M4A3 Sherman - Средний танк (США) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
М4А3
В конце 1941 года для испытаний был подготовлен 8-цилиндровый двигатель Ford GAA
мощностью 500 л.с. при 2600 об/мин, созданный на базе авиационного. Один его
экземпляр успешно прошел 85-часовые стендовые испытания, а второй был установлен
в танк МЗЕ1. Ford GAA оказался наиболее удачным из всех применявшихся на танке «Шерман».
Первый экземпляр нового танка, получившего обозначение М4А3, изготовила фирма
Ford Motor Company в конце мая 1942 года. Серийные машины раннего выпуска еще
имели смотровые щели в лобовой части корпуса, но крышка трансмиссионного люка
была уже цельнолитой, а верхний лобовой лист корпуса, в отличие от других
моделей, сваривался из меньшего числа деталей.
Башня М4А3 - такая же, как у других модификаций «Шермана».
Выпуск первой серии М4А3 с 75-мм пушкой и сухой боеукладкой завершился в
сентябре 1943 года, а в феврале 1944-го к производству этих танков, но уже с
мокрой боеукладкой (модель M4A3(75)W), приступил Fisher Tank Arsenal.
Танки с 76-мм пушкой и новой башней Т23 начали покидать цехи завода Detroit Tank
Arsenal, входившего в концерн Chrysler, в марте 1944 года. До конца сентября
было изготовлено 1400 M4A3(76)W, имевших еще вертикальную подвеску и гусеницы
шириной 421 мм. Но уже с августа стали выпускать вариант M4A3(76)W HVSS, в
котором принимал участие и Fisher Tank Arsenal.
20-е фото
Первый серийный танк М4А2. Обращают на себя внимание два курсовых пулемета,
установленных посередине лобового листа корпуса.
21-е фото
М4А2.
Как и на других моделях «Шермана», на этих танках устанавливалась 76-мм пушка
М1А1 без дульного тормоза, а затем М1А1С или М1А2 с дульным тормозом.
Командирская башенка, люк заряжающего, установка зенитного пулемета - все было
таким же, как и у остальных «шерманов».
В мае 1944 года Detroit Tank Arsenal приступил к производству М4А3 со 105-мм
гаубицей. Танки М4А3(105) первых выпусков, так же как и М4(105), не имели
командирских башенок.
В ходе подготовки вторжения в Европу на базе М4А3 был создан проект
тяжелобронированного штурмового танка, названного М4А3Е2. В марте 1944 года
Комитет вооружений утвердил программу переоборудования 254 машин. Бронирование
их усилили путем наварки броневых плит толщиной 38 мм на лобовом и бортовом
листах корпуса, в результате толщина лобовой брони достигла 102 мм, а бортовой -
76 мм. Толщину литой крышки трансмиссии довели до 140 мм. В остальном
конструкция корпуса осталась без изменений. Новая литая башня имела толщину
стенок 152 мм. Особенностью башни стало отсутствие лючка для стрельбы из личного
оружия. В маск-установке толщиной 178 мм установили 75-мм пушку М3. Боеукладка -
мокрого типа.
Увеличение толщины брони повлекло за собой возрастание массы танка до 38 т и
снижение максимальной скорости до 35 км/ч.
Выпуск М4А3Е2 начался в мае 1944 года на заводе Fisher Tank Arsenal и закончился
в июле того же года. В Европу танки были доставлены осенью и с успехом
участвовали в боевых действиях вплоть до конца войны. В войсках они получили
прозвище Jumbo («Джамбо»), по имени слоненка из диснеевского мультфильма.
До апреля 1945 года 681 танк М4А3, использовавшийся ранее для подготовки
экипажей, прошел ремонт и модернизацию по той же.программе, что и М4 и М4А1.
Бронеколлекция, №1, 1999, М. Б. Барятинский - Средний танк «Шерман»