Combat Car M1 - Легкий танк (США)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

М. Барятинский

Бронетанковая техника США 1939-1945 гг.

1-е фото

Бронетанковая техника Соединенных Штатов Америки 1939-1945 гг.

2-е фото
«Шерман» М4. Самый удачный средний танк США

История создания танковых войск армии США ведет свое начало с времен Первой мировой войны. 26 января 1918 г. началось формирование американского Танкового корпуса, организационно состоявшего из двух частей: танкового корпуса в составе Американских экспедиционных сил в Европе и так называемой Танковой службы Национальной армии (Tank Service National Army), вскоре переименованной в корпус. Таким образом, в 1918 г. США располагали двумя танковыми корпусами - один дислоцировался во Франции и Великобритании, другой - на территории США. На их вооружение поступали французские легкие танки FT-17 и тяжёлые английские Mk V.

Боевой дебют состоялся 12 сентября 1918 г. у Сен-Мишеля - местечка к югу от Вердена. 344-м и 345-м танковыми батальонами командовал в этом бою подполковник Дж.Паттон. Любопытно отметить, что у колыбели американских танковых войск стоял еще один, в будущем ставший знаменитым военачальником: полковник Д.Эйзенхауэр возглавлял учебный танковый центр Camp Colt в Пенсильвании.

До конца Первой мировой войны американская армия получила 514 FT-17 и 47 Mk V, что для того времени было немало. На этом фоне куда более впечатляюще выглядели собственные планы танкового производства США. Намечалось выпустить, например, тысячу тяжелых танков Mk VIII, спроектированных в Англии, и 4440 «6-тонных танков французского FT-17». Реальные цифры выглядели скромнее: 100 единиц первых и 950 - вторых. Именно эти боевые машины составляли основу танкового парка армии США и корпуса морской пехоты в 1920-е гг.

В отличие от британского американские танковые корпуса после окончания войны просуществовали недолго - в 1920 г. их расформировали. В дальнейшем в течение 20 лет никаких крупных танковых соединений в армии США не существовало.

К 1940 г. были сформированы лишь так называемая Временная танковая бригада (Provisional Tank Brigade) и 7-я механизированная кавалерийская бригада. Темпам формирования танковых соединений вполне соответствовали и темпы производства: в 1936 г. - 19 легких танков, в 1937-м - 154 легких, в 1938-м - 18 средних и 74 легких. Подобное легкомысленное отношение к танкам на первый взгляд кажется странным для такой высокоразвитой в экономическом отношении и богатой державы, как США. Однако оно вполне объяснимо. Страна была отделена от всех опасностей океанами и основные средства выделяла на содержание и совершенствование военно-морского флота, способного предотвратить любое вторжение. Воевать же за пределами американского континента США ни с кем не собирались - в те годы они еще не претендовали на роль мирового лидера. Для обеспечения же собственных интересов в Центральной Америке в 1930-е гг. вполне хватало наличных сил корпуса морской пехоты и совсем незначительного числа устаревших танков. В результате к началу Второй мировой войны США располагали парком боевых машин едва ли не меньшим, чем Польша.

К чести американцев, они очень быстро сделали выводы из успехов германских танковых соединений в Польше и Франции. 10 июля 1940 г. началось создание бронетанковых войск армии США - Armored Force, во главе с генералом А.Чаффи (английское слово «armoured» - броневой, бронетанковый - в американском варианте языка пишется «armored»). Спустя пять дней на базе существовавших танковых и механизированных частей приступили к формированию 1-й и 2-й танковых дивизий Armored Division). В состав каждой входили два полка легких танков и один - средних, разведывательный батальон (Reconnaissance Armored Battalion), мотопехотный батальон (Infantry Armored Battalion), артиллерийский (Field Artillery Batalion Armored) и инженерный (Engineer Battalion Armored) батальоны. Формирование дивизий завершили к лету 1941 г. В каждой из них насчитывалось свыше 24 тыс. человек личного состава, 375 танков, 42 75-мм самоходных орудия, 54 самоходные гаубицы, 126 самоходных противотанковых орудий. Такая дивизия была громоздкой и трудно управляемой.

1 марта 1942 г. началась первая реорганизация американских танковых дивизий. Число полков уменьшилось до двух, изменилось соотношение между легкими и средними танками: средних стало вдвое больше. Реорганизовали и дивизионную артиллерию - теперь в состав дивизии входили три артиллерийских полка, по два батальона в каждом. Особенностью американских танковых дивизий стало наличие в них штабов двух боевых групп (Combat Command), именовавшихся в обиходе ССА и ССВ.

1942 г. ознаменовался полной ликвидацией кавалерийских частей армии США. На их основе сформировали 27 механизированных эскадронов. Кроме того, создали 12 танковых дивизий, последние две - в 1943 г. Тогда же провели и заключительную за время Второй мировой войны реорганизацию, в ходе которой упразднили полковое звено управления. Дивизия теперь состояла из трех танковых и трех мотопехотных батальонов, трех батальонов 105-мм самоходных гаубиц, самоходного противотанкового батальона (Armored Tank Destroyer Battalion), кавалерийского разведывательного эскадрона (Cavalry Recon Squadron), саперного батальона и других подразделений. Всего в дивизии насчитывалось 10 998 человек, 269 танков (из них 220 средних), 54 105-мм гаубицы. В составе дивизии появился штаб третьей - резервной боевой группы. Подобная организация сохранилась в американских танковых дивизиях до конца войны (за исключением 2-й и 3-й танковых дивизий, сохранивших полковую структуру).

В 1941 г. из 18 танковых рот Национальной гвардии были сформированы первые четыре отдельных танковых батальона, предназначавшихся для непосредственной поддержки пехоты. В каждом насчитывалось 72 танка. К концу войны в армии США имелось 65 таких батальонов, еще 29 находились в стадии формирования. Все они придавались пехотным дивизиям. Еще 52 отдельных батальона входили в состав танковых дивизий.

Противотанковая самоходная артиллерия была объединена в 68 противотанковых батальонов по 54 самоходные пушки в каждом. Эти батальоны придавались танковым и пехотным дивизиям.

Для осуществления морских десантных операций сформировали 10 отдельных батальонов плавающих танков (Armored Amphibious Tractor Battalion), a для воздушно-десантных - один авиадесантный танковый батальон и несколько авиадесантных танковых рот.

Основным направлением в развитии организационной структуры бронетанковых войск являлось увеличение количества дивизий, введение в их состав САУ, насыщение боевой техникой и вооружением. Надо сказать, что в этом американцы преуспели. Вместе с тем отсутствие объединений и крупных соединений в бронетанковых войсках, особенно в период ведения боевых действий в Европе, громоздкость организационной структуры, дробление танкового парка по многочисленным частям и наличие большого числа подразделений обеспечения снижали их боевые возможности.

В начале Второй мировой в армии США преобладали французские взгляды на применение танков, но довольно быстро их вытеснили германские. Однако последние не были в должной мере изучены. Опыт боевых действий в Северной Африке, Италии и Западной Европе свидетельствует о том, что танковые дивизии в большинстве случаев использовались рассредоточенно и распределялись по армейским корпусам, что снижало их боевые возможности. Так, например, при наступлении 1-й американской армии на линию Зигфрида в сентябре 1944 г. три ее танковые дивизии, действуя на разобщенных направлениях, прорвали оборону противника, но контрударами почти везде были отброшены. В тех случаях, когда американцы применяли свои танковые соединения массированно, как, скажем, в июле 1944 г. в Нормандии, где в составе 7-го и 8-го армейских корпусов действовало по две дивизии, они добивались серьезных успехов.

В большинстве случаев танковые дивизии использовались во втором эшелоне. Они вводились в бой с целью завершения прорыва тактической зоны обороны противника. Дивизия наступала, как правило, имея в первом эшелоне две боевые группы, а во втором - одну. Если сопротивление противника было слабым, то все три группы могли действовать в первом эшелоне. Каждая боевая группа состояла из 1-2 танковых и 1-2 мотопехотных батальонов, усиленных артиллерией и саперами. Плотность танков достигала 100 машин на 1 км фронта.

Основную задачу по подавлению противника выполняла авиация, взаимодействие с которой часто нарушалось, что заметно снижало темпы наступления.

Отдельные танковые и самоходные противотанковые батальоны использовались для усиления пехотных дивизий. Батальон наступал на фронте 700-1400 м и более, а плотность танков поддержки пехоты составляла 12-24 машины на 1 км фронта и более.

Применялись танки и в морских десантных операциях, в проведении которых американцами был накоплен богатый опыт. Так, при высадке в Нормандии танковые дивизии находились во втором эшелоне, а в состав каждой пехотной дивизии, действовавшей в первом эшелоне, входили отдельные танковые и противотанковые батальоны, а также подразделения плавающих танков и транспортеров.

Американские войска получили и некоторый опыт использования танковых частей в обороне, когда они находились во втором эшелоне и предназначались для нанесения контрударов. В отдельных случаях танки вели сдерживающие бои, прикрывая пехотные части при занятии ими обороны. В ходе отражения немецкого наступления в Арденнах в декабре 1944 г. танковые дивизии переходили к обороне на поспешно занимаемых рубежах и участвовали в контратаках и контрударах, однако, действуя в ряде случаев в разобщенной группировке, несли большие потери и не выполняли поставленных перед ними задач.

На Тихоокеанском театре, в силу его специфичности, танки применялись только в составе батальонов, действуя мелкими группами в боевых порядках пехотных подразделений. Случаи столкновения с японскими танками были довольно редкими и, как правило, заканчивались не в пользу последних. В основном же в ходе боев на островах танки применялись для уничтожения долговременных огневых точек японцев.

В целом, для бронетанковых войск армии США в годы Второй мировой войны были характерны боевые действия в условиях подавляющего превосходства над противником в живой силе и боевой технике. Добиться этого американцы смогли, с одной стороны, в результате практически полного неучастия своих сухопутных войск вплоть до 1943 г. в крупных боевых операциях, а с другой - в результате неподверженности своей территории воздействию противника.

Начав фактически с нуля в 1940 г., когда единственным изготовителем танков в США был арсенал Рок Айленд, американцы сумели всего за два года создать мощную танковую индустрию. При этом к выпуску бронетанковой техники привлекались несколько десятков предприятий и фирм автомобильной, паровозостроительной и металлургической промышленности. За время Второй мировой войны в США изготовили 103 674 танка и самоходно-артиллерийских установок, 37 076 бронеавтомобилей и броневых разведывательных машин, 67 706 бронетранспортеров и различных боевых машин на их базе, 18 621 плавающий танк и транспортер. Таким образом, в 1939-1945 гг. в США произвели более 227 тыс. бронированных объектов - в 2,5 раза больше, чем в Германии. При этом следует учитывать, что около 80 тыс. боевых машин было передано союзникам США по антигитлеровской коалиции в рамках программы ленд-лиза.

Столь значительный объем производства бронетанковой техники позволил в короткие сроки не только сформировать 16 полноценных танковых дивизий, но и насытить бронированными машинами пехотные соединения, обеспечив значительное количественное превосходство над противником. На достаточно высоком уровне находилось и качество американской бронетанковой техники. Оно обеспечивалось, главным образом, совершенной технологией и высокой культурой производства. В ходе всей войны квалифицированные рабочие оборонных предприятий в армию не призывались.

Неплохим был и уровень боевой подготовки личного состава бронетанковых войск. До 1943 г., а для большинства соединений до лета 1944-го, хватило времени для обучения. Однако в начальной фазе боевых действий в Европе у американских танкистов, как у рядовых, так и у офицеров, сказывалось отсутствие боевого опыта, приводившее подчас к неоправданно высоким потерям.

Обозначение американской бронетехники

Система обозначений, принятая в американской армии во время Второй мировой войны (и практически не изменившаяся до сих пор), была на первый взгляд довольно простой. Все официально принятые на вооружение (или стандартизированные, как это принято называть в США) образцы получали буквенный индекс М, за которым следовали цифры и буквы, обозначавшие модификацию, вариант исполнения и т.д. При этом буквой А обозначалась стандартизированная модификация, а буквой Е - нестандартизированная, ограниченно стандартизированная или прототип. У серийных вариантов буква Е в индексе, как правило, отсутствовала. Впрочем, существовали и исключения из правил, например, танк М4АЗЕ2 - штурмовой вариант танка М4АЗ, изготовленный специально для высадки в Нормандии. В отдельных случаях на вооружении армии состояли машины, имевшие индекс Т, которым обозначались опытные образцы, как, например, самоходные артустановки Т30, Т19 или Т28 на шасси полугусеничных бронетранспортеров. С другой стороны, бронеавтомобиль М6, будучи стандартизированным и серийно выпускавшимся, никогда на вооружении армии США не состоял.

Широко применявшиеся одинаковые индексы различных образцов вооружения вносили такую путаницу, что порой непонятно, как в ней разбирались сами американцы. Скажем, обозначение М3 имели легкий танк, средний танк, полугусеничный бронетранспортер, 75-мм танковая пушка, 90-мм танковая пушка, 75-мм гаубица, 37-мм противотанковая пушка, 11,43-мм пистолет-пулемет - и так почти до бесконечности. Не случайно в Красной Армии американские легкий и средний танки, имевшие одинаковые индексы, обозначали М3л и М3с. Впрочем, идеальной системы обозначений не было ни у кого.

Не способствовал ясности и тот факт, что часть калибров артиллерийских орудий измерялась в миллиметрах, а часть в дюймах.

Что касается массы, размеров, расстояний и т. п., то измерялись они соответственно в фунтах, футах, дюймах и милях, но в справочнике приводятся в более привычной нашему читателю метрической системе. Отсюда и некоторые «некруглые» размеры, например, клиренса - 406 или 432 мм, толщины брони - 25,4 или 12,7 мм. В дюймовой системе все эти значения соответствуют «удобным» числам - 16, 17, 1 и 0,5 дюйма. В ряде случаев даются округленные значения, в зависимости от того, какие источники информации использовались.

Легкие танки

Combat Car М1/М2

3-е фото
Танк М1. Боевая машина для кавалерии

Первый серийный американский легкий танк, выпускавшийся после 1918 г. По вооружению занимал промежуточное положение между своими «современниками» - немецкими танками Pz.I и Pz.II, но уступал им по броневой защите. Создавался в рамках концепции «боевой машины» для кавалерии и по тактико-техническим требованиям, разработанным ее командованием. С 1935 по 1937 г. заводом Rock Island Arsenal изготовлено 148 единиц.

М1 - корпус и башня смешанной клепано-сварной конструкции. Вооружение установлено во вращающейся башне и лобовом листе корпуса. Танки поздних выпусков имели не закругленную, а граненую кормовую часть. Изготовлено 90 единиц, из них три - с дизелем Guiberson.

М1А1 - башня с граненой кормовой частью. Усовершенствованная коробка передач. Направляющее колесо сдвинуто назад на 280 мм. Изготовлено 24 единицы, из них семь - с дизелем Guiberson.

М1А2 - модернизированные М1 ранних выпусков. Установлена граненая башня. На всех танках в смотровых окнах смонтированы перископические приборы наблюдения.

М2 - конструктивно подобен танку М1А1. Изменена ходовая часть - направляющее колесо большого диаметра опущено на грунт, введены три поддерживающих ролика. Двигатель - дизель Т-1020 Guiberson. Изготовлено 34 единицы.

4-е фото
М1А1

С 1938 г. «боевые машины» М1 и М1А1 состояли на вооружении 1-го и 13-го механизированных кавалерийских полков, а также 7-й механизированной кавалерийской бригады. Что касается танков М2, то мобилизационный план предусматривал производство 292 машин этого типа для кавалерийских частей.

10 июля 1940 г. были созданы бронетанковые войска армии США. Одновременно отменили деление танков на кавалерийские и пехотные. Приказом от 22 июля 1940 г. боевые машины М2 были переименованы в легкие танки М1А1, а модернизированные М1А2 - в легкие танки М1А2. И те, и другие оставались на вооружении вплоть до конца 1942 года и использовались в качестве учебных.

Тактико-технические характеристики боевой машины М1
БОЕВАЯ МАССА, т: 8,799.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 4143, ширина - 2504, высота - 2364, клиренс - 368.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемет М2 клб. 12,7 мм, 3 пулемета М1919А4 клб. 7,62 мм (1 зенитный).
БОЕКОМПЛЕКТ: 1500 патронов калибра 12,7 мм, 2380 патронов калибра 7,62 мм.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 15,8, борт и корма - 6,4, башня - 4...15,8.
ДВИГАТЕЛЬ: Continental W670-7, 7-цилиндровый карбюраторный звездообразный воздушного охлаждения; мощность 250 л.с. (184 кВт) при 2400 об/мин, рабочий объем 9832 см3.
ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения, карданный вал, пятискоростная синхронизированная коробка передач, дифференциал, бортовые передачи, ленточные тормоза.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре обрезиненных опорных катка на борт, сблокированных попарно в две тележки, два поддерживающих катка, направляющее колесо, ведущее колесо переднего расположения с двумя съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное); подвеска на вертикальных буферных пружинах; в каждой гусенице 66 траков шириной 292 мм, шаг трака - 140 мм.
МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, км/ч: 72.
ЗАПАС ХОДА, км: 209.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 26, высота стенки, м - 0,61, глубина брода, м - 1,32.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция SCR-209.

Бронеколлекция, №1, 2009, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника США (1939-1945)