М7 Priest - Самоходная артиллерийская установка (США)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

«ТРЕХЭТАЖНЫЙ» АМЕРИКАНЕЦ СТАЛИНА. Танк М3 «Генерал Ли»/«Генерал Грант» / Михаил Барятинский : Яуза : Эксмо, 2011. - (Серия «Война и мы. Танковая коллекция»)

Самоходно-артиллерийские установки

М7 Priest

В октябре 1941 года, по инициативе тогдашнего командующего танковыми войсками армии США генерал-майора Джекоба Деверса фирмой Baldwin Locomotive были изготовлены и отправлены для испытаний на Абердинский полигон в штате Мэриленд два опытных образца 105-мм самоходной гаубицы с использованием шасси среднего танка М3. Машины получили обозначение Т32. В открытой сверху неподвижной броневой рубке прямоугольной формы на своем стандартном лафете, включая нижний станок и часть станин, устанавливалась 105-мм полевая гаубица М2А1. После испытаний в Абердине в начале февраля 1942 года машины перевезли в Форт-Нокс, где эксперименты с самоходками продолжились. По результатам испытаний на машинах усилили броневую защиту рубки, уменьшили угол возвышения гаубицы и установили зенитный пулемет. В апреле 1942 года САУ приняли на вооружение под обозначением 105 mm Howitzer Motor Carriage M7. Первые серийные самоходки покинули цеха фирмы American Locomotive Company в том же месяце. Производство продолжалось до августа 1943-го, когда после выпуска 2814 машин его прекратили. Однако в 1944 году изготовление М7 возобновилось вновь - с марта по октябрь было выпущено 500 самоходных гаубиц. В марте 1945 года к производству М7 присоединилась фирма Federal Machine and Welder Company, собравшая 167 боевых машин этого типа.

Самоходки ранних выпусков изготавливались на базе средних танков М3, у которых заимствовались ходовая часть, двигатель и трансмиссия. Лобовая часть корпуса собиралась из трех литых деталей, причем правая из них была ниже, чем центральная и левая. Это было связано с особенностями конструкции корпуса танка М3, имевшего орудийный спонсон по правому борту. У более поздних машин уже использовалось шасси среднего танка М4 «Шерман», сначала также с лобовой частью из трех деталей (уже одинаковых по высоте), соединявшихся друг с другом и с корпусом болтами, а затем с цельнолитой. Отливка носовой части одновременно служила картером дифференциала и бортовых передач. Ее болтовое крепление к корпусу облегчало разборку носовой части для демонтажа этих агрегатов и коробки передач.

067-е фото
068-е фото
Первый (вверху) и второй (внизу) экземпляры САУ Т32 - прототипы САУ М7.

069-е фото
070-е фото
Серийная самоходно-артиллерийская установка М7 ранних выпусков. Апрель 1942 года (вверху и внизу).

Открытая сверху боевая рубка, сваренная из плоских броневых листов толщиной 12,7 мм, располагалась в средней части корпуса. В амбразуре ее лобового листа была установлена 105-мм полевая гаубица М2А1 с небольшой подвижной бронировкой. Угол горизонтального наведения вправо составлял 30°, влево - 15°. Вертикальное наведение осуществлялось в пределах от -5° до +35°.

САУ ранних выпусков имели боекомплект, состоявший из 57 унитарных выстрелов, затем, за счет сокращения сидячих мест членов экипажа, он был увеличен до 69 выстрелов. В боекомплект входили осколочно-фугасные, кумулятивные, зажигательные и дымовые снаряды. Максимальная дальность стрельбы равнялась 10 424 м. Скорострельность - 8 выстр./мин.

В правой передней части боевой рубки на турели, укрепленной на специальной башенке цилиндрической формы, устанавливался 12,7-мм зенитный пулемет Browning М2НВ. Боекомплект пулемета состоял из 300 патронов.

071-е фото
Расчет САУ М7 из состава 1-й танковой дивизии ведет огонь. Италия, август 1944 года. На фото хорошо виден интерьер боевого отделения.

072-е фото
Казенная часть 105-мм гаубицы крупным планом. Хорошо видны клиновой затвор, лафет и сиденья членов орудийного расчета.

В кормовой части САУ с небольшим наклоном вперед, как и на базовом танке М3, устанавливался 9-цилиндровый четырехтактный, звездообразный карбюраторный двигатель Continental R-975-EC2 воздушного охлаждения мощностью 340 л.с. при 2400 об/мин. Он позволял 23-тонной боевой машине развивать максимальную скорость 38,6 км/ч. Емкость четырех топливных баков составляла 662,4 л, что обеспечивало запас хода в 193 км/ч. На САУ более позднего выпуска, изготовленных на базе среднего танка М4, устанавливался двигатель Continental R-975-C1 мощностью 350 л.с.

Трансмиссия САУ состояла из двухдискового главного фрикциона сухого трения, смонтированного внутри маховика двигателя, карданного вала, пятискоростной коробки передач с синхронизаторами, двойного дифференциала типа Клетрак и бортовых передач.

В ходовую часть по каждому борту входили шесть обрезиненных опорных катков, сблокированных попарно в три балансирные тележки, подвешенные на вертикальных буферных пружинах, три поддерживающих катка, направляющее колесо с кривошипным натяжным механизмом и ведущее колесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами. Причем на САУ ранних выпусков поддерживающие катки устанавливались над тележками подвески, как на танке М3, а на последующих машинах они крепились к тележкам с помощью кронштейнов со смещением назад. Гусеницы - резинометаллические мелкозвенчатые цевочного зацепления по 79 траков каждая.

К 1944 году стандартным и наиболее распространенным в американской армии вариантом танка «Шерман» стал М4АЗ. В марте 1944 года на шасси этого танка началось производство самоходной гаубицы М7В1. От САУ М7 она отличалась главным образом силовой установкой - 8-цилиндровым V-образным карбюраторным двигателем Ford GAA мощностью 500 л.с. Этот мотор разгонял самоходку до максимальной скорости 42 км/ч. В остальном, за исключением МТО, машина практически не изменилась.

073-е фото
Вид сверху на САУ М7 поздних выпусков.

074-е фото
Самоходно-артиллерийская установка М7В1.

До февраля 1945 года из ворот завода фирмы Pressed Steel Car Company вышли 826 самоходных гаубиц М7В1.

В войска новые самоходки начали поступать в 1942 году, причем как в американскую, так и в английскую армии. В последней артиллеристы обратили внимание на характерную форму башенки для зенитного пулемета, напоминавшую кафедру проповедника, и присвоили машине прозвище Priest («прист» - священник), вскоре ставшее ее официальным наименованием. В ноябре 1942 года в составе 5-го полка Королевской конной артиллерии «присты» приняли участие в сражении у Эль-Аламейна. Впоследствии, вплоть до мая 1945 года, они активно использовались американцами и англичанами в боевых действиях в Италии и Северо-Западной Европе. Армия США применяла эти самоходки и в боях с японскими войсками на островах Тихого океана.

075-е фото
Компоновка самоходной гаубицы М7В1: 1 - 105-мм гаубица; 2 - 12,7-мм зенитный пулемет; 3 - укладка 105-мм выстрелов вдоль правого борта; 4 - масляный радиатор; 5 - радиатор; 6 - привод вентилятора; 7 - двигатель; 8 - подвесной пол; 9 - аккумуляторные батареи; 10 - лафет орудия; 11 - генератор; 12 - сиденье механика-водителя; 13 - рычаги и педали управления; 14 - коробка передач.

076-е фото
М7 Priest на огневой позиции. 191-й танковый батальон, плацдарм у Анцио, Италия, февраль 1944 года.

Британцы переоборудовали некоторое число «пристов» в бронетранспортеры. По предложению командира 2-го канадского корпуса генерал-лейтенанта Г. Саймондса в начале августа 1944 года в ходе наступления на Фалез 76 самоходно-артиллерийских установок М7 были переоборудованы для транспортировки пехоты. С САУ сняли гаубицы и все внутреннее артиллерийское оборудование, амбразуры заварили, а рубки по высоте нарастили бронелистами. Из вооружения остался только штатный крупнокалиберный зенитный пулемет на турели. Каждый полученный таким образом бронетранспортер Priest Kangaroo («Кенгуру») мог перевозить до 15 пехотинцев. В войсках эти бронетранспортеры часто называли defrocked Priest, то есть «священник, лишенный духовного сана».

077-е фото
САУ М7 из состава 14-й бронированной батареи полевой артиллерии 2-й танковой дивизии на улице г. Карантан. Нормандия, июнь 1944 года.

078-е фото
М7 из состава 5-й французской танковой дивизии на огневой позиции. Франция, декабрь 1944 года. На переднем плане - картонные пеналы для транспортировки 105-мм унитарных выстрелов.

В послевоенный период САУ М7 состояли на вооружении в армии США и ряда других государств. Участвовали в войне в Корее. Причем именно в Корее особенно остро выявился недостаток «Приста», на который артиллеристы впервые обратили внимание еще в Италии в 1944-1945 годах. Речь идет о неспособности этой машины, из-за слишком малого для гаубицы угла возвышения, вести огонь с обратных скатов высот, что было принципиально важным в условиях горной местности. В Италии, чтобы как-то выйти из положения, американцы насыпали земляные рампы, заезжая на которые, САУ занимали положение под углом 15...30° к горизонтали. Таким образом удавалось повысить угол возвышения орудий. Для корейского фронта пошли другим путем. На САУ М7В1 105-мм гаубицу установили в боевом отделении таким образом, что максимальный угол возвышения достиг +65°. Для этого пришлось существенно увеличить высоту линии огня. В свою очередь, пришлось нарастить и пулеметную башенку, дабы обеспечить возможность стрельбы из зенитного пулемета на 360°. В этот вариант, получивший обозначение М7В2, переделали 127 самоходок М7В1. Самоходные гаубицы М7В2 активно использовались армией США вплоть до конца корейской войны. В середине 1950-х годов «присты» всех модификаций были сняты с вооружения американской армии.

Однако это не означало конца их военной карьеры, поскольку во многих других странах они эксплуатировались гораздо дольше. Так, например, пакистанские войска использовали «присты» во время конфликтов с Индией в 1965 и 1971 годах. Во время арабо-израильской войны 1967 года эти САУ применялись Армией обороны Израиля. Вновь повидавшие виды самоходки пошли в бой в 1973 году - во время войны «Судного дня». Это были последние боевые действия с их участием.

079-е фото
Колонна бронетранспортеров Priest Kangaroo британской армии. 1944 год.

080-е фото
Пехотинцы 33-й американской пехотной дивизии и САУ М7 из состава 130-й артиллерийской роты на о. Лусон, Филиппины, март 1945 года.

081-е фото
И САУ, и бронетранспортер - самоходная установка М7 с десантом солдат 29-го полка морской пехоты. Окинава, апрель 1945 года.