Light Tank M24 General Chaffee - Легкий танк (США)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Light Tank М24 General Chaffee

19-е фото
Танк М24 с уширенными гусеницами. Внешние контуры схожи с нашим Т-34

20-е фото
Экипаж кхмерского танка М24 в бою. 1973 г.

Разрабатывался с учетом опыта мирового танкостроения, накопленного за годы Второй мировой войны. Во внешнем облике танка, резко отличавшемся от всех ранее созданных американских легких боевых машин, угадывается влияние советского среднего танка Т-34. Предназначался для использования в качестве разведывательного и авиадесантного. Первый американский танк с торсионной подвеской. Производился фирмами Cadillac Car Division, American Car and Foundry и Massey Harris. С апреля 1944 по июнь 1945 г. изготовлено 4070 единиц.

Корпус и башня сварные. Броневые листы примерно такой же толщины, как у танков серии М5, располагались под значительно большими углами наклона к вертикали. Силовая установка размещалась в кормовой части танка, а механизм поворота и бортовые передачи - в носовой. 75-мм пушка (модернизированный вариант авиационного орудия, использовавшегося на самолете B-25G Mitchell) снабжалась стабилизатором в вертикальной плоскости типа «Вестингауз». Силовая установка и трансмиссия были заимствованы у легкого танка М5, а подвеска - у самоходного орудия М18. Особенностью М24 являлось наличие дублированных приводов управления танком у пулеметчика (он же - помощник механика-водителя). В боевом отделении находилось дополнительное (пятое) сиденье для командира подразделения.

21-е фото
М24

С лета 1944 г. танки М24 начали поступать в войска и интенсивно вытеснять из боевых частей устаревшие «стюарты». Боевой дебют М24 состоялся в декабре 1944 г. в составе 740-го танкового батальона 82-й воздушно-десантной дивизии, во время отражения германского наступления в Арденнах. Эти бои подтвердили, что ни по вооружению, ни по бронированию «Чаффи» не может тягаться с немецкими средними танками. И хотя на боевой счет новых американских машин и записали несколько подбитых «пантер» и даже «тигров», эти удачи можно отнести к разряду случайных.

В качестве авиадесантного «Чаффи» предполагалось использовать так же, как М22, то есть перевозя башню от него внутри самолета С-54, а корпус - на наружной подвеске. Только появление транспортного самолета С-82 грузоподъемностью 10 т позволило перевозить танк без башни внутри фюзеляжа. Из-за сложности транспортировки М24 не нашел широкого применения в воздушно-десантных войсках армии США.

После Второй мировой войны М24 использовался американскими войсками в Корее, а французской армией - в Индокитае. В 1950-х гг. танк интенсивно экспортировался и долгое время состоял (а кое-где и до сих пор состоит) на вооружении в Греции, Норвегии, Пакистане, Португалии, Тайване, Таиланде, Турции, Уругвае и Вьетнаме.

Тактико-технические характеристики легкого танка М24
БОЕВАЯ МАССА, т: 17,592.
ЭКИПАЖ, чел.: 4-5.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 5490, ширина - 2847, высота - 2542, клиренс - 432.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка М6 клб. 75 мм, 1 пулемет Browning M2HB клб. 12,7 мм, 2 пулемета Browning M1919A4 клб. 7,62 мм, 1 дымовой гранатомёт клб. 50,8 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 48 артвыстрепов, 440 патронов калибра 12,7 мм, 3750 патронов калибра 7,62 мм, 14 дымовых гранат.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел M71G, перископический прицел М4А1, стабилизатор наведения в вертикальной плоскости.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 25,4, борт - 25,4, корма - 19, крыша и днище - 12,7, башня - 12,7...38,1.
ДВИГАТЕЛЬ: два Cadillac 44T24, 8-цилиндровых V-образных карбюраторных жидкостного охлаждения суммарной мощностью 220 л.с. (162 кВт) при 4000 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: две гидромуфты, две планетарные коробки передач, демультипликатор, карданный вал, двойной дифференциал, бортовые передачи. Коробки передач и демультипликатор обеспечивали шесть скоростей вперед и одну назад.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять обрезиненных опорных катков на борт, три поддерживающих катка, направляющее колесо с компенсационным механизмом, обеспечивающим постоянное натяжение гусеницы, ведущее колесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное); подвеска индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 75 траков шириной 406 мм, шаг трака - 140 мм.
МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, км/ч: 55.
ЗАПАС ХОДА, км: 160.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 30, высота стенки, м - 0,91, ширина рва, м - 2,4, глубина брода, м - 1,02.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция SCR-538.

Бронеколлекция, №1, 2009, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника США (1939-1945)