санитарно-эвакуационных машин.
М29С «Визель» нашли применение и в разведывательных дозорах - например, в апреле
1945 года разведка 63-й пехотной дивизии использовала М29С совместно с
бронемашинами М20 у реки Кохер в Германии. Во время поспешного отступления
союзников в Арденнах «Визели» проделали немалую работу по эвакуации раненых в
сложных погодных условиях. ВВС использовали М29С «Визель» для поиска и спасения
экипажей самолетов. «Визели» пытались использовать и в качестве носителей
тяжелого вооружения - например, 75-мм безоткатного орудия. Известно фото машины
М29С с открытой установкой огнеметной аппаратуры «Уосп» Mk II. В литературе М29
и М29С иногда упоминаются как «бронированные». В принципе, частичное
бронирование в виде съемных бронелистов было вполне возможно, но в чисто
«сухопутном» варианте.
После войны часть М29 и М29С «Визель» передали союзникам США - в частности, их
использовали французские войска в Индокитае (под прозвищем «Крабы»). «Визель»,
переданные скандинавским странам, долгое время использовались там как
гражданские. В самих США «Визель» продолжали «военную службу» до 1960-х годов,
после чего их также ждала не менее долгая гражданская служба в различных
регионах.
Легкий плавающий транспортер М29С «Визель» французского 1 - го иностранного
кавалерийского амфибийного полка с пулеметом М191А4 и радиостанцией SCR-510.
Тактико-технические характеристики плавающего транспортера М29С «Визель»
Масса машины - 1,8 т (без груза).
Экипаж - 1 чел.
Десант - 3 чел.
Грузоподъемность - 390 кг.
Длина - 3,2 (4,79 в плавающем варианте) м.
Ширина - 1,68 м.
Высота - 1,3 (по корпусу) 1,82 (по крыше тента) м.
Клиренс - 0,28 м.
Двигатель:
- марка - «Студебекер Чэмпион» 6-170.
- тип - карбюраторный 6-цилиндровый, жидкостного охлаждения.
- мощность - 65 л.с.
Скорость хода:
- по суше - 58,6 км/ч.
- на плаву - 6,4 км/ч Запас хода по суше - 280 км.
Удельное давление на грунт - 0,134 кг/см2.