ТМ - Легкий танк (СССР) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
«ЧУДО-ОРУЖИЕ» СТАЛИНА. Плавающие танки Великой
Отечественной Т-37, Т-38, Т-40 / Максим Коломиец : Яуза : Эксмо, 2011. - (Серия
«Война и мы. Танковая коллекция»)
«ТАНК МОЛОТОВА» (ТМ)
Этот танк разрабатывался на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) с весны 1936
года как альтернативный танку Т-38. Дело в том, что в 1935 году ГАЗ получил
задачу организовать выпуск танков Т-37А, однако по ряду причин план в 50 машин
так и не был выполнен. По решению правительства СССР с 1936 года ГАЗ должен был
начать производство танков Т-38. Естественно, ГАЗ не был заинтересован в выпуске
«чужого» (то есть разработанного на другом заводе) танка. Поэтому в спешном
порядке КБ Горьковского автозавода приступило к проектированию своего плавающего
танка, заявив руководству АБТУ РККА, что «проектируемая машина будет иметь
лучшие боевые и технические характеристики по сравнению с танком Т-38».
Работами по танку, получившему обозначение «Танк Молотова» в честь «шефа» завода
(до 1953 года завод назывался ГАЗ имени Молотова), непосредственно руководил
главный инженер завода В. Данилов.
041-е фото
Вид справа сзади опытного танка Т-43-1 конструкции Опытного завода имени Кирова
на колесном ходу. Ленинград, весна 1935 года. Хорошо видна конструкция звездочек
с лопастями и направляющего механизма для плавания танка (АСКМ).
Летом 1936 года изготовили две машины, одну из которых отправили для испытаний
на НИБТ полигон, а вторую оставили на ГАЗе.
Корпус ТМ изготавливался из брони толщиной 4-9 мм при помощи сварки. Изнутри
листы днища и бортов в местах стыков, установки двигателей и крепления
кронштейнов тележек подвески усиливались угольниками и балками.
Сверху на корпусе располагалась клепаная 8-гранная подбашенная коробка,
смещенная к левому борту. На коробке монтировалась башня в форме усеченного
конуса, в переднем плоском листе которой устанавливался 7,62-мм пулемет ДТ.
Справа от башни, в которой находился командир танка, располагалось место
механика-водителя. Для наблюдения за полем боя командир имел 5 отверстий в
подбашенной коробке и 3 отверстия в башне. Механик-водитель имел передний люк со
смотровой щелью.
«Танк Молотова» был первой отечественной боевой машиной, оснащенной спаренной
установкой двигателей; на нем было установлено два автомобильных мотора ГАЗ М-1,
расположенных параллельно. Они были смещены вправо и влево относительно
продольной оси танка и смонтированы на двух поперечных балках. Передние концы
коленвалов двигателей были переделаны для установки на них карданных шарниров,
которые соединялись с блокировочным мостом через специальные сцепления с
валиками.
Генератор и стартер имелись только у правого двигателя. Запуск левого двигателя
производился специальным пусковым механизмом - педалью через коробку отбора
мощности и коробку перемены передач. Охлаждение двигателей осуществлялось при
помощи общего водяного радиатора.
Трансмиссия состояла из стандартной коробки перемены передач автомобиля ГАЗ-АА,
главных сцеплений и тормозов. Привод от двигателей на передний ведущий мост
танка осуществлялся при помощи удлиненных карданных валов грузовика ГАЗ-ААА. В
отличие от Т-37А и Т-38 управление ТМ осуществлялось не рычагами, а специальным
штурвалом. Ходовая часть ТМ - гусеницы, тележки ходовой части, направляющие и
ведущие колеса - полностью заимствовались с танка Т-37А. Однако количество
тележек на ТМ по сравнению с Т-37А возросло и составило по три на каждый борт.
Для движения на воде ТМ оснащался трехлопастным винтом, установленным в нише
кормового листа, и плоским рулем. Привод от двигателей на гребной винт
осуществлялся через блокировочный мост.
Несмотря на возросшую до 4,5 т массу танка, установка двух двигателей общей
мощностью 100 л.с. обеспечивала достаточно высокие скоростные данные ТМ - 50
км/ч по шоссе и 3,7 км/ч на плаву.
042-е фото
Общий вид опытного танка Т-43-2 конструкции завода № 37 на гусеничном ходу.
Москва, весна 1935 года (АСКМ).
Испытания ТМ на НИБТ полигоне проходили осенью 1936 года. При этом военные
отмечали высокие динамические качества машины - при движении по плохой
проселочной дороге ТМ мог двигаться на 3-й передаче. Танк обладал хорошей
поворотливостью, но при этом отмечались частые случаи спадания гусениц
(недостаток, присущий ходовой части Т-37А).
Управление ТМ было довольно легким, но при этом требовалась точная регулировка
выключения сцеплений и тормозов, а также подготовка водителя к управлению
штурвалом, а не рычагами:
«Так как управление сцеплениями обоих моторов сведено к управлению одной
педалью, то необходимо, чтобы оба главных сцепления включались и выключались
одинаково. В противном случае при трогании с места и при переключении передач
машину уводит в сторону. То же самое относится и к регулировке тормозов» (21).
043-е фото
Вид спереди опытного танка Т-43-2 конструкции завода № 37 на колесном ходу.
Москва, весна 1935 года (АСКМ).
В выводах по испытанию танка ТМ, составленных начальником 1-го отдела НИБТ
полигона майором Кульчицким, отмечалось следующее:
«В ТМ удачно решен вопрос использования двух синхронно работающих двигателей,
благодаря чему ТМ имеет лучшие динамические показатели, проходимость и
увеличенный в два раза запас хода по сравнению с Т-38.
Наличие штурвала управления вместо рычагов облегчает управление машиной.
Увеличенная база уменьшает продольные колебания ТМ по сравнению с Т-38...
Использование в ТМ стандартных агрегатов ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА, ГАЗ М-1 и Т-37А
является преимуществом при производстве ТМ.
Корпус слаб.
В случае отказа в работе одного из двигателей использование для движения танка
второго двигателя недоработано.
Запас плавучести мал.
Скорость на плаву мала.
Включение и переключение винта неудобно.
Заключение. Танк ТМ по своим динамическим качествам и проходимости имеет
преимущества перед Т-38, но ненадежность ходовой части не дает возможность
полностью выявить поведение отдельных механизмов (в особенности главных
сцеплений и тормозов) при длительных безостановочных пробегах.
Все вышеуказанные и ряд других производственно-конструкторских недостатков не
позволяют дать исчерпывающей оценки танка ТМ.
Танк ТМ необходимо доработать, устранив все конструкторско-производственные
недостатки, отмеченные в выводах отчета, и после этого провести повторные
испытания» (22).