Light Tank CTL - Легкий танк (США) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Light Tank CTL
Семейство легких боевых машин - танкеток (по американской классификации -
безбашенных танков), объединенное как конструкцией, так и фирмой-разработчиком -
Marmon-Herrington Company. С 1935 г. создано несколько образцов танкеток,
первоначально на экспорт, а затем и для морской пехоты и армии США.
CTL-1 - первый вариант безбашенного танка. Корпус - клепаный, ходовая часть
включает четыре опорных катка, сблокированных попарно, и один поддерживающий
ролик. Вооружение - пулемёт Browning M1919A4 калибра 7,62 мм. Боевая масса - 4
т. Экипаж - 2 человека. Двигатель Ford-Lincoln мощностью 110 л.с. Скорость - 48
км/ч. Несколько машин изготовлено для Ирана.
CTVL - безбашенный танк. Боевая масса - около 4 т. Габариты - 1830x1900x1600 мм.
Бронирование - 12,7 мм. Вооружение - два пулемета Browning калибра 7,62 мм.
Двигатель Ford V8. Скорость - 48 км/ч. Несколько машин изготовлено для Мексики.
CTL-3 - первый серийный образец безбашенного танка для морской пехоты США.
Корпус клепаный. Боевая масса - 4,3 т. Вооружение (1 пулемет калибра 12,7 мм, 2
пулемета калибра 7,62 мм) установлено в лобовом листе. Двигатель - 110 л.с.
Экипаж - 2 человека. Изготовлено 5 единиц.
CTL-3A - усиленная подвеска, более широкие гусеницы. Двигатель Hercules
мощностью 124 л.с.
CTL-3M - приведенные к одному стандарту CTL-3 и CTL-3A. Подвеска на вертикальных
спиральных пружинах. Вооружение - 3 пулемета Browning M1919A4.
CTL-6 - усовершенствованный вариант CTL-3A. Боевая масса - 6,7 т, бронирование -
11 мм. Вооружение - 3 пулемета калибра 7,62 мм. Двигатель Hercules WXLC-3
мощностью 124 л.с. Скорость - 53 км/ч, запас хода - 200 км. Экипаж - 2 человека.
Изготовлено 20 единиц.
CTLS-4 - усовершенствованный вариант CTL-6, оборудованный одноместной башней.
Создан по голландскому заказу. Вооружение - 3 пулемета (1 - в башне, 2 - в
корпусе) калибра 7,62 мм. Поворот башни был возможен на угол 240°. Экипаж - 2
человека. Существовали две модификации танка: CTLS-4TAC имел башню, смещенную к
правому борту, а CTLS-4TAY - к левому. В остальном оба варианта были идентичны.
Изготовлено 452 единицы.
Первым безбашенным танком производства фирмы Marmon-Herrington, поступившим в
состав вооруженных сил США, стал CTL-3. В марте 1936 г. пять машин этого типа
вошли в состав 1-й танковой роты 1-й бригады морской пехоты. В 1939 г. к ним
присоединились пять CTL-3A. После поступления в мае 1941 г. безбашенных танков
CTL-6 ими вооружили 1-ю и 2-ю отдельные танковые роты, имевшиеся в составе
дивизий морской пехоты на Тихоокеанском и Атлантическом побережьях США. Танки
CTL-3M передали 1-й и 2-й разведротам, в которых они несли службу вместе с
бронетранспортерами «скаут» M3А1. После начала войны с Японией танковые
подразделения морской пехоты перебросили на острова в Тихом океане, с целью
усиления их гарнизонов. На островах безбашенные танки без происшествий
прослужили до 1943 г., когда их заменили легкими танками «Стюарт».
7-е фото
Безбашенный танк CTL-3 для корпуса морской пехоты
8-е фото
Танк CTLS-4TAC в снегах Аляски. 1942 г.
Танки CTLS-4 были созданы по заказу правительства Голландской Ост-Индии, поэтому
часто именуются танками «голландского образца». Этот заказ, предусматривавший
поставку 234 танков, планировалось выполнить к началу 1943 г.
В начале 1942 г. первые из них прибыли в Ост-Индию, однако в строй Королевской
Нидерландской Индийской армии (Koninklijk Nederlands Indisch Leger - KNIL)
вступили только 7 машин. Вместе с 17 лёгкими танками «Виккерс» они вошли в
состав так называемого «Мобильного отряда» - единственной голландской
механизированной части в этом регионе. 2 марта 1942 г. отряд при поддержке
пехоты атаковал японские части, высадившиеся накануне на о. Ява, и понес при
этом тяжелые потери (5 танков CTLS-4 были подбиты). Более, вплоть до капитуляции
Голландской Ост-Индии, в боях он не участвовал. После оккупации острова японцы
ввели в строй 12 танков CTLS-4 и эксплуатировали их до 1945 г.
В марте-мае 1942 г. 149 танков CTLS-4 из голландского заказа американцы
реквизировали и передали Австралии, где они какое-то время использовались в
учебных целях. Из числа машин, оставшихся в распоряжении голландского
правительства в изгнании, 39 были отправлены в колониальные владения этой страны
в Карибском море и Южной Америке - Суринам и Голландские Антилы, где они
прослужили вплоть до конца Второй мировой войны. В 1946 г. 17 танков CTLS-4 были
отправлены в Ост-Индию для борьбы с повстанцами, боровшимися за независимость
Индонезии.
Следующим заказчиком танков CTLS-4 стал гоминьдановский Китай. Этой стране
предлагалось 240 танков, и поставка их была одобрена правительством США. Однако
в середине 1942 г. Китай от танков отказался. В итоге американцы были вынуждены
ограниченно стандартизировать (то есть принять на вооружение как не вполне
стандартные) эти машины под индексами Т14 (CTLS-4TAY) и Т16 (CTLS-4TAC).
Подавляющее большинство из них поступило на Алеутские острова и Аляску,
некоторое число - в Калифорнию, где они вошли в состав Сил самообороны для
защиты побережья. По несколько машин отправили на Бермуды и на Ньюфаундленд.
Впрочем, эксплуатировались эти танки в армии США недолго. Уже в ноябре 1942 г.
появился приказ об их списании, что и было выполнено в течение 1943 г. В составе
армии США участвовать в боях с противником этим танкам не пришлось.
Американские экипажи не очень-то любили эти машины. В отчете танкового
управления указывалось, что каждая из них терпела аварию в первые 100 часов
использования. В 1942 г. все эти легкие танки были сняты с вооружения и списаны.
Тактико-технические характеристики легкого танка Т16
БОЕВАЯ МАССА, т: 7,2.
ЭКИПАЖ, чел.: 2.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 3505, ширина - 2100, высота - 2110, клиренс -
458.
ВООРУЖЕНИЕ: 3 пулемета Colt MG38T калибра 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 6000 патронов.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 25,4, борт - 11...12,7, корма - 11, крыша - 7,
башня - 12,7.
ДВИГАТЕЛЬ: Hercules WXLC-3, 6-цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения;
мощность 124 л.с., рабочий объём 6620 см3.
ТРАНСМИССИЯ: главный фрикцион сухого трения, карданный вал, пятискоростная
коробка передач, дифференциал, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре обрезиненных опорных катка на борт, сблокированных попарно
в две тележки, один поддерживающий каток, направляющее колесо, ведущее колесо
переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное);
подвеска на вертикальных буферных пружинах; гусеница шириной 305 мм, шаг трака -
76 мм.
МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, км/ч: 48.
ЗАПАС ХОДА, км: 100.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: отсутствуют.
Бронеколлекция, №1, 2009, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника США (1939-1945)