M4A2 Sherman - Средний танк (США) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
М4А2
Проектирование дизельного варианта М4 началось в 1941 году. Двигатель и
трансмиссию позаимствовали у средних танков М3А3 и М3А5. В декабре 1941 года
модификация получила свой индекс - М4А2. В апреле следующего года первый
прототип был отправлен на Абердинский полигон для испытаний, а вскоре вслед за
этим в сборочных цехах фирм Fisher Tank Arsenal и Pullman Standard Car Company
развернулось производство M4A2.
Дизельный «Шерман» стал, кроме всего прочего, первым запущенным в серию танком
этой марки, имевшим сварной корпус. Вследствие этого на нем апробировались
многочисленные конструктивные усовершенствования.
Первоначально танки имели смотровые щели в лобовом листе корпуса, затем их
закрыли сварными броневыми кожухами и ввели перископы. Наконец, в начале 1944
года появилась цельная лобовая плита, а люки были перенесены на крышу корпуса.
При этом угол наклона лобовой брони пришлось уменьшить с 56° до 47° к вертикали.
Следует подчеркнуть, что все этапы модернизации корпуса М4А2 в равной степени
были характерны и для других модификаций «Шермана», за исключением, пожалуй,
М4А4.
Силовой блок, состоявший из двух автомобильных дизелей General Motors 6046, был
серьезным конкурентом звездообразным авиационным моторам М4 и М4А1.
Низкооборотный дизель обеспечивал М4А2 неплохую проходимость на местности и
значительно больший, чем у своих карбюраторных собратьев, запас хода.
К производству М4А2 вскоре подключились еще три фирмы: с сентября 1942 года
American Locomotive Company, с октября - Baldwin Locomotive Works и с декабря -
Federal Machine and Welder Company. Выпуск M4A2 c 75-мм пушкой и сухой
боеукладкой продолжался до мая 1944 года. В том же месяце заводские цехи Fisher
Tank Arsenal начали покидать боевые машины M4A2(76)W с 76-мм пушками и мокрой
боеукладкой. Небольшое количество таких танков выпустила в 1945 году и фирма
Pressed Steel Car Company. Как и «шерманы» других модификаций, последние машины
серии М4А2 оснащались горизонтальной подвеской.
Бронеколлекция, №1, 1999, М. Б. Барятинский - Средний танк «Шерман»
Производство среднего танка «Генерал Шерман»
Марка танка / Время выпуска / Количество выпущенных машин
М4 / с 7.1942 по 1.1944 / 6748
М4А1 / с 2.1942 по 12.1943 / 6281
М4А2 / с 4.1942 по 5.1944 / 8053
М4А3 / с 6.1942 по 9.1943 / 1690
М4А4 / с 7.1942 по 9.1943 / 7499
М4А6 / с 10.1943 по 2.1944 / 75
М4(105) / с 2.1944 по 3.1945 / 1641
M4A1(76)W / с 1.1944 по 7.1945 / 3426
M4A2(76)W / с 5.1944 по 5.1945 / 2915
M4A3(75)W / с 2.1944 по 3.1945 / 3071
M4A3(76)W / с 3.1944 по 4.1945 / 4542
M4A3(105) / с 5.1944 по 6.1945 / 3039
M4A3E2 / с 6.1944 по 7.1944 / 254
Итого: / с 2.1942 по 7.1945 / 49 234
Описание конструкции
Поскольку танки «Шерман» различных модификаций имели близкие тактико-технические
характеристики и во многом были аналогичны по конструкции, то давать описание
каждого не имеет смысла. Ниже приводится описание модификации М4А2,
поставлявшейся в СССР по ленд-лизу и широко применявшейся на советско-германском
фронте.
Компоновка среднего танка М4А2 классическая, с передним расположением
трансмиссии.
Внутренняя часть корпуса разделена на три отделения: управления (оно же
трансмиссионное), боевое и моторное.
Отделение управления находилось в передней части танка. В нем располагались
сиденья механика-водителя и его помощника, рычаги управления, агрегаты
трансмиссии, щиток контрольных приборов, курсовой пулемет и его боекомплект.
Боевое отделение размещалось в средней части танка. Здесь располагались сиденья
командира танка, наводчика и заряжающего, боекомплект, зарядный агрегат,
аккумуляторы и огнетушители. Над боевым отделением на шариковой опоре
устанавливалась башня с пушкой и спаренным пулеметом, прицелом и приборами
наблюдения, частью боекомплекта, механизмом поворота башни, подъемным механизмом
пушки, гиростабилизатором и радиостанцией.
Моторное отделение находилось в кормовой части танка. В нем располагались
силовая установка с обслуживающими ее системами. Между моторным отделением и
боевым имелась перегородка.
Корпус танка сваривался из катаных броневых листов. Его лобовая часть состояла
из массивной литой детали (на танках первой серии - сварной, разъемной из трех
частей), служащей одновременно крышкой трансмиссионного люка и картером
механизма поворота, и верхнего листа, располагавшегося под углом 56° к
вертикали. Литая лобовая деталь крепилась к верхнему листу, бортовым листам и
днищу болтами. С наружной стороны к ней с боков крепились картеры бортовых
передач.
28-е фото
Средний танк М4А2 во время испытаний на НИБТПолигоне в Кубинке. Лето 1942 года.
29-е фото
Размещение приборов, люков и лючков на крыше корпуса и башни: 1 - гнездо
крепления основания антенны; 2 - люк механика-водителя; 3 - люк помощника
механика-водителя; 4 - колпаки вентилятора отделения управления; 5 - надмоторный
люк; 6 - лючки для доступа к заливным горловинам системы охлаждения; 7 - лючки
для доступа к заливным горловинам масляных баков; 8 - лючки для доступа к
заливным горловинам топливных баков; 9 - лючок для доступа к заливной горловине
топливного бачка вспомогательного зарядного агрегата; 10 - лючки отсека для
хранения шпор; 11 - прицел; 12 - колпак вентилятора боевого отделения; 13 -
колпак вентилятора башни; 14 - приборы наблюдения; 15 - башенный люк.
Верхний лобовой лист приваривался к бортам и крыше корпуса. В нижней его части
справа монтировалась шаровая установка пулемета, правее и выше которой
находилось цилиндрическое гнездо антенного ввода (на случай, если танк оснащался
двумя радиостанциями). В верхней части лобового листа имелись два выступа, в
которых располагались смотровые щели с триплексами, открывавшиеся изнутри танка.
Со второй половины 1942 года к выступам приваривались броневые накладки, а затем
литые колпаки; вместо же смотровых щелей устанавливались перископические приборы
наблюдения М6. В конце 1943 года был введен цельный верхний лобовой лист без
смотровых щелей, располагавшийся под углом 47° к вертикали.
Борта корпуса вертикальные. На танках выпуска 1943-1944 годов, до переноса
боеукладки на пол боевого отделения, к верхнему правому бортовому листу
приваривались две броневые накладки и одна - к верхнему левому бортовому листу.
Кормовая часть корпуса состояла из двух наклонных (10...12°) листов - верхнего и
нижнего. Верхний был смещен по отношению к нижнему так, что между ними
образовывался карман для выхода воздуха, идущего от вентиляторов.
В передней части крыши корпуса над отделением управления находились овальные
посадочные люки механика-водителя и его помощника, располагавшиеся вдоль корпуса
и имевшие встроенные в крышки приборы наблюдения М6. По обе стороны от люков
устанавливались два вентилятора поперек корпуса, была изменена конструкция
крышек, сохранен один вентилятор, размещенный между люками.
В средней части крыши корпуса крепился неподвижный погон башни, вокруг которого
был приварен защитный броневой козырек. В кормовой части крыши имелся большой
надмоторный люк, закрытый двустворчатой решетчатой крышкой.
Башня - литая, цилиндрической формы с небольшой кормовой нишей. В передней части
башни крепилась маск-установка М34А1. На крыше башни имелись посадочный люк,
вентиляционный люк боевого отделения, закрытый броневым колпаком, два лючка
приборов наблюдения и антенный ввод. Посадочный люк закрывался двустворчатой
крышкой, закрепленной на петлях во вращающейся турели зенитного пулемета. С
декабря 1943 года на крыше башни появился овальный люк заряжающего.
В левом борту башни был лючок для стрельбы из личного оружия, закрываемый
откидной крышкой. В период с февраля по декабрь 1943 года башни танков М4А2
выпускались без таких лючков.
Пол башни крепился к вращающемуся погону башни с помощью стоек. В полу имелся
люк, закрытый крышкой и служащий для доступа к аккумуляторам, реле-регуляторам и
тягам привода главных фрикционов.
31-е фото
Башня образца 1942 года. Слева от пушки амбразура прицела. В правой створке
башенного люка - прибор наблюдения командира танка. Хорошо виден защитный
броневой козырек вокруг погона башни.
32-е фото
Башня - Т23. В маске пушки слева амбразура телескопического прицела, справа -
спаренного пулемета. Впереди справа на крыше башни - мортирка для стрельбы
дымовыми гранатами.
Характеристики снарядов
Марка / М61 / М72 / М48 / М62 / М93 / М79 / М42А1
Калибр, мм / 75 / 75 / 75 / 76 / 76 / 76 / 76
Тип / ББиБН / БТ / ОФ / ББиБН / БП / БТ / ОФ
Масса снаряда, кг / 6,79 / 6,32 / 6,67 / 7 / 4,27 / 6,81 / 5,84
Начальная скорость, м/с / 619 / 619 / 464 / 793 / 1037 / 793 / 854
ББ и БН - бронебойный с бронебойным и баллистическим наконечником; БТ -
бронебойно-трассирующий; БП - бронебойно-подкалиберный; ОФ - осколочно-фугасный
Башня приводилась во вращение гидроэлектрическим поворотным механизмом или
вручную. С помощью гидроэлектрического механизма башню можно было повернуть на
360° за время от 16 до 840 с в зависимости от угла поворота рукоятки управления.
Механизм имел дополнительный привод к командиру танка, при включении которого
отключался привод наводчика.
С мая 1944 года на танк устанавливалась новая литая башня увеличенного размера,
но с тем же диаметром башенного погона в свету. Вооружение монтировалось в
маск-установке М62. На крыше башни имелись командирская башенка с шестью
стеклоблоками триплекс и перископическим прибором наблюдения М6, овальный люк
заряжающего, лючок прибора наблюдения, кронштейн зенитного пулемета и антенный
ввод. В левом борту башни находился лючок для стрельбы из личного оружия, на
корме монтировался вентилятор боевого отделения.
ВООРУЖЕНИЕ
На М4А2 устанавливалась 75-мм пушка М3 с длиной ствола 37,5 калибра. Масса пушки
- 405,4 кг. Вертикальная наводка - в пределах от -10° до +25°. Пушка имела
горизонтальный клиновой затвор и полуавтоматику копирного типа. С 1944 года на
танк M4A2(76)W устанавливалась 76-мм пушка М1А1, а затем М1А1С или М1А2 с длиной
ствола 52 калибра. Масса пушки М1А1 - 518 кг (М1А2 - 587 кг). Вертикальная
наводка - от -10° до +25°. Пушка имела вертикальный клиновой затвор и
полуавтоматику копирного типа.
В танке устанавливались два 7,62-мм пулемета Browning М1919А4, один спаренный с
пушкой, другой - курсовой. На крыше башни был смонтирован зенитный
крупнокалиберный 12,7-мм пулемет Browning М2НВ.
Для ведения стрельбы из пушки М3 использовались телескопический прицел М55 и
перископический прибор М4 со встроенным телескопическим прицелом М38; из пушки
М1А1 (М1А2) - телескопический прицел M71D и перископический прибор М4А1 со
встроенным телескопическим прицелом М47А2. Пушки были стабилизированы в
вертикальной плоскости наведения. Стабилизатор "Вестингауз" относился к типу
гироскопических стабилизаторов с индикаторными маятниковыми гироскопами и
силовой гидравлической следящей системой.
В башне танков М4А2 и M4A2(76)W устанавливался 50,8-мм дымовой гранатомет М3.
Боекомплект танка М4А2 состоял из 97 артвыстрелов, 300 12,7-мм и 4750 7,62-мм
патронов, 12 дымовых гранат; танка M4A2(76)W - 71 артвыстрел, 600 12,7-мм и 6250
7,62-мм патронов, 14 дымовых гранат.
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
На танке М4А2 устанавливалась силовая установка GMC 6046 модели 71, состоявшая
из двух 6-цилиндровых двухтактных бескомпрессорных рядных дизелей, расположенных
параллельно и соединенных в один агрегат мощностью 375 л.с. при 2100 об/мин.
Рабочий объем одного двигателя 6980 см³. Диаметр цилиндра 108 мм. Ход поршня 127
мм. Степень сжатия 16. Масса силовой установки (с главными фрикционами и
шестеренчатой передачей) 1960 кг.
Топливо - дизельное. Емкость топливных баков 580-590 л. Подача топлива
принудительная, топливный насос GMC, комбинированный в одном агрегате с
форсункой, топливоподкачивающий насос коловратного типа.
Система смазки - циркуляционная, под давлением, с "мокрым" картером, на
двигателях первых выпусков - с "сухим" картером. На каждом двигателе имелся свой
трехсекционный (одна секция нагнетающая, две откачивающие) шестеренчатый
масляный насос.
Система охлаждения - жидкостная, с принудительной циркуляцией. Радиаторов - два,
трубчато-пластинчатых.
Вентиляторов - два, пятилопастных.
Для очистки воздуха, поступавшего в цилиндры двигателя, служили три
воздухоочистителя инерционно-масляного типа.
Пуск двигателей осуществлялся электростартерами. Для облегчения зимнего пуска
использовались две факельные форсунки с запальными свечами на каждый двигатель.
33-е фото
M4A2(76)W.
34-е фото
Схема размещения боекомплекта: 1 - укладка 75-мм выстрелов на бортах башни; 2 -
укладка 11,43-мм патронов к пистолету-пулемету Tompson; 3 - укладка 75-мм
выстрелов на полике башни; 4 - укладки 12,7-мм патронов на полике башни; 5 -
коробка с 7,62-мм патронами у спаренного пулемета; 6 - укладка 75-мм выстрелов в
левом спонсоне; 7 - укладка 7,62-мм патронов на полике башни; 8 - укладка
7,62-мм патронов на полу корпуса; 9 - коробка с 7,62-мм патронами у курсового
пулемета; 10 - укладки 12,7-мм патронов в правом спонсоне; 11 - передняя укладка
75-мм выстрелов в правом спонсоне; 12 - укладка 75-мм выстрелов на полу корпуса;
13 - задняя укладка 75-мм выстрелов в правом спонсоне.
Трансмиссия состояла из двух однодисковых главных фрикционов сухого трения (по
одному на двигатель), поперечной соединительной передачи, карданного вала,
коробки передач, механизма поворота и бортовых передач.
Поперечная соединительная передача шестеренчатая, три шестерни с косым зубом
постоянного зацепления.
Коробка передач - механическая, пятискоростная (5+1), с синхронизаторами на всех
передачах, кроме 1-й и заднего хода.
Механизм поворота - двойной дифференциал типа "Клетрак".
Бортовые передачи - одноступенчатые.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Ходовая часть танков М4А2 и M4A2(76)W применительно к одному борту состояла из
шести одинарных обрезиненных опорных катков, сблокированных попарно в три
балансирные тележки, подвешенные на двух вертикальных буферных пружинах каждая;
трех поддерживающих катков, направляющего колеса, ведущего колеса переднего
расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное). В каждой
гусенице 79 двухгребневых траков шириной 420,6 мм, шаг трака 152 мм. Траки
металлические или резинометаллические с сайлент-блоком.
Ходовая часть танка M4A2(76)W HVSS применительно к одному борту состояла из
шести сдвоенных обрезиненных опорных катков, сблокированных попарно в три
балансирные тележки, подвешенные на двух горизонтальных буферных пружинах
каждая; трех одинарных и двух сдвоенных поддерживающих катков, обрезиненного
направляющего колеса, ведущего колеса переднего расположения со съемными
зубчатыми венцами (зацепление цевочное). В каждой гусенице 79 одногребневых
траков шириной
584.2 мм, шаг трака 152 мм. Траки металлические или резинометаллические с
сайлентблоком. В каждой тележке подвески устанавливался гидравлический
амортизатор.
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 24 В.
Источники: два генератора мощностью
1.2 кВт, две аккумуляторные батареи. Вспомогательный зарядный агрегат,
представлявший собой одноцилиндровый двухтактный бензиновый двигатель, спаренный
с генератором мощностью 1,5 кВт. Потребители: два электростартера, электромотор
механизма поворота башни, радиостанция и переговорное устройство, электромоторы
вентиляторов, контрольные приборы и т.д.
СРЕДСТВА СВЯЗИ
На всех танках устанавливались радиостанции SCR-508, -528 и -538. Радиостанция
SCR-506 имелась только на командирских танках.
Схемы подвесок
35-е фото
VVSS.
36-е фото
HVSS.
37-е фото
Танк M4, оборудованный реактивной системой залпового огня Т34 "Голиаф"
(Calliope), 6-я танковая дивизия. Германия, апрель 1945 года.
Тактико-технические характеристики танков М4А2 и M4A2(76)W
_ / М4А2 / M4A2(76)W
Боевая масса, т / 31,87 / 33,32
Экипаж, чел / 5 / 5
Габаритные размеры, мм:
длина / 5918 / 7569
ширина / 2616 / 2667
высота / 2743 / 2972
клиренс / 432 / 432
Высота линии огня, мм / 2235 / 2286
Толщина брони, мм:
лоб корпуса / 108-51 - М4А2 / M4A2(76)W
борт / 38 - М4А2 / M4A2(76)W
корма / 38 - М4А2 / M4A2(76)W
крыша / 19 - М4А2 / M4A2(76)W
днище / 25,4-12,7 - М4А2 / M4A2(76)W
маска пушки / 89 - М4А2 / M4A2(76)W
лоб башни / 76 / 63,5
борт и корма / 51 / 63,5
крыша / 25,4 - М4А2 / M4A2(76)W
Макс. скорость движения, км/ч / 48 - М4А2 / M4A2(76)W
Средняя скорость движения, км/ч / 40 - М4А2 / M4A2(76)W
Запас хода по шоссе, км / 241 / 161
Преодолеваемые препятствия:
угол подъема, град / 31 - М4А2 / M4A2(76)W
ширина рва, м / 2,28 - М4А2 / M4A2(76)W
высота стенки, м / 0,61 - М4А2 / M4A2(76)W
глубина брода, м / 1 - М4А2 / M4A2(76)W
Длина опорной поверхности, мм / 37 / 34
Удельное давление, кг/см² / 1,01 / 1,06
Удельная мощность, л.с./т / 11,7 / 11,2
Бронеколлекция, №1, 1999, М. Б. Барятинский - Средний танк «Шерман»