Т-41 - Легкий танк (СССР) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Решение о разработке новых амфибий было принято еще
до того, как первый Т-33 был построен. Уже в январе 1932 г. задание на
проектирование плавающего танка получили КБ 2-го автозавода ВАТО под
руководством Н. Козырева, а также ОКМО завода им. Ворошилова под руководством М.
Зигеля (С. Гинзбург был в отъезде). [154]
КБ 2-го завода Всесоюзного автотракторного объединения (ВАТО), выпускавшее
танкетки 1-21, спроектировало танк, получивший индекс Т-41. Танк имел
клепано-сварной корпус, собранный на уголках. Для герметизации стыков между
броневыми листами в нижней части корпуса устанавливались резиновые прокладки. На
крыше корпуса, на шариковой опоре, устанавливалась башня, несколько смещенная к
правому борту. Ее поворот осуществлялся вручную при помощи специальных рукояток.
Т-41 был вооружен пулеметом ДТ, установленным в подвижном лобовом щитке башни
при помощи специального хомута. По идее такая установка помогала быстрому
наведению пулемета в цель без поворота всей башни, но установка получилась
чрезвычайно громоздкой и сложной.
Машина боевой массы 3,5 тонны была оснащена автомобильным двигателем «Форд-АА»
мощностью 40 л.с. (тем же, что устанавливался в танкетку Т-27), расположенным по
оси машины. Трансмиссия также полностью заимствовалась от Т-27, но была
дополнена жесткой зубчатой муфтой, соединяющей вал гребного винта с коленчатым
валом двигателя и механизмом реверсирования. Причем конструкция муфты была
такова, что для отключения винта требовалась остановка танка и выключение
двигателя.
На плаву Т-41 передвигался при помощи двухлопастного гребного винта и плоского
руля. При передвижении лопастей винта механизмом реверсирования при движении на
воде танк мог двигаться передним и задним ходом. Скорость на плаву достигала
3-3,5 км/ч.
Ходовая часть Т-41 была в определенной степени заимствована у танка Т-33, а
гусеничные цепи - у Т-27. После проведения длительных заводских и полигонных
испытаний было принято решение об изготовлении опытной серии танков Т-41 с
устранением отмеченных недостатков для проведения войсковых испытаний.
Второй вариант танка, называемый «серийный», имел [155] пониженный корпус и
массу в 2,95 т. В ходе проведения испытаний никаких особых улучшений по
сравнению с первым вариантом отмечено не было. Танк на вооружение принят не был.
Плавающий танк конструкции ОКМО, получивший индекс Т-37, был более легким
(боевая масса - 2,85 т), вышел на испытания в июле 1932 г. Его компоновка была
подобна Т-33 с двигателем, смещенным к правому борту. Танк имел клепано-сварной
корпус, изготовленный для скорости из неброневой стали. На крыше корпуса,
несколько смещенная к левому борту, стояла малая пулеметная башня, вращаемая
вручную. Вооружение Т-37 состояло из 7,62-мм пулемета ДТ, установленного в
шаровой установке в лобовом листе башни.
Автомобильный двигатель «Форд-АА» мощностью 40 л.с., как уже говорилось,
располагался вдоль правого борта танка. Он позволял машине разгоняться до 35
км/ч по дороге и 4 км/ч на плаву. Запас хода Т-37 по шоссе составлял 160 км.
Трансмиссия состояла из главного фрикциона (автомобильного сцепления), главной
передачи, дифференциала и [156] коробки перемены передач, карданного вала и
привода водоходного движителя. На плаву Т-37 передвигался при помощи
трехлопастного гребного винта и плоского руля.
Ходовая часть Т-37 была изготовлена «по типу ходовой части «Крупп», с которой
наши конструкторы познакомились в «ТЕКО», и состояла из двух двухкатковых
опорных тележек, двух поддерживающих катков, переднего ведущего и заднего
направляющего колес.
Однако и в этом танке была обнаружена масса недостатков и недоработок и потому
работы над ним были прекращены.
Свирин М. Н. Броня крепка. История советского танка. 1919-1937. - М.: ЯУЗА,
ЭКСМО, 2005. - 384 С. ил. ISBN: 5-699-13809-9. Тираж 5000 ЭКЗ.
«ЧУДО-ОРУЖИЕ» СТАЛИНА. Плавающие танки Великой
Отечественной Т-37, Т-38, Т-40 / Максим Коломиец : Яуза : Эксмо, 2011. - (Серия
«Война и мы. Танковая коллекция»)
ТАНКИ Т-41 И Т-37
Работы по проектированию новых образцов отечественных плавающих танков начались
в феврале-марте 1932 года, когда еще полным ходом шли работы по Т-33. В докладе
«О ходе работ по проектированию новых типов танков», направленном руководством
УММ РККА в Совет труда и обороны СССР в апреле 1932 года, об этом сказано
следующее:
«Танкетки. В валовом производстве находится Т-27. Ведутся работы по изготовлению
опытных образцов танкетки с вооружением в башне. Первый образец, под шифром
Т-41, изготавливаемый заводом ВАТО в Москве, будет готов в мае сего года. Другой
образец, под шифром Т-37, изготавливаемый на машиностроительном заводе имени
Ворошилова[1][В феврале 1932 года для лучшей организации работ по производству
танка Т-26 танковое производство ленинградского завода «Большевик» было выделено
в самостоятельное предприятие - машиностроительный завод № 174 имени К.Е.
Ворошилова. Директором завода назначили К. Сиркена, главным конструктором С.
Гинзбурга. Опытно-конструкторский механический отдел (ОКМО) был включен в состав
завода № 174.], будет выпущен в июне сего года. Оба танка будут обладать
плавучестью, и разница их состоит в том, что Т-41 имеет мотор Форд-АА,
расположенный по осевой центральной линии машины, в то время как Т-37 имеет
одностороннее расположение мотора по типу амфибии Карден-Лойд. В этом случае
стандартный задний мост автомобиля Форд-АА изменяется» (3).
Танк Т-41, спроектированный под руководством Н. Козырева на 2-м заводе
Всесоюзного автотракторного объединения (ВАТО) в Москве, поступил на испытания в
начале июля 1932 года. Танк имел клепано-сварной корпус, собранный на
металлических уголках. Для герметизации стыков между броневыми листами в нижней
части корпуса устанавливались резиновые прокладки. На крыше корпуса, на
шариковом погоне, устанавливалась башня, смещенная к правому борту. Ее поворот
осуществлялся вручную при помощи специальных рукояток.
Вооружение Т-41 состояло из 7,62-мм пулемета ДТ, установленного в полукруглом
вращающемся броневом щитке в лобовом листе башни. Для крепления пулемета в
основании щитка имелся специальный хомут. Такая установка оказалась довольно
громоздкой и сложной, а углы обстрела пулемета (без поворота башни) составляли
всего 33 градуса по горизонту и 24 градуса по вертикали.
Автомобильный карбюраторный двигатель Форд-АА мощностью 40 л.с. располагался
продольно вдоль центральной оси машины. Он позволял танку развивать скорость по
шоссе до 35 км/ч. Бензобак на 120 литров размещался слева в кормовой части
корпуса. Подача горючего осуществлялась самотеком. Запас хода танка по шоссе
составлял 150 км.
Трансмиссия состояла из главного фрикциона (обычного автомобильного сцепления с
грузовика Форд-АА), главной передачи фордовского дифференциала и коробки
перемены передач, карданного вала и привода водоходного движителя. Последний
состоял из жесткой зубчатой муфты, соединяющей вал гребного винта с коленчатым
валом двигателя и механизма реверсирования. Причем конструкция муфты была
такова, что для отключения винта требовалась остановка танка и выключение
двигателя.
На плаву Т-41 передвигался при помощи двухлопастного гребного винта и плоского
руля. При передвижении лопастей винта механизмом реверсирования при движении на
воде танк мог двигаться передним и задним ходом. Скорость на плаву достигала
3-3,5 км/ч.
Ходовая часть Т-41 была почти такой же, как у танка Т-33 и амфибии
Vickers-Carden-Loyd, а гусеница - мелкозвенчатая, по типу танкетки Т-27. Боевая
масса танка с экипажем из двух человек (механик-водитель и командир) составляла
3,5 т.
После заводских пробегов и устранения выявленных недостатков, машину передали на
НИБТ полигон (поселок Кубинка под Москвой) для прохождения испытаний, которые
длились достаточно долго - со 2 августа по 29 сентября 1932 года. Такие
длительные сроки были связаны с «длительными перерывами из-за ряда дефектов,
поломок, произошедших при испытаниях, а также по другим обстоятельствам (отрыв
работников, переброска машины на демонстрации и т. д.)» (4).
В заключении отчета об испытании танка Т-41 было сказано следующее:
«1. Машина Т-41, конструкции, представленной на испытания, имеет:
а) Большие поверхности обстрелу, расположение листов и швов, обеспечивающих
большую вероятность попаданий пуль и разрушения брони;
б) Значительный боевой вес при недостаточной мощности мотора, снижающий
тактические свойства танка;
в) Плохую проходимость, преодолеваемость препятствий и управляемость, как на
суше, так и на воде;
г) Недостаточную конструктивную проработку ряда деталей (крепление рессор,
отсутствие упорного подшипника гребного вала и др.);
2. Считать, что в данном виде машина как боевая использована быть не может.
Направлению на войсковые испытания не подлежит» (5).
009-е фото
Опытный образец танка Т-37 конструкции ОКМО, вид сзади. 1932 год (АСКМ).
010-е фото
Опытный образец танка Т-41, общий вид. 1932 год (АСКМ).
011-е фото
Опытный образец танка Т-41 на плаву. НИБТ полигон, август 1932 года (АСКМ).
Учитывая результаты испытаний опытного образца Т-41, в КБ 2-го завода ВАТО
разработали второй вариант этого танка. Изменения коснулись главным образом
корпуса (он стал более низким и несколько иной формы), смотровых приборов
механика-водителя, привода гребного винта и самого винта, а также руля. Это
позволило снизить массу танка до 2,95 т, но существенных улучшений боевых
качеств добиться не удалось. В первой половине 1933 года было построено 12
танков Т-41 «с измененной конструкцией корпуса», которые именовались в
документах как «Т-41 серийный».
Плавающий танк Т-37 конструкции ОКМО вышел на испытания в июле 1932 года. Его
компоновка была подобна Т-33 и амфибии Vickers-Carden-Loyd. Т-37 имел
клепано-сварной корпус, изготовленный из обычной (не броневой) стали. На крыше
устанавливалась башня, смещенная к левому борту. Ее вращение осуществлялось
вручную. Вооружение танка состояло из 7,62-мм пулемета ДТ, установленного в
шаровой установке, смонтированной в переднем листе башни.
Автомобильный карбюраторный двигатель Форд-АА мощностью 40 л.с., расположенный
продольно, был смещен к правому борту. Он позволял 2,85-тонной машине развивать
скорость до 35 км/ч по шоссе и 4 км/ч на плаву. Запас хода танка по шоссе
составлял 160 км.
Трансмиссия состояла из главного фрикциона (обычного автомобильного сцепления),
главной передачи, дифференциала и коробки перемены передач, карданного вала и
привода водоходного движителя. На плаву Т-37 передвигался при помощи
трехлопастного гребного винта и плоского руля.
Ходовая часть машины была изготовлена «по типу ходовой части фирмы „Крупп“, с
которой наши конструкторы ознакомились в ходе испытаний немецких танков в
Казани», Применительно к одному борту она состояла из двух двухкатковых тележек,
двух поддерживающих катков, ведущего и направляющего колес.
В ходе заводских испытаний у танка Т-37 выявилось большое количество недостатков
и недоработок, поэтому дальнейшие работы по машине прекратили осенью 1932 года.
Впоследствии танк Т-37 был отправлен в утиль.
Что касается серийных танков Т-41, то 7 ноября 1932 года они участвовали в
параде на Красной площади, а затем были переданы в танковые части в качестве
учебных машин. Некоторые из них эксплуатировались вплоть до 1939 года. Один
серийный Т-41 летом 1945 года имелся в составе воздушно-десантных частей
Московского военного округа. Эта машина использовалась для отработки вопросов
доставки танков по воздуху посадочным способом.