M3A1 - Средний танк (США) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
«ТРЕХЭТАЖНЫЙ» АМЕРИКАНЕЦ СТАЛИНА. Танк М3 «Генерал
Ли»/«Генерал Грант» / Михаил Барятинский : Яуза : Эксмо, 2011. - (Серия «Война и
мы. Танковая коллекция»)
МЗА1
Успешный результат создания литой башни для танка М3 натолкнул американских
военных и конструкторов на мысль об изготовлении по аналогичной технологии всей
верхней части корпуса танка. Испытания обстрелом показали, что для получения
равной с катаными бронелистами снарядостойкости литые детали должны иметь
большую толщину. Однако это не должно было привести к существенному росту массы
танка, так как литой бронекорпус имел более рациональную форму, как бы обтекая
собой все внутренние агрегаты. Кроме того, применение литья позволяло отказаться
от трудоемкой клепки, но требовало, в свою очередь, наличия мощного литейного
производства. Из перечисленных предприятий таковым располагала только фирма
American Locomotive. Ей-то и поручили в июне 1941 года отливку верхней части
корпуса для танка М3.
020-е фото
Прототип башни танка Grant I, установленный на танке М2 А1 для испытаний. Конец
1940 года.
9 октября того же года танк с литым корпусом был стандартизирован под индексом
М3А1.
За исключением корпусных деталей МЗА1 был практически идентичен М3. Пришлось
перенести ближе к корме и развернуть лишь люк в крыше боевого отделения.
Бортовые двери получили форму, близкую к овальной и, как и в случае с М3, их
количество к концу производства сократилось до одной. Число же вытяжных
вентиляторов возросло до трех. Производство танков МЗА1 продолжалось с февраля
по август 1942 года.
021-е фото
Танк Grant I. Хорошо видна характерная форма башни. Поскольку английская
радиостанция № 19 штатно оснащалась двумя антеннами, позади командирского люка
был зарезервирован второй антенный ввод (антенна не установлена).
В июле, в связи с нехваткой двигателей Wright, на Абердинском полигоне начались
испытания танка М2А1 с дизельным двигателем Guiberson T-1400-2. Комитет
вооружения рекомендовал его для танков М3, МЗА1 и МЗА2 в качестве альтернативной
силовой установки. Дизель имел известные преимущества перед карбюраторным
двигателем, но был капризен и часто ломался. В результате двигателем Guiberson
T-1400-2 оборудовали только 28 танков МЗА1, получивших обозначение МЗА1 (Diesel).
022-е фото
Cредний танк МЗА1 во время испытаний на Абердинском полигоне. Февраль 1942 года.