Т-26 Образец 1933 - Легкий танк (СССР) 1933 | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
ЛЕГКИЙ ТАНК Т-26
Серийное производство этой однобашенной машины было организовано в Ленинграде в
1933 г. От своего предшественника (двухбашенного) она отличалась усиленным
пушечным вооружением, высотой, массой. Предназначалась для непосредственной
поддержки пехоты. Т-26 сохранил компоновочную схему корпуса прототипа -
английского в-тонного танка "Виккерс”, на выпуск которого Советское
правительство приобрело лицензию в конце 1929 г. Машина имела переднее
расположение трансмиссионного отделения, среднее - отделения управления и
боевого и кормовое - моторного. Такая компоновка позволила уменьшить длину
корпуса, обеспечить неплохой обзор местности перед танком из отделения
управления и небольшое непростреливаемое пространство в направлении движения
вперед. Однако увеличилась высота машины и повысилась вероятность поражения
ведущих колес.
Корпус и башня каркасные, бронирование противопульное. На шариковой опоре
подбашенной коробки устанавливалась башня цилиндрической формы с нишей,
расположенной в кормовой части. На крыше башни имелось два люка для посадки
экипажа, запираемых изнутри вращающимися на петлях крышками. Броневые катаные
листы толщиной в 13 мм соединялись заклепками. В передней части надгусеничных
полок устанавливались козырьки, защищавшие смотровые приборы от грязи и снега.
Для буксировки танка в лобовой и кормовой частях корпуса крепились буксирные
петли.
Вооружение состояло из 45-мм полуавтоматической танковой пушки, находящейся в
маске башни, и спаренного с ней 7,62-мм танкового пулемета ДТ. Пушка
предназначалась для ведения огня по бронированной технике, артиллерии, открыто
расположенным огневым средствам и живой силе противника как бронебойными, так и
осколочными снарядами. По своему времени она обладала хорошими
тактико-техническими показателями. Дальность стрельбы прямой наводкой составляла
3600 м, а наибольшая - 4606 м. Масса бронебойного снаряда 1,425 кг, начальная
скорость 760 м/с. Он пробивал танковую броню толщиной 43 мм на дистанции 500 м
при угле встречи 90°. Скорострельность до 12 выстр./мин с исправлением наводки.
Углы наведения по вертикали от -6 до +22°. Для легких и средних зарубежных
танков, имевших противоснарядное бронирование, пушка была серьезным оружием.
Конструкция башни позволяла пушке и пулемету осуществлять круговой обстрел в
горизонтальной плоскости. Боекомплект танка состоял из 136 артиллерийских
выстрелов и 2898 патронов (46 магазинов). Командирский танк вмещал 96
артиллерийских выстрелов.
В качеств* приборов наблюдения а боевой обстановке применялись смотровые щели со
стеклоблоками, установленные в корпусе и башне. Средствами внешней связи у
линейных танков служили сигнальные флажки, а у командирских - танковая
приемопередающая телефонно-телеграфная симплексная радиостанция 71-ТК-1 с
поручневой антенной на башне. Радиостанция обеспечивала связь при работе в
качестве телефона на расстоянии до 15 км на ходу и до 30 км на стоянке. Она
размещалась нише башни. Для внутренней связи имелось танковое переговорное
устройство на два абонента ТПУ-2.
На танке устанавливался 4-цилиндровый карбюраторный рядный танковый двигатель
воздушного охлаждения с горизонтальным расположением цилиндров. Его мощность 66
кВт (90 л.с.), что позволяло машине развивать неплохую для того времени скорость
- до 30 км/ч. Он располагался продольно а кормовой части корпуса маховиком а
сторону носовой части, имел сравнительно небольшие массогабаритные показатели
(570 кг и 1330x1128x648 мм).
Механическая трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого
трения, смонтированного на коленчатом валу двигателя, пятиступенчатой коробки
передач, соединявшейся с главным фрикционом карданным валом, двух бортовых
многодисковых фрикционов сухого трения с ленточными тормозами (механизмов
поворота) и двух одноступенчатых бортовых передач. Механизм поворота обеспечивал
поворот машины с минимальным радиусом, рааным ширине колеи машины (2,18 м).
Гусеничный движитель состоял (применительно к одному борту) из мелкозвенчатой
гусеничной цепи цевочного зацепления с открытым шарниром, восьми сдвоенных
опорных и четырех сдвоенных поддерживающих катков, направляющего колеса с
механизмом натяжения гусеничной цепи и ведущего колеса переднего расположения со
съемными зубчатыми венцами. Опорные и поддерживающие катки имели наружную
амортизацию в виде резиновых бандажей. Подвеска была блокированной (зависимой).
В качестве упругих элементов использовались листовые четвертьэлпиптические
рессоры. Проходимость для танка такого типа была хорошей.
Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме с напряжением бортовой сети
12 В. Система зажигания от магнето. Пуск двигателя производился из отделения
управления с помощью электрического стартера или снаружи с помощью пусковой
рукоятки. Танк оснащен системой противопожарного оборудования, состоявшей из
двух переносных огнетушителей, заряженных тетрахлором и приводимых а действие от
руки, и стационарного огнетушителя, соединенного трубопроводами с четырьмя
распылителями, установленными в моторном отделении. Экипаж состоял из трех
человек; командира, наводчика и механика-водителя. Командир и наводчик
размещались на сиденьях в боевом отделении, справа и слева от пушки, а
механик-водитель - в отделении управления, у правого борта корпуса. Командир
выполнял обязанности также заряжающего и радиста.
В процессе серийного производства Т-26 было создано свыше 25 модификаций этой
машины. Так, а 1935 г. корпус и башню начали изготавливать сварными, увеличили
вместимость топливного бака. В 1936 г. установили дополнительный 7,62-мм
танковый пулемет а ниш* башни, ввели съемные бандажи катков, изменили механизм
натяжения гусениц. В 1937 г. начали применять зенитный 7,62-мм пулемет ДТ на
турельной установке на крыше башни, танковое переговорное устройство на три
абонента ТПУ-3, фару-прожектор и форсировали двигатель до 70 кВт (95 л.с.). При
этом масса танка увеличилась до 9,75 т.
В 1938 г. машина получила коническую башню, сваренную из броневых катаных листов
толщиной 15 мм, в днище корпуса стали делать люк-лаз, а поручневую антенну
заменили штыревой. На Т-26 стали устанавливать новую 45-мм танковую пушку обр.
1938 г., затвор которой допускал ведение стрельбы боеприпасами с
электрокапсюльной втулкой. Для ведения прицельной стрельбы пушку со
стабилизатором оснастили телескопическим прицелом. В машине поставили два
топливных бака общей вместимостью 290 л, что обеспечивало запас хода по топливу
до 240 км.
В 1939 г. была введена подбашенная коробка с наклонными листами, установлены
новые жалюзи с усиленной защитой, изъят пулемет, размещаемый в кормовом листе
башни. Вместо него смонтирована дополнительная боеукладка на 32 артиллерийских
выстрела. Увеличилась мощность двигателя до 72 кВт (97 л.с.), поставлены
усиленные рессоры. Масса танка достигла 10,25 т. В 1940 г. машина претерпела
последнюю модернизацию. На части эксплуатировавшихся танков были установлены
экраны, а на находящихся в производстве увеличена толщина броневых листов
подбашенной коробки с 15 до 20 мм, применен новый погон башни, покрыли
бакелитовым лаком топливные баки. Масса танка с экранами превысила 12 т.
Т-26 был одним из основных танков Красной Армии довоенного периода. Их
изготовили около 11 тысяч. Эти машины принимали участие в боях первого периода
Великой Отечественной войны.
Подполковник запаса А.ПРОТАСОВ, кандидат технических наук
Майор М.ПАВЛОВ, кандидат технических наук
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОДНОБАШЕННОЙ МОДИФИКАЦИИ ТАНКА ОБР. 1933 г.
Наименование показателей - Характеристика, величина
Назначение - непосредственная поддержка пехоты
Тип - легкий с пушечно-пулеметным вооружением
Год выпуска - 1933
Боевая масса, т - 9,4
Экипаж, чел. - 3
Максимальная скорость, км/ч - 30
Вооружение - 45-мм танковая пушка и 7,62-мм танковый пулемет ДТ, установленные в
башне
Боекомплект - 136 артиллерийских выстрелов (в командирском танке - 96) и 2898
патронов
Бронирование - противопульное (лоб, борт, корма и башня - 13 мм / крыша - 10 мм
/ днище - 6 мм)
Тип гусеницы - мелкозвенчатая, цевочного зацепления
Число траков - 108
Ширина трака, мм - 260
Шаг трака, мм - 90
Число опорных катков - 2x8
Число поддерживающих катков - 2x4
Тип механизма натяжения гусеницы - кривошипный
Длина опорной поверхности, мм - 2765
Колея, мм - 2180
Клиренс, мм - 380
Запас хода по топливу по шоссе, км - 120
Преодолеваемые препятствия: угол подъема, град. - 40 / угол крена, град. - 40 /
ширина рва, м - 2 / высота эскарпа, м - 0,75 / глубина брода, м - 0,8 / толщина
сваливаемого дерева, м - 0,3
Количество машин, изготовленных серийно (с 1931 по 1940 г.) - около 11 тыс.
Габаритные размеры, мм: длина - 4620 / ширина - 2440 / высота - 2330
Техника и вооружение, 1993, 01