ТММ - Легкий танк (СССР) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
Несмотря на то что работы по доводке Т-19
улучшение-го и танка ММ официально не замораживались, финансирование было
выделено только на проект академии ВАММ. Согласно уточненному ТЗ, академия
занималась разработкой проектов сразу двух танков, отличавшихся трансмиссией,
бронекорпусом и вооружением. [186]
«Танк ММ образец № 1» (ТММ-1) должен был отличаться от «Виккерса» Mk.E.
компоновкой с размещением водителя слева, усиленной до 15 мм броней, и третьей
огневой точкой в корпусе. В качестве силовой установки предполагалось
использовать мотор водяного охлаждения «Геркулес». Трансмиссия полностью
заимствовалась от В-26.
«Танк ММ образец № 2» (ТММ-2) предполагалось оснастить помимо двигателя
«Геркулес» также улучшенной [187] КПП и механизмом поворота без бортовых
фрикционов. Корпус танка должен был также иметь улучшенную броневую защиту в
виде штампованного переднего бронелиста толщиной 15 мм.
Приказом по УММ проектные работы по ТММ-1 и ТММ-2 предлагалось закончить к июню
1931 г., а опытные образцы танков изготовить и испытать к началу 1932 г.
Испытания изготовленных танков показали, что никаких особых преимуществ перед
Т-26 новые танки не имели. Более того, улучшенная КПП и механизм поворота танка
ТММ-2 оказались даже хуже, чем таковые у «Виккерса» и Т-26. Танк в ходе
испытаний не мог развить скорость свыше 25 км/ч. Двигатель вследствие неудачного
режима работы перегревался, а маневренность танка ухудшилась.
Все попытки как-то улучшить характеристики ТММ оказались тщетными. Далее
выяснилось, что при переходе к однобашенной схеме расположение водителя слева
создает помехи в работе наводчика, особенно при ведении огня вправо от
направления движения, и в сентябре 1932 г. работы над всеми вариантами ТММ были
прекращены. [188]
Свирин М. Н. Броня крепка. История советского танка. 1919-1937. - М.: ЯУЗА,
ЭКСМО, 2005. - 384 С. ил. ISBN: 5-699-13809-9. Тираж 5000 ЭКЗ.