M4A2 Sherman III - Средний танк (США) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
39-е фото
Средний танк М4А2 Sherman III
40-е фото
На фронтовой дороге - М4 Sherman с пехотой на броне
Танк М4А2 являлся модификацией танка М4, серийное производство которого было
начато в феврале 1941 г. Первые образцы этой машины известны под обозначением
М1А1.
М4 имел обычную компоновку с размещением моторного отсека в кормовой части и
башней по центру танка. Корпус - сварной из листов катаной броневой стали, но с
начала 1944 г. литая лобовая часть стала крепиться болтами к его верхнему и
боковым листам, днищу.
В литой цилиндрической башне первоначально стояла 75-мм пушка М3 с длиной ствола
37,5 калибра. С 1944 г. танк вооружили 76-мм пушкой М1А1, а затем М1А1С или М1А2
с длиной ствола 52 калибра. Обозначение таких«шерманов» поменялось теперь на
М4А2(76).
На М4 стояли также два 7,62-мм пулемёта М1919А4 (спаренный с пушкой и курсовой),
а также зенитный крупнокалиберный 12,7-мм М2НВ на башне. Дополнял вооружение
50,8-мм дымовой гранатомёт М3.
41-е фото
Танки Sherman 1-го батальона 46-й танковой бригады прорвались в Альпы. Весна
1945 г.
42-е фото
На улицах Вены танки Sherman 9-й гв. мехкорпус. 9 апреля 1945 г.
43-е фото
Sherman в Берлине. 2-я танковая армия 1-го Белорусского фронта, апрель 1945 г.
Танки оборудовались радиостанциями SCR-508, -528, -538. На командирских машинах
стояла SCR-506.
Силовая установка М4А2 состояла из двух 6-цилиндровых двухтактных двигателей
фирмы GMC общей мощностью 375 л.с., размещенных в кормовой части машины
параллельно оси корпуса. Двигатели были объединены в единый агрегат.
М4А2 выпускались с апреля 1942 по май 1944 г., М4А2(76) - с мая 1944 по май
1945-го. Всего произведено 8053 и 2915 машин соответственно. Советский Союз
получил по ленд-лизу 1990 танков М4А2 и 2073 - M4A2(76)W.
Поставки «шерманов» в СССР начались в ноябре 1942 г. Более десятка М4А2 сразу
направили в 5-ю гвардейскую танковую бригаду Северо-Кавказского фронта. В 299-м
отдельном танковом полку Центрального фронта к лету 1943 г. насчитывалось 38
таких машин. Но основное пополнение пришлось на весну 1944 г. Тогда танки
вливались в отп, тп и мк смешанного типа общевойсковых армий - обычно по 11 «шерманов»
и 10 «валентайнов», а также поступали в составе мк и тк в танковые армии. Так,
3-й Сталинградский гв. мк в составе 3-го Белорусского фронта к 22 июня 1944 г.
имел 110 М4А2. В 3-м гв. тк 1-го Прибалтийского фронта в августе того же года
находилось около 100 «шерманов». В 1-й мк 1-го Белорусского фронта в мае 1944 г.
входило 136 таких танков. 5-й гвардейский кавалерийский корпус имел на 5 августа
1944 г. 41 машину, а 9-й гв. мк 2-го Украинского фронта на тот же месяц
располагал 100 танками.
Танки М4А2 участвовали в сражениях до самого конца войны. Так, 8-й гв. мк 2-го
Белорусского фронта в январе 1945 г. имел 185 таких машин.
Применялись М4А2 и во время войны с Японией. В составе Забайкальского фронта
тогда находилось более 250 машин. В 9-м гв. мк 6-й гв. ТА было, например, 137
танков, в 201-й тбр - 65.
«Шерманы» удостоились особенно хорошей оценки наших танкистов. Они оказались
«легко управляемы, по сравнению даже с Т-34, благодаря высокой скорости имели
большую маневренность, были выносливы на длительных маршах, вооружение в бою
работало безотказно». Это был самый удачный американский средний танк.
Тактико-технические характеристики среднего танка М4А2 SHERMAN III
Экипаж, чел.: 5.
Масса, кг: 31 900.
Габаритные размеры, мм: длина - 5918, ширина - 2616, высота - 2743, клиренс -
432.
Вооружение: 75-мм пушка М3, два 7,62-мм пулемёта Browning М1919А4, 12,7-мм
пулемет Browning М2НВ, 50,8-мм гранатомет М3.
Боекомплект: 85 снарядов, 3600 патронов калибра 7,62 мм, 300 патронов 12,7 мм,
12 дымовых гранат.
Бронирование, мм: лобовая броня - 51-108, борта и корма - 38, крыша - 19, днище
- 12,7-25,4, башня - 25,4-76.
Двигатель: два дизельных двигателя GMC 6-71, 6-цилйндровых двухтактных общей
мощностью 375 л.с.
Трансмиссия: два однодисковых главных фрикциона сухого трения, поперечная
соединительная передача, пятиступенчатая коробка передач, двойной дифференциал,
бортовые передачи.
Ходовая часть: шесть опорных катков на борт, сблокированных в три тележки,
ведущее колесо - переднее, подвеска - буферные пружины, ширина гусеницы - 307
мм.
Скорость, км/ч: 40.
Запас хода, км: 241.
Преодолеваемые препятствия, м: высота стенки - 0,61, ширина рва - 2,28, глубина
брода - 1,0, угол подъёма, град. - 31.
Средства связи: радиостанция SCR-508.
Бронеколлекция, №3, 2009, В. ?. Таланов - Бронетехника ленд-лиза