T28 - Противотанковая САУ (США)
Допомога проекту
WebMoney E558684278515
WebMoney R339002842822
WebMoney Z368823732896
 

Т28. Бронемастодонт из Нового света
Наука и Техника : Шумилин С. ?. / 1 декабря 2020 г. // Наука и Техника - Октябрь 2013 г.
Несомненным символом американских танковых войск периода Второй мировой войны стал средний танк М4 Шерман, который по своей известности и распространенности сравним с советской тридцатьчетверкой. В тени Шермана, выпускавшегося в десятках тысяч экземпляров, остались другие американские танки - как, например, М3 Ли или М5 Стюарт, строившиеся небольшими сериями, а также машины, вообще представленные только прототипами. Одной из таких темных лошадок до сих пор остается и самый тяжелый танк в американской истории, известный под обозначением Т28. Да-да, в период Второй мировой войны сверхтяжелые монстры проектировались не только в Германии (о сверхтяжелых германских танках Маус и Е-100 мы уже писали), не обошло это увлечение также американцев и англичан - последние после появления на фронте Королевского тигра заложили свой 80-тонный штурмовой танк А39 Tortoise (Черепаха).
Причин для появления американского мастодонта было множество, но главными из них можно считать две. Первая - шок, пережитый американскими танкистами в результате их столкновения в Северной Африке с новым немецким тяжелым танком Тигр. Вторая, гораздо более весомая - готовящаяся высадка союзников во Франции. Армейское командование хорошо понимало, что здесь их войскам придется столкнуться с хорошо организованной немецкой обороной, опирающейся на многочисленные долговременные укрепления. Прорыв укрепленных полос был непростой задачей, которая не могла быть решена только пехотой, артиллерией и ударами авиации. Именно для проламывания оборонительных рубежей, подобных Атлантическому валу (немецкие береговые укрепления на Западном фронте), и уничтожения сильно укрепленных бункеров и создавался супербронированный танк, вооруженный длинноствольным 105-мм орудием, способный противостоять любым, известным американцам на тот период времени, танкам и противотанковым средствам.
Как это ни странно, но само командование Американских танковых войск не проявляло интереса к разработке мощной бронетехники для предстоящей высадки в Европе. Тем не менее Артиллерийский Департамент, по своей инициативе, в сентябре 1943 начал работы по новой программе тяжелых танков. Первоначально предполагалось установить новую 105-мм пушку Т5Е1 на танк с лобовой броней толщиной около 203 мм (8 дюймов) и электрической трансмиссией, разработанной для тяжелого танка Т1Е1 и среднего танка Т23. Начальник Артиллерийского Департамента предложил за 8-12 месяцев разработать прототип и параллельно изготовить 25 новых танков. Считалось, что именно столько времени у американской армии имеется до начала высадки в Европе. Из 25 экземпляров нового танка пять машин предназначались для проведения полигонных испытаний, а остальные стали бы головными машинами первой производственной серии.
Однако Сухопутные Силы Армии США продолжали с прохладцей относиться к идее нового сверхтяжелого танка и рекомендовали изготовить всего лишь три прототипа, при этом заменив электрическую трансмиссию традиционной механической. В 1943 году появились первые директивы, определяющие основные черты будущей конструкции, в которой в частности предписывалось максимально использовать узлы среднего танка T23 (один из трех прототипов нового американского танка, оснащенного орудием калибра 76 мм, законченный в мае 1943 года). В 1944 году Техническая Служба Армии Соединенных Штатов (Army Service Forces) одобрила конструкционные изменения, необходимые для адаптации силовой установки танка T23, с заменой электрического варианта привода механическим, что позволило разработать технический проект машины, получившей, в конце концов, название супертяжелый танк T28 (Very Heavy Tank T28).
Пытаясь воплотить в жизнь идею танка с максимально возможным бронированием и мощным орудием, которое могло бы успешно уничтожать оборонительные сооружения, и учитывая, что последние по понятным причинам обычно не совершают маневры на поле боя, конструкторы для экономии массы танка отказались от размещения орудия в поворотной башне и выбрали для будущей машины безбашенную компоновку с установкой 105-мм пушки в лобовой детали корпуса. Это ограничивало углы наведения орудия, но, с другой стороны, позволяло нарастить броневой панцирь. Знали бы они, что, по планам Гитлера, в систему оборонительных сооружений Атлантического вала должны были войти супертяжелые Маусы! В системе укрепленных районов супертяжелый танк выполнял бы роль подвижного бронированного бункера, передвигающегося по бетонным дорогам между бетонными же фортификационными сооружениями. Считалось, что со своей бронезащитой Маус абсолютно неуязвим для огня наземных средств поражения, поэтому противнику придется использовать для его уничтожения тяжелую бомбардировочную авиацию. Для обеспечения противовоздушной обороны подразделений сверхтяжелых танков немцы даже сконструировали на шасси Мауса специальную зенитную самоходную установку Вирбельвинд, вооруженную двумя 88-мм зенитными орудиями Flak 43 Ахт-ахт.
Мощное 128-мм орудие Мауса, установленное во вращающейся башне, было способно пробить лобовую броню основных танков армий союзников - Шермана, Кромвеля, Черчилля иновейшего американского Першинга - на расстоянии до 3500 м. Правда, осталось неизвестным, кто бы вышел победителем в очном поединке германского орудия и американской брони привстрече Мауса и Т28 - к сожалению, ни тот ни другой не успели на поля сражений Второй мировой.
В качестве силовой установки для Т28 планировалось использовать 450-сильный двигатель Форд-GAF с танка М26 Першинг. Учитывая, что масса нового танка оценивалась в 95 тонн, возникли серьезные трудности в плане обеспечения такой тяжелой машине необходимой подвижности. Выход нашли в установке двух пар гусениц с каждого борта.
В марте 1945 года, после конференции заинтересованных сторон, армейский департамент снабжения санкционировал производство только 5 супертяжелых танков Т28. Первоначальные характеристики бронирования изменили в сторону увеличения - толщина лобовой брони (устанавливавшейся вертикально) возросла до 305 мм (12 дюймов), верхняя часть борта - 203-152 мм. Корпус изготавливался из литых деталей и катаной брони, соединяемых сваркой. 105-мм пушка Т5Е1 получила углы наводки ±10о в горизонтальной плоскости и в вертикальной от -5о до +19,3о. Маска пушки имела толщину 292 мм. При движении на марше пушка фиксировалась в максимально поднятом положении, чтобы не черпать грунт дульным срезом длинного ствола на неровностях местности. Боекомплект орудия составлял 62 выстрела раздельного заряжания. Экипаж - 4 человека. На командирской башенке устанавливалась турель, оснащенная 12,7-мм пулеметом, с боекомплектом в 660 патронов. Это было единственное вспомогательное вооружение танка (не считая личного оружия экипажа), но для стрельбы из него командиру приходилось высовываться из открытого люка.
Пустым Т28 затягивал на 90 тонн, а в боеготовом состоянииего масса достигала до 95 тонн. С учетом этого обстоятельства первоочередной задачей конструкторов стало изыскание способа обеспечить приемлемый уровень проходимости, а стало быть, удельного давления на грунт. Поэтому на каждом борту появилось по два комплекта гусениц. Когда грунт был достаточно твердым, внешний комплект гусениц вместе с 4-дюймовыми бронеэкранами можно было демонтировать силами экипажа. Для этих работ на танке предусматривалось две гидравлических лебедки. Демонтаж внешних гусениц также уменьшал общую ширину танка с 4550 мм до 3150 мм, что позволяло перевозить его на железнодорожных платформах. Интересно, что похожее решение ранее применили немцы на своих Тиграх. Для этой тяжелой машины также предусматривалось два комплекта гусениц - широкие боевые и узкие транспортные. Боевые гусеницы обеспечивали приемлемое удельное давление на грунт, но с ними Тигров невозможно было перевозить на железнодорожных платформах - габариты танка вылезали за допустимые пределы. Поэтому при установке на платформы Тигры переобували, снимая заодно и внешний ряд опорных катков. На замену гусениц и демонтаж опорных катков Тигра хорошо подготовленный экипаж тратил полтора часа. Сначала снимались опорные катки одного борта, затем разъединялась гусеница. К широкой гусенице пристыковывалась узкая. За последний трак транспортной гусеницы цеплялся специальный тонкий трос, который пропускался по верху опорных катков и крепился на ведущем колесе. Механик-водитель включал первую передачу, но только одного борта - ведущее колесо наматывало трос и натягивало гусеницу поверх опорных катков. Такая же процедура повторялось с гусеницей противоположного борта.
На Т28 неподготовленный экипаж из четырех человек демонтировал в полевых условиях обе внешние гусеницы за четыре часа. Столько же времени потребовалось, чтобы установить их обратно. С третьей попытки тот же экипаж демонтировал и устанавливал внешние гусеницы уже всего за два с половиной часа.
7 февраля 1945 года начальник Артиллерийского Департамента в памятной записке запросил об изменении наименования машины с тяжелого танка Т28 на 105-мм самоходную установку Т95 (105mm gun motor carriage T95). Этот шаг аргументировался тем, что машина не имеет башни, а ее вспомогательное вооружение ограничено. Согласно ОСМ 26898 от 8 марта 1945 г. изменение названия было одобрено, также были зафиксированы и характеристики новой машины.
Из-за предельной загрузки промышленности военными заказами долго не могли найти подрядчика для изготовления Т28/Т95. В конце концов, свое согласие дала фирма Pacific Car & Foundry, с которой и был заключен контракт. В мае 1945 года компании была передана техническая документация и детальная информация по установке пушки и горизонтальной пружинной подвески ходовой части. Работы начались немедленно - уже 20 июня 1945 года на предприятие доставили первую литую лобовую деталь, а в августе закончилась сварка первого корпуса.
Окончание военных действий затормозило ход проектных работ, а число машин, предназначенных для испытаний, было уменьшено до двух.
Первый прототип, регистрационный номер 40226809, был доставлен для прохождения полигонных испытаний на Абердинский полигон (Aberdeen Proving Grund) в штате Мэриленд в декабре 1945 года. Второй прототип, с номером 40226810, перевезли сначала в Форт Нокс, а позднее на полигон Ума (Yuma Proving Ground) в Аризоне. Здесь эта машина была потеряна в результате возникшего пожара силовой установки.
Испытания показали, что Т28/Т95 имеет очень небольшую скорость движения - не более 12 км/ч. Дело в том, что Т28/Т95 имел тот же двигатель, что и средний танк М26 Першинг, хотя и был почти вдвое тяжелее. Результатом оснащения Т28/Т95 явно слабым 450-сильным двигателем стало то, что конструкторам пришлось принять такое передаточное соотношение трансмиссии, при котором обычная маршевая скорость машины составила всего 11 км/час (при 2600 об/мин). В процессе испытаний самоходки намотали на гусеницы около 865 км, включая 660 км по целине, что, учитывая небольшую скорость машины, заняло довольно много времени - испытания шли до конца 1947 года. В 1948 году были проведены испытания и по определению десантных возможностей машин, Т28/Т95 грузился на десантные баржи типа LST (Landing Skip Tank - транспортная баржа грузоподъемностью 4800 т, используемая союзническими войсками с 1942 года). К затягиванию испытаний привело и то, что военные проявляли к этой программе весьма умеренный интерес, не зная, что собственно с машиной делать. Тяжело бронированная, с мощным вооружением, самоходка Т95 не вписывалась в концепцию бронетанковых вооружений Сухопутных войск США. По мнению военных, танки должны были иметь башню, а самоходки - обычно легко бронировались для достижения максимальной мобильности. Т95 не вписывалась ни в одну из этих схем. Эти сомнения вылились в то, что в июне 1946 года Т95 опять переименовали - согласно ОСМ 30758 машина снова стала называться сверхтяжелый танк Т28. Военные посчитали, что мощное вооружение и толстая броня все же больше соответствуют тяжелым танкам, чем САУ. Вообще же военный Департамент не желал продолжать работы над боевыми машинами в классе около 100 тонн, так как проект Т28/Т95 устарел с появлением прототипа тяжелого танка Т29, вооруженного такой же пушкой, но размещенной в поворотной башне. В итоге работы по проекту Т28/Т95 были окончательно свернуты.
Описание конструкции
T28 - гусеничная боевая машина со сварным броневым корпусом. В его конструкции использовалось значительное количество литых деталей. Толщина брони колебалась в пределах от 305 до 25 мм. Бронирование носовой части корпуса имело наибольшую толщину - 305 мм (правда, лобовой лист был установлен вертикально, а не под рациональным углом наклона, что увеличило бы его снарядостойкость). Толщина верхней части бортов составляла 152-203 мм, нижней части - 63,5 мм (под углом 57,5° ). Толщина кормовых листов - 76 мм, а крыши корпуса - 38 мм. Кроме того, внешний гусеничный блок имел бронеэкран толщиной 101,6 мм, что давало машине дополнительную защиту. Такое бронирование корпуса позволяло противостоять почти всем видам артиллерийских снарядов, которые имели на вооружении противники США в сороковых годах.
Корпус разделялся на два отделения: боевое, занимавшее его переднюю часть, и моторное. Между отделениями устанавливалась противопожарная перегородка. Несомненным достоинством машины был ее низкий силуэт - высота (по зенитному пулемету, размещенному над командирским люком) составляла всего 2,84 м. При длине корпуса 7,5 м и ширине 4,55 м, боевая масса машины достигла 96 тонн. Для обеспечения приемлемого удельного давления на грунт машина получила не две, как обычно, а целых четыре гусеничные ленты - в результате удельное давление на грунт составило около 0,9 кг/см2 . Максимальная скорость равнялась всего 12,8 км/час, но экипажу рекомендовалось не разгоняться свыше 11 км/час. Угол преодолеваемого подъема составлял 48,2%, зато радиус поворота - 8,54 м. Колосс был в состоянии переползать рвы шириной до 1,83 м.
Экипаж машины насчитывал четыре человека. В его состав входили: механик-водитель, наводчик, заряжающий и командир. Первый размещался в носовой части корпуса слева, заряжающий примерно в метре за ним. Наводчик сидел с правой стороны, а позади него размещался командир. Его сиденье можно было сложить, как и сиденье заряжающего. Все сиденья регулировались, передвигаясь в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Сиденье механика-водителя кроме того могло отодвигаться в сторону, благодаря чему увеличивался угол горизонтального склонения орудия.
Водитель и командир имели над своими местами по башенке, снабженной приборами наблюдения, близкими по конструкции к образцам, используемым в танке M26 Першинг, однако более массивными и с увеличенной на 2,5 см высотой. Аварийное покидание боевого отделения обеспечивали два люка, расположенные в днище корпуса. С правой стороны от водителя располагался вентилятор, еще один был размещен около места заряжающего. За сиденьем командира, у противопожарной перегородки, находился огнетушитель, заполненный двуокисью углерода.
Основное вооружение T28 было установлено по центральной оси боевого отделения. Это было орудие T5E1, калибра 105 мм, закрепленное таким образом, чтобы обеспечивалось наведение его ствола в двух плоскостях. Диапазон вертикального наведения орудия составлял от -5° до +19,3°, а горизонтального - по 10° в каждую сторону. Для лучшей стабилизации орудие оснащалось противовесом, крепящимся снизу. В боевом отделении также располагался фиксатор орудия в транспортном положении - при помощи двух ригелей казенная часть орудия закреплялась в положении максимального возвышения. Орудие наводилось вручную при помощи двух маховиков, размещенных на месте наводчика. Выстрел производился при помощи электроспуска, а на случай его отказа имелся и ручной спуск. Первоначально боекомплект составлял 62 выстрела раздельного заряжания (после полигонных испытаний их число уменьшили до 58). Выстрелы хранились в боевом отделении: восемь крепилось на стенках специальными хомутами, а остальные укладывалась в контейнеры, по 14 штук в каждом.
Сердцем силовой установки Т28 был бензиновый восьмицилиндровый V-образный двигатель Ford GAF, мощностью 450 л.с. при 2600 об/мин. Крутящий момент двигателя передавался через гидромеханическую коробку перемены скоростей и механический механизм поворота. Весь силовой блок крепился к корпусу четырьмя болтами. Воздух к двигателю засасывался через два масляных фильтра, размещенных в боевом отделении. Выхлопная труба была выведена на корму машины. Штатный запуск двигателя осуществлялся при помощи электростартера (напряжение 12В, сила тока -150А). Возможен был и запуск сжатым воздухом, баллоны с которым были размещены рядом с местом командира. Охлаждение силовой установки обеспечивали два водяных радиатора (с интегрированными масляными радиаторами). В состав системы охлаждения входили также четыре вентилятора и бак для охлаждающей жидкости. Перечисленные узлы были объединены в один агрегат, который мог быть легко демонтирован сверху. Доступ к двигателю обеспечивали два комплекта крышек; в них имелось по шесть жалюзи с независимыми петлями. Запас топлива в количестве 1640 л хранился в четырех баках, сгруппированных попарно. Из каждой группы баков топливо можно было расходовать независимо. Подача топлива контролировалась входящими в топливную систему приборами, установленными в боевом отделении. Запаса топлива хватало приблизительно на 160 км.
Управление танком осуществлялось парой рычагов, установленных перед сиденьем механика-водителя. Вместе с ручным тормозом и педалью газа они крепились к подвижной платформе. Выбор передач осуществлялся при помощи гидравлического сервопривода, располагавшегося за сиденьем водителя. Он при помощи гидропроводки, проложенной в специальном кожухе по полу боевого отделения с левой стороны, соединялся с исполнительным механизмом на коробке передач. Бортовые передачи были спроектированы так, что состояли из трех узлов - внутреннего, внешнего и соединительного. Такая конструкция обеспечивала соответствующее объединение ведущих колес всех четырех гусениц.
Ходовая часть танка состояла из четырех наборов опорных катков и гусеничных лент - по два (внешний и внутренний) с каждой стороны шасси. Ведущие звездочки находились сзади, а механизм натяжения гусениц - в передней части корпуса. Для поддерживания верхней ветви гусеничной ленты имелось пять комплектов поддерживающих роликов. Подвеска T28 напоминала систему, принятую на танках типа Шерман HVSS. Одна тележка ходовой части включала пару балансиров и пару катков, оснащенных резиновыми бандажами. Между балансирами устанавливались две горизонтальных пружины. На супертяжелом танке отказались от монтажа верхних элементов тележек, гасящих колебания, но добавили крюки, служащие для монтажа узлов внешних гусеничных лент.
Внешний съемный комплект гусеничной ленты крепился к корпусу при помощи пяти массивных петель и шести фланцев. В задней части над верхней ветвью гусеничных лент располагались ящики для хранения инструмента и запасных частей. Каждая гусеничная лента цевочного зацепления была составлена из ста двухгребневых траков, с резинометаллическим шарниром. Ширина трака составляла 495 мм, а шаг - 152,4 мм. Ведущие колеса имели по два зубчатых венца (по четырнадцать зубьев), а также центральную разделительную ступицу. Внутренние гусеницы были постоянно связаны с трансмиссией, а внешние приводились в движение при помощи промежуточной соединительной муфты.
Учитывая бортовой экран толщиной 101 мм, а также элементы ходовой части, весь внешний съемный комплект гусеничной ленты весил около 9150 кг. Для его установки и последующего натяжения гусениц было предусмотрено два гидравлических домкрата, которые крепились к верхней части корпуса машины.
Площадь ровной рабочей площадки, необходимая для демонтажа внешней части гусеничного движителя, составляла 280 кв. м (30 м в длину и 9,15 м в ширину). Операцию необходимо было проводить следующим образом:
1. Монтаж стрел подъемников.
2. Размещение деревянных блоков за первой и третьей тележкой и втягивание на них шасси. Подвешивание поднятых над почвой опорных катков на крюках, пока все катки не окажутся в воздухе.
3. Демонтаж внешнего ограждения ведущего колеса и рассоединение валов ведущих колес.
4. Подтягивание гусеничной ленты до высоты катков.
5. Демонтаж пяти осей соединяющих петель, а также рассоединение четырех из шести фланцев. Подготовка вспомогательных ручек, установленных на фартуке, разделяющем ходовые части.
6. Подвеска внешней ходовой части на подъемники и демонтаж двух оставшихся фланцев. Крепление гусениц к вспомогательным ручкам.
7. Снятие блока внешней гусеничной ленты с подъемника и перемещение его на другую сторону машины.
Для демонтажа внешнего блока гусеницы с другого борта танк следовало сместить примерно на метр относительно первоначального положения. Затем повторялись уже описанные выше действия по демонтажу, и оба снятых блока гусеничных лент скреплялись между собой. Получившаяся таким образом двухгусеничная тележка могла буксироваться за танком при помощи стальных канатов. Во время буксировки рекомендовалось двигаться, используя передачу не выше второй и со скоростью не более 4,8 км/час. Два из четырех членов экипажа (по одному на каждую сторону) контролировали направление движения гусеничного прицепа и корректировали его натяжением канатов, зацепленных за крюки.
Кроме основного вооружения, танк T28 имел пулемет калибра 12 мм с контейнером запасных частей и три пулемета калибра 7,62 мм. Личное вооружение экипажа состояло из 11-мм автомата, одного гранатомета и двенадцати ручных гранат. Боекомплект включал 660 патронов калибра 12,7 мм, 235 патронов калибра 7,62 мм, а также 185 патронов калибра 11 мм. Кроме оружия, внутри танка хранилось два бачка для воды (емкостью по 15 л), четыре фляги, два продовольственных пайка на четырех солдат, три фонарика, аптечка, асбестовые рукавицы, дополнительный электрогенератор, шесть сигнальных ракет, а также один ручной огнетушитель.
Для внешней связи на Т28 устанавливалось два комплекта радиоаппаратуры: SCR-528 (на центральной полке), а также AN/VRC-3 (ниже вентилятора с левой стороны). Внутренняя связь между членами экипажа обеспечивалась танковым переговорным устройством, с двумя каналами для переговоров: заряжающий - механикводитель, а также наводчик - командир танка.
Часть оборудования и инструментов перевозилась снаружи танка и в ящиках, расположенных над внешними гусеницами. В левом ящике хранились: принадлежности для чистки ствола орудия, молот, брезентовое ведро, газовая полевая плитка, два ранца, несколько скатанных одеял, заправочный шланг, шнур электрического удлинителя, масленка, переносная лампа. В правом ящике - три литровые канистры с оружейным маслом, восемь канистр аналогичной емкости с машинным маслом, запасной ствол 12,7-мм пулемета, два ранца, одеяла, запасная антенна в чехле. С левой стороны корпуса устанавливалась стрела гидравлического подъемника, а также крепились инструменты для демонтажа гусениц, маскирующая сеть, топор, лом, две лопаты и тяжелый молот. С правой стороны крепилась еще одна стрела подъемника для натягивания гусениц, два контейнера, брезент, две скобы, соединяющие гусеницы, а также ящик с комплектом первой медицинской помощи. Все эти предметы крепились на своем месте ремнями.
До сегодняшнего дня дожил только один единственный экземпляр Т28. До 1951 года он находился на полигоне в Абердине, и о нем мало-помалу забывали. Только четверть века спустя, в 1974 году, танк отыскали в Форт Белвор и 5 марта следующего года перевезли в Форт Нокс, штат Кентукки, где его в качестве памятника установили перед зданием Музея Паттона. Здесь машина простояла до 2010 года, когда в январе ее решили реставрировать и провести капитальный ремонт. Непростая операция по перевозке Т28 в мастерские заняла почти сутки. Работы осложнились и неблагоприятными погодными условиями - дорога, по которой перемещали Т28, полностью обледенела. Для буксировки машины потребовалось два эвакуационных тягача М88. По прибытии на место в первую очередь с танка были демонтированы внешние гусеницы, в результате были открыты два ящика, полные инструментов и запасных частей.
Оценка проекта
Проект супертяжелого танка T28 с самого начала был обречен на неудачу. Основным его недостатком стала громадная масса - избыточная для большинства объектов инфраструктуры как на территории самих Соединенных Штатов, так и Европы. Это обесценивало такие его преимущества, как мощное бронирование и эффективное основное вооружение, позволяющие одержать победу в бою с любым танком того времени. Кроме того, значительный вес, до сих пор не достижимый американскими танками, привел к тому, что силовая установка, работавшая с большим напряжением, не позволяла машине развивать скорость, существенно превышающую скорость обычного пешехода. Значительные размеры также затрудняли маневрирование, не говоря уже о транспортировке.
Хотя история и не терпит сослагательного наклонения, но вполне вероятно, что танки Т28 смогли бы облегчить американским войскам преодоление Атлантического вала (при условии, что эти многотонные машины удалось бы удачно выгрузить на пляжах Франции) и сохранить многие жизни американских солдат, погибших под отчаянным немецким огнем. Однако в последующих наступательных операциях мощно бронированный, но малоподвижный Т28 вряд ли сыграл бы существенную роль. Для решения наступательных задач нужен был средний танк с приличной скоростью и запасом хода. С транспортировкой же Т28 несомненно повторилась бы печальная ситуация, сложившаяся, например, с гораздо более легкими немецкими Тиграми. Их перевозка оставалась головной болью для немецких штабов всех уровней до самого окончания войны. Конструкторы Тигра совершенно не приняли во внимание ограничения, налагаемые транспортной инфраструктурой, - в результате во всем вагонном парке железных дорог Рейха не оказалось достаточного количества платформ, способных перевозить грузы массой до 60 т. Что уж говорить о 100-тонных железнодорожных платформах, которые бы пришлось искать американцам в разоренной Европе!
Тем не менее, несмотря на все свои недостатки, Т28 с учетом своей уникальной конструкции и габаритов прочно занял место в истории бронетехники.