M3 - Средний танк (США)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

«ТРЕХЭТАЖНЫЙ» АМЕРИКАНЕЦ СТАЛИНА. Танк М3 «Генерал Ли»/«Генерал Грант» / Михаил Барятинский : Яуза : Эксмо, 2011. - (Серия «Война и мы. Танковая коллекция»)

Михаил Барятинский

«ТРЕХЭТАЖНЫЙ» АМЕРИКАНЕЦ СТАЛИНА. Танк М3 «Генерал Ли»/«Генерал Грант»

2011 г.

001-е фото
ВСТУПЛЕНИЕ

Этот танк обычно ругают. Более того, над ним насмехаются! Еще в годы Великой Отечественной войны советские танкисты сложили о нем издевательскую песенку на мелодию из популярного кинофильма «Волга-Волга».

В Красной Армии танк не понравился и не прижился. Но был ли он так уж плох на самом деле? Над этим стоит задуматься, особенно если учесть, что до него на вооружение армии США за 20 лет поступило аж 112 средних танков! Даже по критериям тех лет танкостроение в США накануне Второй мировой войны практически отсутствовало. Не было ни конструкторского, ни производственного опыта, наконец, не было в наличии даже достаточного количества собственно танковых узлов и агрегатов. Но вот уж, что точно имели американцы, так это удивительную способность в короткие сроки добиваться необходимого им результата. Вкупе с практически неограниченными возможностями американской промышленности это обеспечивало быстрое поступление в армию необходимого количества любых видов вооружений - от винтовок до авианосцев.

Средний танк М3 был создан стремительно - за 60 дней, можно сказать из всего, что было под руками, и запущен в большую серию сразу на нескольких крупных заводах. Он стал своего рода «мостиком» к знаменитому «Шерману», школьной партой для американских танкистов, которые на нем, кстати сказать, почти не воевали.

А вот англичанам повоевать пришлось. И в отличие от своих советских коллег они оказались весьма довольны заокеанской машиной. И это неудивительно - другой театр военных действий, иные условия эксплуатации и уровень подготовки экипажей. Английские танкисты, намучившиеся со своими постоянно ломавшимися крейсерскими танками, были в восторге от надежности «Гранта». Кроме того, 75-мм пушка позволяла эффективно бороться со всеми типами немецких танков, использовавшихся в Африке в 1941-1942 годах. Ну а японские «Ха-го» и «Чи-ха» «гранты» и «ли» гоняли по Бирме и Индонезии вплоть до 1945 года!

Средний танк М3 - безусловный успех молодого американского танкостроения. Буквально с нуля американцам удалось создать полноценную боевую машину, хорошо защищенную и вооруженную. Да, не без недостатков, но у кого их нет! У нашего Т-34 в 1941 году их было не меньше, если не больше! Не стоит также называть американскую машину бесполезной. Советские бронированные братские могилы, «танки-смертники» Т-60 и Т-70 по степени бесполезности значительно превосходили своего американского собрата. Так что не стоит уж слишком сильно издеваться над этим танком, который в известном смысле можно считать прадедушкой «Абрамса».

Вторая мировая война со всей очевидностью доказала, что решающим фактором танкового боя является уровень подготовки экипажей. И не важно, каких размеров тот или иной танк. Как-то не приходилось слышать, чтобы экипажи «тигров» чувствовали себя ущербно на поле боя по причине больших размеров своего танка. А ведь «Тигр» был ниже М3 всего на 12 см!

Так что прежде чем клеить ярлыки, необходимо выяснить, как и почему в 1940 году появился танк со столь экзотичной компоновкой? Были ли у него сильные стороны? На каких театрах боевых действий он воевал и как? Наконец, какие оценки он заслужил не у современных военных историков, а у воевавших на нем танкистов?

Попробуем разобраться.

002-е фото
003-е фото
Средние танки М3 «Ли» (вверху) и «Грант» (внизу).

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Работы по созданию средних танков начались в США в 1919 году - сразу после окончания Первой мировой войны. Выглядело это довольно странно: с одной стороны - резкое, в несколько раз, сокращение численности вооруженных сил, расформирование танкового корпуса, с другой - проектирование новых боевых машин. Но факт есть факт. У истоков американского среднего танкостроения стоял бывший член англо-американской комиссии, занимавшейся созданием тяжелого танка Mk VIII, майор Р. Карлсон. Именно он обосновал необходимость наличия в войсках как легких танков массой 5 т, так и средних, массой 20-30 т, вооруженных 57-мм пушкой и пулеметом. На базе этих требований с согласия Военного департамента в Рок-Айлендском арсенале изготовили два прототипа - M1921 и М1922. Тем временем в разработку тактико-технических требований к среднему танку включился генеральный штаб, существенно - до 15 т - снизивший его боевую массу в соответствии с грузоподъемностью большинства мостов на дорогах США. И если в 1926 году военным еще пришлось согласиться с разработкой среднего танка Т1 массой 23 т, то в дальнейшем все работы американских конструкторов были сконцентрированы на боевых машинах 15-т класса.

004-е фото
Средний танк Т1 на Абердинском полигоне. 1928 год.

До 1930 года был изготовлен средний танк Т2, вооруженный 47-мм пушкой во вращающейся башне и пулеметом в корпусе. За ним последовали ТЗ и Т4, оба с ходовой частью типа Кристи. Танки Т4 в 1935 году были выпущены малой серией из 16 единиц и использовались в учебных целях в Форт-Беннинге вплоть до 1940 года.

Однако ходовая часть типа Кристи не вызывала энтузиазма у представителей Военного департамента США. Впрочем, судя по всему, не столько ходовая часть, сколько ее конструктор - строптивый, вспыльчивый и слишком прямолинейный в общении с военными. Поэтому 21 мая 1936 года в арсенале Рок-Айленд началось проектирование нового среднего танка Т5, узлы ходовой части которого заимствовали у легкого танка М2. Первый образец Т5, на котором еще удалось уложиться в лимит массы 15 т, получил обозначение Т5 Phase I. Главное вооружение этой машины составляла 37-мм пушка, установленная во вращающейся башне. Вспомогательное - шесть 7,62-мм пулеметов. Четыре из них размещались в шаровых установках в спонсонах по углам подбашенной коробки, а два были жестко закреплены в верхнем лобовом листе корпуса. Несколько позже длинноствольную 37-мм пушку заменили лафетом из двух спаренных короткоствольных орудий аналогичного калибра.

В начальной фазе испытаний, проходивших с 16 ноября по 29 декабря 1937 года, танк еще имел деревянные макет башни и верхней части корпуса. Только в начале 1938 года их заменили металлическими, но из обычной, а не броневой стали. В таком виде машину отправили на Абердинский полигон. Масса танка в полностью снаряженном состоянии немного превышала 15 т. Ходовая часть применительно к одному борту включала три тележки, подвешенные на вертикальных буферных рессорах. Заимствованный опять же у легкого танка М2 двигатель Continental мощностью 268 л.с. разгонял танк до максимальной скорости 50 км/ч. При емкости топливных баков 550 л запас хода достигал 200 км. Результаты испытаний в Абердине и Форт-Беннинге стали основой для принятия решения о стандартизации танка Т5 Phase I под обозначением «средний танк М2».

005-е фото
Средние танки Т2 (вверху) и ТЗ (внизу).

В целях изучения возможности размещения на танке орудия более крупного калибра опытный образец Т5 Phase III (отличался от Phase I главным образом расположением механика-водителя, конструкцией тележек подвески и увеличенной толщиной брони, повлекшей за собой рост массы машины до 20 т) вооружили 75-мм гаубицей М1А1. Гаубицу разместили в корпусе, на месте правого переднего пулеметного спонсона, башню демонтировали, а на ее месте установили башенку с пулеметом и артиллерийским дальномером. Танк получил обозначение Т5Е2.

Что же касается среднего танка М2, то он незначительно отличался от своего прототипа. Башня и корпус выполнялись клепаными. Броневые листы собирались на каркасе из уголков. Максимальная толщина лобовой брони составляла 29 мм. Серийный образец оснащался 350-сильным звездообразными двигателем Wright, позволявшим 19-тонной боевой машине развивать скорость 42 км/ч. Вооружение состояло из 37-мм пушки М6, установленной в многогранной конической башне, и 8 пулеметов Browning М1919А4 (4 - в угловых спонсонах по периметру корпуса, 2 - в лобовом листе корпуса и 2 - зенитных). Экипаж состоял из шести человек.

006-е фото
Средний танк Т4 на Абердинском полигоне. 1936 год.

007-е фото
Опытный образец среднего танка Т5 Phase I на Абердинском полигоне, 1938 год. На этой машине установлен макет 37-мм пушки, но верхняя часть корпуса и башня уже стальные.

008-е фото
009-е фото
Опытный образец среднего танка Т5Е2, вооруженный 75-мм гаубицей.

010-е фото
011-е фото
Серийный средний танк М2 во время испытаний на Абердинском полигоне. Август 1939 года (вверху и внизу).

Производство первой серии из 18 машин началось летом 1939 года в арсенале Рок-Айленд. Заказ на следующую партию из 54 танков был аннулирован в связи с обострившейся международной ситуацией, требовавшей внесения корректив в программу выпуска средних танков. Кроме того, в ходе эксплуатации машин первой серии выявился ряд недостатков, устранить которые попытались на следующей модификации - М2А1. Эту машину оснастили более мощным 400-сильным двигателем Wright R975 ЕС2, а максимальную толщину брони довели до 37 мм. Несмотря на то что масса танка достигла 21 т, удельное давление уменьшилось, поскольку ширину гусеницы увеличили на дюйм - она достигла 362 мм. Главным же нововведением стала башня, заимствованная у легкого танка М2А4. Массовое производство среднего танка М2А1 - 1000 единиц - предполагалось развернуть на новом арсенале фирмы Chrysler в Детройте, но 28 августа 1940 года заказ был аннулирован.

На такое решение сильнейшее воздействие оказали события в Европе: разгром Польши и Франции, поразительные успехи германских танковых войск. Большое впечатление произвели на американских военных и технические характеристики немецких танков. На их фоне стало совершенно ясно, что, в общем-то, неплохая 37-мм пушка в качестве вооружения среднего танка совершенно бесперспективна. Имевшуюся в наличии 75-мм пушку Т7 (это орудие имело баллистику и боеприпасы идентичные 75-мм французской пушке 1897 года, принятой на вооружение американской армии во время Первой мировой войны) разместить в башне, заимствованной от легкого танка, было невозможно. Тут-то и возникла идея установить ее в правом бортовом спонсоне танка М2А1, естественно осуществив при этом необходимые переделки. Пригодился и опыт с танком Т5Е2. 13 июня 1940 года тактико-технические требования к новому танку утвердил Департамент вооружений, а спустя месяц он был стандартизирован под обозначением М3. Полноразмерный же деревянный макет для показа представителям танковых войск и промышленности изготовили в арсенале Рок-Айленд как раз в конце августа 1940 года. Строго говоря, заказ на М2А1 просто заменили заказом на М3.

Однако не годившийся для боевого использования М2А1 вполне подходил для учебных целей. Поэтому Рок-Айлендскому арсеналу заказали 126 машин этого типа. К их выпуску приступили в декабре 1940 года. Производство шло медленно, а в августе 1941 года после изготовления 94 машин совсем прекратилось.

Танки М2 и М2А1 использовались в учебных целях в Форт-Ноксе и Форт-Беннинге вплоть до конца 1942 года, когда окончательно были сняты с вооружения. Сведениями об их участии в боевых действиях автор не располагает. Последними исследованиями не подтверждается также и информация о поставке нескольких машин М2 в СССР по ленд-лизу. Скорее всего, имела место ошибка (или опечатка) в одном из советских документов тех лет.

012-е фото
Средний танк М2А1.

013-е фото
Полноразмерный макет среднего танка М3 рядом с танком М2А1. У макета носовая часть корпуса такая же, как и у М2А1, чего не было на серийных машинах.

Что же касается среднего танка М3, то Департамент вооружения дал 60 дней для окончания всех проектных работ. Одновременно с этим быстрыми темпами шло возведение цехов Детройтского танкового арсенала. По мере готовности проектной документации в Рок-Айленде шло изготовление узлов и агрегатов пилотного образца. Одной из наиболее крупных деталей была литая башня. По изготовлении ее отправили на Абердинский полигон, где после монтажа вооружения установили на средний танк М2 и 20 декабря 1940 года продемонстрировали армейскому командованию.

Проектирование завершилось 1 февраля 1941 года. Первый прототип изготовили быстро, и 13 марта он, правда, еще без башни, прошел первые испытания на заводском полигоне Рок-Айленда. Затем машину отправили на Абердинский полигон, где после монтажа башни, начались полномасштабные испытания. Вскоре на полигон начали прибывать и танки, собранные на других заводах. Так, 5 мая 1941 года сюда доставили первый М3 с Детройтского танкового арсенала.

014-е фото
Первый серийный танк М3, изготовленный арсеналом Рок-Айленд. Абердинский полигон, март 1941 года.

В начале лета 1941 года серийное производство М3 началось на заводах сразу пяти фирм: American Locomotive Company, Chryslers Detroit Tank Arsenal, Pressed Steel Car Company, Pullman Standard Car Company и Baldwin Locomotive Works. За полтора года выпуска конструкция М3 заметных изменений не претерпела. На машинах более поздних выпусков посадочную дверь в левом борту корпуса сначала начали заваривать, а потом и вовсе ликвидировали. Что же касается вентиляторов, то с ними имел место обратный процесс. На первых серийных М3 вытяжных вентиляторов вообще не было. Вскоре появился один на крыше отделения управления, затем к нему добавился второй - на крыше боевого отделения. И, наконец, на танках последних выпусков установили вентилятор еще и в крыше башни.

Следует отметить, что только первые две из упомянутых фирм выпускали собственно М3. Из цехов остальных предприятий выходили машины, предназначенные для английской армии.

Поражение британских войск на Европейском континенте и потеря ими почти 2/3 своих танков заставили англичан обратиться за помощью к своему заокеанскому союзнику. Быстро восполнить потери за счет собственного производства Великобритания не могла. В конце июня 1940 года с берегов «туманного Альбиона» в США прибыла специальная миссия. Предложение развернуть на американских заводах производство английских танков не вызвало у американцев никакого энтузиазма. Вызвано это было отнюдь не чувством патриотизма, а вполне прагматическими соображениями. В условиях готовящегося германского вторжения на Британские острова у американцев совсем не было уверенности в развитии событий в пользу Англии, поэтому загружать свои заводы производством боевой техники, не соответствующей американским стандартам, они не хотели. Речь могла идти только о поставках американских боевых машин. Этому способствовало и принятие 11 марта 1941 года закона о ленд-лизе, действие которого в тот же день было распространено на Великобританию.

Однако англичане настояли на внесении изменений в первоначальный проект танка. В частности их не устраивала слишком большая высота М3. По английскому проекту изготовили новую литую башню, которая была ниже и шире стандартной, но имела тот же диаметр погона. Вместо командирской башенки ограничились круглым вращающимся двухстворчатым люком. Высота при этом снизилась всего на 102 мм. Английскую радиостанцию № 19 разместили в кормовой нише башни. По бортам кормовой части корпуса разместили ящики для снаряжения, а с правого борта башни - 50,8-мм мортирки для запуска дымовых гранат. Поскольку танки предназначались в основном для действий в Африке их оборудовали крыльями специальной формы, уменьшавшими облако пыли от гусениц. Переделанный таким образом М3 получил официальное английское название Grant I. При этом стандартный американский образец не лишенные юмора англичане назвали Lee I, присвоив таким образом вариантам одного и того же танка имена американских генералов, воевавших друг с другом во время Гражданской войны в США. Всего было изготовлено 1685 танков Grant I.

015-е фото
Танки М3 в сборочном цехе фирмы Chrysler. Август 1942 года.

016-е фото
М3.

Помимо основной и самой многочисленной модификации - М3 (выпущено 4924 единицы, включая Grant I), существовали и другие. Причем их выпуск обуславливался не совершенствованием конструкции, а использованием других технологий, а также иных узлов и агрегатов. С июня 1941 по декабрь 1942 года в производстве состояли шесть модификаций танка М3:

М3 - базовый вариант с клепаным корпусом и звездообразным карбюраторным двигателем Continental;

М3А1 - литая верхняя часть корпуса;

МЗА2 - М3 со сварным корпусом;

МЗАЗ - МЗА2 с дизельной силовой установкой General Motors 6046 G-71;

МЗА4 - двигатель Chrysler А57 Multibank;

M3A5 - М3 с дизелем General Motors 6046 G-71.

ПРОИЗВОДСТВО ТАНКОВ М3 РАЗЛИЧНЫМИ ФИРМАМИ

017-е фото
018-е фото
Отгрузка танков М3 на заводе Detroit Arsenal фирмы Chrysler.

019-е фото
Танк М3 (вид сверху): 1 - установка спаренных пулеметов Browning М1919А4; 2 - сигнал; 3 - фара; 4 - 75-мм пушка; 5 - спонсон 75-мм пушки; 6 - перископ; 7 - боковой люк; 8 - верхний люк; 9 - вентиль отключения правого вертикального бака; 10 - люки заливных горловин топливных баков; 11 - вентиль отключения правого горизонтального бака; 12 - пулемет Browning М1919А4, спаренный с 37-мм пушкой; 13 - выхлопная труба двигателя зарядного агрегата; 14 - вентиль отключения левого вертикального бака; 15 - вентиль отключения левого горизонтального бака; 16 - защитная решетка; 17 - сигнальный лючок; 18 - входной люк; 19 - пулемет Browning М1919А4; 20 - ребро жесткости; 21 - 37-мм пушка.

 

«ТРЕХЭТАЖНЫЙ» АМЕРИКАНЕЦ СТАЛИНА. Танк М3 «Генерал Ли»/«Генерал Грант» / Михаил Барятинский : Яуза : Эксмо, 2011. - (Серия «Война и мы. Танковая коллекция»)

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

Средний танк М3 был создан на основе среднего танка М2А1 с использованием практически всех узлов и агрегатов силовой установки, трансмиссии и ходовой части последнего.

КОРПУС собирался из плоских броневых листов на каркасе из уголков с помощью клепки, причем лобовые листы имели сравнительно большие углы наклона, бортовые же располагались вертикально. Носовая часть корпуса - литая, состояла из трех деталей, соединяемых между собой болтами. Отливка носовой части одновременно служила картером дифференциала и бортовых передач. Болтовое крепление облегчало разборку носовой части для демонтажа этих агрегатов и коробки передач. В нижнем лобовом листе подбашенной коробки, с левой стороны, имелась амбразура для установки маски спаренных курсовых пулеметов. В правой части верхнего лобового листа располагался люк механика-водителя со смотровым прибором. Для посадки и высадки экипажа в бортах корпуса имелись прямоугольные двери с лючками со смотровыми приборами. Над правой гусеницей в лобовой части танка был установлен спонсон, представлявший собой отливку специальной формы, соединявшуюся стыковым заклепочным швом с лобовыми листами корпуса и подбашенной коробкой. Крыша корпуса над отделением управления и боевым отделением состояла из горизонтальных броневых листов, соединенных между собой и с корпусом танка заклепочным швом.

027-е фото
Носовая часть корпуса танка М3. В правой части верхнего лобового листа расположен смотровой люк механика-водителя. Под откинутой броневой крышкой хорошо видно защитное стекло триплекс, оборудованное стеклоочистителем. В бортовом листе размещен смотровой лючок. Такие же лючки расположены в башне и командирской башенке.

Для жесткости и защиты погона башни к крыше с наружной стороны были приклепаны две тавровые балки: одна - поперек, а другая - вдоль корпуса танка. В крыше отделения 75-мм пушки имелся люк для посадки экипажа.

Крыша над моторным отделением выполнялась съемной. Кроме того, с учетом специфики конструкции двигателя для облегчения его обслуживания имелись двухстворчатый люк в кормовом листе корпуса и люк в днище. Вдоль бортов моторного отделения, над гусеницами, к бортовым листам были приклепаны броневые коробки, в которых помещались топливные баки. Одновременно эти коробки являлись воздушными коридорами для подвода воздуха из боевого отделения к воздухоочистителям двигателя.

БАШНЯ танка литая, цилиндрическая, устанавливалась на шариковой опоре над боевым отделением и была смещена влево от продольной оси танка. В скошенной передней части башни в маске устанавливались пушка, пулемет и перископический прицел. В бортах башни имелись смотровые лючки со стеклоблоками, закрывавшиеся снаружи броневыми крышками. На крыше башни размещалась командирская башенка цилиндрической формы, смещенная влево от центра башни. В командирской башенке устанавливались пулемет и призматический смотровой прибор. В ее крыше имелся люк с двухстворчатой крышкой.

Поворот башенки производился вручную, независимо от поворота башни.

Вращение башни осуществлялось как вручную, так и с помощью гидравлического механизма поворота.

028-е фото
Установка 75-мм пушки в спонсоне. На ствол орудия надет дополнительный броневой щит, на линейных серийных танках не применявшийся.

029-е фото
Интерьер боевого отделения танка М3. Вид на правый борт.

ВООРУЖЕНИЕ. На танке М3 в спонсоне в броневой маске М1 на цапфах устанавливалась 75-мм пушка М2 с длиной ствола 28,5 калибра. Затвор - вертикально-клиновой. Масса качающейся части пушки без бронировки - 355 кг.

Подъемный и поворотный механизмы пушки М2 были смонтированы на броневых масках артсистемы и корпуса танка. С помощью подъемного механизма пушке придавались углы возвышения от -9° до +18°. Поворотный механизм обеспечивал наведение по горизонту в пределах 32°.

Спусковой механизм состоял из электрического и механического (ручного) спусков. Кнопка электроспуска была расположена на оси маховика поворотного механизма, а кнопка ручного спуска - на лобовом броневом листе корпуса.

Начальная скорость бронебойного снаряда - 590 м/с, осколочно-фугасного - 450 м/с. Наибольшая дальность стрельбы - 12 300 м. Максимальная скорострельность - 20 выстр/мин. На дистанции 500 ярдов (457 м) бронебойный снаряд М61 пробивал гомогенную броню толщиной 60 мм, расположенную под углом 30° к вертикали, на дистанции 1000 ярдов (914 м) - 55 мм и на дистанции 1500 ярдов (1372 м) - 51 мм.

030-е фото
Казенная часть и механизмы наведения 75-мм пушки (вверху). Отделение управления с установленными в нем спаренными курсовыми пулеметами (в центре). Отделение управления на танке позднего выпуска с одним курсовым пулеметом (внизу).

Для стрельбы из пушки использовался телескопический прицел М21А1, смонтированный в перископическом смотровом приборе Ml. Телескопический прицел в корпусе смотрового прибора обеспечивал ведение прицельного огня из пушки с одновременным использованием большого поля зрения смотрового прибора для отыскания целей и наблюдения за полем боя. При наблюдении в поле зрения смотрового прибора проецировалась шкала углов прицеливания телескопического прицела.

На части танков устанавливалась 75-мм пушка М3 с длиной ствола 37,5 калибра. Масса качающейся части составляла 405 кг. Начальная скорость бронебойного снаряда М51 - 620 м/с, осколочно-фугасного М63 - 460 м/с. Наибольшая дальность стрельбы - 12 740 м. На дистанции 500 ярдов (457 м) бронебойный снаряд М61 пробивал гомогенную броню толщиной 66 мм, расположенную под углом 30° к вертикали, на дистанции 1000 ярдов (914 м) - 60 мм и на дистанции 1500 ярдов (1372 м) - 55 мм.

Пушка устанавливалась в спонсоне в штатной маск-установке Ml. Механизмы наведения и приборы прицеливания были идентичны пушке М2.

В башне в маск-установке М24 была установлена 37-мм пушка М6 (на незначительном количестве машин ранних выпусков - М5) и спаренный с ней 7,62-мм пулемет Browning М1919А4. Длина ствола орудия составляла 3,5 калибра, начальная скорость бронебойного снаряда - 884 м/с. На дистанции 500 ярдов бронебойный снаряд пробивал гомогенную броню толщиной 53 мм, расположенную под углом 30° к вертикали, на дистанции 1000 ярдов - 46 мм и на дистанции 1500 ярдов - 40 мм.

031-е фото
Интерьер боевого отделения танка М3. Установка 37-мм пушки в башне.

032-е фото
Выстрелы 37-мм пушки располагались на стенках башни и подбашенной коробки.

Вертикальное наведение осуществлялось с помощью секторного подъемного механизма в диапазоне от -7° до +56°. Подъемный механизм имел выключатель ведущей шестерни, что обеспечивало свободное качание всей спаренной установки в пределах вертикального угла. Для производства выстрела спаренная установка пушки и пулемета имела самостоятельные электроспуски, кнопки которых размещались на рукоятке управления гидроприводом поворота башни. Дублирующий ручной спуск пушки располагался на люльке пушки. Для стрельбы из пушки использовался телескопический прицел М19А1, смонтированный в перископическом смотровом приборе М2.

033-е фото
Схема установки спаренных курсовых пулеметов: 1 - пулемет Browning; 2 - броневая крышка; 3 - маска пулеметов; 4 - внутренняя крышка маски; 5 - ось крепления пулемета; 6 - рычаг для придания спаренным пулеметам углов возвышения и снижения; 7 - фиксатор спаренной установки; 8 - коробка для ленты с патронами к правому пулемету; 9 - коробка для ленты с патронами к левому пулемету; 10 - кронштейн установки спаренных пулеметов; 11 - сиденье заряжающего; 12 - коробки для лент с патронами.

034-е фото
Противовес, закрепленный у дульного среза 75-мм пушки.

035-е фото
Противовес, закрепленный под стволом 37-мм пушки.

Для 75- и 37-мм пушек были разработаны гироскопические стабилизаторы наведения в вертикальной плоскости. Однако после монтажа их в танк выяснилось, что обе артсистемы оказались неуравновешенными. Для устранения этого явления пришлось устанавливать противовесы: на пушке М2 - у дульного среза, на пушке М6 - под стволом. Для 75-мм орудия М3, имевшего более длинный ствол, противовес не потребовался. Испытания, проходившие в апреле 1941 года, показали высокую эффективность стабилизаторов. Так, например, при скорости 16 км/ч и интенсивном маневрировании экипаж поразил 60 % целей из 37-мм пушки на дистанции 200-700 ярдов с первого выстрела. Результаты испытаний и устранение «детских болезней» стабилизаторов стали причиной принятия их на вооружение в июне 1941 года. С января 1942 года они стали устанавливаться на все серийные танки М3.

Помимо спаренного пулемета вооружение танка включало еще три 7,62-мм пулемета Browning М1919А4. В отделении управления танка в неподвижной броне-маске на кронштейне были смонтированы два спаренных курсовых пулемета. Кронштейн был соединен с пружинным амортизатором и имел рычаг, с помощью которого угол возвышения изменялся до +9°, склонения до - 4°. Горизонтальное наведение осуществлялось поворотом танка. Управление огнем пулеметов производилось механиком-водителем, у которого на рычагах управления имелись гашетки электроспусков. Еще один пулемет Browning М1919А4 был установлен в цилиндрической маске командирской башенки вместе со смотровым прибором. Маск-установка допускала наведение пулемета по вертикали в пределах -13° до +60°. Прицельных приборов этот пулемет не имел.

В качестве личного оружия экипажа в танке укладывались два 11,43-мм пистолета-пулемета M1 Thompson.

Боекомплект танка по данным, приводимым в иностранных источниках, состоял из 50 выстрелов калибра 75 мм, 178 выстрелов калибра 37-мм и 9200 7,62-мм патронов. В «Кратком руководстве службы» танка М3, изданном в СССР в 1942 году, приводятся другие данные боекомплекта: 41 выстрел калибра 75 мм, 137 - 37 мм, 8000 патронов к пулеметам и 1000 патронов (20 дисков) к пистолетам-пулеметам Thompson.

036-е фото
Вид снизу на командирскую башенку с установленным в ней пулеметом Browning М1919А4. Маловероятно, что при таком его размещении командир мог вести из пулемета прицельный огонь.

037-е фото
М3А1.

ДВИГАТЕЛЬ и ТРАНСМИССИЯ. В кормовой части танка с небольшим наклоном вперед устанавливался 9-цилиндровый четырехтактный, звездообразный, карбюраторный двигатель Wright Continental R-975-EC2 воздушного охлаждения мощностью 340 л.с. при 2400 об/мин. Рабочий объем 15 938 см3. Диаметр цилиндра 127 мм. Ход поршня 139,8 мм. Степень сжатия 6,3.

В качестве топлива использовался авиационный этилированный бензин с октановым числом не ниже 92. В Красной Армии допускалось использование бензина с октановым числом 87. Емкость четырех топливных баков составляла 660-670 л. Подача топлива - принудительная, топливный насос коловратного типа. Карбюратор Stromberg NA-R9D. Специальная инструкция ГБТУ Красной Армии по эксплуатации танков иностранных марок в числе прочего категорически запрещала засос или продувание бензопроводов ртом, мытье рук или деталей в этилированном бензине.

Система смазки - циркуляционная, под давлением, с сухим картером.

038-е фото
Схема расположения вооружения в башне танка: 1 - 37-мм пушка; 2 - маск-установка; 3 - отверстие для установки перископического прицела; 4 - маховичок механизма поворота башни; 5 - рукоятка затвора пушки; 6 - пулемет Browning М1919А4; 7 - сиденье наводчика; 8 - сиденье командира танка; 9 - сиденье заряжающего.

039-е фото
Экспериментальная установка трех вентиляторов на М3. Обращает внимание вентилятор на крышке люка боевого отделения.

Пуск двигателя осуществлялся электростартером. Система зажигания обеспечивалась двумя магнето типа Bendix-Scintilla VAG 9DFA с автоматическим опережением. Пуск двигателя представлял собой непростой процесс. Вот как он описан в соответствующей инструкции по эксплуатации среднего танка М3с, изданной в СССР: «Звездообразный двигатель воздушного охлаждения имеет некоторые особенности при запуске. Два нижних цилиндра его находятся в наиболее неблагоприятных условиях. Масло и часть несгоревшего горючего стекают в камеры сгорания, что затрудняет проворачивание коленчатого вала двигателя; применяя же силу, можно привести в негодность двигатель.

040-е фото
Панель приборов, органы управления и сиденье механика-водителя (спинка откинута вперед).

041-е фото
Танк М3 поздних выпусков. Такое заключение можно сделать по отсутствию дверей в бортах корпуса и наличию 75-мм пушки М3.

Для заводки двигателя нужно отключить аккумуляторные батареи, повернув выключатель на 90°, и потянуть его кверху. Выключатель находится сзади сиденья пулеметчика, под полом башни. За сиденьем расположены два выключателя: передний - выключатель аккумуляторов; задний - выключатель ВКУ башни.

Рычаг коробки перемены передач нужно поставить в нейтральное положение, а коленчатый вал двигателя повернуть на 1-2 оборота при помощи ручного механизма. Если коленчатый вал двигателя не повертывается, нужно спустить масло из двух нижних цилиндров, вывернуть свечи и промыть их в бензине.

042-е фото
Моторное отделение (план): 1 - карданный вал; 2 - масляный бак; 3 - топливораспределительный кран; 4 - правый вертикальный топливный бак; 5 - окно воздухопритока; 6 - правый горизонтальный топливный бак; 7 - кожух двигателя; 8 - передняя опорная труба; 9 - крышка клапанного механизма; 10 - поперечина; 11 - окно воздухопритока; 12 - воздушный фильтр; 13 - глушитель; 14 - масляный фильтр; 15 - топливный редукционный клапан; 16 - дверцы моторного отделения; 17 - перегородка моторного отделения; 18 - левый вертикальный топливный бак; 19 - левый горизонтальный топливный бак; 20 - топливный бак двигателя вспомогательного агрегата; 21 - окно воздухопритока; 22 - вспомогательный агрегат; 23 - кожух подвода обогревающего воздуха.

043-е фото
Двигатель Wright Continental R-975EC-2.

Подготовив двигатель к пуску, открывают топливные краны, которые находятся у перегородки моторного отделения с правой стороны под масляным баком. Включают выключатель аккумуляторных батарей. Затем ставят рычаг ручного газа, который расположен слева от водителя, вперед на 1/10 сектора. Повернув запорную рукоятку пускового бензонасоса вверх, делают 3-4 полных качания. Рычажок включения магнето ставят в положение «ВОТН» (оба магнето включены).

Чтобы запустить двигатель, необходимо одновременно включить рычажки стартера и пусковой бобины. Рычажок стартера нужно повернуть к метке «Б», рычажок бобины - к метке «В». При первой вспышке оба рычажка немедленно выключить.

Набирать обороты следует постепенно, плавно нажимая на педаль акселератора. Прогрев двигателя производят при 800 об/мин. до температуры 37°C или 100°Ф (Ф - по Фаренгейту - Прим. автора).

После заводки двигателя давление масла должно постепенно повышаться от 30 ф/дм2 до 80 - 100 ф/дм2.

Вентилятор двигателя при включении трансмиссии не выдерживает резкого перехода от одних оборотов к другим, лопасти вентилятора при резких оборотах ломаются».

Трансмиссия танка состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, смонтированного внутри маховика двигателя, карданного вала, пятискоростной коробки передач с синхронизаторами и механизмом горного тормоза, механизма поворота (двойной дифференциал типа Клетрак) и бортовых передач.

044-е фото
Демонтаж двигателя из танка Grant I.

045-е фото
Носовая часть корпуса танка с трансмиссией.

046-е фото
Компоновка танка М3: 1 - курсовой пулемет Browning; 2 - коробка передач; 3 - 75-мм пушка; 4 - рычаг управления; 5 - прибор наблюдения механика-водителя; 6 - сиденье механика-водителя; 7 - сиденье наводчика 75-мм пушки; 8 - перископический прибор наблюдения; 9 - 37-мм пушка; 10 - шаровая установка 37-мм пушки; 11 - пулемет Browning; 12 - командирская башенка; 13 - сиденье командира танка; 14 - башня; 15 - сиденье заряжающего 37-мм пушки; 16 - топливный бак; 17 - ВКУ; 18 - воздухоочиститель; 19 - глушитель; 20 - направляющее колесо; 21 - двигатель; 22 - карданный вал; 23 - тележка подвески; 24 - рычаг стояночного тормоза; 25 - ведущее колесо.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ применительно к одному борту состояла из шести одинарных обрезиненных опорных катков, сблокированных попарно в три балансирные тележки, подвешенные на двух вертикальных буферных пружинах каждая; трех поддерживающих катков, направляющего колеса с кривошипным натяжным механизмом и ведущего колеса переднего расположения со съемными зубчатыми венцами. Гусеницы резинометаллические или металлические мелкозвенчатые цевочного зацепления по 79 траков каждая. Ширина трака резинометаллической гусеницы Т41 - 406 мм, металлической Т49 и резино-металлических Т48 и Т51 - 421 мм, шаг трака - 152 мм.

047-е фото
Тележка подвески: 1 - кронштейн тележки; 2 - опорные катки; 3 - коромысла; 4 - двуплечие рычаги; 5 - пружины; 6 - поддерживающий каток.

048-е фото
Тележки подвески ходовой части танка М3.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 24 В. На танке имелись два генератора: один (основной) служил для питания всех потребителей электроэнергии и подзарядки стартерной батареи и приводился в движение от двигателя танка. Другой (дополнительный) служил для подогрева воздуха при прогреве двигателя танка перед его запуском и для зарядки аккумуляторов в особых случаях. Этот генератор имел привод от специального одноцилиндрового двухтактного двигателя внутреннего сгорания и являлся одновременно стартером при запуске последнего. Потребители электроэнергии: электростартер, электромотор механизма поворота башни, радиостанция и переговорное устройство, электромоторы вентиляторов, контрольные приборы и т. д.

ПРОТИВОПОЖАРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. На танке имелся стационарный огнетушитель, установленный под полом боевого отделения с левой стороны. Переносные огнетушители установлены в башне и в передней части танка справа.

СРЕДСТВА СВЯЗИ. На танке в левом спонсоне устанавливалась радиостанции SCR-508, а в правом - SCR-506 (только на командирских танках). УКВ-радиостанция SCR-508 обеспечивала связь на дальности 10-20 км, а более мощная SCR-506 - на дальности 60 км в голосовом режиме и 120-160 км в телеграфном. Такими радиостанциями оснащались только танки армии США. В СССР по ленд-лизу было поставлено всего три комплекта SCR-508, по всей видимости, для изучения.

Как известно, советские танки во время войны использовали диапазон 4...6 МГц и амплитудную модуляцию, то есть американские танковые радиостанции SCR-508 с диапазоном 20...28 МГц были абсолютно несовместимы с советскими. Поэтому все, поставлявшиеся в СССР американские танки оснащались английскими радиостанциями № 19, которые полностью перекрывали диапазон частот танковых радиостанций советского производства, то есть могли без доработок использоваться на фронтах Великой Отечественной войны. Радиостанция № 19 обеспечивала связь в КВ-диапазоне на дальности до 16 км, а в У КВ-диапазоне, на дальности до 1,5 км.

049-е фото
Судя по фотографии, силовая установка и ходовая часть среднего танка М3 обеспечивали ему неплохую подвижность.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА М3

050-е фото

 

«ТРЕХЭТАЖНЫЙ» АМЕРИКАНЕЦ СТАЛИНА. Танк М3 «Генерал Ли»/«Генерал Грант» / Михаил Барятинский : Яуза : Эксмо, 2011. - (Серия «Война и мы. Танковая коллекция»)

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Северная Африка 1941-1943

Как и легкий танк М3 «Стюарт» его «старший брат» средний танк М3 получил боевое крещение в Северной Африке в составе 8-й английской армии. До конца марта 1942 года на американских заводах было изготовлено 666 средних танков «Грант I», значительную часть которых сразу отправили в Египет. На британских тыловых ремонтных базах в Тэль-эль-Кэбире и Эль-Абассии танки получили ящики ЗИП английского образца, радиостанции № 19, маскировочные сети и крылья специальной формы, уменьшавшие облако песчаной пыли от гусениц. Кроме того, боевые машины перекрасили в пустынный камуфляж. Здесь же американские инструкторы обучали английские экипажи.

В это время на Североафриканском театре военных действий установилось затишье. Обе стороны использовали это время для наращивания сил. Так, до конца мая 1942 года танковые части ХХХ-го британского корпуса - 4-я бригада 7-й танковой дивизии, а также 2-я и 22-я бригады 1-й танковой дивизии получили 167 «грантов».

26 мая 1942 года началось сражение у Газалы. В нетипичный для наступления час - 14.00 - германо-итальянские части пошли во фронтальную атаку на английские позиции. В их тылу двигались «пылевики» - грузовики с установленными в кузовах авиамоторами, от которых поднимались такие тучи пыли, что английская разведка решила, что перед нею целая танковая армия. В этом и заключалась хитрость. Британцы должны были поверить, что Роммель атакует их в лоб, бросив все силы против северного и центрального участков позиции у Газалы. К вечеру 26 мая англичане действительно поверили в это. В действительности же немецкие войска в ночь на 27 мая совершили обходной маневр с юга, через пустыню, в обход Бир-Хакейма, и вышли в тыл обороны противника.

Двигавшийся в передовых порядках наступающих 8-й немецкий танковый полк первый столкнулся с англичанами, по иронии судьбы тоже с 8-м полком, только Королевским Ирландским гусарским. В состав последнего входили 24 «гранта» и 20 «стюартов». Пользуясь преимуществом в подвижности своих боевых машин и лучше налаженным взаимодействием, немцы сумели организовать фланговую атаку и разгромили 8-й гусарский полк.

115-е фото
Крейсерский танк Lee I (М3). Еще до начала производства танков Grant в британские войска в Северной Африке поступило некоторое количество таких боевых машин.

116-е фото
Выгрузка танка Grant I в Ливерпульских доках. 1942 год. Обращает на себя внимание полная герметизация всех отверстий и щелей при перевозке через Атлантический океан.

На поле боя англичане оставили почти все «стюарты» и 19 «грантов». Другой полк 4-й английской танковой бригады - 3-й Королевский танковый - по крайней мере получил время, чтобы подготовиться и атаковать.

Поначалу все, что видели немцы, - это несколько черных точек на горизонте. Они уверенно пошли в атаку. С обеих сторон раздались первые выстрелы. Словно наткнувшись на невидимую стену, остановился один немецкий танк, затем - другой, третий! В чем дело! Как могло случиться, что англичане били с большей дистанции, чем немцы? Вот еще одно прямое попадание в немецкий Pz.III! Командиры немецких танков вглядывались в окуляры полевых биноклей, но силуэты впереди не были им знакомы. Один из британских танков сбросил маскировку, и стало видно, что это машины совершенно нового типа.

Появление на поле боя «грантов» стало для немцев неприятным сюрпризом. Бронебойные снаряды 75-мм пушки уверенно поражали немецкие танки на дистанции до 1100 м, а для итальянских хватало и осколочно-фугасных снарядов, выпущенных с еще большей дистанции - 2750 м. Роммелю нечего было противопоставить новым американским танкам, в его распоряжении были только четыре средних танка Pz.IV с длинноствольными 75-мм пушками, но к ним не было бронебойных снарядов!

117-е фото
Разгрузка танков Grant в Александрии. Февраль 1942 года.

118-е фото
Размещение элементов «пустынного» снаряжения на корпусе танка Grant.

Положение 8-го немецкого танкового полка осложнялось тем, что 33-й полк штурмовой артиллерии не сумел поддержать его наступление. Однако атаку 8-го полка поддержал 5-й танковый полк 21-й танковой дивизии. Эрвин Роммель вместе с генералами Нерингом и фон Беретом выдвинулся в боевые порядки, чтобы лично командовать войсками. «Гранты» нанесли немцам тяжелые потери, было подбито около 30 танков. Но, используя более гибкую тактику и умело применяясь к рельефу, Африканский корпус прорвал позиции 4-й танковой бригады. 3-й Королевский танковый полк потерял 16 «грантов» и начал отступать в направлении Эль-Адема.

Во второй половине дня весь район между Маабус-эр-Ригелем, Эль-Адемом и Бир-Хакеймом превратился в невообразимую свалку. Африканский корпус был атакован с востока 2-й танковой, с северо-запада - 22-й танковой, а с запада - 1-й армейской танковой бригадами. Роммель оказался в котле.

Однако вскоре британские атаки захлебнулись, соединения потеряли единый строй и атаковали разрозненными частями. Тем временем большая часть германских транспортных колонн с топливом и снабжением отошла на юго-запад, но танковые части Африканского корпуса упрямо пытались пробиться на север. Генерал Вальтер Неринг впоследствии так обрисовал обстановку: «В 16.00 началась атака силами около 65 танков на фланге продвигавшейся на север 15-й танковой дивизии.

119-е фото
120-е фото
В рамках мероприятий по дезинформации противника часть «грантов» была оснащена съемными комплектами, визуально превращавшими танк в грузовой автомобиль. С большого расстояния и с воздуха «вычислить» танковую колонну было нелегко (вверху и внизу).

Батальон, отправленный на прикрытие нашего левого фланга, был стерт с лица земли. Положение дивизии, танки которой находились далеко впереди, равно как и всего Африканского корпуса, в короткое время сделалось критическим».

В таких ситуациях случается, что решительность одного человека способна обратить поражение в победу. В данном случае таким человеком оказался командир 135-го зенитно-артиллерийского полка полковник Вольц. Вот что он написал в своих воспоминаниях: «Мы ехали долго и в итоге наткнулись на спасавшуюся от противника колонну грузовиков штаба корпуса, которых самих смял транспорт бегущего дивизионного штаба. В этом хаосе я заметил несколько 88-мм пушек. Мы помчались через толпы солдат и вдруг столкнулись нос к носу с Роммелем. Он вставил мне «фитиль» и сказал, что зенитчики целиком и полностью ответственны за всю катавасию, потому что не стреляли. Я заставил себя собраться и побежал к орудиям, остановил их и отобрал три 88-миллиметровки: В два счета я остановил еще половину тяжелой зенитной батареи оперативного штаба корпуса. Внезапно на расстоянии 1500 м появилась вражеская бронетехника - от 20 до 40 танков. Они преследовали обращенный в бегство транспорт Африканского корпуса, не располагавший артиллерийским прикрытием и оказавшийся беззащитным перед лицом атаки танков противника. В центре хаоса находился Роммель, штаб Африканского корпуса, полковые штабы, грузовики разведки - словом, нервный центр передовых боевых частей.

121-е фото
Grant I.

122-е фото
Командующий 8-й английской армией генерал Монтгомери в башне танка Grant I наблюдает за полем боя.

123-е фото
Танк Grant I после показательных стрельб из 75-мм пушки. Северная Африка, март 1942 года.

Казалось, сейчас все решится - катастрофа неизбежна. В рекордное время мы вывели на позиции наши орудия. Как только я увидел, что можно стрелять, я приказал открывать огонь. Мы должны были стрелять как можно быстрее и точнее. Огонь! Снаряды помчались к цели. Первое прямое попадание. Британец встал. Танки, которые двигались на нас, повернули назад. Но вот они изготовились для новой атаки. «Зенитки - фронтом! - закричал генерал Неринг. - Вольц, вы должны построить зенитки фронтом, задействовать все имеющиеся пушки для обеспечения фланговой обороны». Мы почувствовали воодушевление. К счастью, появился майор Гюрке со второй тяжелой батареей. Через полчаса прибыл адъютант штаба армии с тяжелыми батареями, принадлежавшими армейской оперативной части, получавшей приказы лично от Роммеля.

В обстановке крайней спешки против британской бронетехники был образован фронт зениток протяженностью около трех километров».

124-е фото
Танки Grant и Stuart накануне сражения у Газалы.

125-е фото
Легкие немецкие танки Африканского корпуса, такие как этот горящий Pz.I, были бессильны против «грантов».

Не успел Вольц поставить орудия на позиции, как атака возобновилась. Шестнадцать 88-мм зенитных орудий осыпали снарядами приближавшиеся английские танки. Одна из пушек выпустила три снаряда с дистанции 1600 м и прямым попаданием накрыла «Грант». Новые американские танки не могли противостоять таким ударам. Немцы стреляли и стреляли. Когда стемнело, на поле боя пылали 24 «гранта». Справедливости ради следует отметить, что наряду с 88-мм зенитками, самым эффективным средством борьбы с «фантами» на дальних дистанциях были находившиеся в распоряжении немецких артиллеристов трофейные советские 76-мм пушки Ф-22, как в буксируемом, так и в самоходном вариантах.

В течение лета 1942 года «гранты» активно использовались в боевых действиях различными соединениями и частями 8-й английской армии. Причем, как и ранее, американские средние танки эксплуатировались совместно с боевыми машинами других марок, что не могло не создать определенных трудностей. Так, например, в конце августа в 10-й танковой дивизии имелось 64 «гранта» и 15 «крусейдеров», в 22-й танковой бригаде - 94 «гранта», 54 «крусейдера» и 40 «стюартов». К началу второго сражения у Эль-Аламейна 23 октября 1942 года в 8-й армии насчитывалось 253 средних танка «Грант», что составляло 17 % танкового парка армии. Распределены они были весьма неравномерно. Больше всего «грантов» имелось в 22-й танковой бригаде (54 «гранта», 48 «крусейдеров», 16 «стюартов»), 8-й танковой бригаде (57 «грантов», 31 «шерман», 52 «крусейдера») и 9-й танковой бригаде (37 «грантов», 36 «шерманов», 49 «крусейдеров»).

126-е фото
Крейсерский танк Grant I в бою. Район Эль-Газалы, май 1942 года.

Как видно к началу решающего сражения в Северной Африке все возрастающую конкуренцию «Гранту» составлял другой, более современный и эффективный американский танк - «Шерман». Потери «грантов», а к 23 декабря 1942 года они составили 350 боевых машин, восполнялись уже «шерманами». Поэтому в начале января в британских войсках на этом театре оставался только 131 «Грант», а спустя месяц - 88. На этом боевая карьера «грантов» в войсках 8-й английской армии завершилась.

127-е фото
Grant I преодолевает противотанковый ров по проходу, проделанному саперами. Эль-Аламейн, 23 октября 1942 года.

128-е фото
Колонна танков «Грант» 1-й английской танковой дивизии преодолевает потоки грязи после ливня. Дождь, начавшийся 6 ноября 1942 года, помог войскам Роммеля избежать окончательного разгрома после сражения у Эль-Аламейна.

8 ноября 1942 года на Африканский континент высадились американские войска. Основными средними машинами в танковых дивизиях армии США к тому времени уже были «шерманы». Исключение составляла 1-я танковая дивизия, которая в мае 1942 года морем была доставлена в Северную Ирландию. Все четыре батальона средних танков в обоих танковых полках дивизии имели на вооружении М3 «Ли». Лишь незадолго до высадки в Марокко 2-й и 3-й батальоны 1-го танкового полка перевооружили «Шерманами». 2-й и 3-й батальоны 13-го танкового полка сохранили на вооружении М3.

129-е фото
Учения подразделений 1-й американской танковой дивизии. Северная Ирландия, май 1942 года.

130-е фото
Средний танк М3 1-й танковой дивизии у Кассерина, 20 февраля 1943 года.

Боевое крещение они получили 28 ноября, когда 2-й батальон 13-го танкового полка поддерживал атаку Нортхэмптонширокого полка английской пехоты. Атака оказалась неудачной. Американские танки попали под прицельный огонь замаскированных немецких противотанковых пушек и были вынуждены вернуться на исходные позиции. Этот бой оказался первым в целой серии крайне неудачных для американцев боевых столкновений с ветеранами Африканского корпуса. Апогеем этой серии стал разгром 1-й танковой дивизии в феврале 1943 года в ходе наступления немецкой 5-й танковой армии, более известного как сражение в проходе Кассерин. 14 и 15 февраля практически полностью были уничтожены оба батальона средних танков 1-го танкового полка.

131-е фото
М3 из 13-го танкового полка, подбитый в проходе Кассерин.

132-е фото
Один из немногих уцелевших М3 из 2-го батальона 13-го танкового полка. Тунис, 1943 год.

Такая же участь постигла М3 из 3-го батальона 13-го танкового полка. И лишь его 2-му батальону повезло больше. 17 февраля из засады танкам М3 «Ли» удалось подбить пять немецких танков, спустя четыре дня вместе с подошедшими на выручку американцев английскими частями они участвовали в успешном отражении атак противника на Джебель-эль-Хамру. Впрочем и это подразделение от полного уничтожения спас только начавшийся отход немецких частей.

На вооружении 1-й танковой дивизии средние танки М3 сохранялись вплоть до конца боев в Тунисе. По состоянию на начало мая 1943 года в ней имелся еще 51 танк этого типа. Перед переброской дивизии в Англию эти машины передали частям Свободной Франции. В боевых действиях на Европейском континенте средние танки М3 участия не принимали.

Острова Тихого океана и Юго-Восточная Азия. 1942-1945

В феврале 1942 года пала английская крепость Сингапур. После этого 15-я японская армия начала наступление в Бирме. 5-я, 6-я и 66-я китайские дивизии отступили в Китай. Британские войска, под командованием генерала Г. Александера, отступали в Индию, практически не оказывая сопротивления. 8 марта пал Рангун, 1 мая - Мандалай. Всего в Индию вышло 12 тысяч человек, причем при переходе через перевал Чин было брошено все вооружение. Для обороны Индии генерал А. Уэйвел сформировал одну английскую и шесть индийских дивизий, которые свел в два армейских корпуса. В это же время был сформирован Индийский танковый корпус. В его состав вошли 31-я танковая дивизия, вооруженная танками «Грант» и «Стюарт», 32-я танковая дивизия («Грант», «Ли» и «Стюарт») и 43-я танковая дивизия («Грант» и «Ли»). С 1943 года средние танки М3 вступили в бой в джунглях Бирмы. Здесь массовое применение танков, как в пустыне, было невозможно. Поэтому их использовали небольшими подразделениями, а то и поодиночке, для поддержки пехоты. В Бирме танк М3 показал себя с наилучшей стороны. Японские танки со своими 37-мм пушками не могли пробить их лобовую броню с дистанции 500 м, а сами на таком расстоянии становились жертвой 75-мм орудий. Не имела японская армия и эффективных противотанковых пушек. В бессильной злобе японские офицеры бросались на танки с саблями, пытаясь через смотровые щели поразить экипаж. В пехоте организовывали отряды смертников, которые с минами или бутылками с зажигательной смесью в руках, бросались под танки или, прячась в зарослях, пытались засунуть под гусеницы танка мины на бамбуковых шестах.

133-е фото
М3 Lee из состава 150-го полка Королевского танкового корпуса на одной из улиц г. Мандалай. Бирма, 1945 год.

Несмотря на явное количественное и качественное превосходство, англичане не спешили наступать в Бирме, перекладывая всю тяжесть боев на национальные формирования - индийские, китайские и африканские части. Бои на этом театре продолжались до середины 1945 года.

Что касается Тихоокеанского театра военных действий, американцы использовали на нем танки М3 только один раз. В конце 1943 года М3 принимали участие в боях на атолле Макин, одном из островов Гилберта. 193-й танковый батальон огнем и маневром поддерживал здесь 27-ю пехотную дивизию армии США. Находившиеся на атолле несколько японских легких танков «Ха-го» не смогли оказать серьезного сопротивления средним американским танкам.

На этом закончилась боевая карьера средних танков М3 в американской армии. Еще 1 апреля 1943 года Комитет вооружения присвоил им статус ограниченно стандартных, а спустя год и вовсе снял с вооружения. Однако в армии Австралии, например, они использовались значительно дольше. До конца 1942 года на Зеленый континент прибыли 502 «гранта» и 255 «ли».

134-е фото
М3 из 193-го танкового батальона. Остров Бутаритари, атолл Макин. 24 ноября 1943 года.

135-е фото
М3 Grant из состава 210-го танкового полка во время парада в австралийском городе Перт.

К июню 1944 года в трех австралийских танковых дивизиях насчитывалось 737 танков М3 (266 «грантов» с бензиновыми двигателями, 232 - с дизелями и 239 «ли» также с бензиновыми моторами). Некоторое количество этих машин принимало участие в боевых действиях на островах Юго-Восточной Азии. Часть М3 австралийцы оборудовали американскими бульдозерами Ml, несколько машин переделали в БРЭМ. После окончания Второй мировой войны все бензиновые «гранты» из австралийской армии были списаны. В августе 1947 года в строю оставалось 149 дизельных «грантов», правда, часть из них требовала ремонта. В 1948 году подвергся реформированию Королевский Австралийский танковый корпус. В нем сохранился только один регулярный танковый полк, вооруженный танками «Черчилль», и две резервные бригады: одна - на «грантах», другая - на «матильдах». Служба «грантов» в Австралии продолжалась вплоть до 1955 года, после чего их окончательно сняли с вооружения.

136-е фото
Модернизированный в Австралии средний танк МЗА5 Grant. Машина оборудована применявшейся только на Тихоокеанском театре военных действий специфической защитой от ручных гранат и шестовых мин.

Советско-германский фронт. 1942-1944

Кроме армии США, Великобритании и стран Содружества (Канады, Австралии и Индии) средние танки М3 поставлялись только Советскому Союзу. По американским данным, в СССР в 1942-1943 годах было отправлено 1386 танков М3, военной же приемкой ГБТУ Красной Армии было принято только 976 машин. Нестыковка налицо. В американских источниках указывается лишь суммарное число средних танков, потерянных при проводке конвоев, - 417 единиц М3 и М4. Так что либо потеряно было больше, либо отправлено меньше. Причем отправлялись только танки модификации М3, как с 75-мм пушками М2 со стабилизаторами и без них, так и с 75-мм пушками М3.

В Красной Армии танк именовался М3с - М3 «средний» и был принят без восторга, уж больно архаичной для 1942 года была его компоновка.

137-е фото
Средний танк М3с и легкие М3л из состава 241-й танковой бригады. Донской фронт, сентябрь 1942 года.

138-е фото
Средний танк М3с на улице освобожденной Вязьмы. Западный фронт, 13 марта 1943 года.

Среди достоинств машины отмечалось мощное вооружение, просторное боевое отделение и хорошая подвижность по дорогам с твердым покрытием; среди недостатков - большие габаритные размеры, прожорливость и пожароопасность бензинового авиамотора, а кроме того, невысокая проходимость по бездорожью и снегу из-за обрезиненных гусениц. Про М3с на мелодию из популярного кинофильма «Волга-Волга» советские танкисты сложили такую песенку:

«Как Америка России

Подарила эм три эс

Шуму много, толку мало,

Ростом вышел до небес».

Но были шутки и помрачнее - танки называли ВГ-7 («верная гибель семерых») или БМ-7 («братская могила на семерых»). Впрочем такие прозвища получали все танки, в том числе и отечественные, изменялась только цифра в зависимости от числа членов экипажа.

139-е фото
Колонна танков М3с 193-го отдельного танкового полка движется к передовой. Центральный фронт, июль 1943 года.

140-е фото
Танки М3с на исходных позициях. Орловское направление, 1943 год.

Одной из первых американские средние танки получила 114-я танковая бригада сформированная в феврале 1942 года в городе Слободском Кировской области. В ее состав входили два танковых батальона трехротного состава, разведрота и танки командования - всего 69 танков, мотострелковый батальон четырехротного состава, саперный взвод, зенитная батарея, рота технического обеспечения и другие службы. Бригада была укомплектована средними танками М3с и легкими танками М3л. Американским был и автомобильный парк бригады - «Форд-6», «Шевроле», «Додж», мотоциклы «Харлей». В Слободском бригада была укомплектована личным составом, а материальная часть получена в г. Горьком.

141-е фото
Танки М3с 230-го отдельного танкового полка, подбитые в бою. Воронежский фронт, 5 июля 1943 года.

142-е фото
Члены одного из экипажей 245-го отдельного танкового полка вынимают из подбитого М3с тело погибшего товарища. Орловско-Курская дуга, июль 1943 года.

Бригада принимала участие в боях под Харьковом, совместно с 64-й танковой бригадой она наносила удар в направлении Чепель - Волобуевка, дабы не допустить окружения 6-й и 57-й армий в Барвенковском выступе. По состоянию на 28 мая в 114-й танковой бригаде насчитывалось 5 танков М3с и 5 Т-60.

Танки М3с состояли на вооружении ряда частей совместно с «шерманами». Так, в 5-й гвардейской танковой бригаде Северо-Кавказского фронта на 17 января 1943 года имелось два «шермана», четыре М3с, 16 М3л и 18 «Валентайнов». Любопытно, что существовала одна часть, оснащенная танками М3с, не учтенными ни в одном документе военной приемки ГБТУ. Дело в то, что в начале 1943 года водолазами Северного флота с затонувшего транспорта было поднято 12 танков М3с, пролежавших в воде около года. В 297-м ремонтном батальоне произвели капитальный ремонт 11 машин (двенадцатый танк разобрали на запчасти), после чего их включили в состав 91-го отдельного танкового полка 4-й армии Карельского фронта. По состоянию на 27 мая 1944 года в полку насчитывалось пять БТ-5, 14 БТ-7 и 11 М3с.

Несмотря на то что пик использования М3с пришелся на лето - осень 1942 года, боевые машины этого типа использовались в войсках и в 1943 году. Накануне Курской битвы на 1 июля 1943 года в 48-й армии Центрального фронта, например, насчитывалось 85 танков М3с: в 45-м отдельном танковом полку - восемь М3л, 30 М3с и восемь самоходок СУ-76, в 193-м отдельном танковом полку - 55 М3с и три СУ-76.

143-е фото
Горящий танк М3с. Орловско-Курская дуга, июль 1943 года. На борту танка отчетливо видна надпись «А. Невский».

144-е фото
Танк М3с выдвигается к передовой. Орловское направление, лето 1943 года.

В составе 245-го отдельного танкового полка 6-й гвардейской армии Воронежского фронта имелось 12 танков М3л и 26 М3с, а в составе 230-го отдельного танкового полка - 32 М3л и 6 М3с.

230-й танковый полк вступил в бой уже днем 5 июля 1943 года. Полк был придан 52-й гвардейской стрелковой дивизии, оказавшейся на направлении главного удара 2-го танкового корпуса СС, в результате чего ее положение к 15.00 стало очень тяжелым. К этому моменту части дивизии начали испытывать острую нехватку боеприпасов, особенно артиллерийских. Подвезенные на 13 автомашинах снаряды были сожжены авиацией противника. Несмотря на это, гвардейцы, оставшиеся в окружении или сражавшиеся вне его, уничтожали живую силу противника огнем и в рукопашных схватках.

145-е фото
Сравнительные размеры танков Т-34 и М3с.

146-е фото
Немецкий солдат осматривает подбитый советский танк М3с. Зима 1943/44 г.

Последним противотанковым резервом командира дивизии остался 230-й танковый полк полковника Д.А. Щербакова. Согласно плану обороны танки одной роты полка были зарыты в землю в районе высоты 227.4, а остальные три роты сосредоточены в районе Выковки.

В складывавшейся ситуации было крайне важно дать возможность отходящим стрелковым подразделениям оторваться от преследования и закрепиться на позициях в районе села Быковка. Поэтому командир 52-й гвардейской стрелковой дивизии примерно в 15.00 бросил в бой против бронегруппы дивизии «Рейх» одну роту танков, с задачей задержать ее продвижение. По немецким данным, советские танки вступили в бой на участке примерно около 6 км севернее Березова, у высоты 233.3. Остальные две роты атаковали авангард дивизии «Лейбштандарт» в 1,5 км южнее Быковки.

147-е фото
Механик-водитель старшина Д.М. Ефремов и радист старший сержант М. Заика в своем танке М3с. 2-й Белорусский фронт, 1944 год.

148-е фото
Командир танка М3с старшина А.Н. Попов. 2-й Белорусский фронт, 1944 год.

Это был первый случай применения советской стороной танков против войск 2-го танкового корпуса СС. О нем офицер Генштаба при 6-й гвардейской армии подполковник Шамов так докладывал в Москву: «...Командиром дивизии была введена в бой рота 230-го танкового полка. Части дивизии при поддержке танков оказывали упорное сопротивление.

Орудийные залпы, рокот моторов, взрывы бомб и треск пулеметов и автоматов слились в общий гул. Один за другим загорались немецкие танки».

Увы, в этом сообщении желаемое выдано за действительное. На самом же деле атака оказалась самоубийственной для наших танкистов. Экипажи немецких танков, используя превосходство своих орудий в дальности стрельбы, не позволили танкам 230-го полка даже приблизиться к ним на дистанцию прямого выстрела и попросту расстреляли их на ровном месте.

149-е фото
Танки М3с 91-го отдельного танкового полка. Карельский фронт, 1944 год.

О результатах контратаки 230-го отдельного танкового полка сухо доложил в дневном донесении начальник оперативного отдела штаба моторизованной дивизии СС «Рейх»: «15.45. Танковая контратака неприятеля со стороны высоты 233.3 отражена. Подбито 7 танков. Упорное сопротивление врага на выс. 233.3 и в направлении Выковки».

Надо сказать, что уже весной 1943 года выявилась тенденция использования танков М3с преимущественно в противотанковых целях. Бросать в атаку эти не слишком маневренные и весьма заметные боевые машины было просто бессмысленно. Любопытно отметить, что предлагался и еще один вариант использования этих боевых машин - в качестве бронетранспортеров. В отчете по совместным испытаниям танков М3с, М3л, «Валентайн VII», Pz.III и Pz.38(t) черным по белому записано: «Внутренние габариты танка М-3 средний позволяют разместить и перевезти внутри танка, помимо экипажа, 10 человек бойцов вооруженных автоматами ППШ.

При размещении и перевозке указанного количества автоматчиков ведение огня из всего вооружения танка возможно.

Вследствие этого считаем возможным рекомендовать танк М-3 средний как средство для переброски десанта автоматчиков».

Однако фактов использования танков М3с в таком качестве не зафиксировано. Использование боевых машин этого типа в боевых действиях быстро сходило на нет. Впрочем, в 41-й танковой бригаде 5-го танкового корпуса 1-го Прибалтийского фронта во время проведения Идрицко-Себежской операции в марте 1944 года еще имелось 24 танка Т-34 и 38 М3с. Отдельные машины использовались в танковых частях вплоть до конца 1944 года, а один М3с числился в войсках Забайкальского фронта (267-й танковый полк) даже во время войны с Японией в августе 1945 года.

ОЦЕНКА МАШИНЫ

Оценка среднего танка М3 не вызывает больших затруднений - уж больно тут все очевидно. При наличии различных достоинств и недостатков, свойственных любой боевой машине, этот танк известен в первую очередь своей несуразной компоновкой.

Чтобы объяснить странное для 1941 года компоновочное решение, достаточно вспомнить ситуацию, в которой оказались Соединенные Штаты в начале Второй мировой войны. В американской армии практически не было средних танков. Нужны были немедленные меры, причем требовался танк с достаточно мощной пушкой. К этому времени в странах - лидерах мирового танкостроения победила компоновка с размещением основного вооружения в одной, вращающейся на 360° башне. Но, во-первых, США к числу таких стран тогда не относились, а во-вторых, у них просто не было башни необходимого размера. В итоге и появился некий синтез танка и САУ с рубочной компоновкой. Аналоги в мире были, ничего нового американцы не изобрели, достаточно вспомнить французский В Ibis. Правда разработка В Ibis началась на 15 лет раньше.

150-е фото
САУ М7 Priest, средние танки М3 Lee и М4 Sherman во дворе завода компании American Locomotive.

Справедливости ради следует признать, что и сами американцы никаких иллюзий по поводу М3 не питали. Практически сразу началась разработка танка М4 с однобашенной компоновкой, но с использованием максимально возможного числа узлов и агрегатов предшественника. Проектирование М3 завершилось 1 февраля 1941 года, и в этот же день начались работы над М4. По сути дела М3 стал своего рода трамплином для более совершенной следующей модели. Приобрели опыт конструкторы, технологи, прошли обучение военные. М3 стал «школьной партой» для американских танкистов. Ведь за исключением непродолжительных боев с участием всего четырех батальонов в Тунисе и одного батальона на островах Гилберта, американцы на М3 больше нигде не воевали.

151-е фото
Сравнительные размеры крейсерских танков Crusader и Grant I.

152-е фото
Крейсерские танки Ram II и Grant I.

Что же касается англичан, то, как известно, «дареному коню в зубы не смотрят». Острая нехватка танков вынудила их согласиться с поставками М3, правда слегка подправленного - несуразную командирскую башенку все-таки убрали. Справедливости ради, однако, следует признать, что и собственные английские танки не отличались конструктивным и компоновочным совершенством, а с точки зрения технологии то по сравнению с ними «Грант» был просто рывком вперед. В лучшую сторону отличалась американская машина и по технической надежности. Английские танкисты, привыкшие постоянно копаться в своих танках, не могли не оценить это по достоинству. Ну и, конечно же, «Грант» имел исключительную, по сравнению с английскими и немецкими машинами 1941-1942 года, огневую мощь. За это англичане прощали ему все недостатки. Однако при первой же возможности сменили «гранты» на более совершенные «шерманы». Любопытно, что возможность представилась очень быстро: первые «гранты» прибыли в Северную Африку в марте-апреле 1942 года, а «шерманы» - в сентябре.

153-е фото
Cредний танк М3А5 - экспонат военного музея на Абердинском полигоне в США.

На других театрах британцы использовали «гранты» значительно дольше, что неудивительно. Ни в Бирме, ни на Тихоокеанских островах у М3 просто не было достойного противника. Если немецкие танки в Африке уступали им только в огневой мощи, то японцы - еще и в броневой защите, и в подвижности. К тому же в джунглях танки использовались скорее как самоходно-артиллерийские установки, быстрого маневра огнем не требовалось, и отрицательные стороны компоновки М3 почти не проявлялись. В итоге и «Грант», и «Ли» заслужили у англичан сдержанно положительную оценку, ведь на каком-то этапе, пусть и непродолжительном, эти танки действительно были лучшими в британской армии.

В Красной Армии все было как раз наоборот. Тут М3 не был ни лучшим, ни сильнейшим. К тому же, в отличие от Африки, на Восточный фронт новейшая немецкая техника поступала без опозданий и летом 1942 года, когда танки М3 появились на фронте в заметных количествах, у немцев здесь хватало и длинноствольных пушек и бронебойных снарядов. Необходимо учитывать и еще один факт: в силу природных особенностей и рельефа местности дальность прямого выстрела в центральной полосе России значительно меньше, чем в Северной Африке, что облегчало поражение громоздкого танка и более слабыми машинами противника. В итоге на советско-германском фронте М3 оказался прочим среди равных. А вот возни с ним было много: машина требовала систематического и достаточно трудоемкого технического обслуживания, что у советских танкистов, в отличие от их британских коллег, ничего кроме раздражения вызвать не могло. Отсюда и вывод: «Шуму много - толку мало!» Это, конечно, весьма нелестная оценка, но, увы, на советско-германском фронте М3 другой не заслужил.

154-е фото

Иллюстрации

155-е фото
156-е фото
Средний танк М2А1 в экспозиции военного музея на Абердинском полигоне в США.

157-е фото
Средний танк М3. 2-я танковая дивизия армии США, Форт Беннинг, штат Джорджия, февраль 1942 года Рисунок М. Дмитриева.

158-е фото
Средний танк М3с. Военно-исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.

159-е фото
160-е фото
Крейсерский танк Grant I в экспозиции военного музея в Брюсселе.

161-е фото
Крейсерский танк Grant I. Штабной эскадрон полка Нотингемпширских йоменов, 10-я английская танковая дивизия, Эль-Аламейн, октябрь 1942 года Рисунок М. Дмитриева.

162-е фото
Крейсерский танк Grant I. Британский Имперский военный музей в Лондоне. Фото С. Балакина.

163-е фото
164-е фото
Крейсерский танк Grant I. Британский Имперский военный музей в Лондоне.

165-е фото
Крейсерские танки Lee I и Grant I в экспозиции музея танковых войск Армии обороны Израиля в Латруне. Фото Р. Казачкова.

166-е фото
Крейсерский танк Lee I. Эскадрон «С» 150-го полка английского Королевского танкового корпуса, Бирма, март 1945 года. Рисунок М. Дмитриева.

167-е фото
Крейсерский танк Grant I. 1-я австралийская танковая дивизия, 1943 год. Рисунок М. Дмитриева.

168-е фото
Самоходная артиллерийская установка М7 Priest в экспозиции военного музея на Абердинском полигоне, США.

169-е фото
Крейсерский танк Ram II.

170-е фото
Самоходная артиллерийская установка Sexton. Военный музей в Варшаве. Фото О. Баронова.