General Stuart - Легкий танк (США) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
M3/М5 Light Tank General Stuart
Самый массовый и наиболее известный легкий танк периода второй мировой войны.
Представлял собой прямое развитие легкого танка М2А4. Разрабатывался и
производился фирмами American Саг and Foundry и Cadillac Car Division (филиал
фирмы General Motors). С 1941 по 1944 год изготовлено 22 743 единицы.
Серийные модификации:
М3 - первый вариант с клепаными корпусом и башней. В процессе производства башня
стала сварной, форму ее изменили - многогранную на подковообразную. Машины
поздних выпусков имели частично сварной корпус. Боевая масса - 12,43 т.
Габариты: 4531x2235x2515 мм. Часть машин оснащалась стабилизатором наведения
пушки в вертикальной плоскости и дизелем Culberson Т-1020-4 (мощность - 210
л.с.). Изготовлено - 5811 единиц.
M3А1 - ликвидирована командирская башенка и пулеметы в бортовых спонсонах.
Корпус, ходовая часть и двигатель - без изменений. Изготовлено - 4621 единица.
M3A3 - полностью сварной корпус новой формы со скошенными скулами. Башня с
развитой кормовой нишей, в которой размещена радиостанция. Вооружение, двигатель
и ходовая часть - такие же, как у M3А1. Изготовлено - 3427 единиц.
М5 - силовая установка из двух карбюраторных 8-цилиндровых двигателей Cadillac
Series 42 V8 суммарной мощностью 220 л.с. и автоматическая коробка передач
Cadillac Hydra-Matic. Новый полностью сварной корпус с лобовой броней 63 мм.
Башня и ходовая часть - как у M3А1. Изготовлено - 2074 единицы.
М5А1 - М5 с башней от M3A3. Введено броневое прикрытие установки зенитного
пулемета. Боевая масса - 15,39 т. Габариты: 4602x2150x2161 мм. Запас хода - 161
км. Изготовлено - 6810 единиц.
M3А1
Боевое крещение «Стюарты» получили в ноябре 1941 года в Северной Африке в
составе 8-й английской армии В декабре против японцев, высадившихся на
Филиппинах, вступили в бой американские «Стюарты» из 192-го танкового батальона.
В составе 1-й и 2-й танковых дивизий армии США М3, M3А1 и М5 использовались в
Северной Африке в 1942-1943 годах. Что касается М5А1, то в период боев в Тунисе
они поступали на вооружение в батальоны легких танков и в противотанковые части,
где использовались в качестве командирских. При этом из боевых частей постепенно
вытеснялись «Стюарты» ранних модификаций. Ко времени высадки в Сицилии, в конце
1943 года М5А1 стал стандартным легким танком армии США.
После африканской кампании американские танковые дивизии реорганизовали. В
результате число легких танков в них сократилось со 126 до 51. Однако в Африке и
Италии при наличии у противника большого количества легких боевых машин еще
можно было найти применение для М5А1. Но во Франции и Германии немецкие танки
1944 года - Pz.IV с длинноствольной пушкой, «Пантера» и «Тигр» - не оставили
«Стюартам» никаких шансов уцелеть на поле боя. Поэтому американские командиры
стремились не использовать М5А1 в танковых атаках, отдавая предпочтение «Шерманам».
Уделом же «Стюартов» стала огневая поддержка моторизованной пехоты, разведка,
охрана штабов и другие вспомогательные функции.
На Тихоокеанском театре военных действий «Стюарты» всех модификаций воевали в
составе танковых батальонов корпуса морской пехоты вплоть до 1945 года. Для
уничтожения японских бункеров на островах использовался огнеметный вариант
«Стюартов» M3А1 и М5А1 - Satan («Сатана»).
После принятия в 1944 году на вооружение легкого танка М24 «Генерал Чаффи»
большую часть М5А1 переделали в разведывательные машины Stuart Recce. С них
сняли башни и установили 12,7-мм пулемет «Браунинг». Аналогичным образом
оборудовались машины управления для командиров частей и подразделений.
Во время второй мировой войны «Стюарты» разных модификаций помимо армии США
состояли на вооружении а Великобритании, СССР, Китае, в войсках «Свободной
Франции», польских и чехословацких войсках на Западе, в Народно-освободительной
армии Югославии. Значительное количество боевых машин - 683 - было передано
латино-американским государствам, где они состояли на вооружении вплоть до 70-х
годов. В настоящее время модернизированные до неузнаваемости M3А1 под
обозначением Х1А2 находятся на вооружении бразильской армии.
М3
М3А3
М5
М5А1
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА M3А1
БОЕВАЯ МАССА, т: 12,94.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 4531, ширина - 2235, высота - 2151, клиренс -
420.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка M6 калибра 37 мм и 3 пулемета Browning М1919А4 калибра 7,62
мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 116 артвыстрелов и 6400 патронов.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел М5А1.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 45, корма - 25, крыша и днище - 10, башня -
13...38.
ДВИГАТЕЛЬ: Continental W670-9A, 7-цилиндровый, звездообразный, карбюраторный,
воздушного охлаждения; мощность 250 л.с. (184 кВт) при 2400 об/мин, рабочий
объем 9832 см³. ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения,
карданный вал, пятискоростная коробка передач с синхронизатором, дифференциал,
бортовые передачи; тормоза ленточные.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре обрезиненных опорных катка на борт, сблокированных попарно
в две тележки, два поддерживающих катка, направляющее колесо, ведущее колесо
переднего расположения с двумя съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное);
каждая тележка подвешена на двух вертикальных буферных пружинах; в каждой
гусенице 66 траков шириной 194 мм, шаг трака - 140 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 48.
ЗАПАС ХОДА, км: 113.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 35, высота стенки, м - 0,61,
ширина рва, м - 1,83, глубина брода, м - 0,91.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: ради оста нция SCR-508.
Бронеколлекция, №3, 1997, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника США (1939-1945)