Т-33 - Легкий танк (СССР) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
В конце 1930 г. на английской фирме «Виккерс» был
разработан проект малого плавающего танка. Его прототип, изготовленный в начале
апреля 1931 г., прошел успешные испытания на реке Темза близ Челси и с большой
помпой был показан представителям прессы.
Танк имел герметичный корытообразный водоизмещающий корпус с бальсовыми
поплавками по бортам и матую башню, вооруженную пулеметом, заимствованную у
6-тонного танка Mk А фирмы «Виккерс».
Подвеска танка, блокированная, была заимствована у легкого 3-тонного трактора
той же фирмы, разработанного в 1929 г. В качестве упругих элементов
использовались четвертьэллиптические листовые рессоры. Ведущие колеса
располагались впереди танка, направляющие колеса лежали на земле сзади.
На танке был установлен легкий катерный мотор «Медуза» (Maedows EST) довольно
большой мощности (около 90 л.с.), что позволяло танку массой 2,75 т развивать
скорость по дороге до 50 км/ч, а на плаву в отсутствии течения, волн и ветра -
до 9 км/ч.
В ходе усовершенствования танка в его конструкцию был внесен ряд изменений, и в
сентябре 1931 г. фирма «Виккерс» изготовила два образца танков, различавшихся
конструкцией винтов и рулей.
Поскольку военное министерство Великобритании отказалось от закупки амфибий для
оснащения армии, фирма «Виккерс» начала проводить активную рекламную кампанию по
продвижению нового технического средства в страны «второго мира».
Среди стран, заинтересовавшихся танком, был и СССР. 5 февраля 1932 г. УММ через
представителя фирмы «Аркос» (All Russian Cooperative Society Limited) Сквирского
сделало заказ фирме «Виккерс» на 8 плавающих [151] танков. Переговоры прошли
быстро, и уже в июне 1932 г. первые два танка были отправлены в СССР.
Однако вопреки вполне логичного предположения о том, что отечественные плавающие
танки были скопированы с «Виккерсов-амфибий», когда британские амфибии только
грузились для отправления в нашу страну, в СССР уже были построены плавающие
танки трех типов - Т-33, Т-41 и Т-37.
«Селезень»
Проектирование разведывательных танков-амфибий в СССР началось еще осенью 1931
г., когда УММ РККА получило информацию об испытании в Великобритании амфибии
фирмы «Виккерс». В ОКМО были доставлены от представителя «Аркос» все имеющиеся
информационные материалы, в том числе:
«Газет иностранных - 5 шт, фотографий - 4 шт, письмо тов. Сквирского с описанием
нового танка - 1 шт.»
Никакими другими сведениями об английском танке-амфибии до начала проектных
работ ОКМО не располагал. [152]
Видимо, по полученным фотографиям конструкторы определили, что ходовая часть
амфибии идентична ходовой части гусеничного трактора «Карден-Ллойд»,
закупленного в Великобритании в 1930 г. Поэтому компоновка и ходовая часть
отечественного плавающего танка, проектировавшегося по теме «Селезень», была
подобна компоновке указанного легкого трактора.
Опытный образец «Селезня» был готов в марте 1932 г. и сразу поступил на
испытания. Внешне танк был похож на своего британского прародителя. Его корпус
был изготовлен из неброневой стали. Двигатель АМО-3 мощностью 62 л.с. с
системами питания и охлаждения размещался вдоль правого борта, а экипаж в
составе командира танка и механика-водителя, сидящих в затылок друг другу, -
вдоль левого борта.
Вооружение танка - 7,62-мм пулемет ДТ - устанавливался во вращающейся башне,
имеющей вверху откидной колпак со смотровыми щелями.
Движение танка на плаву осуществлялось при помощи [153] трехлопастного винта и
руля, В ходе испытаний танк развил скорость на дороге до 42 км/ч, а на плаву - 4
км/ч.
10 апреля танк, получивший индекс Т-33, на плаву был показан замнаркома М.
Тухачевскому, который вскоре после этого, отправляя телеграмму в Италию, где
находилась наша закупочная комиссия, написал своей рукой:
«Передайте Гинзбургу, что его «утка» плавает и весьма успешно...»
Казалось, ничто не может помешать этому танку проложить себе дорогу на
вооружение РККА, но все же Т-33 испытаний не выдержал и в его конструкции было
слишком много нетехнологичных решений.
Свирин М. Н. Броня крепка. История советского танка. 1919-1937. - М.: ЯУЗА,
ЭКСМО, 2005. - 384 С. ил. ISBN: 5-699-13809-9. Тираж 5000 ЭКЗ.
«ЧУДО-ОРУЖИЕ» СТАЛИНА. Плавающие танки Великой
Отечественной Т-37, Т-38, Т-40 / Максим Коломиец : Яуза : Эксмо, 2011. - (Серия
«Война и мы. Танковая коллекция»)
001-е фото
002-е фото
Танк Т-37А выходит из воды. Маневры войск Московского военного округа, 1936 год.
Машина имеет стандартные тактические обозначения, использовавшиеся в танковых
частях Красной Армии в 1930-е годы (ЦМВС).
ВВЕДЕНИЕ
О советских довоенных плавающих танках Т-37А, Т-38 и Т-40 написано довольно
мало. Если не считать нескольких довольно слабых публикаций, никакой достоверной
информации по этим машинам нет, хотя их было изготовлено более 3,5 тысяч штук! В
некоторых работах (например, у В. Резуна, более известного как Виктор Суворов)
наличие к лету 1941 года в Красной Армии большого количества плавающих танков
служит подтверждением того, что Советский Союз готовился к агрессии:
танки-амфибии предполагалось использовать для форсирования рек при вторжении в
Европу.
В действительности, советские плавающие танки предназначались прежде всего для
ведения разведки, а специальных подразделений для форсирования преград в Красной
Армии не существовало. Лишь в ходе боевых действий были сделаны попытки создать
из Т-37А и Т-38 батальоны для переправы через реки, но особого успеха эта затея
не имела.
В данной работе автор попытался на основе архивных документов рассказать об
истории создания, серийном производстве, модификациях и опытных образцах
советских танков-амфибий. Кроме того, впервые в отечественной и иностранной
литературе дается подробная информация об организации и штатной структуре
подразделений плавающих танков и их боевом применении.
Автор выражает благодарность за помощь в работе над выпуском Михаилу Свирину и
Михаилу Макарову. Особо хочется поблагодарить Юрия Пашолока за предоставленные
материалы по боевому использованию танков Т-40.
АНГЛИЙСКИЙ ОПЫТ
В конце 1930 года на английской фирме Vickers Armstrong разработали проект
легкого плавающего танка. Его прототип, изготовленный к началу апреля следующего
года, прошел успешные испытания на реке Темза близ Челси. Первоначально новая
машина именовалась в документах как «Vickers-Carden-Loyd amphibious tank».
Танк имел клепаный корытообразный корпус и башню с пулеметом, заимствованную у
6-тонного Vickers Model А. Плавучесть машины обеспечивалась за счет
водоизмещения корпуса и установленных вдоль его бортов массивных поплавков из
бальзы. Танк имел блокированную подвеску, состоящую из двух двухкатковых тележек
(на борт). В качестве упругого элемента использовались четвертьэллиптические
листовые рессоры.
003-е фото
Испытания английской амфибии Vickers-Carden-Lloyd. Снимок из британского журнала
начала 1930-х годов.
Ведущие колеса располагались впереди, а в качестве направляющих колес
использовались вторые катки задних тележек (следует отметить, что конструкция
ходовой части во многом была заимствована у легкого 3-тонного трактора,
разработанного фирмой Vickers в 1929 году). На танке устанавливался
карбюраторный 90-сильный двигатель Maedows EST, позволявший 2,75-тонной машине
развивать скорость до 50 км/ч на суше и до 9 км/ч на плаву. Движение на плаву
осуществлялось при помощи гребного винта и кольцевого руля. Двигатель с
радиатором и четырехскоростной коробкой перемены передач были размещены в
корпусе справа, а слева находилась рубка механика-водителя и башня.
После окончания испытаний опытного образца в конструкцию амфибии был внесен ряд
изменений, и в сентябре 1931 года фирма Vickers Armstrong по заказу британской
армии изготовила два танка, получивших обозначения А4Е11 и А4Е12, различавшиеся
между собой конструкцией гребных винтов и рулей. Однако английское военное
министерство не проявило большого интереса к плавающим машинам, ограничившись
закупкой двух вышеупомянутых образцов. Поэтому фирма Vickers проводила активную
рекламу своей плавающей машины, фото которой часто мелькали в военных журналах и
газетах того времени. Как и в случае с 6-тонным танком Vickers Model А, фирма
рассчитывала на зарубежные заказы из стран «второго мира». Надежды руководителей
фирмы Vickers Armstrong оправдались, правда, объем закупок был значительно
меньше, чем в случае с 6-тонным танком Vickers. 29 амфибий закупил Китай, по два
танка приобрели Голландия и Сиам (Таиланд). Один плавающий Vickers-Carden-Loyd
был отправлен для испытаний в Финляндию, военные которой проявили интерес к
танку-амфибии. Но после всесторонних испытаний финны отказались от закупки
машины и ее вернули в Великобританию.
004-е фото
Один из закупленных Советским Союзом образцов танка-амфибии
«Виккерс-Карден-Ллойд» на испытаниях. Станция Кубинка, НИБТ полигон, зима 1931
года. Башня танка закрыта брезентом (АСКМ).
Среди стран, заинтересовавшихся амфибией Vickers-Carden-Loyd, был и Советский
Союз. Получив информацию об испытаниях нового английского плавающего танка,
руководство Управления механизации и моторизации РККА 5 февраля 1932 года
заказало фирме Vickers через представителей советской внешнеторговой фирмы Arcos
Ltd. (All Russian Cooperative Society Limited) восемь амфибий
Vickers-Carden-Loyd. В июне 1932 года были отправлены в СССР первые из
заказанных танков, а последние машины прибыли 22 октября того же года.
Прибывшие амфибии прошли испытания на НИБТ полигоне под Москвой, а также были
отправлены на заводы и в танковые части для изучения. Следует отметить, что
первые амфибии Vickers-Carden-Loyd прибыли в Советский Союз уже тогда, когда
были изготовлены и проходили испытания опытные образцы советских плавающих
танков Т-33, Т-41 и Т-37. Поэтому утверждение о том, что большинство технических
решений первых образцов отечественных амфибий (в особенности Т-33) было
скопировано у английской машины, является некорректным.
ПЕРВАЯ АМФИБИЯ
Проектирование легких плавающих танков в Советском Союзе началось осенью 1931
года, когда УММ РККА получило информацию об испытании в Великобритании амфибии
Vickers-Carden-Loyd. Работы поручили Опытно-конструкторскому механическому
отделу (ОКМО) завода «Большевик» под руководством С. Гинзбурга. Причем никакими
сведениями об английской машине, кроме фотографий и общих тактико-технических
характеристик, советские инженеры не располагали. Базой для проектирования
первого советского плавающего танка послужил «легкий трактор-тягач Карден-Лойд
грузоподъемностью до 3-х тонн» (три таких машины были закуплены у фирмы Vickers
еще в 1930 году). Следует сказать, что этот трактор изначально разрабатывался
англичанами как сельскохозяйственный или коммерческий и не предназначался для
использования в армии.
Тем не менее, советские конструкторы использовали ходовую часть и компоновку
трактора (с расположением двигателя вдоль правого борта).
005-е фото
Общий вид опытного образца танка Т-33 конструкции ОКМО. 1932 год (АСКМ).
Сделано это было не случайно - на приводимых в иностранной печати фотографиях
амфибии Vickers-Carden-Loyd было хорошо видно, что и на английской машине
использовалась ходовая часть по типу легкого трактора.
Опытный образец нового танка, первоначально проходившего под обозначением
«Селезень», а затем получивший индекс Т-33, был готов к весне 1933 года. В связи
с тем, что С. Гинзбург в составе советской закупочной комиссии убыл в Италию,
для приобретения образцов бронетанковой и автотракторной техники, завершение
работ по проектированию и постройке Т-33 шло под руководством М. Зигеля. В конце
марта 1932 года опытный образец танка был изготовлен на заводе «Большевик» и
вышел на испытания.
Внешне Т-33 во многом походил на английский Vickers-Carden-Loyd. Корпус танка
изготавливался из неброневой стали толщиной 4-9 мм. Для повышения плавучести
вдоль бортов устанавливались деревянные коробообразные поплавки, обитые жестью.
Изнутри поплавки заполнялись пробкой. Двигатель АМО-3 мощностью 63 л.с. вместе с
радиатором устанавливался в корпусе справа, трансмиссия - главный фрикцион,
коробка перемены передач от автомобиля АМО-3 и бортовые фрикционы - в передней
части корпуса. Экипаж танка - механик-водитель и командир - располагались слева,
один за другим. Вооружение Т-33 - 7,62-мм пулемет ДТ - устанавливался в башне,
вращение которой осуществлялось вручную. Для наблюдения за полем боя на башне
устанавливался откидной колпак со смотровыми щелями. Ходовая часть машины была
изготовлена по образу и подобию английской амфибии Vickers-Carden-Loyd. Движение
на плаву осуществлялось при помощи трехлопастного винта и руля. В ходе заводских
пробегов 3-тонный Т-33 показал на суше скорость до 42 км/ч и до 4 км/ч на плаву.
006-е фото
Опытный образец танка Т-33 конструкции ОКМО, вид слева сзади. 1932 год (АСКМ).
В начале апреля 1932 года новый танк был продемонстрирован представителям
командования РККА. В своем докладе, датированном 15 апреля 1932 года, один из
представителей УММ РККА на заводе «Большевик» сообщал об этом следующее:
«Изготовлен первый опытный образец плавучего сверхлегкого танка типа амфибии
Карден-Лойд с применением мотора АМО-3 и ходовой части трактора Карден-Лойд.
Танк прошел предварительные испытания и был продемонстрирован зам-наркома тов.
Тухачевскому 10 апреля сего года на Неве, причем показал способность надежно
плавать даже в условиях быстрого течения. Скорость 2-3 км/ч при движении против
течения. После подбора соответствующего винта скорость предполагается увеличить
до 7-8 км/ч» (I).
На М. Тухачевского показ амфибии, уверенно маневрирующей среди плывущих по Неве
льдин, произвел очень благоприятное впечатление. Несколько дней спустя,
отправляя телеграмму с различными указаниями советской закупочной комиссии в
Италию, Тухачевский написал: «Передайте Гинзбургу, что его „утка“ плавает и
весьма успешно. Результаты испытаний самые благоприятные» (2). Но, несмотря на
лестные отзывы Тухачевского и других руководителей Красной Армии, у танка Т-33
оказалось большое количество недостатков и недоработок. Для принятия на
вооружение армии эта машина не годилась. Однако опыт по созданию первого
отечественного плавающего танка был использован при создании последующих
советских амфибий.
007-е фото
Танк Т-33 на плаву во время показа М. Тухачевскому. Ленинград, 10 апреля 1932
года (АСКМ).
008-е фото
Опытный образец танка Т-33 конструкции ОКМО, вид слева. Хорошо видна форма
поплавков над гусеницами. 1932 год (АСКМ).
Т-33
Т-33 (Селезень) - лёгкий опытный плавающий танк СССР. Стал первым отечественным
плавающим танком.
Т-33
Боевая масса, т - ~3
Компоновочная схема - классическая
Экипаж, чел. - 2
История
Количество выпущенных, шт. - 1
Основные операторы - Союз Советских Социалистических Республик
Размеры
Длина корпуса, мм - 3802
Ширина, мм - 2105
Высота, мм - 1845
Клиренс, мм - 280
Бронирование
Тип брони - гомогенная
Лоб корпуса, мм/град. - 9
Борт корпуса, мм/град. - 9
Корма корпуса, мм/град. - 9
Днище, мм - 4
Крыша корпуса, мм - 7
Лоб башни, мм/град. - 7
Борт башни, мм/град. - 7
Корма башни, мм/град. - 7
Крыша башни, мм/град. - 7
Вооружение
Пулемёты - 1 x 7,62-мм ДТ-29
Боекомплект пулемётов - 2520
Подвижность
Тип двигателя - карбюраторный
Модель двигателя - АМО-2
Мощность двигателя, л. с. - 63-66
Скорость по шоссе, км/ч - 42
Запас хода по шоссе, км - 200
Ёмкость топливных баков, л - 110
Тип подвески - блокированная, с листовыми рессорами
Ширина гусеницы, мм - 224
Удельное давление на грунт, кг/см² - 0,42
Преодолеваемый подъём, град. - 40°
Преодолеваемая стенка, м - 0,7
Преодолеваемый ров, м - 1,5
Преодолеваемый брод, м - плавает
СССР внимательно следил за всеми разработками, касающимися создания новых
образцов вооружений и военной техники в других государствах. Поэтому, как только
командование РККА получило информацию об успешных испытаниях британского
танка-амфибии Vickers-Carden-Loyd A4, УММ РККА осенью 1931 года поручает
ведущему на то время конструкторскому коллективу танкостроителей, ОКМО завода
«Большевик», в безотлагательном порядке приступить к разработке аналогичной
советской машины. Работы возглавил С.А. Гинзбург.
На момент начала работ советская сторона не располагала никакой конкретной
информацией о новой боевой машине, кроме нескольких фотографий и общих ТТХ,
озвученных в средствах массовой информации. Например, было известно, что танк
разрабатывался на базе армейского тягача марки Vickers-Carden-Loyd.
В качестве базового шасси использовали имеющийся легкий трактор-тягач
производства фирмы Vickers-Carden-Loyd, один из которых был закуплен СССР в 1931
году. Важно подчеркнуть, что данная машина проектировалась именно как
сельскохозяйственная, и не предназначалась ни для чего иного. Решение было
принято после внимательного изучения полученных фотографий, на которых можно
было определить, что британская амфибия имеет ходовую часть с компоновкой,
аналогичной тракторной. Проекту было присвоено наименование «Селезень», позднее
машина стала именоваться Т-33.
Первый опытный танк был готов к испытаниям в конце марта 1932 г. Танк получил
противопульную защиту, собранную клёпкой из листов гомогенной брони толщиной от
4 до 9 мм. После сборки стыки проходили дополнительную герметизацию. Чтобы Т-33
обрёл большую плавучесть, конструкторы установили вдоль его бортов обитые жестью
деревянные поплавки, придав последним корытообразную форму. Поплавки набивались
изнутри сушёными водорослями или пробкой. Машина стала достаточно устойчиво
держаться на воде, но её плавучести хватало только для себя. Транспортировать
грузы и десант машина на плаву не могла.
В качестве двигателя танк получил отечественный карбюраторный двигатель
жидкостного охлаждения «АМО-2», имевший мощность 63 л.с. (по другим источникам –
«Форд-АА» мощностью 40 л.с.). Вместе с радиатором он размещался справа по ходу
движения. Запас возимого топлива составлял 110 л, а расчётная дальность перегона
по шоссе – 200 км. Танк был способен плавать со скоростью 4 км/ч (2-3 км/ч
против течения) и передвигаться по суше со скоростью до 42 км/ч. Для движения на
плаву использовался вертикальный руль и трёхлопастной винт. В передней части
корпуса перед башней монтировался волноотражательный щиток.
Трансмиссия, боковые и главный фрикционы вместе с КПП устанавливались в передней
части корпуса. Блокированную подвеску машины оснастили листовыми рессорами.
Ходовая часть получила по паре двухкатковых тележек на борт. Задние опорные
катки являлись одновременно направляющими, ведущие колёса разместили спереди.
Экипаж состоял из двух человек: командира и механика-водителя. Командир
размещался в башне, механик-водитель - в передней части корпуса.
Один пулемёт ДТ-29 калибра 7,62-мм во вращающейся башне. Боекомплект составлял
2520 патронов, размещённых в 40 снаряжённых дисках.
Принимать танк на вооружение было крайне преждевременно, ввиду огромного
количества присущих машине технических недостатков. Теснота боевого отделения
отрицательно сказывалась на работе экипажа, а об установке второго пулемёта или
малокалиберной пушки речь не шла вообще. Проект был отправлен на доработку.
На вооружение не принимался, до настоящего времени не сохранился.
Википедия / Русский язык