Light Tank M3/М5 General Stuart - Легкий танк (США) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Light Tank M3/М5 General Stuart
Самый массовый и наиболее известный легкий танк периода Второй мировой войны.
Представлял собой прямое развитие легкого танка М2А4. Разрабатывался и
производился фирмами American Car and Foundry и Cadillac Car Division (филиал
фирмы General Motors). С 1941 по 1944 г. изготовлено 22 743 единицы.
М3 - первый вариант с клепаными корпусом и башней. В процессе производства башня
стала сварной, форму ее изменили - многогранную на подковообразную. Машины
поздних выпусков имели частично сварной корпус. Боевая масса - 12,43 т. Габариты
- 4531x2235x2515 мм. Часть машин оснащалась стабилизатором наведения пушки в
вертикальной плоскости и дизелем Guiberson T-1020-4 мощностью 210 л.с.
Изготовлено 5811 единиц.
M3А1 - ликвидированы командирская башенка и пулеметы в бортовых спонсонах.
Корпус, ходовая часть и двигатель - без изменений. Изготовлена 4621 единица, из
них 211 - с дизелем Guiberson T-1020-4.
М3А3 - полностью сварной корпус новой формы со скошенными скулами.
Башня с развитой кормовой нишей, в которой размещена радиостанция. Вооружение,
двигатель и ходовая часть - такие же, как у M3А1. Изготовлено 3427 единиц.
М5 - силовая установка из двух карбюраторных 8-цилиндровых двигателей Cadillac
Series 42 V8 суммарной мощностью 220 л.с. и автоматическая коробка передач
Cadillac Hydra-Matic. Новый полностью сварной корпус с лобовой 63-мм броней.
Башня и ходовая часть - как у М3А1. Изготовлено 2074 единицы.
М5А1 - М5 с башней от М3А3. Введено броневое прикрытие установки зенитного
пулемета, ящик для снаряжения на корме башни и штампованные опорные катки.
Изготовлено 6810 единиц.
Первые 84 танка М3, полученные англичанами, прибыли в Северную Африку весной
1941 г. Ими укомплектовали 8-й гусарский полк (Kings Royal Irish Hussars) 4-й
танковой бригады, входившей в состав 7-й танковой дивизии. Американскими танками
заменили устаревшие английские крейсерские машины А9, А10 и А13. Причем «Стюарт»
не уступал последним по подвижности, вооружению и броневой защите и значительно
превосходил их по надежности и простоте эксплуатации.
Обозначения модификаций танков серии M3/М5 в английской армии:
Stuart I - М3.
Stuart II - М3 с дизелем. Поставлено 1829 единиц обеих модификаций.
Stuart III - M3A1.
Stuart IV - М3А1 с дизелем. Поставлено 1594 единицы обеих модификаций.
Stuart V - М3А3. Поставлено 2045 единиц.
Stuart VI - М5 и М5А1. Поставлена 1421 единица.
Боевое крещение «стюарты» получили в ноябре 1941 г. в бою у Габр-Салеха. К этому
моменту новыми танками укомплектовали все три полка 4-й танковой бригады. Эти
полюбившиеся английским экипажам танки участвовали в боевых действиях до конца
Африканской кампании, причем первоначально они использовались как крейсерские. С
учетом специфики театра «стюарты» оборудовали дополнительными наружными
топливными баками, большими ящиками для амуниции и снаряжения.
Вплоть до конца 1944 г. они были единственными легкими танками в составе
разведывательных полков английских танковых дивизий, воевавших на Европейском
континенте. Широко и успешно эти машины использовались англичанами в Бирме
против японцев.
Для целей разведки большая высота «Стюарта» была явно не подходящей, поэтому
англичане часто снимали с танков башни и вместо них устанавливали пулеметы. Эти
машины назывались Stuart Recce. В безбашенном варианте «стюарты» часто
применялись и в качестве командирских машин, бронетранспортеров и артиллерийских
тягачей. Последние прослужили в английской армии до середины 1950-х гг.
Что касается «стюартов» армии США, то они впервые вступили в бой в декабре 1941
г., когда боевые машины из 192-го танкового батальона атаковали японцев,
высадившихся на Филиппинах.
В составе 1-й и 2-й танковых дивизий армии США М3, M3А1 и М5 использовались в
Северной Африке в 1942-1943 гг. М5А1 в период боев в Тунисе поступали на
вооружение в батальоны легких танков и в противотанковые части, где применялись
в качестве командирских. При этом из боевых частей постепенно вытеснялись «стюарты»
ранних модификаций. Ко времени высадки в Сицилии, в конце 1943 г. М5А1 стал
стандартным легким танком армии США.
После Африканской кампании американские танковые дивизии реорганизовали. В
результате число легких танков в них сократилось со 126 до 51. Однако в Африке и
Италии при наличии у противника большого количества легких боевых машин еще
можно было найти применение для М5А1. Но во Франции и Германии немецкие танки
1944 г. - Pz.IV с длинноствольной пушкой, «Пантера» и «Тигр» - не оставили «стюартам»
никаких шансов уцелеть на поле боя. Поэтому американские командиры стремились не
использовать М5А1 в танковых атаках. Уделом «стюартов» стали огневая поддержка
моторизованной пехоты, разведка, охрана штабов и другие вспомогательные функции.
11-е фото
M3А1
12-е фото
Постановка боевой задачи экипажу танка М3А1 (М3л). Западный фронт. 1942 г.
На Тихоокеанском театре военных действий «стюарты» всех модификаций воевали в
составе танковых батальонов Корпуса морской пехоты вплоть до 1945 г. Для
уничтожения японских бункеров на островах использовался огнеметный вариант
«Стюарта» М3А1 и М5А1 - Satan («Сатана»).
После принятия в 1944 г. на вооружение легкого танка М24 большую часть М5А1
переделали в разведывательные машины Stuart Recce. С них сняли башни и
установили 12,7-мм пулемет Browning М2НВ. Аналогичным образом оборудовались
машины управления для командиров частей и подразделений.
13-е фото
M3АЗ
14-е фото
М5
15-е фото
Легкий танк M3АЗ. Абердинский полигон. 1942 г.
16-е фото
«Стюарт» М3 в Бирме. Весна 1942 г. (ошибка первоисточника - на снимке средний
M3)
Наибольшее количество танков «Стюарт» (модификаций М3 и M3А1) после американской
и английской армий получила Красная Армия. Первые 46 «Стюартов» прибыли в СССР в
январе 1942 г., а последние 16 - в апреле 1943-го.
Танки M3л ( М3 «легкий» - так в советских документах именовался «Стюарт»)
поступали на вооружение батальонов легких танков в составе танковых бригад и
отдельных танковых батальонов. Последние могли иметь как смешанный состав - из
средних M3с и легких M3л, так и однородный. Например, 6 сентября 1942 г. в
распоряжение командования Северной группы войск Закавказского фронта прибыл 75-й
отдельный танковый батальон в составе 30 танков M3л. С 7 по 22 сентября 1942 г.,
ведя бои в районе Кизляра, батальон уничтожил 18 танков противника.
В 1942 г. большинство танков M3л было сосредоточено в частях и соединениях
Северо-Кавказского и Закавказского фронтов. Вместе с тем имелись эти танки и в
составе Западного, Северо-Западного и Воронежского фронтов. В начале 1943 г. M3л
принимали участие в Новороссийской десантной операции, причем, в первом эшелоне.
С мая 1943 г. по советской инициативе поставки танков «Стюарт» прекратились. Тем
не менее в ряде танковых частей их продолжали использовать на
советско-германском фронте в 1943-м, 1944-м и даже 1945 гг. Так, например, по
состоянию на 25 марта 1945 г. в составе 1-й конномеханизированной группы 2-го
Украинского фронта имелось 20 танков M3л.
Во время Второй мировой войны «стюарты» разных модификаций состояли на
вооружении в Китае, войсках «Свободной Франции», польских и чехословацких
войсках, в Народно-освободительной армии Югославии. Значительное количество
боевых машин (683 единицы) было передано латиноамериканским государствам, где
они состояли на вооружении вплоть до 1970-х гг.
Тактико-технические характеристики легкого танка М3А1
БОЕВАЯ МАССА, т: 12,94.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 4531, ширина - 2235, высота - 2151, клиренс -
420.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка М6 клб. 37 мм и 3 пулемета Browning M1919A4 клб. 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 116 артвыстрелов и 6400 патронов.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел М5А1, стабилизатор наведения в
вертикальной плоскости.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 45, корма - 25, крыша и днище - 10, башня -
13...38.
ДВИГАТЕЛЬ: Continental W670-9A, 7-цилиндровый звездообразный карбюраторный
воздушного охлаждения; мощность 250 л.с. (184 кВт) при 2400 об/мин, рабочий
объем - 9832 см3.
ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения, карданный вал,
пятискоростная коробка передач с синхронизатором, дифференциал, бортовые
передачи, ленточные тормоза.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре обрезиненных опорных катка на борт, сблокированных попарно
в две тележки, два поддерживающих катка, направляющее колесо, ведущее колесо
переднего расположения с двумя съёмными зубчатыми венцами (зацепление цевочное);
каждая тележка подвешена на двух вертикальных буферных пружинах; в каждой
гусенице 66 траков шириной 294 мм, шаг трака - 140 мм.
МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, км/ч: 48.
ЗАПАС ХОДА, км: 113.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 35, высота стенки, м - 0,61,
ширина рва, м - 1,83, глубина брода, м - 0,91.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция SCR-508.
Бронеколлекция, №1, 2009, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника США (1939-1945)