М7 Priest - Самоходная артиллерийская установка (США) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
«ТРЕХЭТАЖНЫЙ» АМЕРИКАНЕЦ СТАЛИНА. Танк М3 «Генерал
Ли»/«Генерал Грант» / Михаил Барятинский : Яуза : Эксмо, 2011. - (Серия «Война и
мы. Танковая коллекция»)
Самоходно-артиллерийские установки
М7 Priest
В октябре 1941 года, по инициативе тогдашнего командующего танковыми войсками
армии США генерал-майора Джекоба Деверса фирмой Baldwin Locomotive были
изготовлены и отправлены для испытаний на Абердинский полигон в штате Мэриленд
два опытных образца 105-мм самоходной гаубицы с использованием шасси среднего
танка М3. Машины получили обозначение Т32. В открытой сверху неподвижной
броневой рубке прямоугольной формы на своем стандартном лафете, включая нижний
станок и часть станин, устанавливалась 105-мм полевая гаубица М2А1. После
испытаний в Абердине в начале февраля 1942 года машины перевезли в Форт-Нокс,
где эксперименты с самоходками продолжились. По результатам испытаний на машинах
усилили броневую защиту рубки, уменьшили угол возвышения гаубицы и установили
зенитный пулемет. В апреле 1942 года САУ приняли на вооружение под обозначением
105 mm Howitzer Motor Carriage M7. Первые серийные самоходки покинули цеха фирмы
American Locomotive Company в том же месяце. Производство продолжалось до
августа 1943-го, когда после выпуска 2814 машин его прекратили. Однако в 1944
году изготовление М7 возобновилось вновь - с марта по октябрь было выпущено 500
самоходных гаубиц. В марте 1945 года к производству М7 присоединилась фирма
Federal Machine and Welder Company, собравшая 167 боевых машин этого типа.
Самоходки ранних выпусков изготавливались на базе средних танков М3, у которых
заимствовались ходовая часть, двигатель и трансмиссия. Лобовая часть корпуса
собиралась из трех литых деталей, причем правая из них была ниже, чем
центральная и левая. Это было связано с особенностями конструкции корпуса танка
М3, имевшего орудийный спонсон по правому борту. У более поздних машин уже
использовалось шасси среднего танка М4 «Шерман», сначала также с лобовой частью
из трех деталей (уже одинаковых по высоте), соединявшихся друг с другом и с
корпусом болтами, а затем с цельнолитой. Отливка носовой части одновременно
служила картером дифференциала и бортовых передач. Ее болтовое крепление к
корпусу облегчало разборку носовой части для демонтажа этих агрегатов и коробки
передач.
067-е фото
068-е фото
Первый (вверху) и второй (внизу) экземпляры САУ Т32 - прототипы САУ М7.
069-е фото
070-е фото
Серийная самоходно-артиллерийская установка М7 ранних выпусков. Апрель 1942 года
(вверху и внизу).
Открытая сверху боевая рубка, сваренная из плоских броневых листов толщиной 12,7
мм, располагалась в средней части корпуса. В амбразуре ее лобового листа была
установлена 105-мм полевая гаубица М2А1 с небольшой подвижной бронировкой. Угол
горизонтального наведения вправо составлял 30°, влево - 15°. Вертикальное
наведение осуществлялось в пределах от -5° до +35°.
САУ ранних выпусков имели боекомплект, состоявший из 57 унитарных выстрелов,
затем, за счет сокращения сидячих мест членов экипажа, он был увеличен до 69
выстрелов. В боекомплект входили осколочно-фугасные, кумулятивные, зажигательные
и дымовые снаряды. Максимальная дальность стрельбы равнялась 10 424 м.
Скорострельность - 8 выстр./мин.
В правой передней части боевой рубки на турели, укрепленной на специальной
башенке цилиндрической формы, устанавливался 12,7-мм зенитный пулемет Browning
М2НВ. Боекомплект пулемета состоял из 300 патронов.
071-е фото
Расчет САУ М7 из состава 1-й танковой дивизии ведет огонь. Италия, август 1944
года. На фото хорошо виден интерьер боевого отделения.
072-е фото
Казенная часть 105-мм гаубицы крупным планом. Хорошо видны клиновой затвор,
лафет и сиденья членов орудийного расчета.
В кормовой части САУ с небольшим наклоном вперед, как и на базовом танке М3,
устанавливался 9-цилиндровый четырехтактный, звездообразный карбюраторный
двигатель Continental R-975-EC2 воздушного охлаждения мощностью 340 л.с. при
2400 об/мин. Он позволял 23-тонной боевой машине развивать максимальную скорость
38,6 км/ч. Емкость четырех топливных баков составляла 662,4 л, что обеспечивало
запас хода в 193 км/ч. На САУ более позднего выпуска, изготовленных на базе
среднего танка М4, устанавливался двигатель Continental R-975-C1 мощностью 350
л.с.
Трансмиссия САУ состояла из двухдискового главного фрикциона сухого трения,
смонтированного внутри маховика двигателя, карданного вала, пятискоростной
коробки передач с синхронизаторами, двойного дифференциала типа Клетрак и
бортовых передач.
В ходовую часть по каждому борту входили шесть обрезиненных опорных катков,
сблокированных попарно в три балансирные тележки, подвешенные на вертикальных
буферных пружинах, три поддерживающих катка, направляющее колесо с кривошипным
натяжным механизмом и ведущее колесо переднего расположения со съемными
зубчатыми венцами. Причем на САУ ранних выпусков поддерживающие катки
устанавливались над тележками подвески, как на танке М3, а на последующих
машинах они крепились к тележкам с помощью кронштейнов со смещением назад.
Гусеницы - резинометаллические мелкозвенчатые цевочного зацепления по 79 траков
каждая.
К 1944 году стандартным и наиболее распространенным в американской армии
вариантом танка «Шерман» стал М4АЗ. В марте 1944 года на шасси этого танка
началось производство самоходной гаубицы М7В1. От САУ М7 она отличалась главным
образом силовой установкой - 8-цилиндровым V-образным карбюраторным двигателем
Ford GAA мощностью 500 л.с. Этот мотор разгонял самоходку до максимальной
скорости 42 км/ч. В остальном, за исключением МТО, машина практически не
изменилась.
073-е фото
Вид сверху на САУ М7 поздних выпусков.
074-е фото
Самоходно-артиллерийская установка М7В1.
До февраля 1945 года из ворот завода фирмы Pressed Steel Car Company вышли 826
самоходных гаубиц М7В1.
В войска новые самоходки начали поступать в 1942 году, причем как в
американскую, так и в английскую армии. В последней артиллеристы обратили
внимание на характерную форму башенки для зенитного пулемета, напоминавшую
кафедру проповедника, и присвоили машине прозвище Priest («прист» - священник),
вскоре ставшее ее официальным наименованием. В ноябре 1942 года в составе 5-го
полка Королевской конной артиллерии «присты» приняли участие в сражении у
Эль-Аламейна. Впоследствии, вплоть до мая 1945 года, они активно использовались
американцами и англичанами в боевых действиях в Италии и Северо-Западной Европе.
Армия США применяла эти самоходки и в боях с японскими войсками на островах
Тихого океана.
075-е фото
Компоновка самоходной гаубицы М7В1: 1 - 105-мм гаубица; 2 - 12,7-мм зенитный
пулемет; 3 - укладка 105-мм выстрелов вдоль правого борта; 4 - масляный
радиатор; 5 - радиатор; 6 - привод вентилятора; 7 - двигатель; 8 - подвесной
пол; 9 - аккумуляторные батареи; 10 - лафет орудия; 11 - генератор; 12 - сиденье
механика-водителя; 13 - рычаги и педали управления; 14 - коробка передач.
076-е фото
М7 Priest на огневой позиции. 191-й танковый батальон, плацдарм у Анцио, Италия,
февраль 1944 года.
Британцы переоборудовали некоторое число «пристов» в бронетранспортеры. По
предложению командира 2-го канадского корпуса генерал-лейтенанта Г. Саймондса в
начале августа 1944 года в ходе наступления на Фалез 76 самоходно-артиллерийских
установок М7 были переоборудованы для транспортировки пехоты. С САУ сняли
гаубицы и все внутреннее артиллерийское оборудование, амбразуры заварили, а
рубки по высоте нарастили бронелистами. Из вооружения остался только штатный
крупнокалиберный зенитный пулемет на турели. Каждый полученный таким образом
бронетранспортер Priest Kangaroo («Кенгуру») мог перевозить до 15 пехотинцев. В
войсках эти бронетранспортеры часто называли defrocked Priest, то есть
«священник, лишенный духовного сана».
077-е фото
САУ М7 из состава 14-й бронированной батареи полевой артиллерии 2-й танковой
дивизии на улице г. Карантан. Нормандия, июнь 1944 года.
078-е фото
М7 из состава 5-й французской танковой дивизии на огневой позиции. Франция,
декабрь 1944 года. На переднем плане - картонные пеналы для транспортировки
105-мм унитарных выстрелов.
В послевоенный период САУ М7 состояли на вооружении в армии США и ряда других
государств. Участвовали в войне в Корее. Причем именно в Корее особенно остро
выявился недостаток «Приста», на который артиллеристы впервые обратили внимание
еще в Италии в 1944-1945 годах. Речь идет о неспособности этой машины, из-за
слишком малого для гаубицы угла возвышения, вести огонь с обратных скатов высот,
что было принципиально важным в условиях горной местности. В Италии, чтобы
как-то выйти из положения, американцы насыпали земляные рампы, заезжая на
которые, САУ занимали положение под углом 15...30° к горизонтали. Таким образом
удавалось повысить угол возвышения орудий. Для корейского фронта пошли другим
путем. На САУ М7В1 105-мм гаубицу установили в боевом отделении таким образом,
что максимальный угол возвышения достиг +65°. Для этого пришлось существенно
увеличить высоту линии огня. В свою очередь, пришлось нарастить и пулеметную
башенку, дабы обеспечить возможность стрельбы из зенитного пулемета на 360°. В
этот вариант, получивший обозначение М7В2, переделали 127 самоходок М7В1.
Самоходные гаубицы М7В2 активно использовались армией США вплоть до конца
корейской войны. В середине 1950-х годов «присты» всех модификаций были сняты с
вооружения американской армии.
Однако это не означало конца их военной карьеры, поскольку во многих других
странах они эксплуатировались гораздо дольше. Так, например, пакистанские войска
использовали «присты» во время конфликтов с Индией в 1965 и 1971 годах. Во время
арабо-израильской войны 1967 года эти САУ применялись Армией обороны Израиля.
Вновь повидавшие виды самоходки пошли в бой в 1973 году - во время войны
«Судного дня». Это были последние боевые действия с их участием.
079-е фото
Колонна бронетранспортеров Priest Kangaroo британской армии. 1944 год.
080-е фото
Пехотинцы 33-й американской пехотной дивизии и САУ М7 из состава 130-й
артиллерийской роты на о. Лусон, Филиппины, март 1945 года.
081-е фото
И САУ, и бронетранспортер - самоходная установка М7 с десантом солдат 29-го
полка морской пехоты. Окинава, апрель 1945 года.