M24 Light Tank General Chaffee - Легкий танк (США)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

М24 Light Tank General Chaffee
Разрабатывался с учетом опыта мирового танкостроения, накопленного за годы второй мировой войны. Во внешнем облике танка, резко отличавшемся от всех ранее созданных американских легких боевых машин, угадывается влияние советского среднего танка Т-34. Предназначался для использования в качестве разведывательного и авиадесантного. Первый американский танк с торсионной подвеской. Производился фирмами Cadillac Саг Division, American Саг and Foundry и Massey Harris. С апреля 1944 по июнь 1945 года изготовлено 4070 единиц.
Серийная модификация:
Корпус и башня сварные, броневые листы, примерно такой же толщины, как у танков серии М5, располагались под значительно большими углами наклона к вертикали. Силовая установка размещалась в кормовой части танка, а механизм поворота и бортовые передачи - в носовой. 75-мм пушка (модернизированный вариант авиационного орудия, использовавшегося на самолете B-25G «Mitchell») снабжалась стабилизатором в вертикальной плоскости типа «Вестингауз». Силовая установка и трансмиссия были заимствованы у легкого танка М5, а подвеска у самоходного орудия М18. Особенностью М24 является наличие дублированных приводов управления танком у пулеметчика (он же - помощник механика-водителя). В боевом отделении находилось дополнительное (пятое) сиденье для командира подразделения.

М24

С лета 1944 года танки М24 начали поступать в войска и интенсивно вытеснять из боевых частей устаревшие «Стюарты». Боевой дебют М24 состоялся в декабре 1944 года в составе 740-го танкового батальона 82-й воздушно-десантной дивизии, во время отражения германского наступления в Арденнах. Эти бои подтвердили, что ни по вооружению, ни по бронированию «Чаффи» не может тягаться с немецкими средними танками. И хотя на боевой счет новых американских машин и записали несколько подбитых «Пантер» и даже «Тигров», эти удачи можно отнести к случайностям. Тем не менее М24 довольно интенсивно использовались американцами и англичанами (последние получили из США около 300 машин этого типа) вплоть до конца войны.
В качестве авиадесантного «Чаффи» предполагалось использовать так же, как М22, то есть перевозя башню от него внутри самолета С-54, а все остальное на наружной подвеске. Только появление транспортного самолета С-82 грузоподъемностью 10 т позволило перевозить танк без башни внутри фюзеляжа. Из-за сложности транспортировки М24 не нашел широкого применения в воздушно-десантных войсках армии США.
Танк послужил базой для создания нескольких образцов самоходно-артиллерийских установок.
После второй мировой войны М24 использовался американскими войсками в Корее, а французской армией - в Индокитае. В 50-х годах танк интенсивно экспортировался и долгое время состоял (а кое-где и до сих пор состоит) на вооружении в Греции, Норвегии, Пакистане, Португалии, Тайване, Таиланде, Турции, Уругвае и Вьетнаме.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА М24
БОЕВАЯ МАССА, т: 17,592.
ЭКИПАЖ, чел : 4-5.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 5490, ширина - 2847, высота - 2542, клиренс - 432.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка M6 калибра 75 мм, 1 пулемет Browning М2НВ калибра 12,7 мм, 2 пулемета Browning М1919А4 калибра 7,62 мм, 1 дымовой гранатомет калибра 50,8 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 48 артвыстрелов, 440 патронов калибра 12,7 мм, 3750 патронов калибра 7,62 мм, 14 дымовых гранат.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел М71.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 25,4, борт - 25,4, корма - 19, крыша и днище - 12,7, башня - 12,7...38,1.
ДВИГАТЕЛЬ: два Cadillac 44Т24, 8-цилиндровых, V-образных, карбюраторных, жидкостного охлаждения, суммарной мощностью 220 л.с. (162 кВт) при 4000 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: две гидромуфты, две планетарные коробки передач, демультипликатор, карданный вал, двойной дифференциал, бортовые передачи. Коробки передач и демультипликатор обеспечивали 6 скоростей вперед и 1 назад.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять обрезиненных опорных катков на борт, три поддерживающих катка, направляющее колесо с компенсационным механизмом, обеспечивающим постоянное натяжение гусеницы, ведущее колесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное): подвеска индивидуальная торсионная; ширина гусениц 406 мм.
СКОРОСТЬ МАКС,, км/ч: 55.
ЗАПАС ХОДА, км: 160.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 30, высота стенки, м - 0,91, ширина рва, м - 2,4, глубина брода, м - 1,02.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция SCR-538.

Бронеколлекция, №3, 1997, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника США (1939-1945)