Т-18 Образца 1930 г. (МС-1 Образца 1930 г.) - Легкий танк (СССР) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
«Когда у нас создавали первые танки никто не мог
предположить, что они устареют так быстро и к 1930-му нам придется все начинать
сначала...»
Из воспоминаний М. Таршинова
К началу 1929 г. первые серийные танки сопровождения поступили в войска и даже
прошли Большие Бобруйские маневры, в которых как-то сумели себя показать. Но по
оценкам отечественных разведчиков и военных теоретиков, изложенным в книге
«Будущая война», получалось, что для противодействия враждебному миру даже
полная реализация трехлетней программы танкостроения была недостаточной, и не
только в количественном отношении.
Начавшееся сотрудничество с рейхсвером (договор о совместных работах в области
танков подписан в 1926 г.) позволило в 1929 г. познакомиться с шестью образцами
новых немецких «больших тракторов», которые выгодно отличались от находящихся в
разработке в СССР танков Т-12. Ознакомительная поездка начальника УММ РККА И.
Халепского по странам Европы и Америке в 1928-29 гг. также показала отставание
уровня наших танков от предлагаемых образцов передовых капиталистических
государств. К середине 1929 г. стало ясно, что качество наших боевых машин [92]
должно было быть подвержено определенной ревизии. Срочно требовались
корректировки в объеме выпуска наших танков и их конструкции.
17-18 июля 1929 г. состоялось заседание РВС СССР, на котором была утверждена
«система танко-тракторно-автоброневооружения РККА», структурно состоящая из
следующих типов танков:
«а) Танкетка колесно-гусеничная. Назначение - разведка, внезапное нападение.
Вес, не более 3,3 тн. Скорость не менее 60 км/ч на колесном ходу и 40 км/ч на
гусеничном. Броня должна защищать от обстрела бронебойными пулями с дистанции
300 мтр. Вооружение 1 пулемет с обстрелом 360 гр или два неодновременно
действующих пулемета с общим обстрелом 360 гр. Боекомплект не менее 2500 патрон,
оманда - 2 человека. Радиус действия - 300 клм на гусеничном и 450 клм на
колесном ходу. Переход от колесного на гусеничный ход не более 0,5 мин не выходя
из танкетки. Высота танкетки не более 1,5 мтр...
б) Малый танк. Назначение - ударное средство механизированных частей,
осуществляющих прорыв в условиях маневренного боя. Вес не более 7-7,5 тн,
скорость 25-30 клм/час Толщина брони должна гарантировать от пробития 37 мм
снарядом при нач. скорости 700 м/с с дист. 1000 м. Вооружение - одна 37-мм пушка
и 2 пулемета, из них один неодновременно с пушкой действующий. Боекомплект - не
менее 75 снарядов и 3500 патрон, команда - 3 человека. Радиус действия - 200 км
/желательна плавучесть/...
ПРИМЕЧАНИЕ: Вплоть до сконструирования нового малого танка допустить на
вооружение частей РККА малый танк МС-1. АУУС РККА принять все меры к увеличению
скорости его хода до 24-25 клм/час.
в) Средний (маневренный) танк. Назначение - прорыв укрепленной полосы в условиях
как маневренных, так и позиционных. Вес - не более 15-16 т, скорость - 25-30
км/ч. Толщина брони должна гарантировать от пробивания 37-мм снарядом при нач.
скорости 700 м/с на дистанции 750 мтр. [93] Вооружение - одна 45-мм пушка и три
одновременно действующих пулемета. Боекомшект не менее 100 снарядов и 5000
патрон. Число команды - 4-5 человек. Радиус действия - 200 клм...
г) По отношению к большому танку ограничиться пока теоретической проработкой
вопроса, предложив МПУВСНХ к 1.Х.30 г. представить эскизный проект, после чего
решить вопрос о включении его в систему вооружения...»
Итак, в 1929 г. стало ясно, что характеристики МС-1/ Т-18 уже не отвечали
возросшим требованиям Штаба РККА. Заседание 17-18 июля 1929 г., на котором была
принята «система танко-тракторно-автоброневооружения», отвечавшая новой
структуре РККА, казалось, ставило крест на производстве Т-18 как устаревшем для
ведения боевых действий в новых условиях.
Но поскольку танк, отвечающий новым требованиям, [94] еще не был создан, то в
одном из пунктов решения отмечалось:
«Впредь до сконструирования нового танка допустить на вооружении РККА танк МС-1.
АУ УС РККА принять все меры по увеличению скорости танка до 25 клм/ч». (см выше)
Во исполнение этого решения по танку Т-18 были проведены следующие работы:
увеличена мощность двигателя до 40 л.с., применена четырехскоростная коробка
передач вместо трехскоростной и введено новое литое ведущее колесо. Было
пересмотрено и вооружение Т-18, которое теперь должно было состоять из 37-мм
пушки большой мощности и 7,62-мм пулемета Дегтярева в шаровом яблоке Шпагина.
При установке нового вооружения башня танка оказалась бы сильно перегруженной в
передней части, поэтому в танках, выпускаемых с 1930 г., была введена кормовая
ниша, предназначенная к тому же для размещения радиостанции.
Такой видоизмененный танк получил название «МС-1/ Т-18) образца 1930 г.». Но
модернизация была половинчатой и кардинально не улучшала боевые характеристики
танка, так как скорость движения так и не достигла 25 км/ч, [95] а корпус
остался прежним. Поэтому в конце 1929 г. начались работы над модернизированным
танком сопровождения Т-20 (Т-18 улучшенный).
В новой машине предусматривалось провести следующие доработки:
- увеличить мощность двигателя до 60 л.с.;
- по возможности улучшить пушечное вооружение;
- увеличить боекомплект пулемета;
- увеличить емкость топливного бака со 110 до 160 л;
- снизить вес пустого танка (для чего допускалось уменьшение толщины броневой
защиты до 15-7 мм);
- унифицировать катки танка с катками Т-19;
- упростить процесс управления танком;
- уменьшить число импортных деталей.
Кузов (корпус) нового танка был готов в мае (при плане - к марту) 1930 г. В нем
были, казалось бы, устранены все недостатки корпуса Т-18, родившиеся в
результате его переделки из Т-16. Например, убран ненужный литой удлинитель в
носовой части (весом 150 кг), изменено расположение кареток подвески (а также
убран лишний передний опорный каток), что улучшало распределение веса танка на
гусеницу и уменьшало продольные колебания, упрощена форма корпуса, и в частности
- надгусеничных полок (что позволило разместить в них большие бензобаки).
Двигатель танка мощностью 60 л.с. запоздал почти на полгода. Он был подан 14
октября и развил на стенде мощность 57 л.с, правда, при несколько лучшей
экономичности, чем ожидалось. Этот двигатель планировалось устанавливать также
на танки Т-18 новых серий, танкетки Т-23, а также средние тракторы РККА.
Ввиду того, что клепка очень удорожала и усложняла конструкцию, в октябре под
руководством зав. опытным цехом «Большевика» И. Шумилина были разработаны и
изготовлены на Ижорском заводе опытные сварные бронекорпуса для Т-20. В
изготовлении одного из корпусов непосредственное [96] участие принял известный в
те годы конструктор самоучка Н.И. Дыренков.
Корпуса подвергли обстрелу из 37-мм и 45-мм пушки стальной гранатой с дальности
800 м, причем обстрел 37-мм снарядами они выдержали хорошо; но 45-мм пушка
оказалась весьма эффективной - были обнаружены многочисленные трещины в
соединительных швах и разрушения самих броневых листов.
Несмотря на привлекательность сварки для производства танков, для ее применения
в массовом производстве в то время не было ни необходимого оборудования, ни
опыта, на что неоднократно указывали И. Шумилин и директор завода «Большевик» С.
Королев.
Башню для Т-20 предполагалось заимствовать от проектируемого нового танка
сопровождения вместе с вооружением, но, поскольку таковая изготовлена не была,
на опытный образец для проведения его испытаний было разрешено взять серийную
башню танка МС-1 обр. 1930 г.
Вместо «броневого глаза» для механика-водителя была установлена наблюдательная
амбразура, прикрытая пуленепробиваемым стеклом «симплекс-триплекс» желтоватого
цвета. Убрали и рычаги управления, вместо которых ввели колонку по типу
авиационной (предусматривалась впоследствии установка рулевого колеса типа
автомобильного).
Первые 15 танков Т-20 должны были быть готовы к 7 ноября 1930 г. (планировалось
их участие в параде), но долгострой был в то время нормальным явлением (тем
более что созданию танка мешали всевозможные доносы, чистки и разборки с бывшими
и действующими членами Промпартии и т.д.) и даже в 1931 г. опытный танк не был
окончен. Поэтому от заказа на изготовление 350 танков в течение 1931-32 гг.
отказались. Недостроенный же опытный Т-20 был передан летом 1931 г. для
изготовления «60-сильного среднего трактора РККА». [97]
Тактико-технические характеристики танков вып. 1929-1931 гг.
ТТХ/Марка танка . Т-18 / МС-1 обр. 1930 г. . Т-20 . Т-19 . Т-24 . Д-4
Боевой вес, кг . 5680 . 5600 . 8050 . 17800 . 21000
Экипаж, чел. . 2 . 2 . 3 . 5 . 6
Размерения, мм .
Длина общая . 4350 . 4500 . 4500 . 6500 . ?
Ширина . 1100 . 1100 . 1500 . 1890 . ?
Высота . 2120 . 2150 . 2185 . 3040 . ?
Клиренс . 315 . 310 . 330 . 500 . 600
Ширина трака, мм . 300 . 300 . 300 . 455 . 420
Вооружение . Пушка, кал./тип . 37-мм/ПС-2{~1} . 37-мм/ПС-2{~1} . 37-мм/ПС-2{~1}
45-мм/обр 30 . 2х45-мм/обр 30
Снарядов, шт. . 96{~1}(факт 120) . 96{~1} . 100{~1} . 89 . ?
Пулеметов, шт. х тип . 1хДТ . 1хДТ . 2хДТ . 4хДТ . 4хДТ
Патронов, шт. . 2016 . 7 . 3500 . 8000 . ?
Толщина брони, мм .
Верт. корпуса . 16 . 16 . 16 . 20 . 13
Гориз. корпуса . 8 . 8 . 8 . 8,5 . 8
Башня . 16 . 16 . 16 . 20 . 20
Двигатель . Тип . 4т/4ц/к/в . 4т/4ц/к/в . 4т/4ц/к/в . 4т/4ц/к/ж . 4т/4ц/к/в
Марка . МС-1 . МС-1Ф . МС-2{~2} . М-6 . 2хМС-2{~2}
Мощность макс., л.с. . 40 . 56 . 100 . 200 . 2x100
При частоте об./мин. . 1950 . 2250 . 2000 . 1500 . 2000
Передач КПП . 4/1 . 4/1 . 4/1 . 4/1 . 3/1
Скорость макс, км/ч . 17,5 . 22,8 . 27 . 22,5 . 35{~3}
Среднетехнич. км/ч . 14 . 12 . 7 . 7 . ?
Тип топлива . Бензин 2 с . Бензин 2 с . Бензин 1 с . Бензин 2 с . Бензин 1 с
Емк. бака, л. . ПО . 160 . 250 . 460 . ?
Запас хода, км . 120 . 180{~1} . 195{~1} . 140 . ?
Уд. давл. кгс/кв. см . 0,375 . 0,383 . 0,4 . 0,48 . ?
Преодолеваемые препятствия .
Подъем, град. . 38 . 40 . 9 . 40 . ?
Спуск, град. . 35 . 35 . 7 . 7 . ?
Крен, град. . 27 . 7 . 7 . 28 . ?
Ров, мм . 2000 . 1700 . 2000 . 2600 . 2800{~3}
Стенка, мм . 550 . 585 . 620 . 745 . 800{~3}
Брод, мм . 800 . 800 . 1200 . 1200 . ?
{~1} Фактически установлена 37-мм пушка «Русский Гочкис»
{~2} Фактически двигатель освоен не был
{~3} Расчетные данные [120]
Свирин М. Н. Броня крепка. История советского танка. 1919-1937. - М.: ЯУЗА,
ЭКСМО, 2005. - 384 С. ил. ISBN: 5-699-13809-9. Тираж 5000 ЭКЗ.